Регламент государственного служащего

Администрация Славяносербского района Луганской Народной Республики

  1. Настоящий Порядок подготовки и утверждения годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Луганской Народной Республики (далее ‑ Порядок) разработан в целях реализации статьи 45 Закона Луганской Народной Республики от 03.07.2015 № 28-II «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» (далее ‑Закон) и устанавливает правила подготовки годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Луганской Народной Республики (далее ‑ годовой отчет), а также процедуру их представления.

  2. Годовой отчет является одним из документов, на основании которого определяется соответствие государственного гражданского служащего Луганской Народной Республики (далее ‑ гражданский служащий) замещаемой должности государственной гражданской службы Луганской Народной Республики.

Данные, содержащиеся в годовых отчетах, учитываются при проведении аттестации, конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы государственного органа Луганской Народной Республики (далее — государственный орган), в котором гражданский служащий проходит гражданскую службу, или конкурса по формированию кадрового резерва на замещение должности гражданской службы в порядке должностного роста, поощрении гражданского служащего, а также могут учитываться при проведении служебных проверок.

  1. Годовой отчет также используется для решения следующих задач:

осуществления промежуточного контроля за профессиональной служебной деятельностью гражданского служащего;

получения предложений от гражданского служащего по улучшению деятельности государственного органа Луганской Народной Республики, его структурного подразделения;

проведения анализа фактического распределения должностных обязанностей в государственном органе, его структурном подразделении;

получения дополнительной информации при составлении ежегодного отчета о работе государственного органа, его структурного подразделения.

  1. В годовом отчете отражаются фактические результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, а именно сведения (информация):

о проделанной работе в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными должностным регламентом;

о подготовленных проектах нормативных правовых актов и (или) проектах управленческих и иных решений;

о соблюдении сроков и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядка их согласования и принятия;

об участии в предоставлении оказываемых гражданам и организациям государственных услуг в соответствии с регламентом государственного органа (если предусмотрено должностным регламентом);

о выполнении показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности (при наличии);

иная информация, свидетельствующая о выполнении должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

В годовом отчете также указываются порученные, но не выполненные гражданским служащим задания, если таковые имелись в отчетном периоде.

В годовой отчет включается перечень проблем, с которыми сталкивался гражданский служащий при исполнении должностных обязанностей, и предложения по их решению, а также предложения по повышению эффективности выполнения должностных обязанностей, деятельности государственного органа и его структурных подразделений.

Допускается приложение к отчету графиков, диаграмм и иных графических данных.

  1. Годовые отчеты не представляются гражданскими служащими, которые не подлежат аттестации согласно части 3 статьи 45 Закона.

  2. Отчетным периодом при подготовке гражданским служащим годового отчета является календарный год. Если гражданский служащий приступил к исполнению должностных обязанностей после 1 января, то в годовой отчет включается период со дня начала фактического исполнения им должностных обязанностей по 31 декабря этого же года, при условии замещения им данной должности не менее 3 месяцев.

  3. Подготовка годового отчета осуществляется ежегодно.

  4. Подготовка годового отчета осуществляется не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. Точные сроки представления годовых отчетов устанавливаются руководителем государственного органа, о чем гражданские служащие должны быть проинформированы не менее чем за две недели.

  5. Годовой отчет составляется по форме согласно Приложению к настоящему Порядку и предоставляется гражданским служащим непосредственному руководителю для оценки профессиональной и служебной деятельности.

  6. Гражданский служащий несет дисциплинарную ответственность за нарушение установленных сроков представления годового отчета.

В случае пропуска срока представления годового отчета по уважительной причине (болезнь, командировка гражданского служащего и т. п.) годовой отчет представляется в ближайший рабочий день, следующий за днем прекращения обстоятельств, вызвавших пропуск срока.

  1. Непосредственный руководитель гражданского служащего в течение трех рабочих дней с даты предоставления гражданским служащим годового отчета дает мотивированную оценку профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, знакомит с ней гражданского служащего.

  2. Гражданский служащий имеет право выразить свое несогласие с оценкой его профессиональной служебной деятельности непосредственным руководителем и в течение грех рабочих дней со дня ознакомления с выводами непосредственного руководителя письменно обратиться к руководителю государственного органа с мотивированной просьбой об их пересмотре.

  3. В случае несогласия гражданского служащего с выводами непосредственного руководителя о его профессиональной служебной деятельности окончательное решение в течение десяти рабочих дней принимает руководитель государственного органа.

  4. Руководитель государственного органа делает отметку в годовом отчете о согласии или несогласии с выводами о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

В случае несогласия руководителя государственного органа с выводами непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего ему необходимо письменно обосновать свое решение и довести его до сведения гражданского служащего и его непосредственного руководителя.

  1. Подготовленные годовые отчеты гражданских служащих направляются непосредственным руководителем в структурное подразделение по вопросам государственной гражданской службы и кадров до 20 февраля года, следующего за отчетным.

Подача годовых отчетов в структурное подразделение по вопросам государственной гражданской службы и кадров допускается после установленного срока в случае рассмотрения руководителем государственного органа несогласия гражданского служащего с оценкой его профессиональной служебной деятельности, а также в случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 настоящего Порядка.

  1. По инициативе руководителя государственного органа или по заявлению гражданского служащего, несогласного с оценкой его профессиональной служебной деятельности по результатам годового отчета, в государственном органе может быть проведена внеочередная аттестация данного гражданского служащего в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.

  2. Годовые отчеты хранятся в структурном подразделении по вопросам государственной службы и кадров государственного органа в течение трех лет, а затем уничтожаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

  3. Ознакомление гражданского служащего с его годовыми отчетами, хранящимися в структурном подразделении по вопросам государственной службы и кадров, осуществляется в порядке, установленном для ознакомления с личным делом гражданского служащего. Копии годовых отчетов представляются гражданским служащим по их письменному заявлению.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (с изменениями на: 28.06.2017)

МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2009 года N 345

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Ярославской области «О муниципальной службе в Ярославской области», Уставом города Ярославля
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить примерную форму должностной инструкции муниципального служащего (приложение).
2. Руководителям структурных подразделений мэрии города Ярославля привести должностные инструкции муниципальных служащих в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на руководителя аппарата мэрии города Ярославля Зубакину Н.Г..
(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 03.06.2011 N 1436, Постановления мэра г. Ярославля от 28.06.2017 N 928)
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Мэр
города Ярославля
В.В.ВОЛОНЧУНАС

Приложение. Должностная инструкция муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы

Приложение
к постановлению
мэра г. Ярославля
от 13.02.2009 N 345

Должностная инструкция муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы

___________________________________________________________________________ (конкретное наименование должности с указанием органа, структурного, внутриструктурного подразделения)

I. Общие положения

II. Квалификационные требования, предъявляемые к муниципальному служащему

4. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки:
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы _____
_____________________________, должен иметь:
(наименование должности)
4.1. <2> ______________________________________________________________
(образование)
— для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп — высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры <3>;
— для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы — высшее образование;
— для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп — профессиональное образование.
4.2. __________________________________________________________________
(стаж муниципальной службы/стаж работы по специальности, направлению подготовки)
— для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп — не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
— для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы — не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки, либо не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки при предъявлении диплома специалиста или магистра с отличием в течение трех лет со дня его выдачи;
— для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп квалификационные требования к стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.
5. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, предъявляемые для замещения всех должностей муниципальной службы:
5.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы _______________________________________, должен знать: государственный язык
(наименование должности)
Российской Федерации (русский язык), основы государства и права, в том числе: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о противодействии коррупции, иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Ярославской области, муниципальные правовые акты, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления своих полномочий, предупреждением коррупции, осуществлением муниципальными служащими своей профессиональной деятельности (муниципальной службы), в том числе поступление на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение; нормы делового общения; правила делового этикета; основы делопроизводства и документооборота; правила охраны труда и пожарной безопасности.
5.2. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы ____________________________________, должен уметь: осуществлять подготовку
(наименование должности)
проектов муниципальных правовых актов и служебных документов;
систематически повышать профессиональные знания и быть способным применять их в практической деятельности; работать на персональном компьютере и с периферийными устройствами, с системами хранения информации, стандартными офисными приложениями, программным обеспечением, информационно — телекоммуникационными сетями и базами данных на уровне уверенного пользователя.
5.3. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы
____________________________________, должен иметь навык грамотной устной и письменной речи.
(наименование должности)
6. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, в соответствии с областью (____________) <4> и видом (_______________) <4> профессиональной служебной деятельности муниципального служащего и классификацией по группам должностей муниципальной службы:
6.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы
_________________________, должен знать <5>: ______________________________
(наименование должности)
— для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп — регулирующие соответствующую область и вид профессиональной служебной деятельности федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области, муниципальные правовые акты, Устав Ярославской области, Устав города Ярославля, Положение о ____________________________________________,
(наименование структурного подразделения)
Регламент мэрии города Ярославля, Регламент муниципалитета города Ярославля, административные регламенты и иные служебные документы; основы управления (менеджмента) и методы организации труда и управления коллективом, особенности менеджмента в сфере государственной и муниципальной службы; порядок работы со служебной информацией, в том числе содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну;
— для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы — регулирующие соответствующую область и вид профессиональной служебной деятельности федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области, муниципальные правовые акты, Устав Ярославской области, Устав города Ярославля, Положение о _________________________________________, Регламент
(наименование структурного подразделения)
мэрии города Ярославля, Регламент муниципалитета города Ярославля, административные регламенты и иные служебные документы применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основы управления (менеджмента) и особенности менеджмента в сфере государственной и муниципальной службы, порядок работы со служебной информацией, в том числе содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну;
— для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп — регулирующие соответствующую область и вид профессиональной служебной деятельности федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области, муниципальные правовые акты, Устав Ярославской области, Устав города Ярославля, Положение о ____________________________________________,
(наименование структурного подразделения)
Регламент мэрии города Ярославля, Регламент муниципалитета города Ярославля, административные регламенты и иные служебные документы применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, порядок работы со служебной информацией.
6.2. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы
_________________________, должен уметь <6>: ______________________________
(наименование должности)
— для замещения должностей муниципальной службы высшей группы — руководить работой, применять нормативные правовые акты в практической деятельности; осуществлять разработку и управление проектами; оперативно принимать управленческие решения; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления, организациями; планировать
работу и служебное время; осуществлять контроль, анализ и прогнозирование последствий принимаемых решений; использовать методы стимулирования для достижения результатов; владеть конструктивной критикой; применять новые подходы в решении поставленных задач и методы адаптивного управления процессами в условиях непрогнозируемых изменений; осуществлять подбор и расстановку кадров; делегировать полномочия подчиненным; своевременно выявлять и разрешать проблемные ситуации, приводящие к конфликту интересов;
— для замещения должностей муниципальной службы главной группы — осуществлять управление персоналом; принимать и реализовывать управленческие решения; осуществлять экспертизу проектов нормативных правовых актов; работать во взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления, организациями; планировать работу и служебное время; осуществлять контроль, анализ и прогнозирование последствий принимаемых решений; использовать методы стимулирования для достижения результатов; владеть конструктивной критикой; применять новые подходы в решении поставленных задач и методы адаптивного управления процессами в условиях непрогнозируемых изменений; вести деловые переговоры, выступать публично; осуществлять подбор и расстановку кадров, ставить задачи перед подчиненными, быть требовательным, предупреждать и разрешать проблемные ситуации;
— для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы, за исключением должностей советника мэра, помощника мэра, помощника заместителя мэра, консультанта, консультанта-юриста, — применять накопленный опыт работы в соответствующих области, направлениях и видах деятельности структурного подразделения; работать во взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления, организациями; осуществлять экспертизу проектов муниципальных правовых актов; планировать работу и служебное время; осуществлять контроль, анализ и прогнозирование последствий принимаемых решений; делегировать полномочия подчиненным; вести деловые переговоры; выступать публично; осуществлять подготовку проектов заключений и ответов на запросы, обращения; своевременно выявлять и разрешать проблемные ситуации;
— для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы (советник мэра, помощник мэра, помощник заместителя мэра, консультант, консультант-юрист) — применять накопленный опыт работы (в соответствующей сфере деятельности); оперативно выполнять управленческие решения; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления, организациями; вести деловые переговоры; осуществлять анализ и прогнозирование деятельности в порученной сфере, подготовку проектов заключений и ответов на запросы и обращения, экспертизу проектов правовых актов; планировать работу и служебное время; своевременно выявлять и разрешать проблемные ситуации;
— для замещения должностей муниципальной службы старшей группы практически применять профессиональные знания в соответствующих области, направлениях и видах деятельности структурного подразделения; использовать нормативные правовые акты для подготовки служебных документов, деловых писем, проектов нормативных правовых актов; анализировать статистические и отчетные данные; планировать выполнение и своевременно выполнять поставленные руководством задачи; работать в коллективе; перенимать опыт и внимательно относиться к мнению коллег; взаимодействовать с соответствующими специалистами других органов и организаций; быть исполнительным и дисциплинированным;
— для замещения должностей муниципальной службы младшей группы обеспечивать выполнение задач и функций по организационному, информационному, документационному и иному обеспечению деятельности структурного подразделения; быть исполнительным и дисциплинированным.

III. Должностные обязанности муниципального служащего

IV. Права муниципального служащего

V. Ответственность муниципального служащего

12. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, а также за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14<1> и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
13. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

<1> Должностные инструкции муниципальных служащих, замещающих высшие должности муниципальной службы, муниципальных служащих, замещающих главные должности муниципальной службы и являющихся руководителями структурных подразделений мэрии города Ярославля, обладающих правами юридического лица, утверждаются муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля.
<2> Представитель нанимателя (работодатель) вправе определить в должностной инструкции квалификационные требования к специальности, направлению подготовки. Рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по конкретизации специальности, направления подготовки, необходимых для замещения должности муниципальной службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, содержатся в Справочнике типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/municipal_service/0).
<3> Квалификационное требование к уровню профессионального образования не ниже уровня специалитета, магистратуры для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп не применяется: 1) к муниципальным служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года; 2) к муниципальным служащим, замещающим указанные должности на день вступления в силу Закона Ярославской области от 22.12.2016 N 89-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере государственной гражданской и муниципальной службы», имеющим высшее образование не выше бакалавриата (в отношении замещаемых должностей).
<4> Область и вид профессиональной служебной деятельности указываются в соответствии со сформированным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Перечнем областей и видов профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/municipal_service/0).
<5> Должностной инструкцией могут быть конкретизированы законодательные и иные нормативные правовые акты, применяемые стандарты, регламенты и правила, а также служебные документы, относящиеся к деятельности соответствующего органа городского самоуправления, структурного подразделения органа, обладающего правами юридического лица, муниципального органа. Рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по конкретизации знаний, необходимых для замещения должности муниципальной службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, содержатся в Справочнике типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/municipal_service/0).
<6> Должностной инструкцией могут быть конкретизированы умения, необходимые для исполнения обязанностей по должности муниципальной службы. Рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по конкретизации умений, необходимых для замещения должности муниципальной службы в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, содержатся в Справочнике типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/municipal_service/0).
<7> Указываются конкретные должностные обязанности, исполняемые муниципальным служащим по замещаемой должности, вытекающие из функций и задач соответствующего органа/структурного подразделения органа, в том числе с указанием на вопросы, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения либо участвовать при подготовке проектов муниципальных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
<8> Могут быть указаны иные права муниципального служащего, непосредственно связанные с исполнением им должностных обязанностей (например: направление предложений непосредственному руководителю о совершенствовании работы подразделения; запрос информации в других структурных подразделениях мэрии, необходимой для решения задач и выполнения функций соответствующего структурного подразделения мэрии и т.п.).

Приложение. Лист ознакомления с должностной инструкцией

Приложение
к должностной инструкции
_____________________________________________
(наименование должности муниципальной службы)

N
п/п

Фамилия, имя, отчество муниципального служащего

Дата и подпись муниципального служащего (об ознакомлении с должностной инструкцией и получении ее копии)

Дата и номер муниципального правового акта о назначении на должность муниципальной службы

Дата и номер муниципального правового акта об освобождении от занимаемой должности муниципальной службы

Примечание:
Должностная инструкция разрабатывается и утверждается в одном экземпляре, который хранится в структурном подразделении, осуществляющем работу с кадрами.
Муниципальному служащему при назначении на должность муниципальной службы выдается заверенная копия должностной инструкции под расписку.

Какая из перечисленных категорий должностей гражданской службы не предусмотрена законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

· помощники (советники)

· специалисты

· обеспечивающие специалисты

· предусмотрены все перечисленные категории

342. Должности государственной гражданской службы учреждаются в целях:

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа, лица, замещающего государственную должность, руководителя подведомственного государственному органу автономного или бюджетного учреждения

· Обеспечения исполнения полномочий государственного органа

· Обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего государственную должность

343. Должности федеральной гражданской службы учреждаются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации

· Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации

· Федеральным конституционным законом или федеральным законом

Какой наивысший чин из числа перечисленных может быть присвоен в Российской Федерации государственному служащему гражданской службы?

· действительный референт

· действительный советник

· действительный статский советник

· действительный государственный советник

345. Должности гражданской службы подразделяются на категории:

· руководители, подчиненные

· руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты

· руководители, специалисты

· руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты

346. Не является обязанностью федерального государственного гражданского служащего категории «руководители»:

· Принятие мер по предотвращению конфликта интересов

· Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей

· Сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

· Вступление в профессиональный союз

347. Должности категории «специалисты» — это:

· должности, учреждаемые для организационного, документационного обеспечения деятельности государственных органов

· должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности в реализации их полномочий

· должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий

· должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций

348. К числу основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего категории «специалисты» НЕ относится:

· Неразглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

· Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· Сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства

· Соблюдение служебного распорядка государственного органа

· Должностной рост на конкурсной основе

349. Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с:

· должностной инструкцией

· должностным регламентом

· положением о персональных данных гражданского служащего

· требованиями руководителя

350. Является ли должностной регламент обязательным документом на государственной гражданской службе:

· да

· нет

· обязателен только для должностей высшей и главной группы должностей

· обязателен, если предусмотрен в положении о подразделении

351. В случае если государственный гражданский служащий категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» получает от своего непосредственного руководителя неправомерное поручение, он обязан:

· Исполнить указанное поручение, а затем незамедлительно сообщить об этом в письменной или устной форме представителю нанимателя

· Представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении, а затем исполнить указанное поручение

· Незамедлительно исполнить поручение

· Представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения без правового обоснования он обязан отказаться от его исполнения.

352. Грубым нарушением гражданским служащим своих должностных обязанностей НЕ признается:

· Отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня

· Появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну

· Неисполнение гражданским служащим по уважительной причине должностных обязанностей

· Нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий

353. Должностные регламенты гражданских служащих утверждаются:

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· представителем нанимателя

· соответствующим органом по управлению государственной гражданской службой

· правовым актом субъекта Российской Федерации

354. От показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего может зависеть:

· оплата труда

· размер отпуска

· количество должностных обязанностей

· все выше перечисленное

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 12

Должностной регламент государственного гражданского служащего

Эффективность работы аппарата управления в целом и каждого из его подразделений в отдельности во многом зависит от того, насколько четко определены, согласованы, сбалансированы все составные части, звенья и элементы управляющей системы. Достичь этого на государственной службе помогают квалифицированно разработанные должностные регламенты всех категорий гражданских служащих. Автор статьи излагает основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента государственного гражданского служащего.

Практическое применение в системе государственного и муниципального управления широкого круга актов локального правотворчества требует соблюдения их системной согласованности. Акты должны соответствовать действующему в России законодательству, быть согласованными между собой и с другими организационно-распорядительными документами. В целях обеспечения этого требования принципиально важно соблюдать несколько основополагающих условий.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Сначала составляются положения о структурных звеньях управления (подразделениях органа власти), затем на их основе — модели должностей или положения о должностях. И только потом надо браться за разработку должностных регламентов, которые используются на государственной гражданской службе, и должностных инструкций, применяемых на муниципальной службе.

Во-вторых, в целях достижения единообразного подхода к составлению подобного рода документов, а также для обеспечения необходимой содержательности и хорошей сопоставимости проектируемых норм все виды организационно-правовых актов, как-то: статутарные, процедурные, регламентированные и другие должны разрабатываться на основе единых методических установок. Реализация этого требования сопряжена с известными трудностями по одной простой причине. До настоящего времени на гражданской службе отсутствуют достаточно подробные, четкие и понятные, легко применимые и качественно выполненные методические рекомендации по разработке локальных нормативно-правовых актов. В силу чего субъекты кадровой работы на местах вынуждены самостоятельно отрабатывать структуру и содержание таких документов, что не всегда обеспечивает требуемую полноту и качество содержащихся в них норм. Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций.

Словарь кадрового делопроизводства. В числе форм права, дополняющих закон в тесном смысле наряду с административными распоряжениями и судебной практикой, имеет чрезвычайно важное значение право статутарное, или автономическое, то есть нормы, издаваемые самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями.

Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.

В-третьих, эффективное применение документов, устанавливающих функции управления, профессиональные обязанности, служебные права и ответственность звеньев управления и должностных лиц, возможно при исполнении еще одного немаловажного требования — отработанности процедур подготовки проектов нормативно-правовых актов и надлежащего утверждения этих актов.

Значение и содержание должностного регламента

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) так определяет значение и содержание должностного регламента — документа (ст. 47):

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

— квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

— должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

— сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

— порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

— перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

— показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента. При условии подробного и точного составления этих разделов содержащиеся в них нормы будут наиболее полно отражать порядок организации и содержание управленческой деятельности сотрудников государственной гражданской службы, конкретно определять, каким образом то или иное должностное лицо обязано и может действовать, что является основанием для оценки деятельности гражданского служащего, в том числе для привлечения к ответственности либо для поощрения.

В соответствии с действующим законодательством типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению государственной службой, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы государственной власти федерального уровня, а также на уровне субъектов.

Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности) не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок.

Конкретные должностные регламенты разрабатываются, таким образом, применительно к действующим должностям гражданской службы для непосредственного определения содержания деятельности, обязанностей, прав, ответственности и других положений, о которых упоминалось выше.

Ответственность за разработку конкретных должностных регламентов и обеспечение ими гражданских служащих несут их непосредственные начальники. Проекты таких регламентов желательно составлять с привлечением сотрудников, для которых эти документы разрабатываются. Утверждаются конкретные должностные регламенты представителем нанимателя. В данном случае представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, что указано в ст. 1 Закона N 79-ФЗ.

Чтобы должностные регламенты стали действенным средством установления и поддержания порядка на государственной гражданской службе, важно обеспечить их полное и точное соответствие реальному положению дел на каждый текущий момент времени. Для этого целесообразно проводить периодическую (например, один раз в год) ревизию содержащихся в регламенте положений и вносить в них определенные коррективы в соответствии с изменившимися условиями, функциями, факторами управления и обязанностями должностных лиц.

Должностные регламенты вводятся в действие со дня их утверждения, если в приказе об утверждении не оговаривается иной срок введения в действие, сообщаются гражданским служащим при оформлении на службу до заключения служебного контракта.

В процессе практической деятельности гражданские служащие должны самостоятельно отслеживать соответствие норм регламента исполняемым обязанностям, правам и иным конкретным действиям. При выявлении расхождений ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в существующие регламенты. Такая мера позволяет дополнить контроль «сверху» за содержанием регламентов контролем «снизу».

Основные недостатки создаваемых регламентов

Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются:

— неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности;

— недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;

— как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков;

— неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.

Несовершенные должностные регламенты не выполняют в должной мере своей регламентирующей и регулирующей роли. В силу чего уместны следующие рекомендации:

во-первых, важно точно разграничивать и юридически закреплять, какого типа действия выполняются гражданскими служащими каждой конкретной категории — руководителями разных уровней, помощниками (советниками), функциональными специалистами и обеспечивающими специалистами;

во-вторых, большое значение имеет научно обоснованное или эмпирически взвешенное распределение прав по уровням управленческой иерархии, обеспечивающее возможность должностным лицам выполнять возлагаемые на них обязанности максимально эффективно, оперативно и самостоятельно, без боязни «переступить черту недозволенности и быть наказанным за инициативное право»;

в-третьих, столь же необходима четкая и в правовом отношении квалифицированная формулировка подраздела регламента об ответственности конкретного должностного лица; основной акцент здесь должен быть сделан на максимально адекватную разработку фактических оснований ответственности гражданского служащего, то есть на характеристике служебных упущений и нарушений, за которые тот может понести реальную ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и др.);

в-четвертых, ясная и понятная система отработанных общих показателей и конкретных критериев качества и эффективности выполнения служебных обязанностей позволяет как самому должностному лицу, так и тем, кто оценивает его деятельность, сопоставлять полученные итоги с запрограммированными результатами;

в-пятых, полезность действия должностного регламента только повышается, если в нем дополнительно к обязательным разделам предусматривать отражение таких вопросов, как обязанности по соблюдению этико-психологических правил поведения служащего и др.

Требования к создаваемому регламенту

Основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента могут быть сведены к следующему:

— название регламента должно содержать точное наименование должности, на которую он разработан. В «Общих положениях» следует предусматривать отдельную графу для указания количества служащих в данной должности;

— состав регламента должен быть разбит на разделы и включать в себя как обязательные разделы, наличие которых законодательно определено, так и дополнительных по усмотрению самого государственного органа;

— разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Разделы можно при необходимости разбивать на подразделы, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела;

— содержание текста регламента должно быть по возможности кратким, но четким и достаточным для единообразного понимания сути изложенного, то есть не допускать возможностей различного толкования содержащихся в документе норм;

— при изложении обязательных для должности характеристик и требований в тексте регламента предпочтительно применять слова «должен», «обязан», «имеет право», «следует», «необходимо» и производные от них;

— в выходных данных регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента;

— в конце регламента желательно предусматривать раздел под названием «Изменения, вносимые в должностной регламент», где они в последующем будут отражаться (табл. 1);

— регламент должен завершаться указанием на ознакомление с ним должностных лиц, для кого этот регламент разработан, по следующей форме (табл. 2).

Таблица 1

N
п/п

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *