Таможенная стоимость

Содержание

Таможенная стоимость товара

Таможенная стоимость – цена товара, которую участник внешнеэкономической деятельности предъявляет представителю таможенного органа при пересечении грузом таможенной границы Таможенного союза. Когда заполняется грузовая таможенная декларация (ГТД) (нынче именуемая декларацией на товары – ДТ) в одной из граф необходимо указать таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость напрямую влияет на затраты при таможенном оформлении товаров, так как таможенные пошлины, сборы и таможенный НДС уплачиваются исходя из величины таможенной стоимости товара.

Определяется таможенная стоимость декларантом, таможенным представителем, действующим от имени владельца груза. Определение таможенной стоимости товара четко контролируется и проверяется таможенными органами, т.к. попытка необоснованного самостоятельного снижения ее размера может повлечь за собой серьезные последствия. Однако оценка для таможенных органов может производиться и независимой компанией, что позволяет определить объективную рыночную стоимость товаров и производить корректные расчеты суммы таможенной пошлины и НДС.

Общее понятие таможенной стоимости представлено в Таможенном кодексе ТС в главе №8. Участнику ВЭД необходимо знание «Соглашения с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994)» и «Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС»», которыми в настоящее время нормируется расчет таможенной стоимости импортируемых грузов. Определение таможенной стоимости экспортируемых с территории Таможенного союза грузов, согласно статьи №64 ТК ТС, производится национальным законодательством страны экспортера. На территории Российской Федерации данными законодательными актами является Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и Закон от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) «О таможенном тарифе».

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Методы определения (оценки) таможенной стоимости (Customs valuation code)

1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами

Условия применения метода оценки по цене сделки в ввозимыми товарами:

  • товар ввозится в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи;
  • взаимозависимость между продавцом и покупателем количественно определена и учтена при расчете ТС;
  • нет ограничений прав покупателя как собственника товара, за исключением:
    • — ограничений, установленных законодательством РФ;
    • — ограничений географического региона;
    • — ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
  • нет условий, количественное влияние которых на цену товара не может быть определено;
  • отдельные элементы таможенной стоимости должны быть количественно определены и документально подтверждены.

В приказе № 1 от 5 января 1994 г. сформирован комплект документов для применения 1-ого метода:

  • устав участника ВЭД (учредительные документы);
  • контракт купли-продажи;
  • счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы или счет проформу (для условно-стоимостных сделок);
  • транспортные и страховые документы;
  • счет за транспортировку или заверенную калькуляцию транспортных расходов;
  • таможенную декларацию страны отправления;
  • упаковочные листы;
  • лицензию, если она необходима;
  • сертификат о происхождении товара, сертификат качества, соответствия.

По требованию таможенного органа могут быть представлены дополнительные документы, приказ № 1 от 05.01.94, пункт 2.5, распоряжение ГТК № 01-14/1490 от 31.10.97.

База для определения таможенной стоимости: цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке.

Цена сделки: как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары. В нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:

  • расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе: расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
  • расходы на страхование;
  • расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений;
  • стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ, услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров;
  • сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров;
  • инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров;
  • вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т. д.);
  • инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, непосредственно необходимые для производства оцениваемых товаров;
  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;
  • часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.

Особенности: цена сделки не может быть использована для определения таможенной стоимости, если:

  • существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
  • ограничений географического региона, в котором товары могут быть переданы (отчуждены) повторно;
  • ограничений, существенно не влияющих на цену товаров;
  • цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено;
  • данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально;
  • импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.

2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами

База для определения таможенной стоимости:

Цена сделки с идентичными товарами, т. е. одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

  • проданы (отчуждены) для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены на тех же коммерческих условиях и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных выше на основании достоверных, документально подтвержденных сведений.

Особенности: в случае, если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости импортируемых товаров применяется самая низкая из них.

3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами

База для определения таможенной стоимости: цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения.

Цена сделки с однородными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если:

  • товары проданы для ввоза на территорию РФ;
  • ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены в тех же количествах и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемые товары.

4. Метод на основе вычитания стоимости

Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются на территории Российской Федерации в неизменном состоянии.

База для определения таможенной стоимости: цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары, продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации во время, максимально приближенное ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.

Из цены единицы товаров вычитаются, если они могут быть выделены, следующие компоненты:

  • расход на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение;
  • суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации, в связи с ввозом или продажей товаров. Этот метод используется редко, т.к. величина прибыли является коммерческой тайной.

5. Метод оценки на основе сложения стоимости

База для определения таможенной стоимости: цена товара, рассчитанная путем сложения:

  • стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
  • общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования по месту таможенного оформления на территории Российской Федерации и т. д.;
  • прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара. В РФ этот метод встречается крайне редко, т.к. трудно получить информацию о себестоимости товара у иностранного производителя.

6. Резервный метод

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные органы аргументированно считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики.

При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.

В этом случае в качестве базы для таможенной оценки может использоваться:

  • таможенная стоимость идентичных однородных товаров или товаров того же класса и вида (использование 6-го метода на базе 1-го, 2-го, 3-го);
  • цена ввозимых идентичных или однородных товаров или товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке РФ, скорректированная с учетом вычетов (метод 6 на базе метода 4);
  • ценовые данные из независимых источников информации (каталоги типа «Отто», прейскуранты цен, биржевые котировки цен).

Определение ТС по методу 6 должно базироваться на реальных, обоснованных ценовых данных. Обязательным требованием является обеспечение максимально возможного подобия товаров, т.е. при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии — товары того же класса или вида.

Особенности: в качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть использованы:

  • цена на внутреннем рынке;
  • цена на товары отечественного происхождения;
  • цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
  • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

В некоторых случаях при использовании метода № 6 невозможно использовать оценочные базы, установленные методами 1-5:

  • если товары ввозят по договору аренды или найма;
  • если товары реимпортируются после ремонта или модернизации;
  • если товары ввозят временно в качестве испытательных образцов или выставочных экспонатов;
  • если ввозят уникальную продукцию, предметы искусства.

В этих случаях допускается использование разумных подходов к оценке товара, не вступая в противоречие с установленными законодательством принципами таможенной оценки, согласуя их с реальной коммерческой практикой и информацией, имеющейся в стране импортера.

Каждую методику применяют последовательно и только после того, как будет доказано ее несоответствие, приступают к расчету по следующей методике. Окончательно выбранная методика и обоснование ее выбора должно быть внесено в соответствующую графу таможенной декларации.

В некоторых случаях, ввозимые или вывозимые товары освобождаются от выплаты таможенных пошлин, но оценка для таможенного контроля все равно является обязательной:

  • в случае ввоза товаров или оборудования, в качестве безвозмездной благотворительной помощи юридическим лицам от некоммерческих или благотворительных организаций;
  • в случае ввоза иностранными гражданами оборудования, которое является вкладом в уставной капитал российской компании;
  • в случае ввоза медицинского оборудования, занесенного в специальный перечень.

Во всех перечисленных случаях для получения соответствующей льготы, освобождающей товар от уплаты таможенных пошлин, необходимо предоставлять документальное подтверждение.

Изменения в определении таможенной стоимости товаров в Таможенном союзе

С 1 июля (6 июля) 2010 г. вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее — Соглашение) (Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Указанное Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ ТС, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее (Правила основаны на принципах и положениях по оценке товаров для таможенных целей ГАТТ, 1994).

До даты вступления в действие комментируемого Кодекса на территории России указанные вопросы регулировались Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе».

Таблица соответствия названий методов таможенной оценки, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе», статьям Соглашения:

  • Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статьи 4, 5 Соглашения);
  • Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (статья 6 Соглашения);
  • Метод по стоимости сделки с однородными товарами (статья 7 Соглашения);
  • Метод вычитания (статья 8 Соглашения);
  • Метод сложения (статья 9 Соглашения);
  • Резервный метод (статья 10 Соглашения);

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с законодательством государства — члена ТС, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 комментируемой главы). Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу РФ, а также определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится путем применения следующих методов:

  • по стоимости сделки с вывозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • сложения стоимости;
  • резервного метода.

Форма деклараций для заявления таможенной стоимости, а также порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, установлены ФТС России в соответствии с законодательством РФ (Приказ ФТС России от 16 апреля 2008 г. N 435 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»).

Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости (согласно ст. 75 комментируемого Кодекса таможенная стоимость является основой налогооблагаемой базы при исчислении пошлин товаров) на территории ТС регулируются комментируемой главой. Кроме того, порядок декларирования таможенной стоимости установлен Протоколом об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, и Протоколом об обмене информацией, необходимой для определения и контроля стоимости товаров между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Россией, от 12 декабря 2008 г. (Соглашение от 12.12.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»).

Отличительными от действующего на территории РФ порядка особенностями заявления и контроля таможенной стоимости являются:

  • значения понятия «место прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». С 1 июля (6 июля) 2010 г. в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на единую таможенную территорию ТС. В таможенном законодательстве РФ такие расходы подлежали включению в таможенную стоимость доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
  • возможность проведения консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами (такая норма в таможенном законодательстве РФ отсутствовала);
  • при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости идентичных или однородных товаров введение 90-дневного ограничения временного периода для определения их усредненной величины;
  • возможность отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров, если при таможенном декларировании данная величина не может быть определена в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета. В этом случае на основании п. 5 ст. 64 комментируемой главы допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений, а исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов — исходя из заявленной таможенной стоимости. Такие случаи определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением КТС.

Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного оформления (декларирования) товаров (глава 27 комментируемого Кодекса), а также комментируемой главой. Условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления документов для ее подтверждения, формы деклараций таможенной стоимости, а также правила их заполнения должны быть урегулированы решениями КТС (ст. 65 комментируемой главы).

Контроль правильности определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, совершающим таможенные операции. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (глава 18 комментируемого Кодекса).

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с комментируемым Кодексом декларанту отказывается в выпуске товаров, если декларантом в срок выпуска товаров на основании принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости не осуществлена ее корректировка и не уплачены доначисленные таможенные платежи или не представлено в срок выпуска товаров обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (в случае принятия таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки). Комментируемым Кодексом предусмотрено, что перечисленные действия должны быть совершены декларантом в пределах сроков временного хранения (ст. 168 комментируемого Кодекса), а также не предусмотрен отказ в выпуске товаров (ст. 201 комментируемого Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 64 комментируемой главы при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы ТС.

В соответствии со ст. 65 заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны быть представлены таможенному органу. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант.

Комментируемой главой также регулируются вопросы проведения таможенным органом дополнительной проверки при обнаружении им признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров либо невозможности их документального подтверждения. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением КТС.

Согласно комментируемой главе если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные ст. 196 комментируемого Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 комментируемого Кодекса.

На основании ст. 67 комментируемого Кодекса устанавливаются виды решений в отношении таможенной стоимости товаров:

  1. решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
  2. решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Корректировка таможенной стоимости — изменение таможенной стоимости, на основании которой были рассчитаны таможенные платежи и налоги, подлежащие взысканию при производстве таможенных операций с товаром. Комментируемой главой установлены основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости.

При несогласии декларанта с решением таможенного органа РФ в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом главой 7 ТК РФ.

На основании ст. 8 комментируемого Кодекса информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Кодексом и законодательными актами РФ.

Таким образом, комментируемый Кодекс наделяет КТС полномочиями по установлению (Решение КТС от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»):

  • порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости и правил их заполнения (п. 3 ст. 65);
  • порядка осуществления контроля таможенной стоимости товаров, в том числе формы решений в отношении таможенной стоимости и порядка их доведения до декларанта (ст. 66 — 67);
  • порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки (п. 1 ст. 69);
  • порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости товаров и пересчета таможенных пошлин, налогов (п. 4 ст. 68);
  • случаев определения таможенной стоимости в соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 64, а также порядка декларирования и контроля таможенной стоимости, особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев (п. 5 ст. 64);
  • особенностей определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории (п. 2 ст. 246);
  • особенностей определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки товаров для внутреннего потребления (п. 2 ст. 271).

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, в отношении которых не требуется представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров, сокращена по сравнению с российским законодательством (с 20 000 руб. до 200 евро) (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров»).

Ваше удовольствие от ВЭД — наша приятная забота!

Заказать услугу можно по телефону 8 495 984 64 54 Отправить онлайн-заявку

Ставки и сборы за таможенное оформление в 2019 году

Таможенными сборами являются специальные платежи, которые взимаются за услуги, предоставленные таможенным органом (оформление, хранение, сопровождение). Коммерческая принадлежность товара не имеет значения.

Суммы сборов регулируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ №863. Основой для расчета является стоимость товара. Максимальный размер таможенного сбора составляет 100 000 рублей. Если экспортируемые товары не облагаются соответствующими пошлинами, то их стоимость не влияет на ставки.

Беспошлинный ввоз

В некоторых случаях перечисленные ставки не используются, а именно:

  • временная транспортировка через границу воздушного и морского транспорта;
  • для товаров, на которые предусмотрена экспортная пошлина;
  • при заполнении полной декларации ПВД;
  • при экспорте.

Если оформляются товары на экспорт, для которых не предусмотрено пошлин, то расчет производится в соответствии с фактической стоимостью, обозначенной в сопроводительных документах.

Изменения с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года порог беспошлинного ввоза значительно снижен. Теперь максимальная стоимость товара, которая не облагается налогом, равна 500 евро. Также предусмотрены ограничения по весу. Сборами не облагаются грузы до 25 кг включительно.

Нововведения относятся только к физическим лицам и направлены на борьбу с теми, кто приобретает товар за рубежом и привозит на родину для продажи. Правила распространяются на предметы личного пользования как в посылках, так и при других видах ввоза.

Допустимая масса авиа багажа составляет 50 кг при стоимости до 10 000 евро. Если при выезде за границу у вас при себе есть дорогостоящие вещи, то не забудьте заранее заполнить добровольную декларацию. При возвращении обратно будет сложно доказать, что они приобретены до визита в другую страну.

Некоторые предметы не относятся к средствам личного пользования. При прохождении таможенного контроля сотрудники государственной службы обращают внимание на различные признаки:

  • наличие ярлыков, бирок;
  • присутствие следов износа;
  • соответствие традиционной практике применения.

Например, подозрения вызовет шуба, которую перевозят через границу летом.
Для определенных товаров потребуется дополнительное разрешение. Это относится к алкогольной и табачной продукции. Допустимый объем составляет 3 л на одного человека.

Величина таможенных сборов в 2019 году

В 2019 году изменений не предвидится, ставки остаются на прежнем уровне. На уплате сборов можно сэкономить, если подать декларацию в электронном формате. В таком случае потребуется лишь 75% от определенной суммы.

При вывозе применяются тарифы, определенные Постановлением. В таблице указана величина таможенных сборов при электронном декларировании.

Стоимость Таможенный сбор
до 200 000 руб. 375 руб.
200 000,01 — 450 000 руб. 750 руб.
450 000,01 — 1 200 000 руб. 1 500 руб.
1 200 000,01 — 2 500 000 руб. 4 125 руб.
2 500 000,01 — 5 000 000 руб. 5 625 руб.
5 000 000,01 — 10 000 000 руб. 15 000 руб.
от 10 000 000 руб. 22 500 руб.

Случается так, что в одной декларации указана информация о товарах, облагаемых и необлагаемых пошлинами. Тогда за необлагаемые необходимо заплатить 1 000 рублей, для облагаемых используется информация из таблицы.

Для некоторых позиций используются специальные ставки, которые указаны в таблице ниже.

Товар Сумма
Бумаги, стоимость которых определена в валюте другого государства 500 руб.
Предметы для личного применения 250 руб.
Воздушный и водный транспорт 10 000 руб. за единицу

Также взимаются сборы за сопровождение различного транспорта. Для воздушного или водного транспортного средства установлена сумма в размере 20 000 рублей за единицу. За автомобиль или единицу ж/д состава придется заплатить минимум 2000 рублей за сопровождение на расстоянии до 50 км.

Оплата таможенных сборов

Сборы производятся сразу же при подаче таможенной декларации вне зависимости от ее вида.

Обратите внимание: оплату необходимо производить на расчетный счет Федерального казначейства. Для физических лиц допускается наличный расчет во время прохождения таможенного пункта. При оплате принимаются только российские рубли.

Ответственность за уплату сборов распространяется только на декларанта или его представителя. Если оплата произведена не полностью или вовсе не поступила, то взыскать необходимую сумму могут как с владельца, так и с представителя.

Существует несколько вариантов оплаты таможенной пошлины:

  • наличный расчет;
  • банковская гарантия;
  • поручительство;
  • определенный залог.

Выбор осуществляется добровольно. Для начала необходимо точно установить, к какому типу относится товар (ввозимый или вывозимый). В соответствии с этим выбирается вид пошлины. Затем определяется подходящий вариант оплаты. Принимается как наличный, так и безналичный расчет.

Если вам подходит наличный расчет, то потребуется оформление приходного ордера. В документе указывается информация, идентифицирующая платеж:

  • код бюджетной классификации (КБК);
  • информация о получателе платежа;
  • номер ФТС;
  • код таможенного органа, состоящий из 8 знаков;
  • банковские реквизиты.

После заполнения рекомендуется перепроверить документ, чтобы избежать ошибок.

Если вы оплачиваете таможенную пошлину на месте, то для расчета пройдите в кассу. В остальных случаях денежные средства переводятся на расчетный счет.

Сроки для выплаты таможенных платежей

Существуют конкретные сроки, в которые требуется заплатить пошлину при транспортировке товара через границу. Все участники ВЭД обязаны их соблюдать. При оформлении периодической таможенной декларации оплата производится в срок до 15 дней, который отсчитывается со дня прибытия товара на территорию государства.

Если какие-либо сведения изменяются, то потребуется повторная подача соответствующей декларации. В некоторых случаях это влияет на размер таможенной пошлины, поэтому выполняется в день предоставления документа.

Обратите внимание: при переплате предусмотрен возврат излишков, который осуществляется согласно ст. 355 ТК ТС.

Изменение сроков

В определенных случаях допускается изменение срока. Для этого участник ВЭД должен иметь определенные основания:

  • причинен серьезный ущерб по различным причинам;
  • задерживаются государственные выплаты;
  • задерживаются выплаты за выполненный госзаказ;
  • товар имеет небольшой срок годности;
  • товар предназначен для промышленной переработки;
  • импортируемый товар предназначен для ведения с/х деятельности и многое другое.

При возникновении одной из перечисленных ситуаций участник ВЭД может претендовать на отсрочку уплаты.

Можно ли не платить таможенную пошлину?

Избегать уплаты таможенной пошлины не имеет смысла, поскольку это грозит серьезным штрафом или конфискацией имущества. Сотрудники таможенной службы быстро узнают реальную стоимость товара. При наличии каких-либо подозрений товар имеют право задержать до выяснения обстоятельств. Если будут обнаружены какие-либо несоответствия, участник ВЭД понесет соответствующее наказание.

Таможенная стоимость

Таможенная стоимость – одна из самых важных характеристик товара, ввозимого на территорию ЕАЭС, поскольку:

  • используется как база для расчета таможенных платежей: пошлин (ввозных/вывозных), НДС, акцизов, сборов;
  • позволяет определить не только фактическую стоимость товара, но и размер финансовых затрат на его транспортировку до таможенной границы Союза;
  • используется для ведения таможенной и внешнеторговой статистики.

Помимо этого, таможенная стоимость (ТС) может являться основанием для применения нетарифных и иных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

Определение таможенной стоимости товаров

Расчет таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (НПА), регулирующими порядок и методы определения ТС. На текущий момент такими НПА являются:
При импорте:

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) – Глава 5;
  • Федеральный закон от 03 августа 2018 года №289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” – Глава 5;

Дополнение от 23.01.2020

Постановлением Правительства РФ №1694 от 16.12.2019 определена методология расчета таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Таможенная стоимость рассчитывается декларантом (грузовладельцем) или действующим по его поручению лицензированным агентом ВЭД, которым может быть:

  • таможенный представитель (брокер);
  • уполномоченный экономический оператор.

После расчета, полученное значение ТС округляется по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой и заявляется:

  • в 45 графе декларации на товары (ДТ), где используется в качестве базы для расчета таможенных платежей;
  • в декларации таможенной стоимости (ДТС), где подтверждается обоснованность заявления выбранной суммы.

При использовании первого метода определения таможенной стоимости, оформляется декларация по форме ДТС-1. При использовании 2-6 методов, оформление осуществляется с помощью формы ДТС-2.

Как рассчитывается таможенная стоимость: 6 методов определения таможенной стоимости

Законодательно определены 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. вычитания;
  5. сложения;
  6. резервный.

Методы определения таможенной стоимости применяются последовательно, начиная с первого. Каждый последующий (с 2 по 6) может быть использован только если ТС не может быть определена посредством применения предыдущего.

Исключениями являются методы сложения (5) и вычитания (4), которые могут применяться в любой последованности по усмотрению декларанта.

Первый метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с ввозимыми товарами

Основным и наиболее предпочтительным методом определения таможенной стоимости является первый метод. Он предполагает подтверждение стоимости сделки на основании полного пакета документов, который включает в себя:

  • копию внешнеторгового контракта со всеми дополнениями и приложениями, при их наличии;
  • договор транспортно-экспедиторского обслуживания;
  • инвойс;
  • прайс-лист;
  • банковские документы;
  • товаросопроводительные документы;

Полный список документов, необходимых для подтверждения первого метода таможенной стоимости вы можете найти в соответствующем разделе нашего сайта.

Согласно методу по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость складывается из фактурной стоимости (цена товаров, которая указана в инвойсе) и расходов покупателя, понесенных им в процессе приобретения и доставки грузов до границы ЕАЭС.

Условно, расчет таможенной стоимости по первому методу можно представить в виде формулы:

ТС=ФС+Рс, где

ТС – таможенная стоимость;
ФС – фактурная стоимость;
Рс – расходы покупателя, понесенные им в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС.

Если расходы покупателя рассмотреть более детально, то формула расчета таможенной стоимости будет выглядеть так:

ТС=ФС+ТР+СС+ПРР+ВП+ЛП, где

ТР – транспортные расходы до границы ЕАЭС;
СС – стоимость страхования;
ПРР – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения;
ВП – выплаты посредникам;
ЛП – лицензионные платежи, уплачиваются в случае если ввозимые товары представляют собой объекты интеллектуальной собственности.

Для товаров, приобретаемых в рамках договора купли-продажи, использование любого метода определения таможенной стоимости, кроме первого, фактически означает назначение корректировки таможенной стоимости в сторону ее увеличения и необходимость уплаты таможенных платежей, пересчитанных от скорректированной стоимости.

Чтобы не допустить подобных проблем и провести таможенное оформление своего груза без КТС, рекомендуем доверить этот процесс профессионалам, которые заранее:

  • проверят весь пакет документов по сделке и своевременно проинформируют о недостающих документах/сведениях;
  • проконсультируют о возможных вопросах со стороны таможни по уровню цены на ввозимые товары;
  • а также помогут пройти все необходимые таможенные формальности по первому методу.

Когда у таможенных органов возникают сомнения относительно достоверности/достаточности сведений, заявленных для подтверждения первого метода, таможенная стоимость может быть определена по второму методу.

Второй метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с идентичными товарами

Согласно этому методу, таможенная стоимость ввозимых товаров рассчитывается на основе таможенной стоимости идентичных товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза или вывезенных за ее пределы.

Идентичные товары – одинаковые по своим физическим и/или химическим характеристикам, производителю, стране происхождения, качеству и репутации товары, ввезенные на территорию ЕАЭС в тот же период времени – не более 90 дней с даты ввоза.

У идентичных товаров допускаются незначительные расхождения во внешнем виде, например, другой цвет всего корпуса или одной из деталей.

Оцениваемые товары, произведенные другим производителем той же страны, могут быть рассмотрены в качестве идентичных только в случае отсутствия подходящих товаров того же производителя.

Иные различия у идентичных товаров не допускаются.

Товары не считаются идентичными, если:

  • они произведены в другой стране;
  • в их отношении процесс проектирования, разработки, инженерной и/или конструкторской работ, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и осуществление иных аналогичных работ были выполнены на таможенной территории ЕАЭС.

На практике применение метода по цене сделки с идентичными товарами для расчета ТС происходит следующим образом:

  1. У таможенных органов возникают сомнения относительно достоверности/достаточности заявленных сведений;
  2. Назначается дополнительная проверка, у декларанта запрашивается дополнительный пакет подтверждающих документов;
  3. Если представленных декларантом сведений недостаточно, чтобы подтвердить первый метод, таможенные органы подбирают подходящие источники ценовой информации. В случае если должностными лицами таможни выявлено 2 и более подходящих вариантов стоимости сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них;
  4. Декларант или уполномоченное им лицо осуществляет расчет ТС на основании предоставленной таможенными органами информации с учетом поправок, учитывающих различия в коммерческом уровне продажи, способе транспортировки груза, количестве и/или весе товарной партии.

Условно, расчет таможенной стоимости по второму методу, в случае различия партий ввозимых и оцениваемых товаров по весовой характеристике, можно представить в виде формулы:

ТС=(ТСит/Рит)*Р, где

ТС – таможенная стоимость;
ТСит – таможенная стоимость идентичных товаров;
Рит – вес идентичных товаров, в кг;
Р – вес ввозимых товаров, в кг.

Однако не всегда возможно найти товары, полностью идентичные ввозимым; в этом случае определение таможенной стоимости осуществляется по цене сделки с однородными товарами.

Третий метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с однородными товарами

Метод по цене сделки с однородными товарами практически не отличается по процедуре своего использования от второго метода определения ТС. Единственным отличием является понятие оцениваемых товаров, для третьего метода это однородные товары.

Однородные товары – товары, имеющие сходные характеристики, состоящие из схожих компонентов и произведенные из таких же материалов, что и ввозимые товары, что позволяет им:

  • выполнять те же функции, что и ввозимые товары;
  • быть коммерчески взаимозаменяемыми с ввозимыми товарами.

В процессе анализа однородности товаров, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.

Причины неотнесения оцениваемых товаров к числу однородных такие же, как и для идентичных.

Условно, расчет таможенной стоимости по третьему методу можно представить в виде формулы:

ТС=(ТСот/Рот)*Р, где

ТС – таможенная стоимость;
ТСот – таможенная стоимость однородных товаров;
Рот – вес однородных товаров, в кг;
Р – вес ввозимых товаров, в кг.

В случае невозможности использования ни одного из методов определения ТС по цене сделки, применяется либо метод вычитания, либо метод сложения.

Четвертый метод определения таможенной стоимости – вычитания

Согласно четвертому методу, определение таможенной стоимости происходит путем вычитания всех затрат, понесенных участником ВЭД на территории ЕАЭС. В качестве базы для расчета ТС данным методом может быть использована конечная стоимость ввозимых (оцениваемых), идентичных или однородных товаров, т.е. та стоимость, по которой товары были реализованы в самых больших объемах на территории России в неизмененном состоянии (без каких-либо доработок).

Условно, расчет таможенной стоимости по четвертому методу можно представить в виде формулы:

ТС=ЦР-ТРв-ТП-ВП, где

ТС – таможенная стоимость;
ЦР – цена реализации товара на территории ЕАЭС;
ТРв – транспортные расходы на доставку груза по территории ЕАЭС;
ТП – таможенные пошлины;
ВП – вознаграждение посредника.

Четвертый метод определения таможенной стоимости на практике используется крайне редко.

Пятый метод определения таможенной стоимости – сложения

Согласно пятому методу, определение таможенной стоимости происходит путем сложения всех затрат, понесенных на производство и доставку товара до границы ЕАЭС. Условно это можно представить в виде формулы:

ТС=Рпр+Рс, где

ТС – таможенная стоимость;
Рпр – расходы, понесенные в процессе производства товаров;
Рс – расходы покупателя, понесенные им в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС.

Если все статьи расходов рассмотреть более детально, то формула расчета таможенной стоимости будет выглядеть так:

ТС=М+Ипр+ТР+СС+ПРР+ВП+ЛП+Пр, где

М – стоимость материалов;
Ипр – издержки, понесенные изготовителем в связи с производством товара;
ТР – транспортные расходы до границы ЕАЭС;
СС – стоимость страхования;
ПРР – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения;
ВП – выплаты посредникам;
ЛП – лицензионные платежи, уплачиваются в случае если ввозимые товары представляют собой объекты интеллектуальной собственности;
Пр – прибыль, обычно получаемая экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

При экспорте грузов из РФ, формула метода сложения затрат будет выглядеть следующим образом:

ТС=Рпр+П+Кр+Ур

ТС – таможенная стоимость;
Рпр – расходы, понесенные в процессе производства товаров, например, на покупку сырья;
П – сумма прибыли, которая обычно учитывается при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары;
Кр – коммерческие расходы, которые обычно учитываются при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары;
Ур – управленческие расходы, которые обычно учитываются при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары.

Пятый метод определения таможенной стоимости, так же, как и четвертый, на практике используется крайне редко, поскольку, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из информации, доступной на таможенной территории ЕАЭС. Однако для расчета ТС по 5 методу необходима информация о расходах, понесенных производителем в процессе производства товаров, например, расходы на материалы, различного рода издержки и иные закрытые сведения. При этом нередко возникает ситуация, когда производитель отказывается предоставлять конфиденциальную информацию о процессе производства, и применение данного метода, как следствие, становится невозможным.

Шестой метод определения таможенной стоимости – резервный

Резервный метод определения таможенной стоимости является полным отражением своего названия. Он применяется только в случае невозможности определения ТС методами 1 – 5, что чаще всего происходит при импорте товаров, полученных не в результате выполнения обязательств договора купли-продажи, а иным способом, например, ввоз образцов или рекламных материалов на безвозмездной основе.

Расчет таможенной стоимости по 6 методу осуществляется на основе экспертных оценок и выбранной базы (метода определения таможенной стоимости, который будет взят за основу производимых вычислений). Процедура выбора базы для 6 метода не отличается от выбора метода определения ТС: методы с 1 по 5 используются последовательно, начиная с первого, каждый последующий может быть использован только если применение предыдущего невозможно. Исключения: взаимозаменяемые 4 и 5.

После выбора базы, к резервному методу применяется:

  • соответствующее обозначение, например, метод 6 на основе метода 1 или 6 метод на базе 3;
  • соответствующая формула и принцип расчета ТС, т.е. для расчета могут использоваться следующие данные: цена сделки ввозимых/идентичных/однородных товаров, затраты на производство и материалы или стоимость конечной реализации.

При определении таможенной стоимости по резервному методу, предусмотрен ряд упрощений:

  • за основу может быть взята стоимость сделки с идентичными/однородными товарами, произведенными в стране, отличной от страны происхождения ввозимых товаров;
  • допускается разумное отклонение от срока отнесения товаров к числу однородных/идентичных (более 90 дней с момента ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров).

Вне зависимости от метода определения таможенной стоимости товаров, если после проверки предоставленного пакета документов у должностного лица таможенного органа возникают сомнения в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, он может принять решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости.

Дополнительная проверка таможенной стоимости товаров (Запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений)

В случае, если должностным лицом таможенного органа:

  • выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, например, в части выбора метода определения;
  • принято решение о недостаточности сведений, представленных декларантом, для подтверждения заявленной таможенной стоимости;

декларанту направляется мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, которые помогли бы более детально сформировать таможенную стоимость товара. Запрос устанавливает достаточный срок для предоставления этих сведений.

Такой запрос должен содержать причины принятия решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, а также доказательства того, что декларант ошибочно или преднамеренно заявил недостоверную таможенную стоимость ввозимых товаров.

Срок предоставления необходимых документов и сведений устанавливается индивидуально, для каждой конкретно взятой ситуации, однако, обычно составляет:

  • менее 10 дней* – в случае необходимости предоставления сведений до выпуска товаров;
  • 1,5-2 месяца в случае необходимости предоставления сведений после выпуска товаров.

Срок проведения проверки представленных документов и сведений таможенными органами составляет:

  • менее 10 дней* – при проверке сведений до выпуска товаров;
  • 30 дней – при проверке сведений после выпуска товаров;

*Поскольку законодательно установлен предельный срок проверки и выпуска ДТ с учетом запроса и предоставления документов и сведений – 10 дней с момента подачи ДТ в таможенные органы.

Перечень сведений, подтверждение или уточнение которых может запросить инспектор, установлен Решением ЕЭК №42 от 27 марта 2018 года, Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

Если по каким-либо причинам у декларанта нет возможности предоставить требуемые документы и сведения, ему необходимо подготовить мотивированные пояснения и документально обосновать невозможность предоставления запрошенных таможней документов.

В случае, если запрашиваемые документы/сведения/пояснения не были представлены в таможенный орган своевременно или они не позволяют инспектору однозначно устранить сомнения в недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости и подтвердить формирование стоимости сделки, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости или КТС на основании той информации, которая есть у него в распоряжении.

Корректировка таможенной стоимости

Если в результате проведения дополнительной проверки таможенный орган не смог убедиться в достаточности и/или достоверности заявленных декларантом сведений, то он вправе принять решение о проведении корректировки таможенной стоимости товаров. При этом декларанту направляется мотивированное уведомление о назначении КТС, которое должно содержать:

  • логичное обоснование принятия такого решения;
  • срок, в течение которого декларант обязан внести требуемые изменения.

Основанием для принятия решения о назначении корректировки таможенной стоимости чаще всего является наличие ошибок или неточностей в расчетах таможенной стоимости и/или платежей, совершенных преднамеренно или случайно.

Однако стоит помнить, что выявление факта преднамеренного заявления недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность участника ВЭД.

Также в число оснований для назначения КТС входит появление ранее неизвестных/неучтенных факторов или новых документов которые оказывают значительное влияние на формирование ТС.

Более подробную информацию о корректировке таможенной стоимости и о том, как вернуть денежные средства уплаченные в результате КТС вы можете узнать на соответствующих страницах нашего сайта.

Компания Онлог Систем оказывает услуги по таможенному оформлению грузов по первому методу как на контракт клиента, так и на контракт брокера, а также оказывает помощь в ответе на дополнительную проверку и при назначении КТС. В случае возникновения спорных ситуаций с таможенными органами и необходимости вмешательства профессионала в сфере таможенного права, мы оказываем комплекс юридических услуг, включающий в себя консультации и привлечение таможенного юриста.

Расчёт таможенных платежей: порядок исчисления, формула

Торговые операции являются основным двигателем экономики. Процедуры экспорта и импорта товаров сопровождаются прохождением через таможню, и предприниматель должен внести таможенные платежи в бюджет государства. Что такое таможенные пошлины? Как осуществить расчёт таможенных платежей по коду ТН ВЭД и оплатить? Какие предусмотрены пени за несоблюдение сроков оплаты? Ответим на эти вопросы подробнее.

Что такое таможенные платежи?

Как уже было сказано выше, почти все торговые операции не обходятся без выплаты таможенных платежей соответствующему государственному органу. Их необходимо внести, чтобы сотрудники таможни пропустили товар через границу.

Итак, таможенные платежи представляют собой обязательные взносы для частных и физических лиц при импорте или экспорте определённой продукции через границы государства. Это понятие законодательно закреплено в 4 статье Таможенного кодекса. В Российской Федерации посредством подобных взносов осуществляется пополнение и формирование бюджета.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Разновидности таможенных платежей

Таможенный кодекс трактует основные понятия, которые используются в международной торговле. Согласно этому своду законов, все платежи можно разделить на 2 крупные категории:

  • Платежи налогового характера.
  • Платежи не налогового характера.

Рассмотрим каждую из этих категорий в отдельности.

Таможенные ставки варьируются в зависимости от страны-производителя товара.

Платежи налогового характера

К платежам налогового характера можно отнести:

  • Налог на добавленную стоимость. Этот вид платежа должен быть оплачен только при ввозе продукции или товаров на территорию страны, которая относится к Таможенному союзу.
  • Акцизы. Этот вид пошлин очень схож с предыдущим. Он также начисляется при ввозе товара.

Основная функция этих налогов — регулирующая.

Платежи не налогового характера

К этому виду платежей относятся:

  • Таможенные пошлины. Выделяют 2 их разновидности: ввозную и вывозную. Первая начисляется при импорте продукции, вторая — при экспорте, соответственно.
  • Таможенные сборы. Могут взиматься за оформление, сопровождение и хранение продукции, выдачу или продление лицензий и аттестатов.

Но довольно часто основным участникам ВЭД и обычным физическим лицам приходится вносить в бюджет государства те виды взносов, которые не прописаны в законодательных документах. К ним можно отнести плату за получение консультаций от сотрудников, принятие участия в таможенных аукционах, приоритетное принятие решений и т. д.

Методика расчёта таможенных платежей

Для каждого вида платежей существует своя методика расчёта. Рассмотрим каждую из таких методик поподробнее.

Порядок расчёта пошлины и коды ТН ВЭД

Конечный размер таможенной пошлины в любой торговой операции зависит от установленных законодательно ставок. Они могут зависеть от следующих факторов:

  • Разновидность продукции. Существует особая классификация ТН ВЭД, которая выделяет основные виды товаров, которые транспортируются через таможню.
  • Страна происхождения. Этим термином называют то место, в котором продукт был либо изначально изготовлен, либо модифицирован и переработан. Таким местом может быть не только страна, но и отдельные её части и регионы, группы государств и их союзы и т. д.
  • Конкретные случаи, в которых могут произойти изменения размеров ставок.

Согласно законодательству Российской Федерации, ставки на товары могут варьироваться в зависимости от места их производства. Установленный тариф может увеличиваться или уменьшаться. По этому фактору пошлины можно разделить на следующие виды:

  • Базовые. Такие ставки используются в сделках и операциях с государствами-партнёрами. Их размер составляет 100 процентов от установленного законодательством тарифа.
  • Максимальные. Этот вид ставок отличается от предыдущего. Он используется в отношении тех государств, которые не являются экономическими партнёрами Российской Федерации. Их размер составляет уже 200 процентов.
  • Преференциальные. Размер таких ставок зависит от уровня развития государства. Если страна находится на этапе активного развития, то ставки составляют всего 75 процентов от установленного тарифа. В том случае, если уровень экономического развития государства низок, то пошлины при выполнении торговых операций не взимаются вовсе.

Как посчитать НДС?

В случае с налогом на добавленную стоимость размер ставки точно установлен. Она равна 10 или 18 процентам. Все зависит от того, к какой категории относится товар.

Как и при расчёте любого налога, для вычисления НДС необходимо перемножить налогооблагаемую базу и установленную для конкретного случая ставку.

Формула расчёта налогооблагаемой базы для НДС состоит из следующих компонентов:

  • Стоимость товара. Может произойти включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товара.
  • Таможенная пошлина.

Все компоненты формулы складываются между собой. НДС, как уже было сказано выше, взимается только при импорте продукции.

Как рассчитать акциз?

Так как акцизы относятся к платежам налогового характера, для их нахождения необходимо перемножить следующие значения:

  • Налогооблагаемая база в отношении транспортируемого товара.
  • Установленная ставка.

Взимаемые ставки одинаковы для товаров любой категории. Они могут быть отечественного или зарубежного производства.

Для того чтобы найти базу, необходимо сложить следующие значения:

  • Таможенную пошлину.
  • Таможенный сбор.

Как считается таможенный сбор?

Таможенный сбор может взиматься на следующих основаниях:

  • За оформление товара.
  • За хранение товара.
  • За сопровождение товара.

От этого зависит конечный размер сбора.

Расчёт сбора за оформление товара

Сбор за оформление товара необходимо подать в строго установленные сроки. То есть до или во время подачи необходимого пакета документов в таможенный орган.

Размер этого взноса может варьироваться от 500 до 10 тысяч рублей. Всё зависит от того, к какой именно категории относится перевозимый товар.

Расчёт сбора за хранение товара

Размер таможенного сбора за хранение продукции зависит от следующих факторов:

  • Продолжительность хранения.
  • Вес продукции.

За каждые 100 килограмм продукции вам необходимо платить ежедневно по 1 рублю.

Сбор за хранение может увеличиться до 2 рублей в том случае, если для хранения продукции было предоставлено специально оборудованное помещение.

Расчёт сбора за сопровождение товара

Сбор за сопровождение продукции равен выплатам за предоставление транспортного средства для перевозки груза. Все выплаты осуществляются по строго установленным тарифам.

Пример исчисления платежей

Рассмотрим простой пример исчисления таможенных платежей. На территорию Российской Федерации ввозятся дверные ручки. Страна их производства — Италия. Общее количество дверных ручек — 300 штук.

Цена каждой ручки составляет 10 долларов США. По курсу валют на тот момент 1 доллар составляет 40 российских рублей. Соответственно, стоимость каждой дверной ручки — 400 рублей, а всей партии — 120000 рублей. Установленная ставка таможенной пошлины для импорта товара — 20 % от тарифа. Код ТН ВЭД — 8302410000.

Чтобы посчитать платежи в этом случае нужно выполнить следующие шаги:

  1. Согласно категории, к которой относится товар, таможенные сборы на его оформление составляют 500 рублей.
  2. Для вычисления таможенной пошлины необходимо стоимость товара умножить на установленную ставку. Её размер составляет 24 тысячи рублей.
  3. Для вычисления НДС сначала находим налогооблагаемую базу. В нашем случае она равна 144 тысячи рублей. Для нахождения непосредственно налога на добавленную стоимость нужно умножить базу на ставку. Получается 25 тысяч 920 рублей.
  4. Складываем все платежи. Итого к оплате получается 50 тысяч 420 рублей.

При оплате платежей на таможне участники ВЭД имеют возможность использовать обеспечительный таможенный платёж, но воспользоваться данным инструментом можно только при предоставлении определённых гарантий.
Как вернуть таможенные платежи . Возврат производится при наличии излишне уплаченных средств.

Уплата сборов

Уплата таможенных сборов должна быть осуществлена в строго установленные законодательством сроки. Оплатить эти взносы необходимо «до» или «во» время подачи соответствующей декларации. Сама же декларация должна быть предоставлена таможне в течение 2 недель после прибытия продукции на территорию государства.

Выплату можно осуществить непосредственно в кассе таможенного органа.

Расчёт пени за просрочку уплаты платежей

При несоблюдении сроков и порядка уплаты платежей ежедневно начисляются пени. Размер пени зависит от суммы недоимки.

Пеню можно вычислить по следующему алгоритму:

  1. Сначала необходимо перемножить сумму недоимок, выраженную в рублях, срок просрочки погашения задолженности и установленную Центральным Банком России ставку.
  2. Полученную сумму необходимо разделить на 30000.

С помощью этой универсальной формулы можно рассчитать размер пени для любой торговой операции. Штраф должен быть погашен вместе с неуплаченными платежами.

Очень важно соблюдать сроки оплаты взносов за импорт или экспорт товаров. В противном случае, таможня может обратиться в суд.

Наглядный пример расчёта таможенных платежей в этом видео:

Итак, таможенные платежи являются обязательными выплатами, которые необходимы не только для нормального функционирования таможни, но и пополнения бюджета Российской Федерации. Размер платежей, как правило, рассчитывают сами работники таможни. Но вы можете вычислить его самостоятельно, используя стандартные формулы для расчёта выплат.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов даст возможность организациям, участвующим во внешнеэкономической жизни страны, избежать ответственности, установленной налоговым и административным кодексом. Рассмотрим нюансы включения транспортных издержек в таможенную стоимость.

Алгоритм определения таможенной стоимости

Влияют ли условия поставки на включение транспортных затрат в таможенную стоимость?

Включаются ли в таможенную стоимость дополнительные транспортные расходы?

Итоги

Алгоритм определения таможенной стоимости

При ввозе товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на территорию России таможенные органы рассчитывают их стоимость с целью корректного исчисления НДС и таможенной пошлины. Руководствуются они при этом нормами Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), отдельными нормативно-правовыми актами, положения которых будут рассмотрены в статье, и ст. 160 НК РФ.

Налоговая база для исчисления НДС представляет собой сумму:

  1. Таможенной стоимости ТМЦ.
  2. Таможенных пошлин.
  3. Акцизов (для подакцизных ТМЦ).

Для определения таможенной стоимости необходимо руководствоваться нормами Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (ст. 64 ТК ТС) при импорте и постановлением Правительства «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ» от 06.03.2012 № 191 — при экспорте.

ВАЖНО! Поскольку Таможенный кодекс РФ, утвержденный ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1, фактически утратил силу, положения Соглашения об определении таможенной стоимости используются для импорта ТМЦ как из стран ЕАЭС, так и из иных государств. Аналогично используются нормы постановления Правительства № 192 при экспорте.

О том, какие страны включены в состав ЕАЭС, рассказано в публикации «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».

Согласно двум вышеперечисленным документам таможенная стоимость складывается из:

  • подлежащей уплате или уже оплаченной фактически цены за ТМЦ;
  • транспортных издержек по доставке ТМЦ до аэропорта, морского порта или другого места прибытия (выбытия) ТМЦ;
  • дополнительных расходов, перечисленных в ст. 5 Соглашения.

Невключение в декларацию транспортных или иных расходов, увеличивающих таможенную стоимость ТМЦ, влечет за собой занижение таможенных пошлин и налогов и, как следствие, наложение административных санкций, предусмотренных ст. 16.2 КоАП.

Как в постановлении № 192, так и в Соглашении об определении таможенной стоимости законодатели выделяют 6 аналогичных способов формирования стоимостной оценки ТМЦ таможенными органами.

Методы определения таможенной стоимости, используемые при экспорте (импорте) ТМЦ на территории РФ:

Метод

Определение

Стоимостью оцениваемых ТМЦ является

Условия применения

Не применяется, если

Включение в стоимость транспортных расходов

По стоимости сделки

Фактически уплаченная или подлежащая оплате цена за ТМЦ

1. Нет ограничений прав покупателя (продавца) на распоряжение ТМЦ

Отсутствуют подтверждающие документы

Транспортные затраты включаются в таможенную стоимость

2. Цена и реализация ТМЦ не зависят от количественно определенных обязательств

Отсутствует достоверная, количественно определяемая информация

3. Никакой доход от последующей перепродажи товаров покупателем-импортером не будет причитаться первому продавцу-экспортеру (и при импорте и при экспорте ТМЦ)

Таможенная стоимость ТМЦ отсутствует и не может быть применена

4. Взаимосвязь между продавцом и покупателем отсутствует или установлена, но не влияет на стоимость ТМЦ

По стоимости аналогичной сделки с идентичными ТМЦ

Таможенная стоимость ТМЦ, принятых таможней по сделке с идентичными ТМЦ, проданными для ввоза на территорию РФ или вывоза в ту же страну за соответствующий период

1. Таможенная стоимость ТМЦ с идентичными ТМЦ, реализованными на том же коммерческом уровне и в том же объеме, что и оцениваемые ТМЦ

Сделки с проданными идентичными ТМЦ не были выявлены

Транспортные издержки включаются в таможенную стоимость.

При расчете суммы могут корректироваться в зависимости от вида транспорта и расстояний, на которые ТМЦ транспортируются

2. Если аналогичных продаж нет, выбираются сделки, произведённые на том же коммерческом уровне, но в иных количествах

3. Если таких нет, то учитываются сделки, совершенные на ином коммерческом уровне, но в тех же объемах

4. Если и таковые отсутствуют, то используются сделки, осуществленные на ином коммерческом уровне в других количествах. При этом сведения могут корректироваться

По стоимости сделки с однородными ТМЦ

Таможенная стоимость аналогичной сделки с однородными ТМЦ, вывезенными в ту же страну (ввезенными из той же страны) и в тот же временной промежуток

В расчет принимаются сделки, аналогичные методу 2, при условии выбора операций с однородными ТМЦ

Сделки с однородными ТМЦ не были выявлены

Транспортные издержки включаются в таможенную стоимость. При расчете возможны корректировки с учетом вида транспорта и расстояния доставки в каждом конкретном случае

Метод вычитания (используется только при импорте)

Цена единицы ТМЦ, по которой однородные или идентичные ТМЦ продаются невзаимосвязанным лицам на территории Таможенного союза, за исключением следующих сумм:

  • вознаграждений посреднику;
  • страховки и транспортировки ТМЦ на территории Таможенного союза;
  • таможенных платежей и налогов, взимаемых на территории государства — члена Таможенного союза

1. В случае, если идентичные или однородные ТМЦ не реализуются на территории Таможенного союза, в расчет принимается цена идентичных или однородных ТМЦ, продаваемых на территории Таможенного союза, на самую раннюю дату прибытия ТМЦ, но не более 90 дней после этой даты.

2. Если товары, указанные выше, не были выявлены, то в расчет принимается цена таких же или аналогичных переработанных ТМЦ

Таможенные расходы, осуществленные до территории Таможенного союза, включаются в таможенную стоимость. А сумма транспортных издержек, понесенных на территории страны — члена Таможенного союза, исключается

Способ сложения

Расчетная стоимость ТМЦ, которая складывается из суммы затрат на закупку или производство продукции, а также управленческих и коммерческих расходов, аналогичных другим сделкам, прошедшим таможенные процедуры

Стоимость определяется на основании данных производителя ТМЦ при наличии подтверждающих бухгалтерских документов

Производитель не может подтвердить сумму расходов коммерческими документами

Затраты на транспортировку включаются в состав таможенной стоимости

Резервный метод

В расчет принимаются аналогичные сделки с однородными или идентичными ТМЦ с временными отклонениями

Влияют ли условия поставки на включение транспортных затрат в таможенную стоимость?

Условия поставки указываются в контракте с учетом обозначений, предусмотренных международными правилами Инкотермс 2010, введенными в действие с января 2011 года. Согласно ст. 5 данных правил выделяются 4 варианта доставки:

  1. Продавец передает ТМЦ в распоряжение покупателя в стенах своих складов.
  2. Покупатель самостоятельно организует транспортировку груза со склада продавца, а продавец передает груз перевозчику, указанному покупателем.
  3. Продавец организовывает доставку собственными силами, но не принимает на себя риски повреждения или утраты ТМЦ.
  4. Продавец принимает на себя ответственность и риски по доставке ТМЦ покупателю.

В 1-м и 2-м случаях затраты по доставке и страхованию груза ложатся на плечи покупателя, а сама транспортировка осуществляется собственными силами покупателя или с привлечением перевозчика-посредника. Данные затраты увеличивают таможенную стоимость товаров.

Пример 1

Компания ООО «ИнертГарант» закупила партию цемента в турецкой компании «ТанкКомюр» на сумму 80 тыс. долларов. Доставка осуществляется морским сообщением силами «ИнертГарант». Затраты на страхование составили 1 тыс. долларов, доставка по морю 3 тыс. долларов. Перевозка со склада «ТанкКомюр» до морского порта осуществлена транспортной компанией за 1 тыс. долларов. Стоимость погрузочных работ 500 долларов. Таким образом, таможенная стоимость равна сумме всех вышеперечисленных затрат, то есть составит 85,5 тыс. долларов (80 + 1 + 3 + 1 + 0,5). Предположим, что цена доллара на дату растаможки составила 63,5234 руб.

Рассчитаем таможенную пошлину и НДС к уплате по формуле:

ТП = ТС × Ст, где

ТС — таможенная стоимость;

ТП — таможенная пошлина;

Ст — ставка таможенной пошлины.

В данном примере таможенная пошлина исчисляется по адвалорным ставкам, т. е. в процентном соотношении к таможенной стоимости. Согласно нормам ст. 71 ТК ТС таможенная пошлина может рассчитываться по специфическим (в зависимости от характеристик товара, например массы или объема) и комбинированным ставкам (сочетающим и адвалорные, и специальные ставки, например 17%, но не менее 2 долларов за кг).

При этом адвалорные ставки применяются при обложении ТМЦ одной товарной группы, но с различными качественными характеристиками. Специфические ставки обычно используются при обложении стандартизированных ТМЦ. А комбинированные чаще всего отражают пиковые ставки таможенных тарифов.

Ставка таможенной пошлины устанавливается согласно единым таможенным тарифам, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. В данном случае она равна 3%.

Таможенная пошлина = 162 937,52 руб. (5 431 250,70 (85 500 долл. × 63,5234) × 3%).

База НДС = 5 594 188,22 руб. (5 431 250,70 + 162 937,52);

НДС = 1 006 953,88 руб. (5 594 188,22 × 18%).

При этом товары не будут выпущены на территорию РФ в случае неоплаты данных сумм.

Напомним, что таможенная пошлина и НДС оплачиваются в таможню и обязательны к оплате всеми налогоплательщиками вне зависимости от режима налогообложения. При этом компании на ОСНО имеют право предъявить уплаченный НДС к возмещению, а спецрежимники учитывают сумму налога в себестоимости ТМЦ (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

О том, какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров, читайте на нашем сайте.

Если применяется 3-й или 4-й метод доставки, то есть доставку организовывает продавец, а сумму затрат на нее возмещает покупатель, то транспортные издержки также увеличивают таможенную стоимость товара.

При этом, если товар доставляется продавцом до пункта пропуска, а не до самой границы с РФ, например железнодорожным транспортом, расходы на доставку до границы включаются в цену ТМЦ, а транспортные затраты от границы РФ до пункта пропуска не подлежат включению в таможенную стоимость (см. схему 1). Такое мнение выразил Минфин в своем письме «Об учете затрат при определении таможенной стоимости товаров» от 30.11.2006 № 03-10-05/161. Данная позиция была отражена и в судебных спорах, например в постановлении ФАС Московского округа от 13.01.2012 по делу № А41-35376/10.

Возможен также смешанный вариант доставки, когда продавец организует поставку до определенного места вне границ ЕАЭС, а затраты по доставке от этого пункта до границы РФ оплачивает покупатель.

Пример 2

Компания ООО «Ригма» заключила контракт с норвежским поставщиком на поставку партии ТМЦ на сумму 43 350 долларов. По договору продавец организовывает доставку ТМЦ до Финляндии морским сообщением, а «Ригма» оплачивает погрузочно-разгрузочные работы –- 500 долларов, доставку ТМЦ фирмой-перевозчиком из Финляндии до границы с РФ — 1 300 долларов, а также сумму страховки груза — 800 долларов. Цена доллара равна 62, 4523 руб.

Таможенная стоимость ТМЦ = цена товара по контракту + сумма погрузочно-разгрузочных работ + доставка ТМЦ + страхование груза = 45 950 долларов (43 350 + 500 + 1 300 + 800).

Включаются ли в таможенную стоимость дополнительные транспортные расходы?

В таможенную стоимость товаров также включаются дополнительные транспортные издержки, понесенные покупателем при транспортировке ТМЦ с помощью собственных транспортных средств. При этом для расчета транспортных затрат используются сведения бухгалтерского учета и калькулирования транспортных издержек с включением всех статей и элементов расходов (п. 22 решения Комиссии Таможенного союза «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров» от 20.09.2010 № 376). К ним относятся затраты на:

  • ГСМ;
  • оплату гостиницы и суточные;
  • ремонт и техническое обслуживание машин;
  • таможенное оформление ТМЦ при их вывозе из страны продавца;
  • оплату магистралей и платных автодорог;
  • вознаграждение экспедитора;
  • страхование груза и т. д.

Пример 3

Компания ООО «Альтернатива» отправила сотрудника Артеменко А. Е. в иностранное государство для покупки основного средства стоимостью 1 587 433 руб. Доставка была осуществлена компанией-перевозчиком. В затраты вошли:

  • стоимость перелета в страну покупки — 24 557 руб.;
  • проживание в гостинице и суточные — 28 352 руб.;
  • таможенное оформление — 384 570 руб.;
  • страхование груза — 143 558 руб.;
  • доставка груза до таможни — 287 358 руб.

Таким образом, таможенная стоимость составила 2 455 828 руб.

При этом отнесение суточных к транспортным расходам является спорной операцией. Таможня настаивает на их включении в состав транспортных издержек, а вот мнения судов разделились. Так, ФАС МО в постановлении от 19.10.2007 № КА-А40/10111-07 оставил суточные в составе таможенной стоимости, а ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18.10.2008 по делу № А44-2902/2008 сделал вывод о том, что суточные не соответствуют понятию «транспортные расходы» и не должны относиться к таковым при определении таможенной стоимости.

Относится ли покупаемая модель станка к товарам, не облагаемым НДС, узнайте, изучив публикацию «Изменен перечень не облагаемого НДС технологического оборудования».

Итоги

При всем разнообразии вариантов поставки ТМЦ транспортные издержки увеличивают таможенную стоимость товаров при их оплате покупателем и упоминании в коммерческих документах. Исключением могут являться случаи доставки ТМЦ наемным наземным транспортом (к примеру, железнодорожным сообщением) от границы РФ до пункта пропуска на территории РФ. В данном случае транспортные расходы не включаются в таможенную стоимость товаров.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *