Радио в магазине авторские права

Содержание

Трансляция Радио в общественных местах

Радио в магазине, как на это смотрит закон?

Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с ситуацией, когда в общественных местах осуществляется трансляция радиопрограмм, в том числе и проигрывание музыкальных произведений. Сталкивались многие, но мало кто задумывался над тем, насколько это является правомерным и соответствует ли закону. Чуть ли не единственными людьми, которые сталкивались с этой проблемой, являются представители организаторов либо собственников таких публичных мест: магазинов, ресторанов, кафе, торговых центров. В действительности же вопрос простой: можно ли осуществлять такие трансляции или все-таки или нет?

За музыку придется платить

Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).

Аналогичной точки зрения придерживается и Верховный суд Российской Федерации. Так, например, по иску РАО к «К» о нарушении авторских прав, в связи с воспроизведением музыки по радио «Европы Плюс» в здании кафе суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций «Европа плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу закона является неправомерным (см. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 г.).

Обязательно ли платить за радио в общественных местах?

С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.

С таким подходом полностью не согласен Суд по интеллектуальным правам, который указывает, например, в своем Постановлении от 03.09.2014 N С01-817/2014 по делу N А55-17979/2013, что при прослушивании радио используются два объекта: радиопрограмма – как объект смежных прав, и музыкальные произведения – как объект авторских прав, — а к объектам авторских прав не применяются нормы, регулирующие вещание радиопрограмм, в частности ст. 1330 ГК РФ. Вывод суда – за прослушивание музыкальных произведений по радио собственники мест, открытых для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства в составе радиопрограммы — должны платить.

Логику в именно таком регулировании проследить довольно-таки затруднительно, ибо получается, что собственники заведений должны платить не только за фоновое воспроизведение музыки по радио, но вместе с тем еще и за рекламу, воспроизводимую на радиоканале. Кроме того, еще неизвестно какой репертуар именно в данный момент предпочтет радиостанция, чтобы точно знать за что придется платить. В дополнение возникает проблема «двойной» оплаты: с одной стороны радиостанция УЖЕ произвела отчисления за публичное вещание музыкальных произведений, с другой стороны собственники публичных помещений со свободным входом и посещением должны платить за ретрансляцию этих же УЖЕ оплаченных произведений.

Вывод напрашивается простой: в целях экономии средств следует ограничить вещание радиостанций на территории своих заведений. А если есть острая необходимость в фоновой музыке – включить те музыкальные произведения, за которые уже были ранее произведены отчисления в РАО (выйдет всяко дешевле радио с непредсказуемым и широким кругом репертуара).

1. Коллективное управление авторскими правами: понятие.

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве. В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

  1. Коллективное управление авторскими и смежными правами: понятие.
  2. Международно-правовое регулирование коллективного управления.
  3. Организации по управлению авторскими правами на коллективной основе.
  4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения. Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и смежными правами в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них. Первое – задача авторов и исполнителей, второе – задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Коллективное управление авторскими правами – это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами – пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования объектов смежных прав и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления – оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности.

2. Организации коллективного управления авторскими правами.

В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами. Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав. Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо лицензионные договоры о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

Защита авторских прав в тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям. Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии) Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике.

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. Международное авторское право затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя. Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует.

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи – на ставки вознаграждения за использование объектов авторских прав. Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к. вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами. Достаточно вспомнить законопроект о глобальных лицензиях, главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления. Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.

!ОБЪЯВЛЕНИЕ

Уважаемые авторы и правообладатели!

В связи с распространением на территории Российской Федерации новой вирусной инфекции Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) вынуждена в целях минимизации риска просить вас с 17 марта 2020 года воздержаться от посещения офиса организации без крайней необходимости.

РАО принимает ряд мер по переходу на дистанционную работу с обращениями авторов и правообладателей в отношении регистрации произведений в реестре РАО, а также с обращениями по финансовым, юридическим и иным вопросам, связанным с деятельностью организации.

Просим вас направлять все обращения и документы по электронной почте на следующие адреса:

srp@rao.ru – по поводу регистрации произведений;
report@rao.ru – по финансовым вопросам;
usv@rao.ru – по вопросам, связанным с правомерным использованием произведений.

Прием авторов и правообладателей сотрудниками РАО будет осуществляться по предварительной записи по номеру телефона: + 7 (499) 750-07-51 (в том числе для справок).

Также информируем, что с начала 2020 года РАО проводит обновление системы регистрации и учета данных, которое планирует завершить до конца I квартала 2020 года. В связи с этим по техническим причинам возможно понижение начисленного вознаграждения по некоторым категориям прав, а именно вознаграждения, собранного за использование произведений организациями телевещания, за публикацию научных статей, а также вознаграждения, собранного организациями по управлению правами на территории других стран. Указанные затруднения являются временными, и начисления поступят к выплате в ближайшие расчетные периоды.

Обращаем внимание, что с учетом мер, принимаемых на территории Российской Федерации, по сдерживанию распространения новой вирусной инфекции, связанных с ограничением работы культурных, досуговых организаций, а также с отменой развлекательных и спортивных массовых мероприятий, предполагается уменьшение с марта 2020 года объема собираемого вознаграждения, что соответственно может повлечь снижение размера начисляемых и выплачиваемых сумм.

Со своей стороны РАО продолжает осуществлять выплату авторского вознаграждения ежемесячно, что подтверждается последними двумя произведенными выплатами, а также в ближайшее время РАО осуществит выплату авторского вознаграждения в полном объеме за текущий период.

Приносим извинения за возможные неудобства и надеемся на ваше понимание.

Как подобрать музыку для видео и не нарушить авторские права

Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.

Какие композиции защищены авторским правом

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях. Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

Учтите несколько важных моментов:

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой YouTube-канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии YouTube:

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация YouTube сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено. Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID. Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством. Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ). Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии YouTube, вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:

  • Создаем новый канал на YouTube, не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и YouTube каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

На какие произведения не распространяется авторское право

Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:

  • музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
  • государственные гимны.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

  • Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
  • Обратиться к правообладателю через РАО.
  • Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
  • Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: , Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.

Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.

6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:

  • soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
  • www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
  • incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
  • www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
  • Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
  • ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!

Котики рекомендуют

Почитайте еще вот эту статью: Где на самом деле можно делать фото в России

Российское авторское общество (РАО)

Российское авторское общество (rao.ru) — это крупнейшая и старейшая российская организация, созданная для коллективного управления авторскими правами.

Имеет государственную аккредитацию в сфере управления правами на музыкальные произведения. Оказывает услуги по депонированию произведений и управлению правами в сферах, не охваченных государственной аккредитацией.

Никоим образом не умаляя роли РАО в обеспечении функционирования рынка и учитывая все его отдельные достижения, следует отметить, что на примере этого общества в силу его масштаба особенно ярко видны недостатки и пороки российской системы коллективного управления.

Руководство РАО

Генеральный директор

С января 2018 года генеральным директором является Александр Сухотин.

До него эту должность занимал Макcим Дмитрирев, получивший её в конце 2016 в результате перехвата корпоративного контроля у группы Сергея Федотова, возглавлявшего общество с 2007 года.

Правление

Председателем Правления с января 2018 является Максим Дмитриев, пониженный до этой должности с позиции Генерального директора.

Совет Директоров

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РАО.

Председатель совета директоров — Андрей Кричевский, секретарь — Олег Некрасов.

Авторский совет

В состав Авторского совета входят заслуженные деятели культуры.

С 2017 года Президентом является Игорь Бутман, до него эту должность занимал Игорь Матвиенко, ранее остро критиковавший работу РАО.

Формально к компетенции совета отнесено утверждение руководящих внутренних документов, в том числе о размерах авторских сборов, и ряд других ключевых полномочий. Однако на практике этот орган носит декоративный характер, реального руководства деятельностью общества он не осуществляет, а лишь без возражений согласовывает все, что предлагают .

Конференция

Созывается не реже чем раз в 6 лет для избрания совета и ревизионной комиссии. Иных полномочий фактически не осуществляет.

Порядок созыва конференции определяется советом.

Учитывая большое количество членов РАО (более 29 тысяч) и непрозрачность процедуры голосования за делегатов-представителей, проверить соблюдение формальной законности при созыве конференции практически невозможно.

Ревизионная комиссия

Состоит из пяти уважаемых деятелей сферы культуры — неспециалистов в финансах, экономике и юриспруденции.

До смены руководства Ревизионная комиссия всегда без возражений утверждала все отчеты менеджмента РАО, что вызывало сомнения у правообладателей. На требования аудита со стороны правообладателей Ревизионная комиссиия отмалчивалась, возможно, в силу особо тесных связей с должностными лицами, чью работу они должны были контролировать.

Давать оценки деятельности нового составаа Ревизионной комиссии высказывать суждения преждевременно.

Государственная аккредитация

РАО имеет государственную аккредитацию на управление исключительными правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю в отношении музыкальных произведений (пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), т. е. в кино, видеороликах, рекламных клипах и т. д.

На практике государственная аккредитация позволяет РАО без заключения договоров с авторами музыкальных произведений и их уведомления, но от их имени собирать плату:

  • за публичное исполнение музыкальных произведений с организаторов концертов, театров, телерадиоканалов, кафе, магазинов, прочих мест, где используются объекты авторских прав;
  • за использование музыки в составе аудиовизуальных произведений (кино, видео, реклама и пр.) кинотеатрами, телерадиоканалами (известно также как «таперский сбор»).

Первый раз РАО было аккредитовано в 2008 году сроком на 5 лет.

В 2013 году аккредитация была продлена еще на 10 лет.

Резонансные события

РАО регулярно становится фигурантом громких скандалов (не всегда заслуженно) и судебных процессов (не всегда обоснованно). В офисе РАО периодически проводятся обыски, а однажды «доброжелатели» принесли в офис надгробие в виде бюста теперь уже бывшего генерального директора общества Сергея Федотова.

Немало прецедентов, когда известные музыканты отказывались от членства в РАО (в этом случае оно теряет права на сбор вознаграждения за использование их произведений).

Широко обсуждались претензии РАО к Российской профессиональной футбольной лиге (по поводу «Футбольного марша» Матвея Блантера), Администрации Октябрьского района города Самары (ошибочно описанная в прессе как претензия к хору ветеранов), издательству «О.Г.И.» (по поводу песен А. Галича).

Характерен случай, когда РАО потребовало у Youtube заблокировать доступ к песне La Adelita — гимну Мексиканской революции 1910–1917 годов, являющемуся общественным достоянием.

Скандальная смена руководства

Воспользовавшись тем, что Генеральный директор Сергей Федотов взят под стражу поделу о мошенничестве, чьим спикером являлся Максим Дмитриев, решила перехватить корпоративный контроль над РАО , успешно провела конференцию, на которой было избрано новое руководство, и, несмотря на попытки оспорить ее результаты через суды, смогло получить контроль над обществом и добиться легитимности. Судебные процессы сопровождались громкими заявлениями, петициями, попытками вовлечь в конфликт органы государственной власти и прочими прелестями корпоративных конфликтов — читайте подробности вот в этой статье.

Ччрез пару месяцев после победы новое руководство заявило о том, что провело аудит, который выявил множественные нарушения в части распределения авторского вознаграждения, платежи в адрес фирм

Судебные процессы

Отдельную категорию дел представляют претензии РАО к организаторам концертов. Наиболее известны дела о защите прав авторов песен, исполняемых группой Deep Purple. Элтоном Джоном, Бейонсе, группами «Сплин», «Ария», «Хор Турецкого».

Серьезные проблемы с распределением собранного вознаграждения между авторами и правообладателями были выявлены в деле о налоговых претензиях к РАО. Налоговая служба посчитала, то нераспределенное вознаграждение является доходом общества и должно облагаться налогом на прибыль. Выяснилось, что за три года размер нераспределенного вознаграждения составил 4 млрд рублей, то есть примерно годовой сбор РАО.

Весьма курьезны иск РАО к администраторам доменных имен antirao.ru, и (другой иск) к bespredelrao.ru, будто бы причиняющим вред деловой репутации общества.

Уголовные дела

Летом 2017 года в связи с этим делом генеральный директор Сергей Федотов был осужден за мошенничестве путем вывода из общества 557 млн рублей через операции с недвижимостью.

Попытка объединения РАО, ВОИС и РСП

Предполагавшееся летом 2015 года объединение нескольких организаций деятелей культуры в одну под наименованием «Профсоюз деятелей культуры РАО» не состоялось — во многом из-за противодействия президента совета ВОИС Александру Соколову его приближенных. По их версии, такое объединение прикрывало рейдерский захват ВОИС.

Тем не менее наименование РАО было изменено и стало включать в себя слова «профессиональный союз деятелей культуры».

Связи РАО

В сфере коллективного управления

РАО является учредителем Российского союза правообладателей (коллективное управление в сфере частного копирования).

Генеральный директор общества Сергей Федотов в 2012 году в интервью журналу «Форбс» утверждал, что именно он и его команда управляет «почти всеми ОКУПами с государственной аккредитацией «.

Сейчас это уже не так.

Фонд «Петр Великий» и Национальный фонд поддержки правообладателей

РАО — учредитель Национального фонда поддержки правообладателей и Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий».

Другими учредителями этих фондов (о чем, правда, не указано на их сайтах) являются соответственно ООО «Энигма» и ООО «Титул-право», связанные с менеджментом РАО.

Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности

Этот фонд был создан по инициативе Александра Соколова (Минкульт, ВОИС) и Ахмеда Тагибова (РОСП, РОУПИ). В первый состав правления фонда был избран генеральный директор РАО Сергей Федотов.

Агентство интеллектуальной собственности

До апреля 2018 РАО принадлежало 20% акций в Агентстве интеллектуальной собственности — юридической фирме со «штатом детективов и сотрудников, обладающих специальными познаниями в области брендпротекшн». Редакция сайта пока не нашла объяснений, как владение долями в юридической фирме такого рода соотносилось с уставными целями РАО.

23.04.2018 РАО передало принадлежащую ему в ООО «АИС» дочрну по Управлению Непрофильными и Проблемными Активами (АУНПА).

Остальные 80% принадлежат выше ООО «Энигма».

Студия «Союз»

РАО (через АО «СЭК») владеет 51% акций студии, остальные 49% принадлежат генеральному директору студии Алексею Бочкову.

Студия «Союз» является одним из крупнейших российских правообладателей и, таким образом, имеет право на получение от РАО весьма существенного вознаграждения.

При этом непрозрачные процедуры распределения собранного вознаграждения открывают перед РАО реальные возможности для злоупотребления в виде неподконтрольного перекладывания вознаграждения из общего кармана в свой собственный.

АО «Сервисно-эксплуатационная компания» (АО «СЭК»)

СЭК — 100% дочерняя организация РАО. По версии следствия, использовалась для вывода 557 млн рублей из Российского авторского общества.

Через СЭК РАО владеет информационным агентством «Интермедиа», студией «Союз» и информационной группой «Билбоард».

Также на эту организацию была оформлена некая недвижимость, деньги от продажи которой, по утверждению Сергея Федотова, планировалось потратить на разработку реестра интеллектуальной собственности для обеспечения сбора так называемого налога на интернет.

НП «МАК»

РАО являлось одним из учредителей Некоммерческого партнерства по содействию развитию рынка музыкального и аудиовизуального контента в сети интернет. Это партнерство было создано крупными игроками медиарынка («Юниверсал мьюзик», «Первое музыкальное издательство», «МУЗ.РУ», «Фидел Солюшнс», «Фирма Грамзаписи Никитин») и известно связанными с ним судебными процессами против Мэйл.ру, Вконтакте и Одноклассников.

В апреле 2018 НП «МАК» было исключено из реестра юридических лиц как недействующее.

Пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ: управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8.1 пункта 2 статьи 1270)

Пп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ: осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *