Счет платежного агента

Платежные агенты и банковские платежные агенты

Определение платежных агентов дано в Законе о платежных агентах.

В соответствии со ст. 2 Закона платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые занимаются деятельностью по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью но приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств последнего перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств за минусом комиссионного вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В соответствии с Законом о платежных агентах платежными агентами являются операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основное отличие оператора по приему платежей от платежного субагента заключается в том, что первый взаимодействует с поставщиком товаров (работ, услуг) напрямую, а платежный субагент — только через оператора по приему платежей. При этом платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (т.е. заключать последующие субагентские договоры).

Требования, предъявляемые к деятельности операторов по приему платежей и платежных субагентов, состоят в следующем.

1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков — физических лиц в целях исполнения их денежных обязательств перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.

Аналогичный договор должен быть заключен между оператором по приему платежей и платежным субагентом с той лишь разницей, что платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями п. 2 ст. 1009 ГК о передоверии полномочий.

2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб., по достижении которой начинается «противо- легализационный» контроль, а поэтому на него не возложена обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге и по согласованию правил внутреннего контроля.

  • 3. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления на них наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и для осуществления последующих расчетов с поставщиком. По таким специальным банковским счетам могут осуществляться только следующие операции:
    • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
    • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
    • в) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика1;
    • г) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету

платежного агента не допускается. Например, с такого счета нельзя списывать денежные средства на счета по вкладам (депозитам) или для оплаты банковских комиссий. На специальный банковский счет нельзя зачислять денежные средства с расчетных и иных «неспециальных» банковских счетов.

Платежные агенты обязаны сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков наличные денежные средства для их зачисления на специальные банковские счета.

  • 4. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой тех-
  • 1 Поставщик товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только следующие операции: а) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; б) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика запрещено.

ники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

  • 5. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать:
    • а) лотерейные ставки (за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени);
    • б) платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
    • в) ставки для участия в азартных играх.
  • 6. Операторы по приему платежей и платежные субагенты при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме. Требования, предъявляемые к платежным терминалам, установлены в ст. 6 Закона о платежных агентах.

В силу ч. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах кредитные организации не вправе выполнять функцию операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Соответственно, операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями сг. 14 Закона о НГ1С.

Банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией на основании агентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Смысл деятельности банковского платежного агента — выполнение от имени кредитной организации трех функций:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования;
  • в) проведение в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию доходов идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Банковским платежным субагентом может быть юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которое привлекается банковским платежным агентом на основании субагентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Правом на использование услуг банковского платежного субагента обладают только банковские платежные агенты, являющиеся юридическими лицами, если такое право предусмотрено в агентском договоре с кредитной организацией. Банковские платежные агенты — индивидуальные предприниматели не вправе привлекать для осуществления своей деятельности банковских платежных субагентов. При этом банковский платежный субагент осуществляет свои функции от имени кредитной организации. Функции банковского платежного субагента следующие:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств в суммах, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии легализации;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в случаях, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.

Банковскому платежному субагенту запрещено заключать последующие субагентские договоры.

Банковский платежный агент и банковский платежный субагент обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств. По такому счету могут осуществляться только следующие операции:

  • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
  • в) перечисление денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций, помимо перечисленных, но специальному банковскому счету платежного агента (субагента) не допускается.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты вправе использовать в своей деятельности платежные терминалы и банкоматы, соответствующие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Таким образом, основное отличие между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом состоит в том, что банковский платежный агент взаимодействует напрямую с кредитной организацией, а банковский платежный субагент — только с банковским платежным агентом. Второе важное отличие — ограниченный функционал банковских платежных субагентов: они могут осуществлять только те операции, которые согласно Закону о противодействии отмыванию доходов не требуют идентификации физического лица.

  • Такая формулировка исключает прием платежным агентом в пользу поставщика безналичных платежей, например, с использованием банковских платежных карт. Прием подобных платежей не разрешен и банковским платежным агентам.
  • Поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе за жилое помещениеи коммунальные услуги), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими соответствующих функций.
  • Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику — физическому лицу, установлены ст. 5 Закона о платежных агентах.
  • Специальные требования к выдаваемым ими кассовым чекам установлены ч. 10—13ст. 14 Закона о IIПС.

Обслуживание участников системы капитального ремонта МКД

Собственники помещений в МКД могут открыть в банке специальный счет, на котором будут накапливаться взносы на капитальный ремонт, исключительно собственников того дома, жители которого приняли на Общем собрании такое решение.

Владельцем специального счета может быть:

  • товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищные кооперативы (ЖК);
  • управляющая организация (УО);
  • региональный оператор капитального ремонта, созданный субъектом РФ по решению собственников.

Преимущества специального счета для накопления средств на капитальный ремонт:

  • использование взносов, находящихся на специальном счете в банке возможно только на капитальный ремонт дома;
  • осуществление Банком контроля (ст.177 ЖК РФ) за целевым расходованием денежных средств со счета позволит собственникам помещений не волноваться о судьбе своих взносов;
  • в случае принятия собственниками помещений в МКД решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование услуг и (или) работ, которые не предусмотрены Региональной программой капитального ремонта;
  • операции по специальному счету в Банке проводятся без взимания комиссии.

На специальные банковские счета зачисляются:

  • взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками жилья, и проценты, уплаченные за несвоевременную оплату взносов;
  • проценты, начисленные Банком на средства, размещенные на специальном счете;
  • средства на основании решения собственников жилья в случае смены кредитной организации или смены способа формирования фонда кап.ремонта;
  • средства по иным операциям в соответствии с ЖК РФ.

Тарифный план для обслуживания специального счета

Для владельцев специального счета для формирования капитального ремонта многоквартирного дома банк ВТБ предлагает Тарифный план для обслуживания специального счета для формирования фонда капитального ремонта.

В рамках тарифного плана мы предлагаем владельцам специального счета воспользоваться наиболее востребованными и актуальными операциями и услугами.

Условия предоставления услуг и проведения операций приведены в разделе Тарифы.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности Банка России (далее — Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации Российских Банков от 13.02.2018 N А-02/5-42 (далее — обращение) и в дополнение к письму от 13.03.2018 N 18-1-1-11/364 сообщает мнение Департамента национальной платежной системы Банка России по вопросу осуществления операций по специальным банковским счетам платежных агентов.

Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон N 103-ФЗ) установлен режим специальных банковских счетов платежных агентов.

Указанный режим не предусматривает возможности непосредственного списания денежных средств со специальных банковских счетов платежных агентов на счета, не являющиеся банковскими счетами, а также не допускает возможности зачисления на них денежных средств, переводимых со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами платежных агентов.

Также сообщаем мнение Департамента по вопросам бухгалтерского учета.

Балансовый счет N 47422 «Обязательства по прочим операциям» для отражения сумм переводов денежных средств, поступающих со специальных банковских счетов платежных агентов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (далее — счет N 40821), открытых в других кредитных организациях, не применяется.

Мнение Ассоциации Российских Банков о недопустимости осуществления операций по зачислению денежных средств на счет N 40821 в корреспонденции с балансовыми счетами N 40817 «Физические лица», N 40911 «Расчеты по переводам денежных средств» соответствует позиции Департамента по данному вопросу.

Применение балансового счета N 30233 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств» для отражения кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на специальный банковский счет платежного агента до момента их получения от платежного агента не соответствует его назначению и характеристике, изложенным в пункте 3.28 части II Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

Установленный Федеральным законом N 103-ФЗ режим допускает осуществление расчетов с платежными агентами в порядке, предусматривающем предварительное зачисление денежных средств на корреспондентский счет кредитной организации с последующим их отражением на таких внутренних счетах.

В этом случае кредитная организация вправе применить балансовый счет N 30232 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств».

Заместитель главного бухгалтера
Банка России —
заместитель директора Департамента
бухгалтерского учета и отчетности
М.С. Волошина

Два счёта в одном платёжном документе

7 ноября 2016

• В Смоленске изменится схема движения трамваев 374

• Под Смоленском забраковали колбасу для собак 284

• Стало известно, какие имена дали смоленским новорожденным в октябре 317

• В Смоленске отметили 75-летие со дня проведения легендарного Парада 1941 года на Красной площади 344

• Группа “Пикник” в Смоленске отметит юбилей 287

• В Смоленской области председатель намеренно обанкротил сельхозкооператив 342

• Два счёта в одном платёжном документе 965

• В жилых домах на проспекте Гагарина отключат холодную воду 321

• Смоляне сделали 20 тысяч фотографий о любви к России 344

• Трое подростков избили и ограбили посетителя смоленского бара 364

• 12 ноября в Смоленске состоится джазовый «JAM FEST» 256

• В Смоленске из-за ДТП заблокирован проезд по Кирова 461

• Браконьеру грозит полгода ареста за отстрел лося в Смоленской области 307

• Смоленский бизнес ушел в степь 366

• В Смоленской области в пожаре погибли два человека 257

• В Смоленске завершились Всероссийские соревнования Общества «Динамо» по самбо 288

• “Квадра” отправит смоленские трамваи по другому маршруту 292

• Природная стихия помешала миграции чернозобых гагар в Смоленской области 257

• В Смоленске пройдет международный кинофестиваль «ArtShort-2016» 375

• В Смоленском УМВД новый начальник полиции 655

• Смоленскую область ждут «уроки столетия» 322

• Над «Смоленском» поднят символ российской государственности 253

• Алексей Островский теряет влияние 281

• В смоленской полиции тверское пополнение руководящего состава 264

• В Смоленской области увековечили память об ополченцах 1812 года 248

• Смоленский РИЦ подводит итоги 2016 года 261

• Смоляне вышли в лидеры, блеснув этнографией 233

• Назначен заместитель руководителя смоленской полиции 411

• Смоляне погибли при пожаре из-за неосторожности при курении 303

• В Смоленской области задержали браконьера, застрелившего лося 351

• Почему в Смоленске нет памятника воеводе Михаилу Шеину 354

• Приглашение к участию в конкурсе на предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей, создание и (или) развитие 264

• Смоленские леса принесли почти 200 миллионов рублей бюджетных поступлений 218

• В смоленской школе случился пожар 382

• В Совете Федерации прошло награждение детей-героев 285

• Смоленский заключенный, угрожавший судье, ждет приговора 246

• В Смоленске отключили холодную воду в Соловьиной роще 241

• В Смоленске назвали самые популярные имена для новорожденных в октябре 340

• Смоленские собаки остались без белорусской колбасы 295

• Смоленскэнерго заключило свыше 12 тыс. договоров на оказание дополнительных услуг за 9 месяцев 2016 года 272

• На трассе Москва — Минск сгорел автомобиль 274

• Вымогатели из Хиславичей пойдут в суд как банда 406

• В Смоленске сожгли BMW X6 884

• Смоленская область обеспечила поступление свыше 187 млн рублей «лесных» доходов 333

• Митрополит Смоленский и Рославльский Исидор освятил символ Смоленска 293

• В Смоленске на перекрестке улиц Кашена и Желябова на сутки перекроют движение 282

• Двое смолян вымогали деньги у предпринимателей 263

• В Смоленскую область не пустили белорусский творог 325

• Факт нападения в Смоленской области на активиста движения «Убитые дороги» проверит министр внутренних дел Владимир Колокольцев 357

• Красный Бор в Смоленске станет особо охраняемой природной территорией 551

• В Смоленской области обсудили проблемы бесперебойного снабжения населения теплом в отопительный период 2016-2017 годов 309

• Смоленскэнерго вынуждено взыскивать долги в судебном порядке 335

• В Смоленской области два человека погибли в горящем доме 315

• Смоленский водитель автобуса с пассажирами влетел в КамАЗ и фуру под Воронежем 364

• Житель Смоленской области ограбил девушку из ревности 284

• Смоляне теперь смогут получить СНИЛС мгновенно 298

• Массовая авария на трассе М1 в Смоленской области: два человека пострадали 665

• В Смоленской области осудили «черных» лесорубов 416

• В Смоленске на сутки закроют движение на перекрестке улиц Кашена и Желябова 363

• В Смоленске в уборке улиц от снега задействовано 28 спецмашин 294

• Состоялся фестиваль «День национальных культур в Смоленске» 803

• За прошедшие выходные дни на территории региона сотрудниками ГИБДД выявлено свыше 800 административных правонарушений 276

• Сразу 5 машин столкнулись под Смоленском 385

• Смоленская область – в лидерах по уровню выпавшего снега 310

• Под Смоленском жена подарила мужу фальшивое свидетельство об окончании автошколы 310

• 25-летняя смолянка скончалась после ДТП 767

• Красный Бор закроют «зеленым щитом» 408

• В Смоленске на Крупской вскипела вазовская «шестерка» 345

• Под Смоленском пропал без вести 22-летний парень 534

• Купить и сдать. Смоленская «однушка» окупится за 14 лет 291

• В Смоленске откроют национальный центр правовой информации Беларуси 272

• В Смоленской области водитель скончался в перевернувшейся Приоре 397

• В Смоленской области скончалась пассажирка Мерседеса 410

• В «Смоленском Поозерье» прошел военно-исторический фестиваль 334

• В Смоленске торжественного отметили праздник Октября. О чем писали смоленские газеты 7 ноября 1964 года… 317

• В Смоленской области за ночь сгорели две иномарки 404

• «Сплин» в Смоленске представил «Ключ к шифру». Фоторепортаж 344

• Смоленскому «Меркурию» – 94 года 345

• В аварии под Десногорском пострадали четыре человека 648

• Смоленские родители просят увеличить финансирование детсадов 335

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

📌 Реклама Отключить

Платежные агенты: прием платежей

Когда гражданин желает оплатить жилищно-коммунальные услуги, он, очевидно, заинтересован, чтобы платеж дошел по назначению (впрочем, и УК заинтересована в том же). Можно ли быть уверенным, что денежные средства, внесенные в терминал (третьему лицу, не являющемуся банком), гарантированно поступят УК? Именно для такой уверенности граждан и защиты их интересов как потребителей и плательщиков был принят Закон о платежных агентах.

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

📌 Реклама Отключить

–плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

–платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

–оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

–платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

📌 Реклама Отключить

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

📌 Реклама Отключить

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.

Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов. 📌 Реклама Отключить

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

📌 Реклама Отключить

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

📌 Реклама Отключить

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

📌 Реклама Отключить

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

📌 Реклама Отключить

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

📌 Реклама Отключить

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

📌 Реклама Отключить

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

📌 Реклама Отключить

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

📌 Реклама Отключить

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9). 📌 Реклама Отключить

Вниманию УК на УСНО

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

📌 Реклама Отключить

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

📌 Реклама Отключить

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

📌 Реклама Отключить

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

📌 Реклама Отключить

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

📌 Реклама Отключить

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

* * *

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

📌 Реклама Отключить

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *