Путевой лист 4 с

UTMSoft Путевые листы

UTMSoft Путевые листы Программа UTMSoft Путевые листы предназначена для учета парка машин, расхода топлива, выписки и печати путевых листов и составления разнообразных отчётов. Программа позволяет быстро оформлять путевые листы всех форм (для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники и тракторов) в соответствии с требованиями регламентирующих документов. Основные преимущества программы: — Простота и удобство интерфейса — Удобство использования программы, как авто-предприятиями, так и непрофильными организациями и индивидуальными предпринимателями — 12 различных форм путевых листов — Учет всех возможных реквизитов из печатных форм путевых листов — Возможность учета двух видов топлива в одном путевом листе, расчет расхода топлива по километражу, по времени работы двигателя, по времени работы спецоборудования — Возможность разделения функций программы по специалистам (диспетчер, механик, заправщик, врач, таксировщик, водитель) — Отслеживание состояния путевого листа по статусам (выписка путевого листа, машина на линии, корректировка, документ проведен) — Малое время для выписывания путевого листа — большинство параметров имеют возможность настройки значений по умолчанию, многие параметры рассчитываются по ранее введенным — Легкость индивидуальной настройки всех печатных форм с помощью Microsoft Excel — Ввод адресов с помощью классификатора адресов России (КЛАДР) — Экспорт любых данных программы в Excel, XML, HTML и TXT форматы — Легкость регистрации программы через интернет — Автоматические обновления программы через интернет — Неограниченные возможность индивидуальной доработки программы — Возможность добавления в программу отчетов любой сложности — Работа по клиент-серверной технологии с использованием Microsoft SQL Server — Все преимущества Microsoft SQL Server (производительность, надежность, защищенность, гибкость настроек, масштабируемость и прочее) — Широкие возможности по настройке прав доступа к функциям программы — 3 функциональные версии программы (базовая, профессиональная и максимальная)

Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее?

Даже если компания не занимается профессионально перевозками грузов или пассажиров, она может иметь транспорт — для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач и т. п. При этом в отличие от транспортного средства, находящегося в личной собственности гражданина, транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Подробности в материале.

Безопасность дорожного движения — многогранное явление общественной жизни. Необходимость детального правового регулирования сферы, в которую вовлечены абсолютно все, не вызывает сомнений. В то же время, вводя запреты и ограничения, законодателю и правоприменителю необходимо выдержать баланс, не допуская чрезмерного регулирования, под гнетом которого ожидаемый положительный эффект не достигается, а отдельно взятые требования становятся и вовсе неисполнимыми.

Специальные требования: кто выполняет?

На сегодняшний день базовым нормативным актом, регулирующим указанную сферу, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения), а сферу оказания услуг автомобильным транспортом — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), отдельные положения которых развиваются многочисленными подзаконными актами и дополняются разъяснениями ведомств.

В практике применения указанных норм при проверке организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, довольно давно наметилась болевая точка, своего рода индикатор степени регламентированности этой сферы общественных отношений, связанная с выполнением специальных требований Закона о безопасности движения.

Проблема заключается в следующем. Предположим, на балансе организации учтено пять автомобилей категории «B». В штатном расписании организации отсутствует должность «водитель». Автомобили используются работниками исключительно для служебных нужд. При этом основная деятельность организации не связана с автотранспортом, например, общество производит какую-либо продукцию. Должна ли организация оформлять путевые листы по обязательным реквизитам? Проводить инструктажи безопасности, медосмотры и т. д.? Или такие требования Закона о безопасности движения применимы только к автотранспортным предприятиям?

Отслеживая тенденции судебной практики, можно зафиксировать прямо противоположные доводы в отношении того, какие юридические лица должны исполнять подобные обязанности. В одних случаях суды, разрешая споры сторон, резюмировали, что указанные специальные требования распространяются только на определенный круг субъектов — автотранспортные предприятия, лиц, выполняющих трудовую функцию «водитель». В других, напротив, исходили из того, что нормативные требования в области безопасности дорожного движения должны в равной мере исполняться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими транспорт в служебных целях.

По всей видимости, проблема зародилась на уровне юридической техники. Закон о безопасности движения, в отличие от Устава, имеет общую сферу действия и распространяется на всех без исключения юридических лиц. Рассмотрим, между тем, требования ст. 20 Закона о безопасности движения — именно их должны исполнять организации по результатам проверки. Из сравнительного анализа частей первой и четвертой указанной статьи представляется очевидным, что закон различает юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (ч. 1 ст. 20), и юридических лиц, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 4 ст. 20), возлагая на последних значительно больший объем обязанностей. Однако на практике все оказалось не так очевидно.

Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности движения, автовладельцы, как правило, распознают среди этих требований правила общего порядка — обеспечение исправного технического состояния автомобиля, страхование ответственности и т. д., — которые необходимо соблюдать, эксплуатируя транспортное средство, вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо является собственником. Это достаточно простые вещи, которые не вызывают дискуссии. Но есть и другие предписания, которые вызывают вопросы на практике:

  • создавать условия для повышения квалификации водителей;

  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;

  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения дополняет этот перечень для организаций, осуществляющих перевозки, следующими обязанностями:

  • назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;

  • обеспечивать соответствие работников квалификационным требованиям;

  • организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Как свидетельствует практика, буквально в каждом случае организации получают предписания устранить выявленные нарушения и исполнить обязанности сразу из обоих перечней. При этом представители надзорного ведомства исходят из того, что требования закона в равной мере распространяются на всех юридических лиц, имеющих на балансе автомобили. Между тем организации придерживаются прямо противоположной позиции.

До недавнего времени правоприменительная практика особых надежд на определенность не давала, а устоявшейся позиции высших судебных инстанций по этому вопросу не было. Наконец, в 2016 г. объектом внимания Верховного суда РФ стали сразу несколько похожих споров — определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015. В рамках указанных дел заявители оспаривали законность предписаний управлений Транснадзора, проводивших проверку соблюдений требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Суды последовательно поддержали позицию предприятий, которая сводилась к следующему.

Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.

Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Как правило, дополняет судебная практика, по заданному маршруту, то есть рейсами.

Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется.

Казалось бы, спор себя исчерпал, но, по-видимому, точку ставить рано. В письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Минтранс России в ответ на обращение заявителя указал, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

С учетом таких разных позиций Верховного суда РФ и Минтранса России, по всей видимости, до исправления ситуации на уровне законодательства подобные споры периодически будут повторяться. Соответственно компаниям, у которых возникла необходимость формировать позицию по данному вопросу, стоит учитывать доводы, приведенные высшей судебной инстанцией.

Маршрут построен, оформляем путевой лист?

В свете рассматриваемого вопроса возникает дискуссия и о необходимости ведения путевых листов. Напомним, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов и предельно четко ограничивает сферу собственного регулирования лишь отношениями, возникающими при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 2 ст. 6 Устава установлено, что перевозка пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, запрещается.

Принятый во исполнение этой нормы приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ № 152) фактически расширил сферу применения упомянутой нормы, обязывая всех юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили, вне зависимости от целей такой эксплуатации вводить путевые листы с обязательными реквизитами (п. 2 приказа № 152).

Надо отметить, что судебная практика по этому вопросу является противоречивой (см., например, постановления АС Поволжского округа от 24.03.2015 № Ф06-21584/2013 по делу № А57-13332/2014 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А58-5793/2013). Единства и по сей день нет даже на уровне высшей судебной инстанции. Ярким примером того могут служить приведенные выше определения Верховного суда РФ, принятые с незначительным временным интервалом в один месяц (дела № А28-7292/2015 и № А37-1121/2015). В обоих случаях необходимость ведения путевых листов была подробно исследована судом первой инстанции, а вышестоящие суды эти выводы оставили без изменения. В итоге обнаружились две противоположные позиции: в одном случае суд, ссылаясь на приказ № 152, указал на необходимость оформления путевых листов по обязательным реквизитам, в другом, напротив, сделан вывод, что организация не является субъектом деятельности по перевозке, а потому не должна вести путевые листы.

Более взвешенной представляется позиция, что обязанность оформлять путевые листы лежит лишь на профессиональных перевозчиках, но, вероятнее всего, отстаивать ее придется в судебном порядке. Строго говоря, подзаконный акт (которым является приказ № 152) не может расширять круг субъектов, на которых распространяется действие правовой нормы федерального закона, в данном случае Устава. В то же время ведение путевых листов может быть удобным инструментом учета для иных целей организации. В этом случае для организаций открывается возможность разработать путевые листы по собственной форме, с указанием значимых для деятельности сведений.

Медосмотры на дорожку?

Не менее сложная и неоднозначная ситуация сложилась с необходимостью проведения медосмотров. Проведение медицинских обследований водителей названо в числе общих требований Закона о безопасности движения (ч. 1 ст. 20). Любопытно, что закон под термином «водитель» понимает любое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе для собственных нужд (ст. 2 Закона о безопасности движения). При этом в п. 3 ст. 23 Закона о безопасности движения упоминается несколько разновидностей медосмотров — предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые два законодатель связывает с фактом приема на работу и трудовой деятельностью в качестве водителей транспортных средств, а проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров — с осуществлением юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.

Иными словами, из приведенных положений следует, что в данном случае термин «водитель» трактуется более узко по сравнению с его определением, данным в ст. 2. Получается, что обязанность проходить медицинские осмотры возникает лишь у лиц, принятых на работу в качестве водителей, а на другие категории работников данное требование не распространяется. При этом пред- и послерейсовые осмотры обязательны только для субъектов транспортной деятельности.

Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012, АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № Ф04-27561/2015 по делу № А03-4759/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № А05-4955/2016.

Между тем существует и противоположная практика. Так, в одном из недавних дел суд указал, что учреждение хотя и не занимается деятельностью по перевозке, все же обязано проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Исполнение юридическим лицом самостоятельной ст. 23 Закона о безопасности движения при эксплуатации транспортных средств, по мнению суда, не ставится законодателем в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 06АП-363/2017 по делу № А04-10204/2016).

Сверять или не сверять?

Еще одним непростым моментом в практике является вопрос учета дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Закон о безопасности движения и постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» обязывают организации вести учет ДТП с участием принадлежащих организациям транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок. Ключевой вопрос практического применения этих требований: должна ли организация проводить сверки, если ДТП не было? Судебная практика в подавляющем большинстве случаев исходит из того, что сверки необходимы только в случае, если имело место ДТП с автомобилем, принадлежащем организации (см., например, Определение Верховного суда РФ от 18.05.2015 № 307-КГ15-5004 по делу № А66-8046/2014).

Вместе с тем, если исходить из буквального толкования закона, подобный вывод не имеет достаточного обоснования. Дело в том, что по смыслу законодательства предполагается, что сверки с ГИБДД должны проводиться на ежемесячной основе, вне зависимости от того, имело ли место ДТП. В этом есть определенная логика: например, если работник скрыл факт ДТП от предприятия. В таком случае для целей полного и точного учета всех ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации, требуется именно сверка — сравнение имеющейся в распоряжении юридического лица информации о ДТП с данными ГИБДД.

***

Резюмируя выводы судебных инстанций, можно выделить некоторые критерии, когда специальные требования Закона о безопасности движения не применимы к организациям, имеющим автотранспорт:

  • основная деятельность организации не связана с перевозками — коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения;

  • в штате организации отсутствует должность «водитель»;

  • транспортные средства персонально ни за кем из сотрудников не закреплены;

  • имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников;

  • при этом такие перемещения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельностью, нацеленной на доставку в известный пункт пассажиров или груза.

Однако даже если организация соответствует всем указанным критериям, ей следует все же проявлять осторожность и помнить об общих требованиях Закона о безопасности движения. Существует серьезный риск, если произойдет ДТП, что возникнут вопросы о соблюдении организацией требований охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи компаниям, имеющим автотранспорт, целесообразно назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, с определенной периодичностью проводить с сотрудниками инструктажи безопасности, осуществлять с ГИБДД сверки наличия/отсутствия ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации. Принятие таких превентивных мер позволяет снизить риск возникновения неблагоприятных последствий.

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Отметка медика в путевом листе: требования Минтранса России

Обязательна ли в путевом листе отметка медработника

Путевка — документ, с помощью которого можно подтвердить работу водителя и эксплуатацию транспортного средства. В «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ) определена обязанность их оформления для:

  • предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригородах;
  • транспортных организаций, специализирующихся на междугородных пассажирских перевозках;
  • компаний, которые оказывают услуги по грузоперевозкам;
  • транспортных компаний, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи и троллейбусы).

Путевку необходимо оформлять каждый раз, когда работник-водитель осуществляет перевозку людей или товаров. На уровне закона это заявлено в:

  • ст. 24 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан»: обладатели определенных профессий в целях сохранения их здоровья и трудоспособности обязаны регулярно проходить обязательное медосвидетельствование;
  • ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения»: водители транспортных средств должны обязательно проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры врача. Так, очевидно, что в момент нахождения за рулем сотрудник должен быть здоров. А печать медработника на документе это подтвердит.

Что касается использования легковых или грузовых транспортных средств иным лицом предприятия, например, генеральным директором, то в этом случае необязательно заполнять путевой лист, отметка медработника тоже не понадобится. Судебная практика это подтверждает (см. например, решение АС Сахалинской области от 19.04.2018 по делу № А59-6319/2017).

Но путевые листы используются не только для учета работы водителей, а еще и как первичные документы бухучета, позволяющие списывать расходы на топливо. И чтобы не было проблем с ФНС, надо руководствоваться Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, где перечислены обязательные реквизиты и правила оформления бланков. Из приказа понятно, нужна ли отметка врача в путевом листе легкового автомобиля. В п. 16 заявлено, что такой штамп обязателен. Иначе последствия могут быть следующими:

  • налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
  • инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья (ст. 24 ТК РФ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Кстати, последний штраф могут назначить, если на предприятии не знают, обязателен ли медосмотр в путевом листе для водителей погрузчиков, которые фактически не выезжают за пределы склада. А проводить его надо.

Как выглядит образец штампа медицинского работника на путевом листе

Работники-водители обязаны информировать руководство о своем маршруте и затраченных на поездку ресурсах. Для этого принято использовать унифицированные формы листов для нескольких видов транспорта, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Но предприятие может разработать собственный бланк и использовать его в работе. Главное, чтобы в нем содержались реквизиты, указанные в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, в том числе поле, куда вписать образец штампа медосмотра на путевом листе (2020 год). Использованные и принятые к учету бумаги регистрируют в специальном журнале, а затем хранят в архиве 5 лет.

С 01.03.2019 в Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 внесены поправки. Слова «гараж», «стоянка», «парковочное место» меняются на понятие «парковка». С весны технический контроль транспортного средства должен быть предсменным либо предрейсовым. Чиновники также переписали пункт 10 Приказа, отказавшись от предельного срока оформления бумаг — «на срок, не превышающий одного месяца». С 1 марта период можно будет не указывать. Но саму путевку предстоит оформлять до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность рабочей смены водителя, или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает несколько поездок.

Путевки оформляются для сотрудника каждый раз, когда он использует в рабочих целях служебный транспорт. В них содержатся сведения:

  • о номере листа;
  • сроке его действия;
  • собственнике (владельце) транспортного средства;
  • самом транспортном средстве (тип и модель, регистрационный знак);
  • пройденном километраже;
  • маршруте поездки и данные об остановках;
  • потраченных ГСМ;
  • количестве часов, отработанных водителем.

На каждый выписанный бланк отметка медработника ставится в соответствии с п. 16 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. Здесь же дается образец печати медика на путевом листе (2020 год). Он выглядит как оттиск со следующим содержанием:

Медработник обязан не только поставить штамп, но и указать Ф.И.О., число и время обследования, расписаться.

Если работник не проходит контроль (по медицинским показаниям), то для такой ситуации образец штампа медика на путевом листе (2020 год) не предусмотрен. Врач просто пишет, что работник не допущен, а затем дублирует эту запись и в журнале предрейсовых осмотров.

ВАЖНО!

С 01.03.2019 штамп медицинского работника в листе ставить не обязательно. Врачу достаточно указать, что работник прошел осмотр, поставить дату и время осмотра, расписаться.

Отметка механика о контроле технического состояния автомобиля

Помимо состояния здоровья водителя, в путевой лист заносится информация о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом. Механик, который выпускает транспортное средство с парковки или гаража, должен указать:

  • дату и время проверки автомобиля;
  • подпись, Ф.И.О.

Как и виза врача, отметка механика является обязательным реквизитом. А возможно ли оформление путевого листа в 2020 году, если нет механика и медика в штате?

Такое возможно, например, если оформить нужных специалистов на неполную ставку по совместительству. Второй правильный вариант — использовать аутсорсинг.

После принятия в России закона о телемедицине (Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья») руководители организаций могут решить, что допустимо пользоваться и таким вариантом. Но Минздрав пока против. В Письме от 29.03.2018 № 14-1/3035046-2123 чиновники напоминают, что проведение медицинских осмотров водителей удаленным способом не предусмотрено действующим законодательством.

Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012). См. также комментарий.

  • Постановление
  • Приложение. Перечень форм первичной учетной документации
    • Указания по применению и заполнению форм
      • 1. По учету работы строительных машин и механизмов
        • Рапорт о работе башенного крана (форма N ЭСМ-1)
        • Путевой лист строительной машины (форма N ЭСМ-2)
        • Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-3)
        • Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-4)
        • Карта учета работы строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-5)
        • Журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма N ЭСМ-6)
        • Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма N ЭСМ-7)
      • 2. По учету работ в автомобильном транспорте
        • Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3)
        • Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.)
        • Путевой лист легкового такси (форма N 4)
        • Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-с)
        • Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-п)
        • Путевой лист автобуса (форма N 6)
        • Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.)
        • Журнал учета движения путевых листов (форма N 8)
        • Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т)
    • Рапорт о работе башенного крана (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-1, Форма по ОКУД 0340001)
      • Оборотная сторона формы N ЭСМ-1
    • Путевой лист строительной машины (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-2, Форма по ОКУД 0340002)
      • Оборотная сторона формы N ЭСМ-2
    • Рапорт о работе строительной машины (механизма) (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-3, Форма по ОКУД 0340003)
      • Оборотная сторона формы N ЭСМ-3
    • Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-4, Форма по ОКУД 0340004)
      • Оборотная сторона формы N ЭСМ-4
    • Карта учета работы строительной машины (механизма) (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-5, Форма по ОКУД 0340005)
      • Оборотная сторона формы N ЭСМ-5
    • Журнал учета работы строительных машин (механизмов) (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-6, Форма по ОКУД 0340006)
    • Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (Типовая межотраслевая форма N ЭСМ-7, Форма по ОКУД 0340007)
    • Путевой лист легкового автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 3, Форма по ОКУД 0345001)
      • Оборотная сторона формы N 3
    • Путевой лист специального автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 3 спец., Форма по ОКУД 0345002)
      • Оборотная сторона формы N 3 спец
    • Путевой лист легкового такси (Типовая межотраслевая форма N 4, Форма по ОКУД 0345003)
      • Оборотная сторона формы N 4
    • Путевой лист грузового автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 4-С, Форма по ОКУД 0345004)
      • Оборотная сторона формы N 4-С
    • Путевой лист грузового автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 4-П, Форма по ОКУД 0345005)
      • Оборотная сторона формы N 4-П
    • Путевой лист автобуса (Типовая межотраслевая форма N 6, Код формы по ОКУД 0345006)
      • Оборотная сторона формы N 6
    • Путевой лист автобуса необщего пользования (Типовая межотраслевая форма N 6 (спец), Форма по ОКУД 0345007)
      • Оборотная сторона формы N 6 (спец)
    • Журнал учета движения путевых листов (Типовая межотраслевая форма N 8, Форма по ОКУД 0345008)
    • Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, Форма по ОКУД 0345009)
      • 1. Товарный раздел
      • 2. Транспортный раздел

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *