Толлинговая схема

Толлинг как способ оптимизации налога

Январь, 2017

Суть толлинговой схемы

Толлинг – это схема взаимоотношений, которая базируется на использовании давальческого сырья. Ее суть в том, что фирма-производитель получает материалы от заказчика для организации изготовления продукции.

Особенность схемы толлинга – отсутствие необходимости переводить оплату. Выплаты осуществляются не в денежном, а в натуральном эквиваленте (готовой продукцией или возвратом материала).

Потребность в переработке давальческого сырья возникает у производственных или торговых компаний (давальцев). Эти организации сохраняют за собой право собственности не только на исходный материал, но и на готовую продукцию. Переработчик занимается переработкой и не отражает полученное сырье в балансе.

Использование этого способа подразумевает получение налоговых преимуществ и заказчиком, и производителем. Более того, последний с 2005 года вправе списывать понесенные прямые расходы.

Налоговая ставка на толлинговые операции зависит от региона, где фирма осуществляет хозяйственную деятельность. Размер фискального платежа может быть снижен почти в два раза, при этом компания не утрачивает прав на уменьшение налоговой базы или доступные льготы.

Еще один метод реализации схемы толлинга – перевод производственных активов компании, ведущей деятельность на «усредненке». Для этого потребуется разделить бизнес или выделить ООО.

Преимущества толлинга

Преимущества по схеме с использованием давальческого сырья получают обе стороны. Обычно процесс следующий:

  1. Компания планирует запустить производство на основе собственного сырья или полуфабрикатов.
  2. Нужного оборудования у фирмы нет, а его приобретение и ввод в эксплуатацию связаны с финансовыми и временными затратами.
  3. Принимается решение об обращении к фирме, занимающейся изготовлением аналогичной продукции.
  4. Заключается договор толлинга.

Когда компании с нужными производственными мощностями нет, переработка сырья организовывается самостоятельно. Для этого отдельно создается фирма, с которой заключается договор и реализуется схема толлинга.

Риски с давальческим сырьем минимальны – этот способ ведения бизнеса позволяет экономить на налогах на законных основаниях. Плюсы есть и для давальца, и для переработчика.

Давалец обязан после выставления ему счета-фактуры оплатить НДС. Однако его выгода в том, что весь объем налога принимается к вычету. Кроме того, огромное преимущество есть и в выплате иных налогов:

  1. Давалец не платит налог на имущество, так как не имеет оборудования в собственности.
  2. Давалец не выплачивает ЕСН, НДФЛ и страховые взносы за сотрудников, занятых на переработке давальческого сырья.

Преимущественные особенности толлинга есть и для переработчика. Так как он не будет реализовывать материал и готовую продукцию, стоимость давальческого сырья не увеличит налоговую базу, принимаемую для расчета платежей в бюджет. Помимо этого, он вправе списать все расходы при расчете налога на прибыль.

Однако нужно учесть важный момент, связанный с НДС. Предоставление давальческих материалов для производства облагаются НДС по ставке 18 %. При этом не имеет значения, какую ставку устанавливает заказчик при расчете стоимости готовой продукции.

Толлинговые услуги не упоминаются в перечне деятельности, попадающей под сниженную ставку 10 % (п.2 ст. 164 НК РФ). Влияния на установленную ставку не окажет даже то, что произведенная продукция может быть освобождена от выплаты НДС в соответствии со ст.149 НК РФ.

Ключевые слова:ТоллингОптимизация налоговМинимизация налогов

Блог о налогах Владимира Турова

Василий Петрович с детства мечтал стать строителем. Его мечта осуществилась – он владелец крупной строительной компании ООО «Что мне стоит дом построить». Фирма успешного бизнесмена строит самые надежные-красивые-комфортабельные многоэтажки в городе N:

  • 15 строительных бригад под руководством опытных прорабов;
  • Собственный цех по производству кирпичей;
  • Инженерно-технический отдел из 10 инженеров-проектировщиков-техников;
  • Отдел продаж из 5 менеджеров – мастеров продать даже слона;
  • Ну и, главбух с генеральным директором.

«Варится» Василий Петрович в этом бизнесе уже 7 лет. Конечно же, он разумный и законопослушный бизнесмен. История с обналичкой – это не про него. Налоги задушили, ведь он работает на основной системе налогообложения. Поэтому предприниматель решил «модернизировать» компанию: вывести производство кирпичей по толлинговой схеме (ООО УСН 15%), главбуха – на аутсорсинг (ИП УСН 6%), строителей-монтажников объединить в производственный кооператив (ООО УСН 6%), генерального директора сделать Управляющим ИП (ИП УСН 6%), отдел продаж – перевоплотить в агентов (ИП УСН 6%).

Таким образом, дробление сможет привести к значительной законной экономии на налогах и страховых взносах. А также обеспечить безопасность:

  • Толлинговая компания: экономия на страховых взносах без потери вычета по НДС при покупке сырья;
  • Главбух на аутсорсинге: безопасность и экономия на страховых;
  • Производственный кооператив: безопасность активов организации и экономия на страховых;
  • Управляющий ИП и агенты: свободная наличность и экономия на страховых.

И тут Василий Петрович столкнулся с небольшой проблемой по толлинговой компании: как сделать все «чисто», чтобы даже «комар не смог носа подточить». Вроде по агентам, управляющему ИП, производственному кооперативу и выводу бухгалтерии на аутсорсинг все предельно ясно. Ну а толлинг – темный лес… Итак, что стоит учесть предпринимателю в толлинговой схеме?

Первое: обосновать дробление

Налоговики будут тщательно искать «изъяны», ведь компания Василия Петровича много лет работала на классической системе налогообложения, а тут вдруг ни с того, ни с сего решилась на реформы. Например, в Определении ВС РФ от 10.11.2016 №302-КГ16-14547 налоговики сочли, что организация заключила договора на оказание давальческих услуг с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а именно, сохранения права на применение упрощенки. И доводы компании, что такая организация работы помогла заметно снизить убытки и являлась более эффективной, суд не убедили.

Поэтому, в первую очередь необходимо правильно сформулировать и обосновать деловые цели.


Анна Попова

Руководитель департамента юридической защиты бизнеса «Туров и партнеры»:

    Обоснованные деловые цели дробления при выделении толлинговой компании могут быть следующими:
  • улучшение бизнес-процессов (Постановление АС Уральского округа от 28.05.2015г. №Ф09-2862/15);
  • повышение эффективности работы компании (Постановление АС Уральского округа от 28.05.2015г. №Ф09-2862/15);
  • сокращение затрат или предотвращение банкротства организации (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 19.03.2015г. №Ф08-989/2015);
  • освоение новых видов деятельности (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2013г. №А19-22759/2012);
  • минимизация бизнес-рисков (Постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.2015г. №Ф03-5980/2014).

Также дополнительным аргументом защиты может послужить разработка бизнеса-плана, в рамках которого предусмотрена реорганизация. А вообще суды не против того, чтобы предприниматель выбирал выгодную для него систему налогообложения, создавал новые организации и передавал им часть функций (Постановление ФАС Поволжского округа от 18.06.2014 г. №А55-17026/2013, Постановления АС Уральского округа от 28.05.2015 №Ф09-2951/15).

Второе: соблюдать грамотный документооборот

Василию Петровичу, а точнее его юристам, нужно не упустить в договоре по переработке давальческого сырья все важные моменты. Многие путают или «роднят» этот договор с договором субподряда. И нарываются на неприятности с налоговиками. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.08.2011 №Ф09-4670/11, среди кучи доказательств построения «серой схемы», налоговики заметили, что в договоре не прописан ежемесячный план-график с количеством, качеством и ассортиментом продукции, и не указаны сроки поставки сырья.

Какие детали нужно прописать в договоре?

  • Основная организация берет на себя обязательство самостоятельно закупать сырье, и в соответствии планом графиком поставок сырья поставлять это сырье в толлинговую компанию. Исполнитель (толлинговая компания) берет на себя обязательство оказать заказчику услуги по переработке сырья, то есть услуги по производству готовой продукции из сырья заказчика;
  • План-график выпуска готовой продукции и поставок сырья, прописывая номенклатуру и т.д;
  • Порядок приемки сырья сотрудниками толлинговой компании;
  • Порядок подписания накладной М-15 или УПД о передаче сырья исполнителю для производства;
  • Установить нормы отходов в соответствии с технологическими паспортами и технологическими картами;
  • Прописать порядок утилизации отходов;
  • Прописать формы оплаты и сроки оплаты с момента подписания отчета исполнителя заказчиком и акта оказанных услуг;
  • Материальная ответственность;
  • Также необходимо заключить договор ответственного хранения на готовую продукцию произведенную в интересах заказчика и сырье. И на основании Постановления Госкомстата от 09.08.1999 №66 оформляем огромную гору документации

Какие документы нужны для отчетности?

  • Отчет исполнителя с указанием: количества и номенклатуры принятого сырья, произведенной продукции, отгруженной покупателям по поручению заказчика готовой продукции; все данные об отходах и их утилизации; количества закупленного по поручению заказчика сырья, с указанием стоимости и т.д.;
  • Заверенные копии счетов-фактур, полученных от поставщиков сырья по всем закупкам в интересах заказчика, а также от поставщиков энергоносителей и ТБО;
  • Подлинники договоров с поставщиками сырья и накладных;
  • Акт с указанием объема произведенной продукции, размера вознаграждения исполнителя, размера компенсаций (сумма) по закупленному в интересах заказчика сырью и размера компенсации по энергоносителям и ТБО;
  • Складские квитанции;
  • Плюс ежеквартально проводить акты сверок, а исполнитель должен вести аналитический учет давальческого сырья и материалов (количества, стоимости и т.д.)

Третье: самостоятельность давальцев

Про взаимозависимость Василий Петрович наслышан от своих соратников по бизнесу. Ему с такой бедой столкнуться не удалось, пока… Но он прекрасно понимает, чем может обернуться его благое дело по разделению компании, ведь претензии по взаимозависимости наравне конкурируют с обналичкой и формальными сделками. Поэтому, его толлинговая компания должная быть «свободной и независимой» от давальца. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 11.04.2012 № А41-29427/10 инспекторы выявили взаимозависимость давальческой и толлинговой компании в совокупности с формальным документооборотом и нереальностью сделок. Но как избежать этой «вездесущей» взаимозависимости в толлинговой схеме?


Анна Попова

Руководитель департамента юридической защиты бизнеса «Туров и партнеры»:

    На несамостоятельность могут указывать, например, отсутствие у компаний собственных помещений, оборудования, транспорта. Однако, такие доводы налоговиков суд может отклонить (Постановление АС Уральского округа от 11.09.2014 №Ф09-5661/14): в соответствии с абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ налогоплательщик сам решает, как он будет вести предпринимательскую деятельность, и каким имуществом будет пользоваться. Если, конечно же, отсутствует набор других признаков фиктивности.

    И в этом случае, если вы арендуете имущество у основной компании, вам необходимо доказать, что вы ведете самостоятельную деятельность. Например, доказательством реальности арендных отношений может послужить акт о получении от арендодателя активов и документы о своевременном внесении арендных платежей (Постановление АС Волго-Вятского округа от 10.06.2015 №Ф01-1596/2015).

    Ну и, конечно же, толлинговой компании все-таки лучше иметь часть собственного имущества.

Четвертое: разный штат сотрудников

Вроде бы и так все понятно. Да и Василий Петрович – не глупый человек. Раз уж создано две компании, то и сотрудники не должны «соприкасаться»: никакого совместительства и подработок. Однако, есть «экземпляры», которые умудряются «экономить» таким способом на штате, либо в силу безграмотности забывают нанять отдельный персонал. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2012 №А39-4089/2011, налоговики выявили, что коллективы двух компаний идентичны: штат состоит из одних и тех же людей. В итоге доначислили еще и НДФЛ.

Пятое: а вот в этих моментах могут признать реализацию

Василий Петрович пока еще не знает, что в толлинговых отношениях мало грамотного документооборота, самостоятельности и «чисто символической» оплаты труда исполнителю производственных услуг. Налоговики могут увидеть реализацию и доначислить НДС.

  • Т.к. сырье принадлежит основной компании, толлинговая организация должна возвращать остатки давальческого сырья, иначе не избежать реализации;
  • Если компания рассчитается с толлинговой организацией «не деньгами», сотрудники фискальной службы тоже могут признать реализацию. Так и произошло в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 №10659. Передача компании продукции, материалов, сырья и т.д. в счет оплаты стоимости услуг налоговики могут определить, как доход, размер которого определяется на основании стоимости этих «не денег», отраженных в счетах-фактурах.

Шестое, самое главное: реальность хозяйственных операций

Василий Петрович знает, что реальность сделок – «главный козырь» против нападок налоговиков. И даже, при наличии небольших ляпов в документации, если доказана реальность финансово-хозяйственных отношений, можно спать спокойно. Например, как в Постановлении ФАС Московского округа от 11.09.2013 №А40-110643/12-107-553.

Также Василий Петрович наслышан, что есть такие компании, которые используют толлинговую схему для обналички. Но налоговики научились вычислять замысловатые комбинации без особого труда. Если налицо, куча «нехороших доказательств», включая несамостоятельность, недобросовестность, признаки обнальных контор, безразличное отношение к документации и отсутствие таковой, то доначислений не избежать (Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2011 №Ф09-4670/11).

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЛИНГ ДЛЯ ЭКОНОМИИ (Visited 320 times, 1 visits today)

Автор публикации

не в сети 2 дня

Наталья Нагорнова

Толлинг

Толлинг (толинговая операция) – производство товаров из импортного сырья, с последующим вывозом готовой продукции за границу – в страну поставщика сырья.
Суть толлинга заключается в такой схеме взаимоотношений, которая базируется на использовании давальческого сырья, когда фирма-производитель получает сырье и материалы для организации произодства продукции от заказчика, который является одновременно и базовым получателем готовой продукции из этого сырья. Оплатой произведенного товара является денежная премия или товарная премия производителя, получаемая в виде части готовой произведенной продукции.
На английском подобная деятельность называется give and take raw material, customer owned raw materials, customer-furnished raw materials.
Преимущества толлинга:

  • получение налоговых преимуществ и заказчиком и производителем;
  • упрощение товарно/денежных взаимоотношений;
  • упрощение логистики;
  • уплата производства частью произведенной продукции и, тем самым, упрощение сбыта.

Толлинговые операции распространены в ряде случаев:

  • близость производителя и поставщика сырья к общей границе;
  • эксклюзивность сырья поставщика или производственных возможностей производителя;
  • рыночная монополия производителя;
  • когда поставщик сырья планирует последующее самостоятельное производство и ппроводит предварительную оценку рынка потребления;
  • когда страна производства является и, пусть первостепенной, но страной потребления производимого товара.

Происхождение термина толлинг. Возникновение термина толлинг связано с чрезвычайным распространением в начале 1990-х годов в России этой формы международных экономических отношений. Термин стали активно использовать средства массовой информации, хотя в официальных документах эта форма международных экономических отношений называлась переработка иностранного сырья.
180 просмотров

Толлинговая схема для производственной компании

Что дает толлинговая схема для снижения налогов

Российский производитель уплачивает налоги только со стоимости работ по переработке сырья. Ввоз давальческого сырья освобожден от уплаты ввозных таможенных пошлин и ввозного НДС (п. 1 ст. 239 ТК ТС).

Как работает толлинговая схема

Толлинговая схема является разновидностью давальческой. В этом случае в качестве давальцев выступают иностранные компании, в том числе зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Российская организация не закупает сырье у иностранного поставщика, а изготавливает продукцию из сырья, принадлежащего иностранному партнеру-давальцу.

После переработки готовая продукция передается иностранному собственнику сырья. Он становится собственником готового изделия. Российский производитель уплачивает налоги только со стоимости работ по изготовлению продукции. Стоимость работ по переработке давальческого сырья облагается НДС на основании пункта 5 статьи 154 НК РФ. Но российский переработчик может применять и спецрежим. Кроме того, и вознаграждение переработчику может быть установлено в минимальном размере.

Что учесть при реализации толлинговой схемы

Вывоз готовой продукции также не облагается таможенными пошлинами. Хотя пошлинами все же облагается стоимость работ по переработке. ФНС России указывает, что нормами главы 21 НК РФ не предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении реализации работ по переработке давальческого сырья в случае, когда ввезенное на переработку сырье не помещено под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Работы по переработке давальческого сырья в указанной ситуации подлежат налогообложению НДС на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ по ставке 18 процентов (письмо от 16.09.11 № ЕД-4-3/15170@).

В то же время Минфин России считает, что при реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного из государств — членов Евразийского экономического союза, применяется нулевая ставка по НДС (письмо от 27.08.15 № 03-07-13/1/49509). При этом финансовое ведомство ссылается на положения Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.14)).

Толлинг (от английского — toоlling) – механическая обработка.

Как уже было сказано выше, толлинг представляет собой разновидность операций с давальческим сырьем. Толлинг относится к категории внешнеэкономических операций. Его отличительной особенностью является то, что заказчиком является иностранная организация, которая ввозит сырье из-за рубежа и после переработки его российским переработчиком, вывозит за рубеж готовую продукцию.

При применении толлинговых схем давальческое сырье и получаемая из него продукция не облагаются налогами в стране, в которой осуществляется переработка.

При ввозе сырья из-за рубежа оно помещается под таможенный режим переработки на таможенной территории. Это режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, которое находится в условной зависимости от факта вывоза продуктов переработки с территории Российской Федерации.

Статья 176 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) относит к переработке следующие операции:

¨ переработка и обработка товаров;

¨ изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;

¨ ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;

¨ использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

К операциям по переработке, к которым может быть применен режим переработки на таможенной территории, не относится, в частности, фасовка. Эта операция не должна относиться к давальческим, и в случае заключения такого договора между российскими организациями, так как при фасовке не происходит изменения свойств продукции, и эта операция не может классифицироваться как переработка. Но, если в этом случае будет заключен договор давальческой схемы, отражение операций в бухгалтерском учете и налогообложение будет таким же, как и на давальческих условиях, поэтому нарушение будет лишь с точки зрения гражданско-правовой классификации договора. В данном случае должен быть заключен договор возмездного оказания услуг.

Однако если заказчиком выступает иностранное лицо, мы имеем дело с особым таможенным режимом и льготной системой налогообложения. Если рассматривать эту операцию как давальческую, освобождение от налоговых платежей будет неправомерным и приведет к штрафам.

С вступлением в силу с 1 января 2004 года ТК РФ, принятого Государственной Думой Российской Федерации 25 апреля 2003 года произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации. Далее рассмотрим подробнее внесенные изменения.

1) Прежде всего, новая формулировка режима переработки на таможенной территории теперь звучит следующим образом:

«Статья 173. Содержание таможенного режима

Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок».

Таким образом, если ранее режим предусматривал уплату таможенных пошлин и налогов и последующий их возврат, то в настоящее время режим предполагает полное освобождение от их уплаты, которое находится в условной зависимости от факта вывоза продуктов переработки с территории Российской Федерации.

2) Если ранее для того, чтобы иметь возможность осуществлять толлинговые операции, организация-переработчик была обязана получить лицензию, то с 1 января 2004 года достаточно разрешения таможенного органа (статья 61 ТК РФ).

Данное разрешение может быть получено любым заинтересованным российским лицом, в том числе не осуществляющим непосредственно операций по переработке товаров.

В разрешении на переработку товаров указываются следующие сведения:

¨ описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;

¨ операции по переработке товаров и способы их совершения;

¨ норма выхода продуктов переработки;

¨ способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;

¨ срок переработки товаров;

¨ иные сведения, определяемые федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.

Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.

Для получения разрешения заинтересованное лицо должно обратиться в федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, с заявлением, в котором нужно указать сведения:

¨ о заявителе;

¨ о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;

¨ о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;

¨ об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

¨ о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

¨ о норме выхода продуктов переработки;

¨ о способах идентификации ввезенных товаров и продуктов переработки;

¨ о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;

¨ о сроке переработки товаров.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие указанные сведения.

Действующая редакция Таможенного кодекса не содержит требования о регистрации иностранных партнеров в таможенных органах.

Таможенным кодексом установлено, что таможенные органы могут отказать в выдаче разрешения только в следующих случаях:

¨ если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные настоящим параграфом,

¨ если таможенным органом принято решение об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

3) Условием помещения товаров под режим переработки на таможенной территории является, как и ранее, возможность идентификации ввезенных товаров и продуктов их переработки.

Статья 175 ТК РФ устанавливает способы, которые могут применяться для идентификации ввезенных товаров и продуктов их переработки:

¨ Проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;

¨ Подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

¨ Сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;

¨ Использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.

Способ идентификации выбирается заявителем и указывается им в заявлении на выдачу разрешения, а таможенные органы рассматривают приемлемость заявленного способа идентификации с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров. Установленный способ идентификации указывается в разрешении.

4) Действующая редакция ТК РФ ограничила полномочия таможенных органов в установлении сроков переработки товаров и нормы выхода продуктов переработки (статья 177 ТК РФ). Теперь срок переработки устанавливается не таможенным органом, а определяется заявителем исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки. Этот срок должен быть согласован с таможенным органом и не может превышать два года.

Не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.

Норма выхода продуктов переработки (статья 178 ТК РФ) определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров с учетом заключений экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанных на конкретном технологическом процессе переработки.

5) С 1 января 2004 года в ТК РФ введено принципиально новое понятие эквивалентной компенсации (статья 186 ТК РФ), которая подразумевает замену ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами.

Продукты, полученные в результате переработки эквивалентных товаров, рассматриваются в качестве продуктов переработки ввезенных товаров.

В таможенных целях эквивалентные товары приобретают статус ввезенных товаров, а ввезенные товары – статус товаров, который имели эквивалентные товары.

В том случае если разрешена эквивалентная компенсация, возможен вывоз продуктов переработки эквивалентных товаров до ввоза товаров для переработки на таможенной территории, при условии наличия разрешения на переработку. Срок для ввоза таких товаров устанавливается таможенными органами.

6) Статья 183 ТК РФ устанавливает порядок, которым следует руководствоваться относительно отходов, образующихся в результате переработки.

Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в том порядке, если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.

Для целей обложения таможенными пошлинами и налогами отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Таможенная стоимость отходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При невозможности определить таможенную стоимость отходов методом по цене сделки с ввозимыми товарами, методом по цене сделки с идентичными товарами или методом по цене сделки с однородными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации, таможенная стоимость отходов определяется в размере одной из следующих величин:

¨ цены продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;

¨ цены продажи товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, если указанные товары получены в результате аналогичной переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории и если это цена продажи при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров;

¨ цены сделки с товарами, являющимися идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в то же или почти в то же время, когда производится декларирование оцениваемых отходов;

¨ цены реализации на внутреннем рынке Российской Федерации между невзаимозависимыми продавцами и покупателями товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате в Российской Федерации при реализации товаров.

7) Если в процессе переработки товаров они израсходованы не полностью, то в отношении остатков статьей 184 ТК РФ предусмотрено, что они могут быть:

¨ вывезены с таможенной территории Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин;

¨ помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Суммы ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении невывезенных остатков подлежат уплате в таком порядке, в котором они бы уплачивались, если бы товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии.

Остатки, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины и налоги, подлежат декларированию.

Сумма таможенных пошлин и налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, на день помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории были выпущены для свободного обращения.

8) Статья 182 ТК РФ предусматривает, что, при вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

9) Следует иметь в виду, что пунктом 4 статьи 174 ТК РФ Правительству Российской Федерации предоставлено право запрещать применение режима переработки на таможенной территории относительно определенных видов ввезенных товаров в том случае, если в России производятся товары, идентичные им по описанию, качеству и техническим характеристикам.

Кроме того, Правительство может устанавливать ограничения (количественные или стоимостные) по осуществлению переработки ввезенных товаров.

Запреты и ограничения могут быть введены в действие не ранее чем через 90 дней после официального опубликования устанавливающих их актов Правительства Российской Федерации.

Данные меры призваны защитить интересы отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, с 1 января 2004 года для проведения толлинговых операций лицензия не требуется, достаточно получить разрешение таможенных органов, причем не обязательно тому лицу, которое будет осуществлять переработку. Регистрация иностранного партнера в таможенных органах не требуется. Отменяется обязанность уплаты таможенных платежей при ввозе товаров (с последующим возвратом). Режим предполагает освобождение от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин и налогов. Таможенные органы лишаются права устанавливать сроки переработки и нормы выхода продукта, эти параметры будут определяться самими заявителями и согласовываться с таможенными органами.

Однако следует помнить, что Правительство Российской Федерации может воспользоваться предоставленным ему правом ограничить применение толлинговых операций в отношении некоторых товаров или вовсе их запретить.

Более подробно с вопросами, касающимися давальческой переработки, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Давальческая переработка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *