Субъектов малого предпринимательства

Управление малым предприятием подчинено ряду неписанных правил, обусловленных его незначительной штатной численностью, относительно невысокими оборотами, прозрачностью управленческой структуры.

Точного определения, что такое малое предприятие, в законодательстве нет.

При его формулировании придется опираться на конкретную норму федерального закона (назовем его для краткости — законом о малых предприятиях), посвященную предметному описанию категорий субъектов малого предпринимательства.

Анализ обозначенных категорий позволяет сформулировать критерии малых предприятий, которым ниже мы посвятили отдельный – весьма обстоятельный — раздел.

В дальнейших рассуждениях мы ограничимся несколько формальным определением, которое позволит сэкономить три-четыре страницы убористого машинописного текста, напичканного юридической терминологией, обычно сложно воспринимаемой неподготовленным читателем…

По сути, малое предприятие – это субъект хозяйствования (ИП или юрлицо), наделенный статусом малого предприятия в соответствии со специальным законом.

Обозначенный статус присваивается по мере обретения предприятием тех или иных характеристик, связанных с объемами получаемого дохода, числа задействованных работников, соответствием иным критериям малого предпринимательства.

Задача сегодняшней публикации – затронуть разноплановые аспекты деятельности малых предприятий, оставшиеся за рамками прежних публикаций либо освещенные недостаточно полно, как того требует поднятая тема.

Мы оценим признаки малого предприятия, разберемся с его организационной структурой, этапами создания и отчетностью малого предприятия, особенностями налогообложения, преимуществами и недостатками данной формы предпринимательства.

Вопросы объемные. Самое время приступить к их детальному разбору.

Содержание

Признаки и задачи малого предприятия

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм малых предприятий прописан в упомянутом выше законе о малых предприятиях.

Ими потенциально могут быть индивидуальные предприниматели, потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные партнерства и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все перечисленные субъекты должны отвечать критериям и особенностям малых предприятий, описанным этим же законом (соответствующие вопросы подробнейшим образом рассматривались нами здесь).

Важнейшими задачами малых предприятий являются:

  • совершенствование конкурентной среды в социально-значимых отраслях экономики;
  • создание дополнительных рабочих мест, в том числе на низкорентабельных производствах;
  • формирование уверенного в своих финансовых возможностях среднего класса;
  • стимулирование предпринимательской инициативы в регионах;
  • повышение занятости экономически активного населения.

Решение этих задач во многом обусловлено разноуровневой государственной поддержкой малых предприятий, принятием стимулирующих производство законодательных актов, активной политикой государства в сфере развития малого предпринимательства.

Виды малых предприятий

Исходя из производственной специализации принято выделять следующие виды малых предприятий:

А) специализирующиеся на промежуточной сборке или изготовлении отдельных компонентов, деталей, запчастей или узлов и

Б) ориентированные на выпуск готовой продукции.

Первая группа малых предприятий подвержена жесткому влиянию и финансовой зависимости от крупных компаний-заказчиков, имеющих возможность выбирать подрядчиков из множества конкурирующих субъектов малого предпринимательства.

Ко второй группе относится основная масса малых предприятий, задействованных в IT-сфере, строительстве, производстве одежды, продуктов питания и проч.

Они менее зависимы от крупных производств и могут конкурировать с ним наравне за счет более высокого качества и уникальности продукции.

Возможны и иные классификации малых предприятий, например, исходя из формы собственности, организационно-правовой формы, организационной структуры и ряда других.

Какой-то практической значимости такие классификации, как правило, не имеют.

Организационная структура малого предприятия

Система управления малым предприятием должна отвечать современным требованиям эффективности, гибкости и простоты. Ее основная задача – обеспечивать выживание малого предприятие в высококонкурентной среде.

Организационная структура малого предприятия предусматривает систему взаимосвязанных механизмов, ведущих к поставленным целям за счет эффективного использования ресурсов.

Еще на этапе создания малого предприятия учредители должны четко представлять его структуру и – хотя бы схематично – предполагаемое распределений ключевых полномочий руководящего состава.

Чем яснее эта структура, тем эффективнее окажется функционирование ее отдельных звеньев (подразделений) и элементов (рядовых работников и менеджеров).

В процессе разработки организационной структуры малого предприятия целесообразно поразмышлять над следующими базовыми вопросами:

  • Каковы ключевые подразделения предприятия?
  • Как ключевые подразделения малого предприятия должны взаимодействовать между собой?
  • Каковы численность и специализация рабочего персонала в каждом подразделении малого предприятия?
  • Каковы уровни подчиненности отдельных подразделений малого предприятия?

При ответах на эти вопросы целесообразно использовать возможности графического представления анализируемых данных (например, блоков, соединительных линий и стрелок, используемых для создания презентаций в PowerPoint или аналогичных приложениях).

Организация предприятия малого бизнеса окажется тем эффективнее, чем логичнее с точки зрения производственного процесса будут увязаны между собой его структурные подразделения.

Чтобы достичь такого эффекта, от руководителей и собственников малого предприятия потребуется нетривиальная концентрация умственных усилий и безупречная ясность мышления, подпитанная богатым практическим опытом.

Этапы создания малого предприятия

Чтобы организовать малое предприятие, необходимо последовательно пройти сквозь череду создания малого бизнеса.

Обычно все начинается с элементарной оценки своих возможностей, их проецирования на текущее экономическое состояние в стране, рассмотрения плюсов и минусов ведения малого бизнеса.

Далее придется изрядно «попотеть» над проработкой предпринимательских идей, отсеять заведомо абсурдные и недостижимые, хотя бы и с позиций текущих финансовых возможностей.

На данном этапе можно получить адекватную оценку рынка, который планируется занять посредством реализации той или иной бизнес-идеи.

Следующие этапы создания малого предприятия можно структурировать в форме короткого списка:

  • установить реальные цели;
  • обеспечить наличие необходимых ресурсов;
  • определить организационно-правовую форму;
  • определиться с составом учредителей;
  • пройти государственную регистрацию бизнеса.

Преимущества малых предприятий

Преимущества и недостатки малых предприятий необходимо рассматривать в контексте их хозяйственной деятельности в конкретной производственной сфере.

Благодаря государственной поддержке малые предприятия обладают выраженными преимуществами перед прочими субъектами хозяйствования в части льготного налогообложения, более простых правил ведения бизнеса.

Меньшая численность сотрудников и более высокая автоматизация производства за счет использования современного оборудования позволяют существенно упростить управление персоналом малого предприятия.

Данная организация предпринимательской деятельности является более мобильной и легче приспосабливаемой к меняющимся рыночным условиям. Реорганизация малых предприятий куда менее затратна в сравнении с преобразованиями на крупных производствах.

Упрощенный документооборот и прозрачная структура малых предприятий позволяет оперативно принимать руководящие решения, без бюрократических проволочек и многочасовых «посиделок», характерных для крупных (особенно – государственных) промышленных предприятий.

Вопросы охраны труда на малом предприятии регламентированы законодателем в отдельной главе Трудового кодекса, посвященной особенностям регулирования труда на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Для отдельных категорий малых предприятий (в частности, микропредприятий) допускается упрощение кадрового документооборота, освобождение от обязанности разработки и принятия правил внутреннего трудового распорядка, положений по зарплате и премиям, сменного графика.

Недостатки малых предприятий

Анализ современных производств на примере малого предприятия позволяет выделить существенные недостатки этой формы бизнеса, несмотря на ее колоссальную государственную поддержку.

Большинство малых предприятий сосредоточено в крупных населенных пунктах, что вполне объяснимо.

Одно и то же производство – к примеру, по пошиву или ремонту одежды – будет рентабельным и прибыльным в областном центре и, скорее всего, малоприбыльным – в «затюханном» райцентре, где платежеспособность потенциальных клиентов и их общая численность существенно ниже.

Для многих малых предприятий характерна слабая техническая оснащенность, ставящая их в зависимость от крупных профильных производств.

Малым предприятиям сложнее масштабировать производство и разнообразить ассортимент уникальной продукции из-за нехватки средств для приобретения современных технологических линий и станков.

Как результат – основные показатели деятельности малых предприятий могут быть на порядок ниже в сравнении со средними или крупными предприятиями, что снижает к ним доверие со стороны кредитных организаций.

Из-за несовершенства управленческих методов и невысокой квалификацией большинства руководителей повышение эффективности деятельности малых предприятий может оказаться несбыточной мечтой.

Для девяти из десяти малых предприятий – если верить официальной статистике – на первом году определяющей является проблема выживаемости, решить которую удается немногим.

Из-за этого сфера малого предпринимательства традиционно характеризуется высокими рисками финансовых потерь.

Налогообложение малых предприятий

Налогообложение предприятий малого бизнеса выгодно отличается от условий и правил, применяемых к предприятиям, не обладающим таким статусом.

С одной стороны, малые предприятия пользуются налоговыми льготами. с другой – для них же предусмотрено ведение отчетности по упрощенной системе.

Налоговые льготы для малых предприятий могут быть (1) общими либо (2) специальными.

К числу ОБЩИХ льгот относят:

  • поквартальную и безавансовую уплату налогов;
  • освобождение от налога на прибыль в течение двух лет с момента создания малого предприятия, производящего товары народного потребления или функционирующего в социально-значимой отрасли (к примеру, в строительстве);
  • возможность ускоренной амортизации производственных фондов.

К числу СПЕЦИАЛЬНЫХ налоговых льгот для малых предприятий можно отнести налоговый кредит – законодательно предусмотренную форму отсрочки части налоговых платежей, предоставляемую на основании соглашения между фискальным органом и субъектом хозяйствования.

Размер налогового кредита – 10 процентов годовой выручки. Отсрочка может применяться не более чем к половине объема налогового платежа.

Такой кредит может предоставляться для целей:

  • защиты окружающей среды;
  • импортозамещения;
  • покупки отечественного оборудования или оборудования со сроком износа свыше восьми лет;
  • закупки оборудования, используемого для создания рабочих мест для инвалидов;
  • проведения опытно-конструкторских работ и научных исследований;
  • некоторых других.

Отчетность малых предприятий

Характер отчетности малых предприятий обусловлен возможностью использования упрощенной системы ее учета.

При этом учетные документы должны обеспечивать должную полноту отражения сведений об основных показателях деятельности малого предприятия, которые могут потребоваться налоговым и контролирующим органам, а также использоваться при разработке бизнес-плана.

Малое предприятие может поступить двояко: (1) перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) или (2) обойтись уплатой единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Переход на УСН для юрлиц «чреват» сокращением числа налоговых расчетов и бухгалтерских форм, заменой большей части налогов единым налогом на доход и существенным упрощением бухгалтерской отчетности.

Индивидуальные предприниматели, обладающие статусом малого предпринимательства и перешедшие на УСН, обязуются вести книгу доходов и расходов, а вместо личного подоходного налога – на платной основе приобретают налоговый патент.

Принципы взимания ЕНВД устанавливаются федеральным законодательством. Введение ЕНВД на территории субъекта РФ производится отдельным законом этого субъекта.

Ставка ЕНВД не может превышать 20 процентов от вмененного дохода. На каждый вид деятельности требуется отдельный сертификат на уплату ЕНВД.

В течение первых двух лет становления малого бизнеса прибыль компании полностью освобождается от налогов.

Это большой бонус для тех, кто еще только выстраивает собственную модель предпринимательства.

Сторонние проверки малых предприятий

Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.

Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.

Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.

Совокупный срок всех проверок не должен составлять более 50 часов в год. При выявлении на малом предприятии серьезных нарушений этот срок может быть увеличен.

В зависимости от тяжести выявленных нарушений контролирующие органы вправе принудить предпринимателей к их исправлению (под угрозой наложения штрафных санкций и привлечения к административной, дисциплинарной или иной ответственности).

Нарушения, сопряженные с причинением государству ущерба в крупном или особо крупном размере, подлежать оценке правоохранительными органами в рамках уголовного судопроизводства.

В последнем случае незаконная предпринимательская деятельность малых предприятий приостанавливается либо прекращается.

При рассмотрении хозяйственных споров или дел о ликвидации или банкротстве малого предприятия судебные органы заинтересованы в объективной оценке кредитоспособности малого предприятия.

С этой целью субъект хозяйствования может подвергаться аудиту со стороны профессиональных аудиторов по назначению суда. Малое предприятие вправе провести внутренний аудит для получения данных о своем финансовом положении.

На этапе становления предприятия – в течение первых двух лет – владельцам малых предприятий опасаться проверок не стоит.

Государство дает время субъекту хозяйствования встать на ноги, набрать «нужную высоту», достичь значимых денежных оборотов. Этот период в предпринимательской среде получил название надзорных каникул.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям

Еще одна важнейшая задача сегодняшней публикации – вооружить читателя четкими критериями, с помощью которых можно безошибочно определить, относится ли конкретный бизнес к малому предприятию или нет.

Таких критериев не так уж и много. Часть из них касается всех видов организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, а часть – лишь хозяйственных обществ и партнерств.

Первая группа будет включать основные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малым предприятиям, а вторая – вспомогательные (дополнительные).

Основных критериев мы насчитали три:

  • регистрация бизнеса в необходимой организационно-правовой форме;
  • соответствие численного состава персонала предприятия установленным пределам;
  • нормированный размер дохода;

Отдельная группа критериев распространяет свое действие исключительно на хозяйственные общества и партнерства.

К числу вспомогательных критериев будем относить:

  • должную структуру уставного капитала;
  • специфичный характер деятельности предприятия;
  • наличие статуса проекта в «Сколково»;
  • присутствие среди учредителей юридических лиц, оказывающих поддержку инновациям;
  • для акционерных обществ – отнесение акций к высокотехнологичным (инновационным) секторам экономики;

Базовым документом, раскрывающим содержание отмеченных критериев, является федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства.

С учетом изменений отдельных положений закона, имевших место в августе 2016 года и предыдущие периоды, отдельные критерии малых предприятий претерпели некоторую трансформацию, о чем мы предметно расскажем далее.

Действующие на момент публикации настоящей статьи (2017 г.) критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям представлены ниже в удобной для восприятия логической последовательности.

Критерий 1. Организационно-правовая форма предприятия

Законодателем строго ограничен круг организационно-правовых форм, в которых должны быть зарегистрированы субъекты хозяйствования, претендующие на «звание» малого предприятия:

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

В этот список не включены предприятия, являющиеся унитарными, концерны, финансово-промышленные группы, холдинги, религиозные организации, общественные объединения, благотворительные, паевые и иные фонды.

В силу этого они не могут относиться к субъектам малого или среднего предпринимательства независимо от соответствия/несоответствия прочим обязательным для этого критериям.

Критерий 2. Численный состав персонала предприятия

В основе расчетов лежит среднесписочная численность работников предприятия, рассчитанная за предшествующий календарный год.

Количество работников малого предприятия может быть совсем невелико

Их число не должно превышать 100 человек (для микропредприятий, являющихся разновидностью малых предприятий, этот порог существенно ниже – 15 человек).

Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств рассматриваемый критерий принимается во внимание лишь в случае их соответствия хотя бы одному требованию, описанному в предыдущем разделе.

Критерий 3. Нормированный размер дохода

В основу расчета берется совокупный доход по всем видам деятельности, полученный субъектом хозяйствования за предшествующий календарный год.

Суммирование денежных поступлений производится в соответствии с налоговым законодательством. Полученное значение используется фискальными органами для исчисления налогов.

Чтобы предприятие можно было бы отнести к малым, обозначенная величина дохода не должна превысить значение 800 млн. рублей. Для микропредприятий эта планка составляет всего 120 млн. рублей.

Для индивидуальных предприятий, которые в расчетном году не привлекали в процессе осуществления предпринимательской деятельности сторонних работников, принадлежность к категории малых предприятий будет определяться именно исходя из размера полученного дохода.

Дополнительный критерий A. Надлежащая структура уставного капитала

Наиболее запутанный и сложный для восприятия критерий, распространяющий свое действие исключительно на предприятия, действующие в форме хозяйственных обществ (ООО, АО, ОДО) или хозяйственных партнерств.

Законодатель требует одновременного соблюдения двух условий касательно участия в деятельности хозяйственного общества или партнерства сторонних участников:

  • совокупный размер долей государства в лице Российской Федерации в целом, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) никак не должен превысить 25-процентную планку;
  • общий размер долей участников, обладающих статусом юридических лиц, не отнесенных к категории малых или средних предприятий, не может быть больше 49 %.

Второе из обозначенных требований не распространяет свое действие на общества и партнерства:

  • числящиеся проектами в инновационном центре «Сколково», либо
  • деятельность которых сводится к внедрению или применению результатов интеллектуальной деятельности, либо
  • включенных в правительственный перечень юридических лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Дополнительный критерий B. Специфичный характер деятельности предприятия

«Специфичность» определяется специализацией хозяйственного партнерства или общества на интеллектуальной и инновационной сфере.

Обязательное условие – внедрение изобретений, селекционных достижений, ноу-хау, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, полезных моделей, разработка баз данных и программного обеспечения.

Исключительные права на внедряемые объекты должны принадлежать учредителям или участникам хозяйственных партнерств или обществ, к числу которых законодатель относит:

  • научные учреждения (бюджетные или автономные);
  • образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными или автономными учреждениями.
Дополнительный критерий C. Наличие статуса проекта в ИЦ «Сколково»

Получение такого статуса хозяйствующим субъектом возможно после прохождения весьма тернистой процедуры регистрации.

На текущий момент инновационный центр «Сколково» заинтересован в проектах, реализующих космические, ядерные, информационные, биомедицинские и энергоэффективные технологии.

Школа бизнеса в инновационном центре «Сколково»

Заинтересованные предприятия подают специальную заявку, которую надлежит рассмотреть группе независимых экспертов.

Ежели таковая будет одобрена, предприятие получит статус малого (с учетом соблюдения прочих законодательных требований), после чего сможет довольствоваться преимуществами и льготами как для малых предприятий, так и предприятий, обладающих статусом проекта в ИЦ «Сколково».

Для последних, в частности, предусмотрены:

  • множественные налоговые льготы (освобождение от налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество организации, возмещение при определенных условиях таможенных пошлин и НДС, уплата страховых взносов по пониженной ставке, равной 14 %);
  • возможность получения дополнительного финансирования и исследовательских грантов;
  • льготные услуги со стороны ИЦ «Сколково» по ведению бухгалтерского и кадрового учета, юридическому сопровождению, проведению тренингов и семинаров, информационной поддержке и многому другому.

Если хозяйственное общество или партнерство, получившие статус проекта в ИЦ «Сколково», воспользуются налоговыми льготами в части возможности непредставления налоговой отчетности, отнесение их к категории малых предприятий будет обусловлено оценкой среднесписочной численности работников за предшествующий календарный код (критерий 2).

Дополнительный критерий D. Поддержка учредителями инноваций

Данные критерий может быть препарирован нами на ряд взаимосвязанных элементов.

Учредителями хозяйственного партнерства или общества должно выступать одно или несколько юридических лиц, числящихся в утвержденном Правительством РФ перечне юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности.

Попасть в этот перечень могут следующие категории субъектов хозяйствования:

  • госкорпорации, признанные таковыми в соответствии законодательством о некоммерческих организациях;
  • публичные акционерные общества, не менее половины акций которых принадлежат государству;
  • хозяйственные общества, в которых публичные АО с преобладающей долей государственного участия вправе (1) распоряжаться более чем 50 % голосов, или (2) назначать директора предприятия, иной единоличный исполнительный орган или более половины состава наблюдательного совета (совета директоров) предприятия;
  • юрлица, созданные в рамках федерального закона о реорганизации Российской корпорации нанотехнологий.
Дополнительный критерий E. Особенная отраслевая принадлежность акций

Данный критерий относится исключительно к акционерным обществам.

Его суть – акции таких обществ должны: (1) обращаться на фондовом рынке и (2) относиться к акциям инновационного или высокотехнологичного сектора экономики.

С 01.07.2017 в стране действует новый критерий малых предприятий, относящийся исключительно к акционерным обществам.

Суть критерия сводится к тому, чтобы акционеры общества, представленные Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными – за исключением инвестиционных – фондами, не могли обладать более чем 25 % голосующих акций АО.

Для иностранных акционеров и акционеров, являющихся юридическими лицами, не имеющими статуса малого или среднего предпринимательства, — эта доля должна быть равной или ниже 49 % голосующих акций АО.

Видео о малом предпринимательстве:

Микропредприятие

Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

  • размер доходов;

  • численность работающих;

  • доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

  • вновь зарегистрированные ИП;

  • ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

Микропредприятие

До 15 человек включительно

120 млн. рублей

Малое предприятие

От 16 до 100 человек включительно

800 млн. рублей

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

  • у нее нет филиалов;

  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия

На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие – обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес – что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.

Определение понятий

Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Решения для бизнеса

  • магазины одежда, обувь, продукты,
    игрушки, косметика, техника
  • склады материальные, внутрипроизводственные,
    сбытовые и транспортных организаций
  • маркировка табак, обувь, легпром,
    лекарства
  • производство мясное, заготовительное, механообрабатывающее,
    сборочно-монтажное
  • rfid радиочастотная идентификация
    товарно-материальных ценностей
  • егаис автоматизация учётных операций
    с алкогольной продукцией
  • Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

    Основные характеристики предпринимательства

    Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:

    1. Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

    2. Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

    3. Главная функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.

      Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.

      Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.

      Что это такое – малый бизнес: определение и черты

      Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:

      1. Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.

      2. Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.

      3. Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются – срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.

      4. Статус не нужно подтверждать специальными средствами. Он определяется годовым оборотом, определенным количеством работников и долевым соотношением к уставному капиталу.

        Средний бизнес: определение и признаки

        Такие фирмы отличаются зоной охвата. Обычно они включают в себя целую сеть, которая способна обслуживать большую клиентскую аудиторию. Строго говоря, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. Сетевики могут затрагивать целый регион, но при этом не выходить на рынок соседней области. Отличительными чертами также можно назвать:

        1. Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.

        2. Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.

        3. Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.

        4. Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

        Что касается сфер деятельности, то такая форма предпринимательства свойственна сетевым торговым компаниям, строительным фирмам, крупным медицинским центрам. В мировой экономике именно средние организации играют самую большую роль, принося государству примерно треть всех доходов. При этом никаких налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

        Крупный бизнес

        К большим компаниям относятся предприятия, производящие существенную часть всех товаров или услуг в своей отрасли. Их объемы заметны во всем: количестве сотрудников, числу продаж, годовом обороте. Но самое главное, они работают не в рамках одного конкретного территориального рынка, а в нескольких регионах страны или на международном уровне. Признаками таких предприятий можно считать:

        1. Большой штат работников (не меньше 251 человека).

        2. Годовой доход от 2-х миллиардов рублей.

        3. Строгое соблюдение порядка в отношении инвентаризации.

        4. Большие торговые площади.

        Самыми популярными представителями крупного субъекта можно считать таких маститых гигантов, как фирмы Apple, Bosch, Samsung, Coca Cola, BMW. Поскольку работать им приходится во многих странах сразу, они должны придерживаться мирового законодательства и учитывать нормы каждого конкретного рынка. Кроме того, в числе держателей акций фирмы могут быть не только коммерсанты, но и государство. Это дает некоторые поблажки в работе, но вместе с тем накладывает дополнительные обязательства.

        Главные плюсы

        Каждая из представленных форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности, чтобы представить полную картину. Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

        1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.

        2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.

        3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.

        4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

        Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.

        Что касается среднего учреждения, то его плюсами можно считать:

        1. Создание большого числа вакансий.

        2. Высокую продуктивность работы и капиталовложений.

        3. Хорошую доходность.

        4. Устойчивость в конкурентной борьбе.

        Вместе с тем, на этом этапе предприниматели сталкиваются с большим числом трудностей, но о них мы поговорим несколько позже.

        Что касается достоинств крупных фирм, то они принципиально отличаются. Для начала именно такие организации обеспечивают экономическую стабильность своей отрасли и всей страны в целом. Также они могут постоянно вносить в бизнес новые технологии и изменять общую картину коммерции.

        Минусы и риски

        Как уже говорилось ранее, любая форма предпринимательства имеет свои недостатки. Избежать их практически невозможно, так что коммерсантам остается только принять их и построить работу таким образом, чтобы не чувствовать негативных сторон. Маленьким организациям свойственны следующие несовершенства:

        1. Высокий риск неудачи, особенно если владелец фирмы не имеет опыта коммерческой деятельности.

        2. Низкий профессиональный уровень как у сотрудников, так и у руководителей, из-за чего организация не может выйти на должный уровень развития.

        3. Сложности при необходимости заключения договора кредитования.

        Если подвести главный итог, то основным минусом является неопытность и отсутствие полезных связей у руководителя. Имея хотя бы что-то одно, он может выстроить успешный бизнес без особых трудностей.

        Недостатками средних компаний можно назвать высочайший уровень конкуренции и необходимости проведения сложной организационной работы. Получение разрешительных документов, привлечение серьезных денежных средств – всего этого удается избежать маленьким фирмам, но не начинающим свой активный рост.

        Минусами большой коммерции можно назвать:

        1. Избыточную концентрацию на экономике стран, в которых ведутся дела.

        2. Узкую локализацию хозяйственных отношений.

        3. Невозможность выйти за пределы определенной компании.

        Если сравнивать, все формы предпринимательства в части достоинств и недостатков, то в более выигрышном положении все же окажется последний, поскольку его негативные стороны с лихвой покрываются огромными доходами.

        Как определить, чем отличается малый бизнес от среднего и крупного

        Разница между всеми типами ведения предпринимательской деятельности кроется в деталях. Нагляднее всего их представить в таблице.

        Отличительные черты

        Малый

        Средний

        Крупный

        Широта охвата

        Одно предприятие

        Сеть фирм в городе или регионе.

        Сеть в разных областях страны или международная.

        Трудности получения кредита

        Любая сумма

        Большие финансы

        Отсутствуют

        Способность к адаптации

        Легко подстраивается под изменения.

        Адаптируется трудно и медленно.

        Часто само становится инициатором внесения изменений.

        Количество работников

        Не более 100 человек.

        От 100 до 250 сотрудников.

        Свыше 251 человека.

        Годовой доход

        До 2-х миллионов рублей.

        До 800 миллионов рублей.

        До 2-х миллиардов рублей.

        В дополнение к этому можно добавить еще одно отличие малого, среднего и крупного бизнеса. Государство всячески поддерживает небольшие фирмы и огромные компании, акционером которой является. При этом среднему предпринимательству буквально приходится бороться со всеми проблемами самостоятельно в условиях жесткой конкуренции. Выходя на этот уровень развития, нужно быть готовым к подобным трудностям.

        Основа успеха

        Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

        Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

        Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

        Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

        Нормативная регламентация

        В нашей стране любая предпринимательская деятельность регламентируется десятками законодательных и нормативно-правовых актов. Самыми важными среди них являются:

        1. ГК, поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях.

        2. Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, которым руководствуются надзорные органы.

        3. Налоговый кодекс, как один из ключевых документов.

        4. Закон о развитии предпринимательства.

        Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила. Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

        Оценка эффективности

        Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

        1. Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

        2. Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

        3. Показатели, определяющие доходность капитала.

        Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

        Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

        Крупный, малый и средний бизнес имеют различия и весьма существенные. Но в то же время практически каждая предпринимательская деятельность начинается с нуля, постепенно развиваясь и расширяясь. Поэтому молодым коммерсантам приходится пройти все 3 формы предпринимательства. Естественно, что на своем пути они гарантировано будут сталкиваться с недостатками каждой из систем. При этом основной задачей станет приумножение достоинства, чтобы нивелировать негативные стороны.

        Главное в работе не забывать придерживаться установленных правил и норм, иначе не получится выйти на новые рынки и охватить большую аудиторию. Не следует и думать, что большой бизнес – гарантия успеха и долгожительства. Даже самые сильные компании иногда сталкиваются с такими экономическими условиями, пережить которые не получается, в то время как небольшие фирмы просто подстраиваются под новые условия и продолжают наращивать свои активы.

    Количество показов: 29617

    Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть

    Единый реестр субъектов МСП представляет собой открытую базу данных. Этот инструмент позволяет убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым и средним предпринимателям.

    Предполагается, что реестр, как системное решение, поможет снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упростит поиск поставщиков. Полезным реестр окажется и для ведомств, которые смогут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку в ближайшие три года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

    Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

    Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

    • наименование юрлица или ФИО ИП;
    • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
    • ИНН;
    • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
    • основной вид деятельности;
    • дата внесения сведений в реестр;
    • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
    • наличие заключенных договоров, контрактов;
    • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
    • участие в программах партнерства;
    • сведения о полученных лицензиях.

    Принципы формирования реестра

    Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

    Сдать любые виды отчетности во все контролирующие органы

    Узнать больше

    С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

    • о вновь созданных юрлицах и ИП;
    • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), – в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
    • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
    • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

    Критерии попадания в реестр

    Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

    • до 15 человек (микропредприятия);
    • до 100 человек (малые предприятия);
    • 101–250 человек (средние предприятия).

    Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 265:

    • 120 млн руб. (микропредприятия);
    • 800 млн руб. (малые предприятия);
    • 2 млрд руб. (средние предприятия).

    Участие других организаций в уставном капитале

    Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25%.

    Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%.

    Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

    Инновационная и интеллектуальная деятельность

    Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

    Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

    Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

    Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

    • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
    • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
    • созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ;

    Попробуйте — новым клиентам 3 месяца без абонентской платы. Расчетный счет в Контур.Банке со встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

    Узнать больше

    Как предпринимателю попасть в реестр самому

    С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию. Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.

    Микропредприятие и малое предприятие: разница

    Актуально на: 14 мая 2018 г.

    Организации и ИП, которые отнесены в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к малым и средним предприятиям, именуются субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП). Критерии отнесения к СМП мы приводили в табличной форме в нашей отдельной консультации.

    А что понимается под микропредприятием и в чем его отличие от малого?

    Что такое микропредприятие и малое предприятие?

    Микропредприятие является разновидностью малого предприятия. Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать юридическим критериям, перечисленным нами .

    А вот отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

    Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

    Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

    Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

    Тип СМП Среднесписочная численность работников Предельная величина дохода
    Микропредприятие До 15 человек включительно 120 млн. рублей
    Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно 800 млн. рублей

    Кроме того, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • вновь созданные юридические лица (а именно, хозяйственные общества, которые соответствуют условию, указанному в пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (например, доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, в общем случае не должна превышать 49%), производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);
  • вновь зарегистрированные ИП;
  • ИП, применяющие только ПСН.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *