Юридическое лицо учредитель другого юридического лица

Содержание

Если учредителем ООО является юридическое лицо…

Право юрлиц на учреждение ООО

Как оформить создание ООО организацией

Особенности регистрации ООО с учредителем-организацией

Право юрлиц на учреждение ООО

Правом учредить ООО обладают не только граждане, но и юридические лица. Организация может быть даже единственным учредителем ООО.

При этом в ст. 7 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1992 № 14-ФЗ установлены некоторые ограничения.

Во-первых, создание ООО запрещено государственным и муниципальным органам (за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законом).

Во-вторых, не допускается существование ООО, единственным участником которых является другое общество, состоящее из 1 участника. Это означает, что для создания ООО другим обществом необходимо:

  • либо хотя бы 2 участника в обществе-учредителе (только тогда оно может учредить ООО в одиночку);
  • либо, если в обществе-учредителе лишь 1 участник, наличие как минимум еще 1 учредителя (другого юридического или физического лица).

Это также значит, что если учредителем ООО является юридическое лицо, то налоговая инспекция в первом случае откажется регистрировать выход предпоследнего участника из общества-учредителя, во втором — выход предпоследнего участника из созданного ООО, если в результате такового останется только общество, состоящее из 1 лица.

Как оформить создание ООО организацией

Если учредителем ООО выступает юридическое лицо, порядок его создания не имеет существенных особенностей. Для начала процедуры требуется принятие решения о создании ООО и его документальное оформление. Если организация — единственный учредитель вновь создаваемого ООО, то составляется решение, если учредителей несколько — протокол собрания участников.

И вот здесь возникает вопрос: кто от имени юрлица вправе принимать решение о создании ООО, участвовать в собрании и подписывать протокол? Для ответа на него нужно обратиться к уставу юрлица-учредителя — именно там должно быть определено, какой орган управления общества принимает решение об участии в других организациях.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Если это директор, он участвует в собрании и ставит подпись в протоколе. Если это коллегиальный орган (общее собрание, совет директоров и т. д.), предварительно должно быть проведено собрание, на котором его члены должны принять решение об участии юрлица в новом ООО. Одновременно определяется лицо, полномочное подписать протокол о создании ООО.

Особенности регистрации ООО с учредителем-организацией

Если учредители ООО — юридические лица, регистрация его проходит в обычном порядке. При этом сведений о таком учредителе в заявлении о регистрации указывать нужно минимум: потребуется всего лишь ОГРН, ИНН и полное наименование юрлица. Заявление заполняется по форме № Р11001, утв. приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Заявление о регистрации может подписать (т. е. стать заявителем) один из учредителей (допустим, физическое лицо) либо руководитель организации, которая решила учредить ООО. Об этом прямо сказано в п. 1.3 ч. 1 ст. 9 закона о госрегистрации юрлиц и ИП от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Подпись заявителя нужно удостоверить нотариально, за исключением случаев, когда он лично представляет документы в налоговую либо направляет их в электронном виде с использованием усиленной ЭЦП.

Помимо заявления потребуется также решение/протокол о создании ООО, квитанция об уплате госпошлины (в 2017 г. — 4000 руб.) и нотариальная доверенность, если документы подает не заявитель.

ВАЖНО! Организации, доля участия других компаний в которых превышает 25%, не могут работать по упрощенной системе налогообложения (п. 14 ч. 3 ст. 246.12 НК РФ).

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

***

Как видите, процесс создания ООО юрлицами на самом деле не так сложен. Специальные требования закон предъявляет лишь к количеству участников организации-учредителя и создаваемого общества.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

Лекции по «Документационное обеспечение управления и документоведение»

Положение документа во времени характеризуется такими реквизитами как дата. Он показывает в какой момент создан документ. Датой сопровождаются и другие реквизиты, т.е. они датируются: гриф утверждения, согласования, визы, отметка об исполнеии направлении в дело, резолюция, отметка о поступлении. Дата является одним из основных реквизитов, поскольку она придает документу юридическую силу.

Целевое назначение документа характеризуется такими реквизитами как, вид документа, заголовок к тексту, резолюция, текст, коды по ОКУД и ОКОГУ и ОКЮЛП.

Реквизиты отметка о заверении копии, подпись, гриф утверждения, печать удостоверяют подлинность документа.

Реквизиты могут сообщать о документа и некоторые сведения о документе. Отметка о наличии приложения свидетельствует о том, что данный документ или не обладает всей необходимой полнотой информации и должен быть изучен вместе с другими прилагаемыми к нему документами.

Наличие реквизита «текст» свидетельствует о том, что речь идет о совершенно конкретном документе, который является средством передачи и сохранения информации.

Реквизиты, используемые при оформлении ОРД, бывают постоянными, переменными и взаимоисключающими (взаимозаменяющими).

К постоянным можно отнести такие реквизиты, которые постоянно присутствуют на документе в неизменном значении и которые, следовательно, можно заранее нанести на бланк организации. Это такие реквизиты, как:

Государственный Герб РБ (если организация имеет право изображать герб на своем бланке), эмблема организации или товарный знак (если есть),

наим. орг-ции,

код орг-ции по ОКОГУ и ОКЮЛП,

код док-та по ОКУД.

При изменении данных реквизитов изготавливаются новые бланки.

Т.о. можно сказать, что постоянные реквизиты – это реквизиты, наносимые при изготовлении унифицированной формы документа или бланка.

К переменным отноястся реквизиты, которые зависят от конкретных обстоятельств. Например, реквизит «дата» зависит от того, когда создается документ, реквизит «текст» — от того, о чем будет сказано в документе, т.е. содержания вопроса, освещаемого в документе. Другими словами, переменные реквизиты – это реквизиты, наносимые при составлени документа.

Т.о., значение переменных реквизитов всегда будет разным, в зависимости от обстоятельств подготовки и вида документа, но неизменным остаются место их расположения на документе и правила их оформления.

Взаимоисключающие (взаимозаменяемые) реквизиты – это реквизиты, для которых отводится одна и та же площадь на формуляр-образце. Они не встречаются в одном и том же документе. К таким реквизитма отоносятся:

почтовый адрес отправителя и название вида документа;

адресат и гриф утверждения;

ссылка на дату и № входящего документа и место состваления или издания документа.

Реквизиты также можно разделить на обязательные и дополнительные.

Обязательные реквизиты обеспечивают юридическую силу документа и они присутствуют всегда на любом виде ОРД. К ним относятся:

наим. орг-ции;

дата;

индекс доку-та;

заголовок к тексту;

текст;

подпись;

печать.

Дополнительные реквизиты могут быть не на всех видах документов (например, эмблема, отметка о контроле). Дополнительные реквизиты могут характеризовать этапы обработки документа (например, отметка о поступлении, резолюция, фамилия исполнителя и № его телефона, отметка об исполнении документа и направлении его в дело). Отсутствие дополнительного реквизита на документе не может повлиять на юридическую силу документа.

5. Охарактеризуйте порядок составления и оформления распорядительных документов, принимаемых на основе коллегиальности и совместных распорядительных документов.

Важнейшую роль в управлении предприятиями и организациями играют распорядительные документы. Они обращены к нижестоящим подчиненным должностным лицам или организациям. Главным назначением распорядительных документов является регулирование деятельности, с помощью которой осуществляется реализация функций м задач, поставленных перед организацией, независимо от характера и содержания деятельности организации, ее организационно-правовой формы и других факторов.

Совершенствование организационной структуры учреждения, содержания, способов и средств осуществления основной деятельности, обеспечение организации всеми видами ресурсов происходит при помощи распорядительных документов. Именно с пмщью их разрешаются все возникающие проблемы и ситуации.

Распорядительные документы содержат юридически властные предписания субъектов исполнительной власти, адресатами которых являются конкретные организации, структурные подразделения, должностные лица или работники.

К распорядительным документам относятся:

постановления,

приказы,

решения,

указания,

распоряжения.

Все данные документы являются правовыми актами. Правовой акт – документ, содержащий подзаконное официальное решение, принятое органом исполнительной власти или должностным лицом в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

С точки зрения принятия решений распорядительные документы делятся на две группы.

В условиях коллегиальности совместно обсуждаются наиболее важные и сложные вопросы деятельности организации, отрасли и т.д. Решение, выраженное затем в форме распорядитлеьного документа, также принимается совметсно. На основе коллегиальности действуют Совет министров Республиуи Беларусь, госкомиссии и госкомитеты, коллегии министреств, ведомств, высшие органы управления АО. В органах управления, действующих на основе коллегиальности, их руководители имют право прнимать единоличные решения только по достаточно узкому кругу вопросов и издавать в пределах своей компеетнции другие виды распорядительных документов. Например, Совет министров РБ издает постановления, а премьер-министр – распоряжение.

В условиях единоначалия право принятия решений по любому вопросу управления принадлежит руководителю организации, что увеличивает опеаритвность управления и персональную ответственность за принятые решения. В условиях единоначалия действуют министерства, органыи испольнительной власти организаций, учреждений, предприятий, фирм.

В определенных управленческих ситуациях возникает необходимость издания совместного распорядительного документа двух или нескольких организаций. Если эти организации имеют право издавать одинаковый вид распорядитлеьного документа, то совместный документ издается в форме этого вида. Если организации издают различные виды распорядительых документов, то совместный распорядительный документ издается в виде совместного решения.

Все распорядительные документы должны строго соответствовать законодательству.

Подоготовка всех видов распорядительных документов производится по схожим правилам. Выделяются следующие этапы данного процесса:

изучение существа вопроса;

подготовка проекта документа, его согласование и подписание. Для распорядительных документов, издаваемых еколлегиальными органами добавляется тсадия обсуждения и принятия этих документов на заседании коллегиального органа.

Процедуру составления и оформления распоярдительных документов в организации желательно описать в инструкции по делопроизводству.

Подготовку проуектов распорядительных документов можно поручить струкутрному подразделению или должностному лицу. Главное условие – компетентность тех, кто готови проект.

Основанием для разработки распорядительного документа может быть издание нормативного акта органами власти или управления, поручение вышестоящего органа или потребности самой организации.

Первая стадия разработки проекта распорядительного документа – это определение круга вопросов, которые предстоит в нем отобразить. Это требует сбора необходимой информации по существу рассматирваемого вопроса. Только после этого можно приступать к составлению проекта распорядительного документа.

Сначала следует сформулировать основные положения документа, а заетм уже уточнить его вспомогательные части, согласовывая их с руководителем и другими компетентными лицами.

Завершающим этапом работы с проектами оаспорядительных документов является их согласование и подписание. Согласовывается проект документа с о всеми заинтересованными учреждениями, структурными подразделениями, должностными лицами, которых данный распорядительный документ касается. Согласование производится путем проставления реквизита «Виза» или «Гриф согласования». Визируется должностным лицом, составлявшим проект документа, указанными в проекте исполнителями, должностным лицом, ответственным за исполнение распорядительного документа в целом, юрисконсультом. Распорядительные документы, исполнение которых требует финансового обеспечения, обязательно согласовывается с с финансовыми органами или службами.

Виза юрисконсульта свидетельствует о соответствии документа законодательным и нормативным актам.

Согласование проводит структурное подразделение или лицо, готовившее проект распорядительного документа. Реквизиты «Виза» и «Гриф согласование» проставляются, как правило, на первом экземпляре проекта. В случае несогласия с проектом пишется мотивированное зключение.

Проекты распорядительных документов, принимаемых коллегиальными органами, обсуждаются и принимаются на заседаниях. В ходе обсуждения в них можно вносить дополнения и изменения. Доработанные проекты документов выносятся на утверждение на следующее заседание.

Полностью подготовленные проекты документов представляются на подпись. Приказы и распоряжения подписывает руководитель или его заместитель. Постановденимя и решения имеют две подписи – председателя и секретаря (управляющего делами) коллегиального органа. Подписывается первый экземпляр документа, изготовленный на бланке. Распорядительные документы вступают в силу с момента их подписания или доведения до сведения исполнителя. В ряде случаев срок вступления в силу и срок действия документа указывается в нем самом.

Оформляется распорядительный документ на общем бланке формата А4. Такой вид распорядительного документа, как решение, разрешено изготавливать не на бланке.

В состав обязательных реквизитов распорядительного документа входят:

— Государственный герб (эмблема или товарный знак);

— наименование вышестоящей организации;

— наименование организации;

— название вида документа;

— дата;

— индекс документа;

— место составления или издания документа;

— заголовок;

— текст;

— визы;

— подпись.

Заголовок распорядительного документа начинается с предлога «О» («Об») и формулируется при помощи отглагольного существительного («О назанчении..», «Об увольнении… «О введении…», «О предоставлении…») или существительный, указывающих на то, из-за чего он издается («О мерах…», «об итогах…»).

Не все юристы смогут представлять интересы клиентов в судах с 2023 г.: разработана новая концепция регулирования юрбизнеса

Ограничить работу иностранных юристов и юридических компаний в России, запретить выступать в судах юристам без адвокатского статуса (за исключением штатных юристов компаний), разрешить создавать адвокатские образования в форме обществ с ограниченной ответственностью или непубличных акционерных обществ. Эти и другие предложения содержатся в новой Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанной Минюстом России.

За последние годы появилось немало проектов с предложением установить адвокатскую монополию. Но дальше обсуждений дело не шло. Теперь Минюст России опубликовал на своем сайте новую Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее — Концепция). И на этот раз она претендует на реальное воплощение в жизнь.

Зачем нужно что-то менять?

Еще при принятии АПК РФ в нем было указано, что представлять интересы компаний в судах могут только инхаус-юристы либо адвокаты (ч. 5 ст. 59 АПК РФ). В 2004 г. Конституционный суд РФ признал эту норму не соответствующей Конституции РФ в той части, в которой она исключала возможность представлять интересы организаций другим лицам, то есть тем, кто не является адвокатом или не состоит в штате этих организаций (постановление КС РФ от 16.07.2004 № 15-П). С того времени во всех процессах (за исключением уголовного) в судах могут выступать не только адвокаты, но и другие лица. Причем для этого не требуется даже высшего юридического образования.

После этого стали появляться предложения о введении адвокатской монополии. Мотивировка всегда была примерно одинаковая — для улучшения качества оказания юридической помощи. В 2010 г. министр юстиции Александр Коновалов заявил, что готовится соответствующий проект. Сначала была разработана программа «Юстиция», затем появилась концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Со своими проектами выступили Ассоциация юристов России во главе с Павлом Крашенинниковым, а также Федеральная палата адвокатов во главе с Юрием Пилипенко. Но все предложения, связанные с адвокатской монополией, так и остались на стадии обсуждений.

На этот раз Минюст России подготовил новую концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Несмотря на то что в целом юридическое сообщество выступает против адвокатской монополии, многие уже заявили, что это более проработанный документ. В нем разработчики попытались учесть интересы и адвокатов, и юристов без этого статуса.

Главная идея Концепции — не допускать недобросовестных и неквалифицированных представителей в суды. Статистика показывает, что лиц, оказывающих юридические услуги на возмездной основе на порядок больше, чем адвокатов. При этом их деятельность, в отличие от адвокатской, никто не регулирует и не контролирует. Более того, отсутствие единого правового регулирования юридического рынка приводит к тому, что адвокаты, статус которых прекращен из-за нарушения Кодекса адвокатской этики или неисполнения ими своих профессиональных обязанностей перед доверителем, могут продолжить оказывать юридические услуги низкого качества в нерегулируемом сегменте рынка, в том числе представлять интересы клиентов в судах.

Адвокатская монополия за рубежом

Разработчики Концепции настаивают на том, что в адвокатской монополии нет ничего страшного. Во многих странах с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе только лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных). Так, в Германии, Франции, Японии, Индии, Белоруссии большую часть юридических услуг, таких как правовое консультирование и представление интересов доверителя в суде, оказывают именно адвокаты.

Законодательство ряда стран закрепляет определенные изъятия из этого правила. Например, в Германии предоставление юридических услуг лицами, не обладающими статусом адвоката, допускается в кругу семьи или среди близких родственников. В Японии исключительное право на оказание юридических услуг, в том числе на судебное представительство, тоже принадлежит адвокатам. При этом оказание таких услуг лицами, не обладающими статусом адвоката, является преступлением и преследуется уголовным законом.

Порядок перехода из юристов в адвокаты

С 2019 г. Минюст России предлагает перейти к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок получения юристами статуса адвоката.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний (квалификационный экзамен) только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Этот экзамен придется сдавать в форме тестирования. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. Он будет распространяться на лиц, соответствующих общим требованиям Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих:

  • высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и

  • стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ.

Процедура сдачи экзамена в Концепции не описана. Но сказано, что экзамен можно будет сдавать удаленно через интернет. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не будет распространяться требование о наличии стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

К 2023 г. все заинтересованные юристы должны будут перейти в адвокатуру. С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также штатные юристы в интересах своих компаний (включая государственные и муниципальные), законные представители, руководители организаций. То есть другие юристы, которые сейчас возмездно оказывают юридические услуги, не имея статуса адвоката, не смогут представлять интересы клиентов в судах.

Коммерческие организации, которые оказывают юридические услуги и намерены продолжить эту деятельность в дальнейшем, до 1 января 2023 г. должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре. При соблюдении всех необходимых требований они смогут получить статус адвокатского образования.

Если к 1 января 2023 г. окажется, что численность адвокатского сообщества не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи, то срок для упрощенного порядка перехода в адвокатуру могут продлить.

Работа адвоката по трудовому договору

В Концепции предлагается предоставить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатским образованием. Наем адвоката будет происходить при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов. Речь идет:

  • об обязанности соблюдения адвокатом требований адвокатской этики и адвокатской тайны;

  • об обязанности информирования адвокатом своего работодателя о возможном конфликте интересов, связанном с работой по трудовому договору и адвокатской этикой;

  • об обязанности адвоката по передаче дел в случае прекращения с ним трудовых отношений (или по его инициативе).

Адвокатские образования в форме ООО

Одно из самых спорных предложений Концепции — разрешить деятельность адвокатских образований в форме коммерческих организаций. Сейчас Закон об адвокатуре позволяет учреждать только некоммерческие организации в качестве адвокатских образований. Но разработчики Концепции предложили внести изменения, в соответствии с которыми адвокатская деятельность сохранит непредпринимательский характер, но при этом адвокатам разрешат создавать не только некоммерческие организации, но и адвокатские образования в организационно-правовых формах коммерческих корпоративных организаций, предусмотренных ГК РФ.

То есть они смогут создавать общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество, полное товарищество, производственный кооператив. В то же время предусмотрят специальный статус таких организаций путем включения ограничительных положений в Закон об адвокатуре (по использованию наименований, составу учредителей, предмету деятельности). При этом для адвокатских образований, созданных в форме коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации, сохранят действующий в настоящее время правовой режим.

Также разработчики предложили разрешить адвокатским образованиям участвовать в закупках юридических услуг частными, государственными и муниципальными организациями. Сейчас Закон об адвокатуре не допускает такой возможности, поскольку соглашения с клиентами заключают не адвокатские образования, а сами адвокаты.

Запрет на деятельность иностранных юристов

В Концепции предлагается ограничить работу иностранных юристов и иностранных юридических компаний. В частности, могут предусмотреть правило о том, что оказание юридической помощи адвокатами или юристами из иностранных государств, которые не имеют статуса адвоката на территории РФ, допускается только при наличии двух условий. Во-первых, если они зарегистрируются в специальном реестре. Этот реестр будет вести федеральный орган юстиции. Во-вторых, если они будут работать только по вопросам права данного иностранного государства и при соблюдении принципа взаимности. То есть если иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь.

В то же время иностранные граждане смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в РФ. Но тоже при соблюдении принципа взаимности.

Не получится обойти эти положения путем создания иностранными юридическими компаниями новых организаций. В Концепции предлагается ввести требования к адвокатским образованиям, устанавливающие запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

Налоги и взносы

Разработчики Концепции предложили освободить адвокатские образования от уплаты НДС. Сейчас услуги адвокатов не облагаются НДС, поскольку адвокаты, не являясь организациями или индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС. Но если внесут поправки о возможности создавать адвокатские образования, например, в форме ООО, то юридические услуги таких организаций будут облагаться НДС, что приведет к увеличению их стоимости для клиентов. В этой связи предлагается либо полностью освободить адвокатские образования от уплаты НДС, либо освободить их только в отношении услуг, которые адвокаты будут оказывать физическим лицам.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны отменить взносы при вступлении в адвокатуру либо установить их необременительный и единый размер. Сейчас размер таких отчислений устанавливают собрания (конференции) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, поэтому суммы существенно отличаются в различных регионах.

При заключении соглашения об оказании юридических услуг от имени адвокатского образования сумма вознаграждения за оказание юридической помощи будет признаваться доходом, учитываемым также в целях налогообложения прибыли организации. В этой связи НК РФ могут дополнить нормой, предусматривающей в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, распределение адвокатским образованием вознаграждения между адвокатами согласно заключенному между ними соглашению, а также выплату вознаграждения адвокатам, которые работают по трудовым договорам и не являются партнерами (участниками) такого адвокатского образования.

В части уплаты страховых взносов предлагается сохранить действующий в настоящее время режим обложения страховыми взносами вознаграждения адвокатов независимо от того, какую форму адвокатского образования выбирает адвокат. Также могут оставить для адвокатских образований упрощенную систему налогообложения, которую сейчас применяют многие юридические компании.

Специализация адвокатов

Еще одно предложение — адвокаты смогут получать специализацию. В частности, адвокату, получившему звание специализированного, адвокатская палата могла бы выдавать соответствующий сертификат. В то же время адвокат сохранял бы в полном объеме право практиковать в качестве адвоката общего профиля. Начать внедрение специализации предлагается с ограниченного числа направлений. Например, в сфере недвижимости, корпоративного, налогового, семейного и наследственного права, трудового права и права социального обеспечения. Затем, по мере накопления опыта и заявок адвокатов, число сфер специализации можно было бы расширять.

Сертификат специализированного адвоката будет являться подтверждением того, что качество работы адвоката в соответствующей сфере действительно соответствует заявленной специализации. По сути, он будет являться дополнительным знаком качества, выданным и подтвержденным адвокатской палатой.

Адвокат, желающий получить сертификат специализированного адвоката, должен будет подтвердить уровень знаний в этой сфере доказательствами повышения квалификации на специализированных курсах, наличием практического опыта в выбранной области права, а также успешно сдать экзамен специальной комиссии. Программы обучения, правила сдачи и приема экзаменов, а также состав оценочных комиссий могли бы определяться адвокатской палатой субъекта РФ по согласованию с Федеральной палатой адвокатов РФ.

Специализированный адвокат должен будет в рамках выполнения обязанностей по повышению квалификации, установленных для адвокатов общего профиля, регулярно проходить повышение квалификации в области избранной специализации. Невыполнение этого требования повлечет отзыв звания специализированного адвоката.

К сведению

На прошлой неделе, 27 октября 2017 г., в Госдуму поступил другой законопроект, устанавливающий требования к представителям в судах (законопроект № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»). Документ внес депутат Госдумы Павел Крашенинников, сопредседатель Ассоциации юристов России. В законопроекте предлагается установить для судебных юристов требование о наличии высшего юридического образования либо присвоенной в РФ ученой степени по юридической специальности, либо юридического образования, полученного за рубежом, но при условии сдачи профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации. Кстати, подобное требование уже частично реализовано. Напомним, что на сегодняшний день в административном процессе могут участвовать только те юристы, которые имеют диплом о высшем юридическом образовании. Теперь аналогичные правила хотят распространить на все виды процесса.

Есть ли у молодого юриста будущее? Рассказывает юрист с 15-летним стажем.

Каждый 10-й российский студент – будущий юрист: более 150 тыс. человек каждый год выходят из стен института юристами. В среднем на одного человека в Москве приходится 1 797 предложений юридических услуг – конкуренция просто бешеная.

Я как юрист, практикующий более 15 лет, будучи студентом, никогда не думал, что юристом буду зарабатывать большие гонорары. Работая на предприятиях, вынужден был искать себе помощников и обращал внимание, что современные молодые студенты-юристы задавали единственный вопрос: «А сколько будут платить?» У них в головах была готовая картинка: они в дорогих костюмах, на дорогих машинах будут ездить в суд и красноречиво говорить, как Плевако или Кучерена, а при выходе из зала суда в их карманах будут оседать большие деньги.

Был забавный случай, когда молодой дипломированный юрист хотел получать зарплату в 100 тыс. рублей, не имея опыта. И это был 2010 год. Наша компания готова была предоставить ему такую зарплату и, естественно, мы провели тест-игру, дали вводные и сымитировали судебный процесс.

При этом молодой юрист, выпускник юридической академии, отказался от игры со словами, объяснив, что он не на экзамене, а его диплом уже должен сказать о многом нам, будущим работодателям. Работу он не получил, но я решил еще пообщаться с ним: мне стала интересна причина его отказа от игры, ведь он же должен быть уверен в своих знаниях. Забегая вперед, скажу, что он растерялся и забыл все, чему его учили.

Предыдущая маленькая история говорит о том, что современный выпускник вуза не подготовлен к реалиям современного рынка труда, да чего уж там лукавить, он не готов к жесткой и изнуряющий конкуренции, которая ломает любого начинающего юриста буквально за год.

Вы знали, что среди всех выпускников юридических вузов лишь 48% идут работать в юриспруденцию? Через 3-4 года всего 23% остаются работать в этой сфере и лишь 17% связывают себя с юриспруденцией навсегда.

Почему так?

Ответ очень прост: всем кажется, что юриспруденция – это легко, необременительно, а еще там нет математики. Действительно, гуманитариям юридическая наука дается проще, но вот засада – в работе вы будете постоянно сталкиваться с математикой.

Практикуемая учебными заведениями модель обучения специалистов морально устарела, современный юрист должен уметь работать в трех-четырех направлениях, но и это еще не все. Надо уметь работать со смежными дисциплинами, такими как бухгалтерия, финансы, медицина, машиностроение, спортивная отрасль, а сегодня уже и в интернет-сфере.

Многие говорят: «Я же буду работать в одном направлении, зачем мне все это знать?» И это самая первая ошибка молодого специалиста. Сегодня уметь работать только в одном направлении – почти на 100% путь к среднему заработку, работе в офисе с 9 до 18 и отсутствию интересных кейсов у себя в портфолио.

Если юрист хочет развиваться и действительно стать экспертом, то он просто обязан уметь быстро искать информацию по делу и сразу же анализировать ее. В институтах не учат анализировать само дело и его возможное развитие в различных условиях и ситуациях.

86% юристов даже не умеют писать иски. Написание иска сводиться к тому, что создается шаблон под ситуацию и меняются лишь данные истца или ответчика. Юриспруденция утрачивает то величие, когда с помощью законов и слов вершились судьбы людей и целых корпораций.

В эпоху цифровизации мира многие перестали видеть надобность в изучении законов, пленумов и постановлений. Ведь сегодня достаточно ввести запрос в поисковик и через секунду получить документ у себя на экране ноутбука или мониторе компьютера, еще через 2-3 минуты загрузить анализ по данному документу и, уже исходя из полученной информации, выстраивать работу по делу.

Это действительно удобно, обмен информацией стал столь быстрым, что людям не нужно просиживать часами за той или иной книжкой. Но в этом и кроется самая большая опасность будущего: через 20-30 лет мы будем испытывать жуткую нехватку специалистов, которые пишут законы для нашей страны. Более того, уже сегодня мы видим, что многие законы противоречат друг другу, порой люди с огромным юридическим опытом не сразу могут понять смысл продуктов законотворчества.

И вот уже молодой юрист скучно сидит за столом и к нему приходит осознание, что работа юристом не такое уж и простое занятие, это не многомиллионные гонорары, не пламенные и жаркие дебаты в суде, а отстаивание очередей в судах ради получения решения, беготня по городу в надежде получить ответ на запрос по судебному делу, а на выходе – средняя зарплата в размере 30-40 тыс. руб.

Неужели всё так печально, и учиться на юриста не стоит?

Вопрос правильный и очень важный. Чтобы ответить на него, нам нужно задать другие вопросы, а, точнее, сделать один маленький, но очень важный шаг – сменить подход к обучению молодых юристов, поменять стратегию подачи информации и готовить современных специалистов к действительно практической работе. А не к изучению теории, которая через 5 лет, когда студент выпустится, уже будет неактуальной, ибо процесс внесения поправок неумолим и постоянно вынуждает работать по новым правилам.

Студента нужно обучить, как искать информацию, как ее систематизировать, а самое главное – правильно проанализировать. Где искать клиентов, как с ними общаться, что нужно делать для того, чтобы клиент появился – тоже немаловажные вопросы. Очень важно давать студентам практические навыки с учетом специфики работы и в маленькой компании, и в корпорации, где численность штата от 1000 человек, обучить работе в команде и согласованию юридических документов с коллегами из других компаний.

И лишь на последних курсах необходимо начинать обучение профильным юридическим дисциплинам, когда уже есть понимание, как все работает, для чего нужен тот или иной шаг, как будет действовать тот или иной документ в той или иной ситуации. То есть, когда уже произошла укладка нужного фундамента в голове, вот тогда уже на него стоит накладывать отраслевые юридические знания.

И, поверьте, вы выйдете из такого института не просто подготовленным юристом, но специалистом, который не пропадет на первом же серьезном судебном процессе.

Что изменится, какие тенденции нас ждут?

Однозначно более 67% юридической работы в ближайшие 10 лет уйдет в онлайн. Развитие цифровых технологий настолько поглотило мир, что мы не можем противиться этому, и наступит то время, когда судебные процессы будет проводить не судья, а искусственный интеллект. Уже сегодня в Германии и в Англии тестируют такую технологию в простейших судебных процессах.

Я вас не обрадую, но в ближайшее время юриста, который будет и дальше получать знания по старой системе, использующейся в современных институтах, ждет печальное будущее: невостребованность, оторванность от реалий и полнейшее отсутствий возможностей.

Другое дело, если он будет изучать на доступном уровне программирование, цифровые технологии, будет стараться разрабатывать законодательные акты, положения, участвовать в сессиях по разработке пленумов, консилиумах по разработке стратегий в области защиты цифровых активов. У такого молодого специалиста хорошее будущее, а главное – он будет в тренде современного рынка.

Более того, обладая знаниями в области интернет-технологий, специалист будет на несколько шагов впереди своих конкурентов-коллег, которые в свое время пренебрегли возможностью освоить какую-либо интернет-дисциплину.

На мой взгляд, интернет-технологии – будущее ближайших 15 лет. И если мои коллеги будут развивать юриспруденцию в современных условиях, то через 7-9 лет мы сможем получить простые и понятные, а, главное, действующие законы, которые будут исполняться и реализовываться во всех областях нашей жизни.

Сегодня уже не хватает юристов, которые бы смогли правильно и стратегически верно выстроить способы защиты интереса своих доверителей в области разработок мобильных приложений, различных онлайн площадок. За примерами не стоит далеко идти: сейчас рынок наполнился онлайн-школами. Невероятно удобный формат обучения, но посмотрите, какие там применяются документы! Все в бумажном виде, все по старым технологиям, да даже современные термины пытаются подвести под старую терминологию.

Хотелось напомнить читателям, что сравнительно недавно у нас внедрили ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Задумывалось, что данная технология существенно упростит документооборот, а на деле среди моих коллег 100% слышали о такой технологии и всего лишь 2% ее успешно используют. Как мы видим, специалисты крайне неохотно адаптируются под современный рынок. Надо сказать, что юридическое сообщество весьма консервативно и различного рода новшества встречаются в штыки.

Big Data (массивные данные) – современная it-индустрия уже давно работает в этой области и систематизирует различную информацию в единое информационное поле.

Через 10 лет мир перейдет в новую эпоху – эпоху больших данных. Вместо виджета погоды на экране смартфона он сам подскажет вам, что лучше одеть. За завтраком покажет дорогу, по которой вы быстрее доберетесь до работы, и когда нужно будет выехать.

Под влиянием Big Data изменится все, чего бы не коснулся человек. А это значит, что современному юристу уже сегодня стоит изменить свой подход к сбору информации и ее систематизации.

Ныне специалисту в области юриспруденции обязательно стоит изучать blockchain-технологию, участвовать в разработке законов, актов и иных документов, которые будут регулировать работу данной технологии с правовой позиции. Предполагаю, что данная технология произведет революцию в нашем мире уже в ближайшие 10 лет. Прямо сегодня применяются smart-контракты, упрощается процедура согласования договора с помощью таких технологий.

Думаю, уже довольно скоро мы получим новую специализацию в институтах наравне с государственной, уголовной и гражданской. Думаю, что ее назовут гражданско-цифровая специализация и будет новая специальность – юрист гражданско-цифровой специализации.

20 лет назад это было фантастикой, о таком писали в книжках, а сегодня это уже реальность.

Именно поэтому считаю, что у юриспруденции есть будущее, а у современного юриста есть возможности, которыми нужно просто правильно воспользоваться.

Виктор Иванов

Правовая природа и теории юридического лица

Теория фикции, родоначальником которой выступил римский папа Иннокентий IV, составляла первую по времени теорию юридического лица. В соответствии с этой теорией, юридическое лицо есть порождение правопорядка, некая юридическая фикция, искусственная конструкция («persona fikta», «corpus mystikum»), не существующее в реальности лицо. Наибольшее развитие данная теория получила в германской цивилистической литературе XIX века. Ее представители (Савиньи, Виндшейд) считали юридическое лицо искусственным субъектом, созданным законом в целях условной «привязки» к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности принадлежат его участника — конкретным физическим лицам, либо остаются бессубъектными.

Теория объективной реальности юридического лица как субъекта права., в соответствии с которой юридическое лицо рассматривалось как особый социальный организм. «духовная реальность», «человеческий союз» со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Беселер, Гирке). Разновидность теории реальности юридического лица была органическая теория, признававшая юридическое лицо как особый телесно-духовный организм. В российской дореволюционной цивилистике теорию реальности юридического лица отстаивали Н.Л. Дювернуа и И.А. Покровский.

С теорией государства (С.А. Аскназий) считалось, что за государственным юридическим лицом стоит само государство, или «всенародный коллектив», являющийся действительным собственником его имущества.

Теория коллектива признавала юридическое лицо реально существующим социальным образованием, имеющим людской субстрат (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство (А.В. Венедиктов, С.Н. Братусь).

Была выдвинута также теория директора (Ю.К. Толстой), согласно которой поскольку воля руководителя признается волей самого юридического лица и именно через него юридическое лицо приобретает права и обязанности, то именно руководитель представляет собой сущность (людской субстрат) юридического лица.

Понятие и способы образования юридического лица

Существует три способа создания юридических лиц:
Распорядительный, в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, решение по созданию такого юридического лица принимают соответствующие государственные и муниципальные органы. Создание федеральных казенных предприятий находится в ведении правительства РФ.
Разрешительный, такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ или РосСтрахНадзора. Кроме того, в разрешительном порядке создаются ассоциации и союзы коммерческих юридических лиц, на их создание должно быть получено согласие федерального антимонопольного органа. Согласие этого же органа требуется для создания иных коммерческих юридических лиц, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч МРОТ.
Явочно-нормативный порядок, подразумевает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо существующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается.

Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 835 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *