Система безопасности предприятия

Цели и основные направления деятельности по обеспечения общественной безопасности Российской Федерации
20 ноября, 2013 | от analytics | в категориях: Политика и экономика

Политика и экономика

0

Из Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ на заседании Совета безопасности 20 ноября 2013г.

Целями обеспечения общественной безопасности являются:

а) достижение и поддержание необходимого уровня защищённости прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;

б) повышение уровня защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;

в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.

26. Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:

а) выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;

б) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование её развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области;

в) принятие и сопровождение комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации;

д) превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;

е) повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;

ж) совершенствование профилактических мер по снижению риска террористических актов;

з) защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

и) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан;

к) пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

л) противодействие коррупции;

м) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;

н) повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищённости их сотрудников.

Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности

28. Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются:

а) в области противодействия терроризму:

совершенствование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов;

борьба с терроризмом на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, выявлению субъектов террористической деятельности, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, своевременного определения приоритетов в решении поставленных перед ними задач, совершенствования организации и взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами;

уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация, минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы, восстановление повреждённых или разрушенных в результате террористического акта объектов, возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причинённого вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта;

б) в области противодействия экстремизму:

принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путём осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц;

в) в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам:

совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения;

выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определённого места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учёта лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;

противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, незаконным вывозом и ввозом стратегических ресурсов, причинением ущерба материальным и духовным ценностям общества;

профилактика дорожно-транспортных происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту, на транспорте, при использовании техники в сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

г) в области противодействия коррупции:

выявление и последующее устранение причин коррупции и условий её возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;

минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

д) в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшение размеров ущерба и потерь от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также осуществление мероприятий по надзору и контролю в области гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

е) в области противодействия незаконной миграции: совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

формирование автоматизированной системы оформления и выдачи миграционных карт с одновременным внесением информации, содержащейся в них, в государственную информационную систему миграционного учёта;

развитие инфраструктуры для осуществления административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, депортации, а также процедуры реадмиссии;

совершенствование информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

совершенствование взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, национальными диаспорами в сфере профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

развитие механизмов общественного контроля за расследованием преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы в целях предотвращения роста уровня ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

ж) в области расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере:

развитие сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сферах выдачи, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам, а также розыска, ареста, конфискации и возврата имущества, полученного незаконным путём;

укрепление взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности со специальными службами, правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, терроризмом, экстремизмом, а также в области противодействия коррупции и транснациональной организованной преступности, включая обмен оперативной и технической информацией, специальными техническими и иными средствами;

обмен с иностранными государствами передовым опытом в сфере обеспечения общественной безопасности;

участие под эгидой международных организаций в миротворческих операциях, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.

Превентивные мероприятия в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

УДК 37

ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.И. Мушкет

Аннотация. В статье основной акцент делается на том, что в основе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций должен быть заложен принцип превентивности. Приводятся основные этапы разработки превентивных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности. Отмечается важность видеоконтроля, мониторинга и анализа отснятых видеоматериалов. Указываются основные цели использования систем видеонаблюдения в образовательных организациях, а также те факторы, которые необходимо учитывать при проектировании таких систем. Предлагаются основные шаги в решении задачи автоматического видеонаблюдения как наиболее перспективного направления развития систем видеонаблюдения.

Ключевые слова: комплексная безопасность, видеонаблюдение, автоматизация, видеоматериалы, мониторинг и анализ.

PREVENTIVE MEASURES IN PROVIDING THE INTEGRATED SAFETY AND SECURITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

I. Mushket

Keywords: integrated safety and security, video monitoring, automation, video records, monitoring and analyzing.

Фиксируемые в последнее время многочисленные факты опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания, травматизм,

правонарушения, наркомания, акты телефонного и политического терроризма и экстремизма, участившиеся случаи вербовки молодежи экстремистскими и террористическими организациями придают вопросам обеспечения безопасной, здоровой образовательной среды и формирование культуры безопасности среди учащихся и сотрудников образовательных организаций особую важность.

Основными целями мероприятий по обеспечению комплексной безопасности являются обеспечение личной, пожарной, инженерно-эксплуатационной, информационной, санитарно-

эпидемиологической безопасности.

Обеспечение безопасности

образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения знаний из различных областей, таких как право, криминология, охрана труда, промышленная безопасность, медицина,

психология, автоматизированные системы безопасности.

В основе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций должен быть заложен принцип превентивности. Таким образом, мероприятия по обеспечению безопасности должны основываться на всестороннем анализе и мониторинге текущей ситуации с целью обнаружения потенциальных угроз.

Основные этапы разработки превентивных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности: Формирование перечня потенциальных угроз, для определения основных направлений деятельности по обеспечению комплексной безопасности; Оценка вероятности реализации угроз безопасности; Оценка возможных последствий их реализации; Определение признаков возможной реализации угроз; Определение имеющихся ресурсов для обеспечения безопасности, оценка потребности в ресурсах; Разработка плана мероприятий по формированию и пропаганде ответственного поведения учащихся и сотрудников.

Разработка мероприятий для мониторинга признаков возможной реализации угроз;

Разработка плана оперативных действий по предупреждению реализации угроз безопасности. Разработка комплексного плана мероприятий по минимизации последствий реализации угроз безопасности. Проведение правовой оценки разработанных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности.

Одной из ключевых составляющих системы обеспечения комплексной

безопасности является мониторинг и анализ видеоинформации. Целесообразность

применения систем видеоконтроля для усиления безопасности охраняемого объекта очевидна. Уникальность информации о ситуации на охраняемом объекте, его безопасности, либо о поведении и индивидуальных особенностях нарушителя, которую может дать только

видеоизображение, и специфика задач, решаемых с помощью подобных систем, делают их в некоторых случаях незаменимыми.

Системы видеонаблюдения проектируются для обеспечения достижения следующих целей: обнаружения, заключающегося в общем наблюдении за обстановкой в помещении и определения состояния находящихся в нем объектов и субъектов; различения, заключающегося в предоставлении

возможности пользователю выбирать объект видеоконтроля, различать объекты

видеоконтроля и осуществлять за ними наблюдение; предоставление возможности фиксации поступающих видеоизображений зон охраны в период функционирования системы без участия в нем пользователя с целью их последующей обработки.

В настоящее время повсеместно внедряются системы видеоконтроля помещений и территории образовательных организаций. Как правило, мониторинг осуществляется в мультиэкранном режиме на автоматизированных рабочих местах сотрудников служб безопасности. Системы позволяют вести мониторинг в помещениях и на прилегающей территории организации и вести управление видеокамерами в онлайн режиме, анализировать полученную видеоинформацию, а также документировать поступающую видеоинформацию об охраняемом объекте и объектах видеоконтроля, хранить в течение длительного времени и многократно использовать. Что обеспечивает возможность оперативно реагировать на возникающие угрозы

безопасности, а также анализировать произошедшие случаи нарушения

безопасности, для того чтобы не допустить их в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передача информации от видеокамер и в самой системе должно осуществляться по защищенной информационно-

телекоммуникационной сети, для

предотвращения несанкционированного

доступа к управлению системой и к содержащейся в ней информации.

При проектировании систем

видеонаблюдения необходимо учитывать множество факторов, что подразумевает выполнение следующих работ:

• измерение размеров и анализ планировки выбранных помещений, мебели и оборудования в них;

• оценка достаточности углов обзора видеокамер для захвата предполагаемых объектов видеоконтроля;

• определение пороговой чувствительности, соответствующей минимальному возможному освещению, при котором возможно осуществлять видеоконтроль;

• определение требуемого качества (разрешения) изображения, необходимого для выполнения распознавания объектов видеоконтроля;

• минимизация размеры «мёртвых» зон, возникающих при предложенном расположении видеокамер;

• разработку инструкций для сотрудников, осуществляющих мониторинг, по реагированию на обнаруженные угрозы безопасности.

Текущий уровень развития

информационных технологий позволяет решать задачи анализа видеоинформации в автоматизированном режиме.

Для автоматизации данных задач необходимо классифицировать действия, которые могут выявляться в процессе видеоанализа: санкционированные действия; несанкционированные действия,

представляющие непосредственную угрозу; действия, которые могут представлять угрозу. То есть такие, по которым нельзя сделать однозначного вывода о конечной цели объекта, который их совершает. Специфические действия для определенных задач, решаемых данной системой, не являющиеся задачами системы безопасности. Например, задача сбора статистических данных о количестве посетителей и др.

Для выявления упомянутых действий необходимо по имеющемуся видеосигналу (соответствующему видеоизображению

охраняемой зоны) обнаружить заданные действия некоего объекта. Как правило, это связано с движением определенного характера. Хотя правильнее говорить об обнаружении изменений в видеоизображении строго определенного характера. Например, проявление возгорания будет

характеризоваться именно изменениями в определенной части изображения без предварительного движения туда объекта. В данном случае изменения можно трактовать как частный случай движения.

Учитывая вышесказанное, основными шагами в решении задачи автоматического видеоанализа являются: формулировка угроз; выявление характерных проявлений этих угроз, свойственных, по возможности, только им; выделение характеристик и параметров этих проявлений, которые можно оценить, измерить и использовать для обнаружения и анализа.

Автоматизация анализа видеоинформации на сегодняшний день является наиболее перспективным направлением развития систем видеонаблюдения.

Литература:

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

5. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской

Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo. garant.ru/#/kind-doclist/7560/Акты органов власти:11]

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 «Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности».

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Мушкет Иван Ильич (г. Санкт-Петербург, Россия), проректор по работе с государственными органами и филиалами, Российский государственный гидрометеорологический университет.

Планирование безопасности в современных условиях (служба безопасности)

В условиях создания современной системы безопасности планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы СБ (служба безопасности).
Планирование должно охватывать все основные составляющие защиты компании: физическая охрана, технические средства, организационные мероприятия, а также по направлениям безопасности: экономическая, информационная, психологическая, физическая и т.д.

Следует помнить, что разработанные планы органично сочетают взаимодействие этих компонентов безопасности и организуют их взаимосвязь и взаимодействие. Планирование деятельности СБ опирается на грамотное выявление угроз и прогнозирование рисков безопасности предприятия. Кроме того, при планировании развития системы безопасности целесообразно осуществлять анализ и оценку имеющихся в ее распоряжении ресурсов и перспектив ее развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планов СБ с основными технологическими циклами компании, которую она защищает, а также организацией постоянного контроля, в целях оперативной корректировки деятельности СБ в связи с возможными изменениями рисков и угроз.

Планирование деятельности СБ, прежде всего, заключается в установлении целей ее деятельности на определенный период, путей их достижения, а также возможности организационного и ресурсного обеспечения. Здесь предусматривается разработка комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении СБ ресурсов каждым подразделением и Службой безопасности в целом. Система планирования, организации и развития СБ состоит из отдельных планов по направлениям (составляющим, видам) безопасности и охватывает важнейшие участки работы (объекты и зоны безопасности) с тем, чтобы ориентировать систему безопасности на достижение поставленных целей.

Процесс планирования работы службы безопасности включает:

* формирование общих целей (стратегии) развития системы безопасности на основании стратегии развития предприятия;
* определение конкретных целей и задач системы безопасности в целом и отдельных подразделений СБ на определенные периоды;
* установление путей исполнения целей и средств для их достижения;
* обоснование потребности в ресурсах СБ и источников их обеспечения;
* контроль над достижением системой безопасности поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактически достигнутыми результатами.

Основные элементы планирования в системе безопасности следующие:

* прогнозирование концептуальных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных подразделений СБ и системы безопасности. Прогнозирование в безопасности непосредственно связано с маркетингом и развитием предприятия (компании);
* постановка задач на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения по исполнению задач;
* корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации запланированных этапов;
* составление бюджетов, или смет затрат оборудования безопасности, необходимых ТМЦ, денежных вложений, расходования денежных средств и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и отдельных исполнителей, ответственных за порученные операции и работы;
* конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации запланированных решений, операций, работ в отдельных подразделениях СБ.

Если разработку прогнозов и формирование общих плановых задач выполняют для определения перспектив развития безопасности в целом (Совет по безопасности), то все остальные элементы планирования прорабатывают и реализуют на уровне Службы безопасности и ее подразделений. Здесь необходима строгая увязка между отдельными службами и отделами безопасности по всей совокупности количественных, временных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах безопасности устанавливают основные задачи Политики безопасности предприятия на определенный период и конкретные способы их решения. Например, определяют необходимые для реализации политики материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся условий, рисков и угроз безопасности.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются: балансовый, нормативный, экономико-математический и экспертных оценок.

Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов для направления в систему безопасности, потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов.

Нормативный метод состоит в том, чтобы плановые задания на определенный период устанавливали исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (технических средств, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу «возвращенных средств от деятельности СБ».

В планировании посредством экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственные функции, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизации выбирать наиболее приемлемые варианты планов по заданным критериям.

Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области (как правило, входящие в состав Совета по безопасности предприятия) независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию.

На наш взгляд целесообразнее всего при планировании деятельности СБ пользоваться в основном двумя из существующих четырех разновидностей методик. Это метод экспертных оценок и нормативный метод. Во втором случае в процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого подразделения безопасности, ответственного сотрудника и СБ организации в целом. Зачастую, при краткосрочном периоде (для средних и малых компаний) вполне достаточно первого метода, а при разработке долгосрочного плана (для любых предприятий) проблематично обойтись без второй. Далее поговорим о планировании развития и деятельности службы охраны предприятия в современных организациях и фирмах более детально и конкретно. Виды и стадии планирования в СБ

Виды планирования обусловлены характером задач, которые ставит перед собой служба безопасности предприятия, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим для СБ планирование подразделяют на долгосрочное (4 — 7 лет), среднесрочное (2 — 3 года), краткосрочное, или текущее (1 год) и оперативное (от одного до шести месяцев).

Долгосрочное планирование

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: прогнозирование, стратегическое планирование, разработка плана.

Прогнозирование СБ. Под прогнозом развития СБ компании понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия и его системы безопасности в перспективе, а также требуемых ресурсах для достижения стратегических целей безопасности и организационных мероприятиях.

Главными функциями прогнозирования в службе безопасности являются:

* анализ экономических, социальных и научно-технических тенденций во внешней (рынок) и внутренней (предприятие) среде;
* оценка сложившихся ситуаций и выявление рисков и угроз безопасности, которые могут сказаться на хозяйственном развитии компании в целом;
* анализ направлений изменений на рынке и в защищаемых системой областях, оценка этих изменений в будущих периодах, предвидение новых рисков и угроз;
* определение альтернатив возможного развития СБ в перспективе;
* накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных решений в области безопасности.

Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность основных текущих процессов в области безопасности, реализовать передовые разработки в технике и технологии систем защиты, изменить сложившиеся тенденции и структуру обеспечения безопасности, увязать СБ с развитием и потребностям предприятия. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует как можно шире использовать нормативный подход, который базируется на определении потребностей и целях развития, а также его на изучении сложившихся тенденций в развитии безопасности и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от возможности обеспечения СБ ресурсами, полного или частичного удовлетворения запросов собственников по обеспечению безопасности, изменения основного технологического цикла компании с течением времени и др. При прогнозировании безопасности проводят сопоставительный анализ возможностей собственной СБ с достижениями СБ конкурентов, изучают состояние рынка, особенности обеспечения безопасности в отрасли, в которой функционирует (будет функционировать) предприятие.

Служба безопасности — стратегическое планирование

Данное мероприятие предусматривает разработку, прежде всего глобальных целей развития системы безопасности компании в определенной перспективе с учетом угроз безопасности, т.е., неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового и/или производственного баланса, изменений кредитных ставок и т.п. При этом устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности СБ при условии сохранения разработанной политики безопасности. Затем идет сравнение с результатами, которые должны быть получены при достижении устанавливаемого Советом по безопасности уровня развития безопасности и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения СБ необходимыми ресурсами. Затем осуществляют корректировку политики безопасности ч учетом новые возможностей безопасности, например, изменение структуры СБ или приобретение технических средств, перераспределение направлений обеспечения безопасности или радикальное изменение концептуального подхода к защите компании.

Служба безопасности — несколько вариантов стратегических планов развития:

* главный план дает представление о системе безопасности компании в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях ее развития, новых объектах защиты, требованиях к желательным темпам повышения эффективности и окупаемости безопасности;
* функциональный план отражает новые направления деятельности СБ без учета его отдельных подразделений (ИБ, ЭБ, охрана и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
* экономический план по возможности конкретизирует главный план в показателях прибыли, рентабельности, инвестиций, окупаемости деятельности СБ, а также показывает направления и способы повышения различных коэффициентов, обуславливающих эффективность системы безопасности;
* план развития СБ предусматривает мероприятия по перестройке, реорганизации или совершенствованию ее структуры и системы управления безопасностью в связи с реализацией главного плана.

Особое значение стратегическое планирование СБ имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность деятельности подразделения безопасности при обеспечении стабильного функционирования в конкурентной среде.

Разработка долгосрочного плана

На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации системы безопасности на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности подразделения безопасности, а именно:

* определение направлений и размеров вложений в безопасность и источников ее финансирования;
* внедрение технических новшеств, «ноу – хау» в безопасности и прогрессивной технологии;
* организация взаимодействия различных подразделений СБ и обновление их оснащения;
* формы осуществления защиты в условиях открытия и/или приобретения новых активов и предприятий;
* совершенствование организации управления по отдельным подразделениям СБ, формирование кадровой политики.

В рамках долгосрочного планирования разрабатывают новые стратегии в «цепочке» обеспечения всесторонней защиты компании: “безопасность – производство – безопасность — рынок” и пути ликвидации разрыва между прогнозами развития СБ и теми показателями, которые могут быть достигнуты. Для этого проводят анализ возможностей реструктуризации СБ, повышение эффективности системы, снижения издержек, изменения функций в различных направлениях безопасности, создания внутрикорпоративных аутсорсинговых подразделений СБ и др.

Поскольку оценка перспектив самого предприятия в условиях стихийного развития рынка крайне неопределенна, при долгосрочном планировании СБ невозможно ориентировать систему безопасности на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничиваются разработкой лишь важных для защиты компании конкретизируемых качественных характеристик. Путем конкретизации осуществляют координацию развития всех подразделений СБ с учетом их потребностей и имеющихся ресурсов. На основе таких программ разрабатывают среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные с точки зрения выбора средств.

Среднесрочное планирование СБ

Среднесрочные планы для СБ чаще всего охватывают двух — трехлетний срок, как наиболее соответствующий периоду изменений подходов и направлений в обеспечении безопасности предприятия. В таких планах формулируют основные задачи на установленный период, а именно:

* стратегию обеспечения безопасности предприятия в целом и каждого подразделения СБ;
* реорганизацию штатной структуры и реконструкция обеспечения СБ различными техническими средствами;
* защиту новых объектов безопасности, появляющихся в ходе работы предприятия;
* освоение новых технологий и привлечение в систему новых субъектов безопасности;
* стратегию обеспечения контроля и развитие данной системы;
* финансовую стратегию, объемы и направления вложений в безопасность, а также определение источников финансирования СБ;
* кадровую политику, как самого предприятия, так и подразделений СБ.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития системы безопасности компании.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели по коэффициентам эффективности СБ, ее оснащенности специальными средствами защиты, данные о вложениях и окупаемости СБ. Такой план разрабатывают в Службе Безопасности предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых «узких мест» (рисков безопасности), т.е. на такие звенья основного технологического цикла компании, где наиболее ограничены возможности контроля и влияния руководства на результаты исполнения тех или иных функций и работ.

Подразделения безопасности, входящие в состав СБ холдинга (предприятия) отвечают за разработку планов развития своих подразделений по обеспечению самоокупаемости, повышению эффективности труда, достижению прибыльности безопасности, включению новых (дополнительных) субъектов безопасности в систему. На уровне крупного предприятия среднесрочное планирование СБ осуществляют по отдельным объектам безопасности. Здесь разрабатывают планы использования передовых достижений и «ноу – хау» в области безопасности, обеспечения психологической безопасности, всесторонней защиты технологического процесса компании, минимизации штатной структуры СБ без потери эффективности системы безопасности, а также формируют бюджет (бюджеты) для безопасности.

Краткосрочное планирование СБ

Краткосрочное (или текущее) планирование СБ осуществляют путем детальной разработки (обычно на полгода) планов более высокого уровня (см. выше), как для СБ в целом и ее отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования — разработка плана организации безопасности, а на его основе целой системы планов:

* по техническим средствам охраны,
* по объемам и средствам безопасности, используемым на различных объектах защиты;
* по производительности труда различных категорий сотрудников СБ;
* по сметам расходов на текущую деятельность подразделений безопасности;
* по внедрению новых технологий безопасности и «ноу – хау» в данной области;
* по исполнению СБ текущего плана.

Основными звеньями текущего плана СБ являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы развития СБ составляют на основе сведений об количестве и особенностях объектов безопасности, обеспеченности подразделений СБ на них материальными ресурсами, степенью загрузки технических средств и физической охраны, а также за работой охранников и грамотным использованием ТСО. В календарных планах СБ предусматриваются расходы на модернизацию оборудования и технических средств, их замену при необходимости, оснащению объектов новыми системами защиты, обучение и повышение квалификации сотрудников безопасности.

Текущее планирование тесно связано с планами предприятия в целом, и поэтому эти планы либо согласовывают с руководителями и собственниками, либо их отдельные элементы являются общими для предприятия и его Службы безопасности. Реализацию текущих планов осуществляют через систему бюджетов, или бюджетирование СБ. Бюджет СБ составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению безопасности (или для каждого конкретного объекта) входящего в состав предприятия (холдинга). Затем на Совете по безопасности все документы консолидируют в единый бюджет СБ, или разрабатывают финансовый план развития безопасности компании.

Бюджет СБ представляет собой план расходов (вложений в СБ) и «возвратов» от деятельности СБ (доходов) в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты должны соответствовать всем разделам плана развития СБ и охватывать все стороны деятельности системы безопасности и имеющиеся в холдинге (в компании) объекты безопасности предприятия. Бюджет СБ составляют или укрупнено, или разрабатывают в деталях. Общий бюджет СБ включает все бюджеты по различным направлениям деятельности безопасности, а также по планируемой деятельности в каждой из подсистем безопасности.

Как правило, выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты затрат и бюджет деятельности СБ. Бюджет затрат применяют исключительно для контроля и оценки долгосрочных планов, утверждаемых Советом по безопасности предприятия, т.к. они требуют больших капитальных вложений для их реализации. Бюджет деятельности СБ используют для планирования и контроля повседневных мероприятий по защите компании, а также для контроля исполнения функций и работ в различных подсистемах безопасности.

Если условия существования и работы предприятия в целом, а, следовательно, и функции по его защите быстро меняются, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета СБ (например, на полгода) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального периода. В этих же условиях используется и метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланированный, ниже и выше запланированного уровня. При этом, не реже одного раза в квартал Советом по безопасности осуществляется анализ и контроль выполнения плановых заданий для структур безопасности и исполнения ими бюджета. Далее проводятся их корректировки в разрезе эффективности от деятельности подразделения СБ, его расходов и «отдачи» от его деятельности.

В качестве основы для текущего планирования деятельности СБ и различного рода корректировок плана Службой безопасности систематически представляется отчетность по установленным коэффициентам и параметрам для каждого из направлений и подсистем безопасности: еженедельную (при быстром изменении условий деятельности предприятия), ежемесячную, ежеквартальную (при стабильных условиях развития компании), годовую (всегда, для Совета по безопасности и/или собственников).

Оперативное планирование СБ

Планирование СБ данного типа, как правило, в современных условиях охватывает период от одного до двух месяцев. Оперативные планы, которые чаще всего бывают месячными, состоят обычно из следующих основных элементов:

* задач для различных подразделений безопасности;
* задач на различных объектах безопасности;
* оперативных заданий для штатных единиц (как правило менеджеров среднего звена) и для отделов СБ;
* графиков исполнения работ по дням недели для объектов безопасности или подразделений СБ;
* планов – графиков контроля различных зон, участков и технологических цепочек со стороны безопасности.

В оперативных планах устанавливают не только задачи, но и последовательность выполнения различных операций на контроль, а также время, отводимое для этого, а также расстановку персонала по зонам и постам с учетом имеющегося технического обеспечения и специальных средств охраны. Разработка оперативных планов СБ позволяет обеспечить оптимальное исполнение функций и работ в системе безопасности, рациональное использование технических, материальных и трудовых ресурсов СБ, полное и своевременное выполнение заданий руководства, поддержание необходимого ритма работы Службы безопасности.

4.1. Принципы построения системы безопасности предприятия

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система безопасности. Необходимо отметить, что система безопасности каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника службы безопасности (СБ), непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Система безопасности предприятия может быть построена на основе следующих принципов:

1) Приоритет мер предупреждения. Содержание этого принципа предполагает своевременное выявление тенденций и предпосылок, способствующих развитию угроз, на основе анализа которых вырабатываются соответствующие профилактические меры по недопущению возникновения реальных угроз;

2) Законность. Меры безопасности предприятия разрабатываются на основе и в рамках действующих правовых актов. Локальные правовые акты предприятия не должны противоречить законам и подзаконным актам;

3) Комплексное использование сил и средств. Для обеспечения безопасности используются все имеющиеся в распоряжении предприятия силы и средства. Каждый сотрудник должен в рамках своей компетенции участвовать в обеспечении безопасности предприятия. Организационной формой комплексного использования сил и средств является программа обеспечения безопасности предприятия;

4) Координация и взаимодействие внутри и вне предприятия. Меры противодействия угрозам осуществляются на основе взаимодействия и скоординированности усилий всех подразделений, служб предприятия, а также установления необходимых контактов с внешними организациями, способными оказать необходимое содействие в обеспечении безопасности предприятия. Организовать координацию и взаимодействие внутри и вне предприятия может комитет (группа совет и т. д.) безопасности предприятия;

5) Сочетание гласности с конспирацией. Доведение до сведения персонала предприятия и общественности в допустимых пределах мер безопасности выполняет важнейшую роль – предотвращение потенциальных и реальных угроз. Такая гласность, однако, должна непременно дополняться в оправданных случаях мерами конспиративного характера.

6) Компетентность. Сотрудники и группы сотрудников должны решать вопросы обеспечения безопасности на профессиональном уровне, а в необходимых случаях специализироваться по основным его направлениям;

7) Экономическая целесообразность. Стоимость финансовых затрат на обеспечение безопасности не должна превышать тот оптимальный уровень, при котором теряется экономический смысл их применения;

8) Плановая основа деятельности. Деятельность по обеспечению безопасности должна строиться на основе комплексной программы обеспечения безопасности предприятия, подпрограмм обеспечения безопасности по основным его видам (экономическая, научно-техническая, экологическая, технологическая и т. д.) и разрабатываемых для их исполнения планов работы подразделений предприятия и отдельных сотрудников;

9) Системность. Этот принцип предполагает учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, включение в деятельность по его обеспечению всех сотрудников подразделений, использование в этой деятельности всех сил и средств.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы корпоративной безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер корпоративной безопасности.

А они будут не популярны:

• кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т. д.;

• кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

• кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

• у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей, либо похвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

• некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т. д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования системы безопасности в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т. д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах безопасности предприятия как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия.

Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т. д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т. д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно. При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

К вопросу о методах и средствах обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации

Автор рассматривает методы и средства обеспечения имущественной безопасности в России и, на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых источников, обосновывает, что одну из основных ролей в данном процессе играет вневедомственная охрана полиции. В статье убедительно аргументируется, что, вневедомственная охрана полиции в своей деятельности по достижению надлежащего уровня имущественной безопасности использует весь спектр средств и методов, что и остальные субъекты системы обеспечения имущественной безопасности. Но, в то же время, обладание специальным правовым статусом и компетенцией, позволяет ей дополнить данный арсенал, специфическими, присущими только ей, методами и средствами.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, полиция, имущественная безопасность, средства, методы.

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что важнейшей особенностью развития социальной формы любого государства считается тесная взаимосвязь между развитием, благополучием и безопасностью. При этом, как известно, нормальное развитие общества и государства невозможно без утверждения в практике деятельности государственных органов обоснованных правовых начал управления в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сферах обеспечения различных видов безопасности. В полной мере это относится и к обеспечению имущественной безопасности, являющейся важной составляющей основ для реализации мер по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью.

Конституция Российской Федерации, провозгласив Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, подразумевает и надлежащий уровень имущественной безопасности гражданина, и, признавая высшей ценностью права и свободы человека, берет на себя обязанность их соблюдать и защищать.

Существуют различные толкования понятия «имущественная безопасность», но суть у них одна — это состояние защищённости имущества физических и юридических лиц от угроз различного характера (природных, техногенных и других, в том числе, от противоправных посягательств в виде хищений), достигаемое противодействием этим угрозам путём реализациигосударством комплекса мер (в том числе путем оказания охранных услуг), обеспечивающих соблюдение имущественных прав этих лиц в отношении данного имущества.

Для достижения удовлетворяющего потребности общества и граждан уровня имущественной безопасности, защиты их имущественных интересов, а также противодействия угрозам имущественной безопасности, государством создана система обеспечения имущественной безопасности, представляющая собой совокупность объединённых единой целью предотвращения данных угроз государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности во взаимосвязи и по согласованию во времени и пространстве.

Деятельность по обеспечению имущественной безопасности представляет собой процесс исполнения специализированным субъектом функции по защите имущества путем предоставления и реализации комплекса мер (правовых, организационно-управленческих, инженерно-технических, профилактических и иных), обеспечивающих соблюдение имущественных прав юридических и физических лиц в отношении данного имущества. Указанная деятельность включает в себя непосредственно охрану имущества юридических и физических лиц на договорной основе; внедрение современных технических средств охраны; инспектирование подразделений юридических лиц с особыми уставными задачами и ведомственной охраны и базируется на прогнозировании и определении реальных угроз, разработке и реализации превентивных мер реагирования на них и ликвидации возникающих угроз.

В своей деятельности по обеспечению имущественной безопасности субъекты системы обеспечения имущественной безопасности используют необходимые для достижения поставленной цели определённые средства и методы.

Под методом (от греч. methodos — путь, исследование, прослеживание) — принято понимать «сознательно и последовательно применяемый способ достижения намеченной цели или способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности». В теории управления под методом управления понимается «совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации».

Следовательно, под методами обеспечения имущественной безопасности следует понимать совокупность сознательно и последовательно применяемых способов, приемов и мер с целью достижения удовлетворяющего потребности общества и граждан состояния защищённости имущества от угроз различного характера.

Итак, имущественная безопасность обеспечивается комплексом мер, направленных на достижение основной цели — предотвращение угроз имущественной безопасности. Представляется, что данная цель может быть достигнута применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического, социально-психологического и другого характера. Рассмотрим некоторые из них:

— правовые меры — заключаются в создании эффективно действующего правового поля на всей территории страны по всем аспектам имущественной безопасности и носят определяющий характер. Международный опыт показывает, что в создании такого правового пространства первостепенное значение во всех развитых странах имеют конституционные положения, закрепляющие и охраняющие собственность;

— организационные меры — носят многоплановый характер, тесно связаны с правовыми и обусловлены ими. Они предполагают создание совокупности различных организаций (формирований), призванных обеспечить имущественную безопасность в пределах своей компетенции и свойственными каждому из них методами и средствами;

— инженерно-технические меры — являются необходимым условием эффективного функционирования всей системы имущественной безопасности. Изучение имеющегося опыта и специальной литературы дает основание полагать, что система инженерно-технических мер, способная активно влиять на обеспечение сохранности имущественной безопасности, включает в себя следующие элементы: а) требования к технической укрепленности объекта; б) проектирование технических комплексов охранно-пожарной и тревожной сигнализации с целью их внедрения на конкретном объекте; в) монтаж технических комплексов охранной и тревожной сигнализации; г)эксплуатационно-техническое обслуживание инженерно-технических средств, выполнение регламентных работ; д) комплексное обследование объектов (не реже одного раза в год) на предмет технической укреплённости, эффективности использования инженерно-технических средств, условий хранения имущества, деятельности охраны с выдачей рекомендаций по осуществлению мероприятий;

— воспитательные меры — важнейшая часть имущественной безопасности. Целью воспитательного воздействия применительно к предмету нашего исследования является выработка у каждого гражданина России внутренней потребности уважительного отношения к чужому имуществу, обеспечению его неприкосновенности;

— предупредительные (профилактические) меры — предупреждение правонарушений, в том числе противоправных посягательств на имущество, охватывают меры экономического, политического, социального и иного характера, направленные на устранение причин и условий, порождающих посягательство на чужое имущество;

— специальные меры — предполагают обеспечение имущественной безопасности при наступлении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных происшествий;

— административные (контрольно-надзорные) меры — охватывают деятельность по контролю над деятельностью структур и должностных лиц, обеспечивающих имущественную безопасность.

Таким образом, меры обеспечения имущественной безопасности, на наш взгляд, можно обобщить, сгруппировать и разделить на правовые, организационно — технические и экономические методы обеспечения имущественной безопасности.

К правовым методам обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации следует отнести разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере имущественной безопасности, а также разработку нормативных методических документов по вопросам обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

— внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения имущественной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения имущественной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации;

— законодательное разграничение полномочий в области обеспечения имущественной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

— законодательное разграничение полномочий между субъектами обеспечения имущественной безопасности;

— разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за необеспечение имущественной безопасности;

— законодательное закрепление приоритета развития национальной индустрии средств и систем имущественной безопасности;

— определение статуса организаций, предоставляющих услуги имущественной безопасности на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;

— создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения имущественной безопасности.

Организационно — техническими методами обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации можно считать:

— совершенствование системы обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации;

— усиление правоприменительной деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в сфере имущественной безопасности, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;

— разработка, использование и совершенствование средств и систем имущественной безопасности и методов контроля эффективности этих средств и систем, развитие защищенных автоматизированных систем имущественной безопасности, повышение их надежности;

— создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к системам передачи информации о несанкционированном доступе и специальных воздействий, вызывающих их разрушение, уничтожение, искажение, а также изменение штатных режимов функционирования этих систем и средств;

— выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования систем и средств имущественной безопасности, предотвращение перехвата передачи информации по техническим каналам, применение различных средств защиты конфиденциальной базы данных клиентов субъектов имущественной безопасности при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по их защите;

— сертификация средств и систем имущественной безопасности, лицензирование деятельности в области имущественной безопасности, стандартизация способов и средств имущественной безопасности;

— контроль за действиями персонала в системах имущественной безопасности, подготовка кадров в области обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации;

— формирование системы мониторинга показателей и характеристик имущественной безопасности в Российской Федерации и деятельности правоохранительной системы государства по её обеспечению.

Экономические методы обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации включают в себя:

— разработку программ обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации и определение порядка их финансирования;

— совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно — технических методов имущественной безопасности, создание системы страхования имущественных рисков физических и юридических лиц.

Представляется, что перечисленные меры и методы, реализуются с помощью различных средств обеспечения имущественной безопасности.

В различных отраслях науки понятие «средства» трактуется по разному, но суть у них одна — это практическая реализация методов, а также явления, выражающиеся в конкретных деяниях, обеспечивающих достижение цели. Например, правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей, а средства обеспечения безопасности — это конкретная реализация принципов и методов, т. е. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности.

Следовательно, средства обеспечения имущественной безопасности выражаются в конкретных деяниях и инструментах, с помощью которых обеспечивается защита имущественных интересов, и заключаются в реализации принципов и методов обеспечения имущественной безопасности.

Перечень средств обеспечения имущественной безопасности регламентируется различными нормативно-правовыми актами, регулирующих деятельность соответствующих субъектов, но, ни в одном из них не раскрывается их понятие или понятие средств охранной деятельности.

На наш взгляд, под средствами обеспечения имущественной безопасности (или средствами охранной деятельности) представляется возможным понимать конструктивно завершённые, выполняющие самостоятельные функции средства, в том числе аппаратно — программные, используемые для обеспечения защиты объектов от противоправных посягательств.

Средства обеспечения имущественной безопасности (охранной деятельности) можно дифференцировать и подразделить на:

— информационные технические средства охраны — это совокупность совместно действующих средств охраны, установленных на объектах и объединённых системой инженерных сетей и коммуникаций (средства охранной, пожарной и тревожной сигнализаций, передачи извещений, телевизионные системы видеонаблюдения и иные системы);

— инженерно-технические средства безопасности и контроля доступа — это средства, применяемые для обеспечения необходимого механического противодействия противоправным посягательствам на охраняемые объекты (защитные кабины, двери, люки, стёкла, решётки, ставни, жалюзи, замки, запирающие устройства, сейфы, хранилища ценностей, механические ограждения и преграды и иные средства);

— средства обеспечения деятельности субъектов системы имущественной безопасности (вооружение и специальные средства, служебные собаки, специальный автотранспорт и т. д.)

Обеспечение безопасности в целом, как видно из положений Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, включает деятельность всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) и является одной из основных задач государства и базируется на примате прогнозирования, разработки и реализации превентивных мер; своевременном определении реальных рисков и угроз, разработке мер по реагированию на них и нейтрализации; организации деятельности управления системой обеспечения безопасности, создании систем безопасности, как федерального, так и регионального и местных уровней, государственных и негосударственных систем.

Существуют достаточные основания полагать, что одну из основных ролей в процессе обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации играет вневедомственная охрана полиции, так именно на неё возложена задача обеспечения и осуществления в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны имущества и объектов.

Деятельность по обеспечению имущественной безопасности вневедомственная охрана полиции реализует путём непосредственной охраны имущества юридических и физических лиц на договорной основе; внедрения современных технических средств охраны; участия в инспектировании объектов и выдачи рекомендаций по оснащению объектов средствами безопасности, участия в экспертной оценке антитеррористической защищённости объектов и базируется на примате прогнозирования, разработки и реализации превентивных мер; своевременном определении реальных угроз и разработке мер по реагированию на них, а также ликвидации возникающих угроз.

Анализ нормативных правовых источников, регламентирующих данную деятельность, а также юридической и специальной литературы позволили установить, что вневедомственная охрана полиции в своей деятельности по достижению надлежащего уровня имущественной безопасности, использует тот же, ранее обозначенный нами, перечень средств и методов, что и остальные субъекты системы обеспечения имущественной безопасности. Но, в то же время, обладание специальным правовым статусом и компетенцией, позволяет ей дополнить данный арсенал, специфическими, присущими только ей, методами и средствами.

Первый специфический метод мы отметили ранее — вневедомственная охрана полиции в пределах своей компетенции вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области охраны имущества и объектов.

Во-вторых, она участвует в разработке и реализации региональных мер в сфере обеспечения имущественной безопасности.

В-третьих, она вооружена административными методами, которые заключаются в участии в инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и выдача в ходе данных инспектирований обязательных к исполнению предписаний об устранении нарушений.

В-четвёртых, на вневедомственную охрану полиции возложена задача проведения в стране единой технической политики в области разработки, внедрения и эксплуатации технических систем охраны и безопасности.

В-пятых — это строго определённый Правительством Российской Федерации перечень подлежащих охране объектов.

Итак, мы обозначили только основные из специфических методов. Данный перечень можно дополнить ещё и косвенными методами, такими как использование арсенала прав и обязанностей как структурной составляющей полиции, определённых Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и другими.

Что касается средств обеспечения имущественной безопасности, используемых вневедомственной охраной полиции, то среди них есть тоже только ей присущие. Во-первых, это информационные технические средства охраны и средства связи, использующие закрытые каналы передачи данных, предназначенные для подразделений полиции. Во-вторых, средствами обеспечения деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере имущественной безопасности служит арсенал вооружения и специальных средств, состоящих на вооружении полиции, а также служебные собаки, специальный автотранспорт и т. д.

Таким образом, анализ нормативно-правовых источников, научной и специальной литературы позволяет нам сделать следующие выводы:

а) под методами обеспечения имущественной безопасности следует понимать совокупность сознательно и последовательно применяемых способов, приемов и мер с целью достижения удовлетворяющего потребности общества и граждан состояния защищённости имущества от угроз различного характера. Представляется, что общими методами обеспечения имущественной безопасности являются правовые, организационно-технические и экономические методы.

б) средства обеспечения имущественной безопасности представляют собой конструктивно завершённые, выполняющие самостоятельные функции средства, в том числе аппаратно — программные, используемые для обеспечения защиты объектов от противоправных посягательств. Основными средствами обеспечения имущественной безопасности можно считать информационные технические средства охраны, инженерно-технические средства безопасности и контроля доступа, а также средства обеспечения деятельности субъектов обеспечения имущественной безопасности.

в) одну из основных ролей в процессе обеспечения имущественной безопасности в Российской Федерации играет вневедомственная охрана полиции, так именно на неё возложена задача обеспечения и осуществления в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны имущества и объектов.

г) вневедомственная охрана полиции в своей деятельности по достижению надлежащего уровня имущественной безопасности, использует весь спектр перечня средств и методов, что и остальные субъекты системы обеспечения имущественной безопасности. Но, в то же время, обладание специальным правовым статусом и компетенцией, позволяет ей дополнить данный арсенал, специфическими, присущими только ей, методами и средствами.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237. 25 дек.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ, 2002, ч.1, ст.1

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // См.: СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900

6. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 2009, № 20, ст.2444

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011г. № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» // СЗ РФ,2011, N6, ст.890

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» // СЗ РФ,25.04.2011, N 17, ст. 2409

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 2324-р «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией» // СP РФ,2013, № 50, ст. 6658

10. Приказ МВД России от 16 июня 2011г. № 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации»

11. Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»

12. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. — М.: Омега-Л, 2004. — 584 с.

14. Большой Энциклопедический словарь. 2000. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.— 840 с.

15. Веснин В. Р. Основы менеджмента. — М.: ИМПЭ, 2006. — 504 с.

16. Дорофеева Л. И. Менеджмент. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. — 192 с.

17. Леднев В. А. Правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел по обеспечению имущественной безопасности: Дисс. канд. юрид. наук. –М., 2002.

18. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник, 2004.

19. Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. // Дисс. канд.юрид.наук, Москва, 2011.

20. Микаилов С. М. Национальная и имущественная безопасность: соотношение понятий и аспекты обеспечения вневедомственной охраной полиции: монография : монография / С. М. Микаилов. — М.: Перо, 2013. — 266 с.

22. Тудос С. А. Административная деятельность вневедомственной охраны МВД России по обеспечению имущественной безопасности и безопасности личности: Дисс. канд. юрид. наук. -М., 2004, 197с.

23. Ушаков Д. Н. Орфографический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз, 1937. — 162 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *