Программа антикризисных мер

«Кризис-выход есть» (занятие по профилактике кризисных состояний)

«Кризис-выход есть»

(занятие по профилактике кризисных состояний)

Актуальность проблемы: в настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую актуальность, т.к. ситуация развития личности в современном обществе крайне нестабильна. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают сопротивляемость личности к деструктивным влияниям. В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию детей и подростков в общество.

Цель: дать представление о кризисных ситуациях. Профилактика суицидального поведения.

Задачи: информировать об особенностях кризисных состояний, расширение репертуара конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка:

Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы? Итак, найдите и коснитесь:

  • чего-либо красного;

  • холодного на ощупь;

  • шершавого;

  • того, что весит примерно полкилограмма;

  • круглого;

  • железного;

  • голубого;

  • прозрачного;

  • зеленого;

  • чего-нибудь из золота;

  • части одежды, показавшейся вам шикарной;

  • руки, которую вы находите интересной;

  • числа 15;

  • слова «незабудка».

Задание для воспитанников: если получится выявить способы работы с кризисами.

Притча: «Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.
Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.
Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.
Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.
Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».

Мини-лекция:

Характеристики кризисного состояния:

  • чувства отчаяния и одиночества

  • чувство страха

  • изменение системы ценностей

  • повышенная тревожность

  • агрессивность

Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:

1. Преобразование. Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы – внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком. Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.

2. Приспособление. Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком – ложимся и ждем).

3.Поиск защиты. Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны). Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют. В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы готовы его поддержать. мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его; z не прерываем рассказ собеседника, пока он не «остынет»; z применяем «ага-угу реакции» (такие фразы, как «да-да, угу, ну конечно…»); z когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы; z главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями. z Такое слушание позволяет: показать собеседнику, что мы его слушаем; z дать время собеседнику успокоиться.

4. Саморазрушение. Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.

Основное упражнение: Для этого упражнения вам понадобится специальный реквизит: мешок с различными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько, сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения достаются из него. Вещи достаются как бы на ощупь, та, которая первая попалась в руку. В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут озвучивать любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи, предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях искать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление, которое также очень пригодится вам в жизни. Инструкция: Выберите первого, кто начнет упражнение. Пусть он вытянет из «мешка идей» любой предмет. После этого произнесите инструкцию: А теперь нужно подумать, как этот предмет может помочь тебе выйти из кризисной ситуации, в которую ты попал. И назовите одну из следующих ситуаций:

  • несчастная любовь;

  • предательство друга;

  • длительный конфликт с родителями из-за учебы;

  • ревность молодого человека/девушки;

  • провал на вступительных экзаменах в вуз; и др.

Нужно начать свободно ассоциировать, мысленно связывать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом – с тем, как это может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи, ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно. Лучше, если над каждой ситуацией поработает вся группа, таким образом, появится множество свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытягивает свой предмет, и упражнение повторяется.

Комментарий: Пусть группа помогает каждому человеку, но только после того, как он сам предложил первые идеи!

Анализ упражнения:

  • Какие у вас ощущения после этого упражнения?

  • Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из кризиса?

  • Если будет много отрицательных ответов, например, участники будут говорить, что это нереально, напомните им историю про яблоко и Ньютона, который таким образом, «случайно» открыл закон всемирного тяготения.

На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже самые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом.

Итоговый вывод: Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек – очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное – пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь. Ищите! Боритесь! И удачи вам!

План действий по выходу из глобального финансового кризиса

Перевод с английского

1. Мы, лидеры стран «Группы двадцати», собрались в Лондоне 2 апреля 2009 года.

2. Мы столкнулись с самым серьезным в современной истории вызовом мировой экономики- с кризисом, который усугубился с момента нашей последней встречи, который затрагивает жизнь женщин, мужчин и детей в каждой стране и для преодоления которого все страны должны объединиться. Глобальный кризис требует глобального решения.

3. Мы исходим из того, что благополучие неделимо, что устойчивым может быть только совместный рост и что наш глобальный план восстановления должен быть ориентирован на удовлетворение потребностей и обеспечение рабочих мест для трудящихся и их семей не только в развитых странах, но и в странах с формирующейся рыночной экономикой и беднейших странах мира, а также отражать интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Мы полагаем, что единственным надежным фундаментом для устойчивой глобализации и улучшения благосостояния для всех является открытая мировая экономика, базирующаяся на рыночных принципах, эффективном регулировании и прочных глобальных институтах.

4. В этой связи сегодня мы обязуемся сделать все необходимое, для того чтобы:

— восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;

— восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;

— укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;

— обеспечить финансирование и реформирование наших международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;

— поощрять глобальную торговлю и инвестиции и отказаться от протекционизма, чтобы заложить фундамент для благополучия; и

— обеспечить устойчивый экономический подъем для всех без ущерба для окружающей среды.

Действуя сообща для выполнения этих обязательств, мы выведем мировую экономику из состояния спада и предотвратим повторение подобных кризисов в будущем.

5. Достигнутые нами сегодня договоренности- об утроении ресурсов, которыми располагает МВФ, и увеличении их до 750 млрд. долларов США, о поддержке новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд. долларов США, о выделении по меньшей мере 100 млрд. долларов США в поддержку дополнительного кредитования по линии МБР, об обеспечении поддержки финансирования торговли в объеме 250 млрд. долларов США и о задействовании дополнительной выручки от согласованных продаж золота МВФ для финансирования беднейших стран на льготных условиях- составляют дополнительную программу на сумму в 1,1 трлн. долларов США, направленную на восстановление кредитования, роста и рабочих мест в мировой экономике. Вместе с мерами, принятыми нами на национальном уровне, это образует беспрецедентный глобальный план экономического восстановления.

Возобновление роста и восстановление рабочих мест

6. Мы принимаем беспрецедентные согласованные фискальные меры, что позволит сохранить или создать миллионы рабочих мест, которые в ином случае исчезли бы, и к концу года затраты на эти меры составят 5трлн. долларов США, что даст возможность повысить объем производства на 4 процента и ускорить переход к «зеленой» экономике. Мы обязуемся последовательно реализовывать фискальные меры в масштабах, необходимых для возобновления роста.

7. Центральные банки наших стран также принимают исключительные меры. В большинстве стран прошло резкое сокращение процентных ставок, и наши центральные банки взяли на себя обязательство проводить политику стимулирования экономического роста до тех пор, пока это будет необходимо, и применять весь спектр инструментов кредитно-денежной политики, включая нетрадиционные инструменты, с учетом необходимости обеспечения стабильности цен.

8. Наши действия по возобновлению роста могут быть эффективными только тогда, когда мы восстановим внутренние системы кредитования и международные потоки капитала. Мы оказываем существенную комплексную поддержку нашим банковским системам с целью обеспечения ликвидности, рекапитализации финансовых учреждений и принятия решительных мер по урегулированию проблемы некачественных активов. Мы обязуемся принять все необходимые меры для восстановления нормального потока кредитов в финансовых системах и для обеспечения устойчивости системообразующих учреждений, проводя нашу политику в соответствии с согласованными «Группой двадцати» основными принципами восстановления системы кредитования и финансового сектора.

9. В совокупности эти действия обеспечат крупнейший финансовый и денежно-кредитный стимул и образуют самую масштабную за последнее время программу поддержки финансового сектора. Совместное осуществление действий позволит повысить их результативность, и объявленные на данный момент исключительные меры политики должны быть реализованы незамедлительно. Сегодня мы договорились также о дополнительном выделении ресурсов для мировой экономики в объеме более 1 трлн. долларов США через наши международные финансовые учреждения и систему финансирования торговли.

10. Согласно оценке МВФ, проведенной в прошлом месяце, общемировой рост в реальном выражении возобновится к концу 2010 года, когда его темпы превысят 2 процента. Мы убеждены, что согласованные сегодня действия, а также наша неизменная приверженность совместной работе в интересах возобновления роста и восстановления рабочих мест при сохранении фискальной стабильности в долгосрочной перспективе, позволят быстрее возобновить рост в экономике. Сегодня мы обязуемся предпринимать любые действия, какие будут необходимы для достижения этого, и мы призываем МВФ на регулярной основе проводить оценку принятых мер и требуемых глобальных действий.

11. Мы преисполнены решимости обеспечить фискальную и ценовую стабильность в долгосрочной перспективе и будем реализовывать надежные стратегии по развертыванию мер, необходимых в настоящее время для поддержки финансового сектора и восстановления мирового спроса. Мы убеждены, что реализация нашей согласованной политики позволит ограничить долговременные издержки для наших экономических систем, снизив, таким образом, масштаб фискальных мер, необходимый в более долгосрочном плане.

12. Мы будем реализовывать все меры нашей экономической политики на основе принципов сотрудничества и ответственности за их последствия для наших стран и будем воздерживаться от девальвации наших валют по соображениям конкуренции и развивать стабильную, нормально функционирующую международную валютную систему. Мы будем поддерживать- в настоящее время и в будущем- объективный, непредвзятый и независимый контроль со стороны МВФ за нашими экономическими системами и финансовыми секторами, влиянием нашей политики на другие страны и рисками, с которыми сталкивается глобальная экономика.

Укрепление финансового надзора и регулирования

13. Крупные провалы в финансовом секторе и финансовом регулировании и надзоре стали основными причинами кризиса. Доверие не будет восстановлено до тех пор, пока мы не возродим веру в нашу финансовую систему. Мы примем меры для создания более сильной, более глобально сплоченной надзорной и регулятивной системы для будущего финансового сектора, которая будет поддерживать устойчивый мировой рост и будет соответствовать потребностям бизнеса и граждан.

14. Каждый из нас согласен обеспечить надежность своей внутренней системы регулирования. Но мы согласны также добиваться гораздо большей сплоченности и системного сотрудничества между странами и создать систему международно согласованных высоких стандартов, в которой нуждается мировая финансовая система. Усиленное регулирование и надзор должны стимулировать обоснованность решений, честность и транспарентность, ограждать от риска всю финансовую систему, смягчать, а не усиливать последствия финансового и экономического цикла, сокращать зависимость от неоправданно рискованных источников финансирования и препятствовать принятию чрезмерно рискованных решений. Регулирующие и надзорные органы должны защищать потребителей и инвесторов, поддерживать рыночную дисциплину, не допускать негативных последствий для своих стран, сокращать масштабы регулятивного арбитража, поддерживать конкуренцию и динамичное развитие и шагать в ногу с новыми тенденциями на рынке.

15. С этой целью мы осуществляем план действий, согласованный на нашей последней встрече и представленный в прилагаемом докладе о ходе работы. Сегодня мы опубликовали также заявление, озаглавленное «Укрепление финансовой системы», и, в частности, мы договорились:

— создать новый Совет по финансовой стабильности (СФС) с расширенным мандатом, являющийся преемником Форума финансовой стабильности (ФФС) в составе всех стран «Группы двадцати», стран ФФС, Испании и Европейской комиссии;

— что СФС следует сотрудничать с МВФ для обеспечения раннего предупреждения о макроэкономических и финансовых рисках и мерах, необходимых для их устранения;

— перестроить наши системы регулирования таким образом, чтобы наши органы власти были в состоянии выявлять и принимать в расчет макро-пруденциальные риски;

— расширить регулирование и надзор на все системно важные финансовые учреждения, инструменты и рынки. Сюда будут включены, в первую очередь, системообразующие фонды хеджирования;

— поддерживать и проводить в жизнь жесткие новые принципы ФФС, касающиеся оплаты и компенсации, и поддерживать устойчивые компенсационные механизмы и корпоративную социальную ответственность всех фирм;

— обеспечив оздоровление экономики, принимать меры по повышению качества, объема и международной упорядоченности капитала в рамках банковской системы. В будущем регулирование должно предотвращать чрезмерное использование заемного капитала и требовать заблаговременного создания резервов;

— принимать меры против не идущих на сотрудничество юрисдикций, в том числе против «налоговых убежищ». Мы готовы применить санкции для защиты своих государственных финансов и финансовых систем. Эра банковской тайны закончена. Мы отмечаем, что ОЭСР сегодня опубликовала список стран с оценкой Глобального форума на соответствие международному критерию обмена налоговой информацией;

— мы призываем органы, устанавливающие стандарты финансовой отчетности, незамедлительно приступить к работе с надзорными и регулирующими органами в целях совершенствования норм оценки и планирования и подготовить единый свод высококачественных глобальных стандартов финансового учета;

— распространить регулятивный надзор и регистрацию на кредитно-рейтинговые агентства, обеспечив соблюдение ими международного кодекса добросовестной практики, в частности для предупреждения недопустимой коллизии интересов.

16. Мы поручаем министрам финансов наших стран осуществить эти решения в сроки, предусмотренные планом действий. Мы предложили СФС и МВФ проконтролировать ход работы совместно с Целевой группой по принятию финансовых мер и другими соответствующими органами и представить доклад к следующей встрече министров финансов наших стран, которая пройдет в ноябре в Шотландии.

Укрепление наших глобальных финансовых учреждений

17. Страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, выступавшие локомотивом мирового роста, теперь также сталкиваются с трудностями, усугубляющими нынешний спад мировой экономики. Для восстановления доверия в мире и оживления экономики совершенно необходимо, чтобы приток капитала в них продолжался. Это потребует существенного укрепления международных финансовых учреждений, в частности МВФ. Поэтому мы договорились сегодня выделить дополнительные ресурсы в объеме 850 млрд.долл.США через глобальные финансовые учреждения на поддержку роста в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах, оказывая содействие финансированию затрат на меры по смягчению последствий цикличности, рекапитализации банков, инфраструктуры, финансированию торговли, поддержку платежных балансов, пролонгацию кредитов и социальную поддержку. С этой целью:

— мы договорились увеличить ресурсы, которыми располагает МВФ, за счет немедленного выделения членами Фонда 250 млрд.долл.США, впоследствии включенными в расширенные и более гибкие Новые механизмы заимствования, объем которых увеличен на сумму до 500 млрд.долл.США, и при необходимости рассмотреть вопрос о заимствованиях на рынке; и

— мы поддерживаем существенное увеличение объема кредитования не менее, чем на 100 млрд.долл. США со стороны многосторонних банков развития (МБР), в том числе для стран с низким уровнем доходов, и обеспечим, чтобы все МБР располагали соответствующим капиталом.

18. Чрезвычайно важно, чтобы эти ресурсы могли использоваться эффективно и гибко для поддержки роста. В связи с этим мы с удовлетворением отмечаем успехи, достигнутые МВФ с помощью его Гибкой кредитной линии (ГКЛ) и его реформированного механизма кредитования и предъявления условий, которые позволят МВФ эффективно реагировать на глубинные причины, по которым страны нуждаются в финансировании платежных балансов, в частности на заимствование банковским и корпоративным секторами капитала, поступающего извне. Мы поддерживаем решение Мексики стремиться к заключению договоренности о предоставлении ГКЛ.

19. Мы договорились поддержать общее выделение СПЗ (специальные права заимствования), в результате которого 250 млрд.долл. США поступит в мировую экономику и увеличится глобальная ликвидность, а также срочную ратификацию Четвертой поправки.

20. Чтобы наши финансовые учреждения содействовали выходу из кризиса и недопущению кризисов в будущем, мы должны повышать их дееспособность, эффективность и легитимность с ориентацией на более долгосрочную перспективу. Поэтому наряду со значительным увеличением объема ресурсов, согласованным сегодня, мы твердо намерены реформировать и модернизировать международные финансовые учреждения, чтобы они могли эффективно помогать членам и акционерам в преодолении новых трудностей, с которыми те сталкиваются. Мы реформируем их мандаты, круг ведения и управление с учетом изменений, произошедших в мировой экономике, и новых проблем глобализации, чтобы голос стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, в том числе беднейших из них, был лучше слышен и они были шире представлены. Это должно сопровождаться мерами по повышению кредитоспособности и подотчетности учреждений за счет улучшения стратегического надзора и принятия решений. С этой целью:

— мы обязуемся осуществить комплекс реформ по изменению квот МВФ и порядка принятия решений, согласованных в апреле 2008 года, и призываем МВФ завершить следующий пересмотр квот к январю 2011 года;

— мы согласны с тем, что наряду с этим следует рассмотреть вопрос о более широком участии управляющих Фонда в определении стратегического направления деятельности МВФ и повысить его подотчетность;

— мы обязуемся проводить в жизнь реформы Всемирного банка, согласованные в октябре 2008 года. Мы ожидаем, что на следующих встречах дальнейшие рекомендации относительно ускоренного проведения реформ, касающихся принятия решений и представленности, будут согласованы к весенним совещаниям 2010 года;

— мы согласны с тем, что руководителей и старшее руководящее звено международных финансовых учреждений следует назначать в процессе открытого, прозрачного отбора с учетом их заслуг; и

— исходя из текущих обзоров МВФ и Всемирного банка, мы предложили Председателю, действуя совместно с министрами финансов «Группы двадцати», провести консультации всеобъемлющего характера и представить к следующей встрече предложения относительно дальнейших реформ, направленных на повышение оперативности реагирования и способности к адаптации МФУ.

21. Помимо реформирования наших международных финансовых учреждений с учетом новых вызовов глобализации, мы договорились о том, что желательно достичь новый глобальный консенсус по вопросу об основных ценностях и принципах, которые будут стимулировать устойчивую экономическую активность. Мы поддерживаем обсуждение подобной хартии устойчивой экономической деятельности, предполагая продолжить обсуждение на своей следующей встрече. Мы принимаем к сведению работу, начатую на других форумах в этом направлении, и ожидаем дальнейшего обсуждения хартии устойчивой экономической деятельности.

Борьба с протекционизмом и развитие всемирной торговли и инвестиций

22. Увеличение объемов мировой торговли было основой растущего процветания на протяжении полувека. Однако сегодня впервые за последние 25 лет эти объемы сокращаются. Снижение спроса усугубляется усилением протекционистского давления и ликвидацией системы торговых кредитов. Для возобновления всемирного роста необходимо оживление мировой торговли и инвестиций. Мы не повторим исторические протекционистские ошибки прошлого. С этой целью:

— мы вновь подтверждаем принятое в Вашингтоне обязательство-воздерживаться от возведения новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или осуществления мер по стимулированию экспорта, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, мы будем незамедлительно корректировать любые такие меры. Мы продлеваем сроки данного обещания до конца 2010 года;

— мы намерены минимизировать любое негативное воздействие на торговлю и инвестиции со стороны нашей внутренней политики, включая финансово-бюджетную политику и меры по поддержке финансового сектора. Мы не уступим финансовому протекционизму, особенно мерам, которые ограничивают всемирное движение капитала, особенно в развивающиеся страны;

— мы намерены незамедлительно извещать ВТО о любых подобных мерах и призываем ВТО и другие международные организации в рамках своих соответствующих мандатов следить за тем, как мы соблюдаем принятые обязательства и публиковать ежеквартально доклад по данной теме;

— в то же время мы будем предпринимать все возможные усилия для поддержки и развития торговли и инвестиций; и

— мы намерены выделить как минимум 250 млрд. долларов США в течение последующих двух лет на укрепление системы финансирования торговли с помощью наших учреждений по кредитованию экспорта и инвестиционных агентств и МБР. Мы также просим наши регулирующие органы использовать имеющуюся гибкость требований к капиталу в интересах финансирования торговли.

23. Мы остаемся привержены делу обеспечения успешного и сбалансированного завершения Дохийского раунда развития, которое весьма необходимо. Это могло бы способствовать росту мировой экономики как минимум на 150 млрд. долларов США в год. Для этого мы намерены добиваться дальнейшего прогресса, в том числе в отношении методов работы.

24. Мы намерены вновь сделать акцент на этом важнейшем вопросе и уделить ему в предстоящий период политическое внимание, мы также будем использовать нашу непрерывную работу и соответствующие международные совещания для достижения дальнейшего прогресса.
Обеспечение справедливого и устойчивого экономического роста для всех

25. Мы преисполнены решимости не только восстановить рост, но и заложить основы справедливой и устойчивой мировой экономики. Мы признаем, что нынешний кризис имел несоразмерно серьезные последствия для уязвимых слоев населения беднейших стран, и подтверждаем свою коллективную ответственность по смягчению социальных последствий кризиса в целях сведения к минимуму долгосрочного ущерба для глобального потенциала. В этих целях:

— мы подтверждаем свои исторические обязательства по достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и по выполнению наших соответствующих обещаний по ОПР, включая обязательства по оказанию помощи в интересах торговли, облегчению бремени задолженности, а также обязательства, принятые на встрече в Глениглсе, особенно в отношении стран Африки к югу от Сахары;

— те меры, которые мы наметили, и те решения, которые мы приняли сегодня, позволят выделить 50 млрд.долл. США на нужды социальной защиты, стимулирования торговли и поддержания развития в странах с низким доходом в рамках существенного увеличения средств на преодоление кризиса, выделенных этим и другим развивающимся странам, а также странам с формирующейся рыночной экономикой;

— мы выделяем средства на нужды социальной защиты беднейших стран, в том числе путем предоставления инвестиций для решения долгосрочных проблем обеспечения продовольственной безопасности и путем внесения добровольных двусторонних взносов в Механизм оказания помощи странам с уязвимыми экономиками по линии Всемирного банка, включая Фонд по преодолению инфраструктурного кризиса и Фонд оперативного социального реагирования;

— мы обязались использовать в соответствии с новой моделью поступлений дополнительные средства от согласованных продаж золота МВФ, а также дополнительных доходов для предоставления беднейшим странам в течение последующих 2–3 лет дополнительных кредитов на льготных и гибких условиях на сумму в 6 млрд.долл. США. Мы призываем МВФ представить конкретные предложения к весенним совещаниям;

— мы договорились рассмотреть вопрос о гибкости Механизма поддержания приемлемого уровня задолженности и призываем МВФ и Всемирный банк представлять соответствующие доклады МВФК и Комитету по вопросам развития на их ежегодных совещаниях; и

— мы призываем ООН совместно с другими глобальными учреждениями создать эффективный механизм отслеживания последствий кризиса для беднейших и наиболее уязвимых стран.

26. Мы отдаем себе отчет в том, какое воздействие оказывает кризис на людей. Мы обязуемся оказывать поддержку тем, кого коснулся кризис, путем создания рабочих мест и принятия мер в поддержку роста поступлений. Мы будем строить справедливый и ориентированный на семью рынок труда как для женщин, так и для мужчин. Поэтому мы приветствуем доклады Лондонской конференции по вопросам занятости и Римского социального саммита и предложенные ими ключевые принципы. Мы будем оказывать поддержку занятости путем стимулирования роста, осуществления инвестиций в образование и профессиональную подготовку и проведения активной политики на рынке труда с упором на наиболее уязвимые слои населения. Мы призываем МОТ, совместно с другими соответствующими организациями, произвести оценку принимаемых мер и тех мер, которые потребуется принять в будущем.

27. Мы договорились добиться оптимального использования инвестиций по линии программ фискального стимулирования в целях обеспечения прочного, устойчивого и соответствующего экологическим требованиям экономического подъема. Мы будем осуществлять переход к экологически чистым, инновационным, ресурсосберегающим, низкоуглеродным технологиям и инфраструктуре. Мы призываем МБР внести полноценный вклад в достижение этой цели. Мы будем намечать дальнейшие меры по созданию устойчивых экономик и вместе работать над их реализацией.

28. Мы подтверждаем свое обязательство рассматривать угрозу необратимых изменений климата на основе принципа общих, но дифференцированных обязанностей, и достичь соответствующих договоренностей на Конференции ООН по изменению климата, которая состоится в декабре 2009 года в Копенгагене.

Осуществление наших обязательств

29. Мы обязались приложить все усилия, чтобы безотлагательно провести работу по воплощению этих слов в практические дела. Мы достигли договоренности о том, чтобы вновь встретиться до окончания этого года для рассмотрения хода осуществления наших обязательств.

8 шагов по преодолению кризиса в России, которые должно сделать Правительство и ЦБ

Экономист, профессор Никита Кричевский в своем ТГ-канале «Антискрепа» рассказал о неотложных мерах правительства в ситуации идеального шторма, в котором оказалась Россия (снижение цен на нефть, ослабление рубля, коронавирус). Речь не о бюджете и не о действиях ЦБ, а о людях, которые — и налоги, и потребительский спрос, и даже, прости Господи, демография.

Что нужно предпринять прямо сейчас?

1. Снизить ключевую ставку

Невзирая на некоторый (возможный) рост инфляции, резко снизить ключевую ставку ЦБ. Это добавило российскому рынку ликвидности, хотя насыщение деньгами проблему спада полностью не снимет.

2. Внепланово увеличить МРОТ

Денег у людей, в первую очередь бюджетников, станет немного больше, что оживит потребительский спрос. Инфляция? Она и без того будет по причине ослабления рубля и уменьшения поставок из Китая. Китай, к слову, валится на глазах: 200 млн внутренних трудовых мигрантов не могут вернуться на свои рабочие места, под большим вопросом посевная, продажи промпродукции падают, настроение у бизнесменов аховое, публикация статистики за январь до сих пор под запретом.

3. Облегчить людям долговое бремя

Снизить цену рефинансирования ипотеки, объявить мораторий на процентные выплаты по банковским потребительским кредитам, распространить льготную ипотеку не только на первичное, но и на вторичное жильё.

4. Ввести налоговые каникулы для с/х и промышленности

Налоговые каникулы для аграрного сектора (посевная!), а для промышленности – на сумму налогов, причитающихся с капитальных инвестиций. Не снизить налоги, а именно ввести каникулы. Ограничить под любыми предлогами аграрный экспорт и тормозить любыми способами потребительский импорт там, где мы в состоянии обеспечить себя сами. И забыть об уменьшении ставок социальных взносов (перекладывании части взносов на работников).

5. Налоговые каникулы для ИП и самозанятых

Объявить налоговые каникулы на год для всех, кто обеспечивает себя работой сам: для самозанятых и ИП (можно даже с работниками). Эти деньги опять же пойдут на поддержку потребительского спроса, а для бюджетов — невелика копейка.

6. Мораторий на рост налогов и тарифов

Ввести трехлетний мораторий на повышение любых налогово-взносовых ставок, а главное – любых, подчеркну, любых тарифов федеральных или региональных естественных монополий.

7. Контроль цен

Ввести элементы госконтроля над ценообразованием (чрезвычайно популярная на Западе идея из Новой монетарной теории). Это вопрос правительственного уровня, ФАС в одиночку не справится.

8. Снизить цены на топливо

Понизить цены на моторное топливо, пусть основная часть розницы — акцизы и налоги, но 10-12% — подешевевшее сырье. Это также поддержит потребительский спрос и снизит себестоимость конечной продукции.

Вытащит нас не конъюнктура, а люди, их компетенции, уверен профессор Кричевский.

Причины развития кризисов организаций и пути выхода из них

источник: «Портал информационной поддержки МСП РФ»

Существует ряд причин развития финансового кризиса организации. Это могут быть общий спад рынка, неправильно выбранная стратегия развития, неэффективная работа менеджмента.

Скорость и методы преодоления, вывода предприятия из кризиса во многом зависят от того, каковы причины его возникновения и как быстро он будет выявлен.

Можно выделить четыре основные стадии развития финансового кризиса организации:

  • сокращение рентабельности и абсолютных значений объемов прибыли;
  • убыточность производства;
  • резкое снижение платежеспособности компании, когда часть оборотных средств направляется на обслуживание возросшей кредиторской задолженности, поэтому идет сокращение производства;
  • состояние острой неплатежеспособности, возникает реальная угроза приостановки или даже полного прекращения производства, а затем банкротства.

Наиболее часто встречающейся на практике причиной является общий кризис менеджмента предприятия, а именно столкновение интересов менеджмента и собственников предприятия, недостаточная квалификация менеджмента. До 80% предприятий не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития, не находят выхода их кризиса и уходят с рынка. Это обычно кризис организации 6-8 года жизни. На повестку дня выходят все ключевые аспекты управления предприятием:

  • основная философия компании: цели, миссия, ценности и пр.;
  • бизнес-процессы;
  • управленческая и организационная структуры;
  • менеджерский блок параметров управления предприятием.

В большинстве случаев кризис — это следствие неэффективного управления при отсутствии стратегии развития. В частности, работа на одного клиента может стать причиной финансового кризиса организации. Предприятие перестает быть гибким, теряет такие механизмы управления, как ценообразование и управление дебиторской задолженностью, поскольку вынуждено в целях удержания клиента подстраиваться под его требования.

Невозможно выйти из кризиса с помощью тех же людей, под руководством которых предприятие к кризису пришло. Необходимо создать рабочую группу, которая наделяется особыми полномочиями. Эта группа должна собрать необходимую информацию и разработать пути выхода предприятия из кризиса, план антикризисных мероприятий (план финансового оздоровления). В зависимости от причин и глубины кризиса, план может предусматривать различные меры, вплоть до ликвидации или продажи бизнеса.

Для всех организаций причины возникновения финансового кризиса индивидуальны. Однако можно выделить несколько инструментов управления, являющихся универсальными для преодоления кризиса предприятия. Кратко остановимся на основных из них.

Снижение расходов.

В неблагоприятных финансовых условиях — это нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов (бюджетирование). Этот подход позволяет снизить затраты компании до заданного уровня.

Стимулирование продаж.

Стимулирование продаж в ситуации кризиса должна выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых, предложении рынку новой продукции, заключении контрактов на работу с давальческим сырьем, а также в пересмотре существующей системы скидок и льгот для покупателей.

Оптимизация денежных потоков.

Одним из выходов является ежедневная сверка баланса наличных денежных средств, которая даст менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, необходимую для принятия решений об осуществлении текущих платежей. Необходимо расставить приоритеты текущих платежей. Далее составляется бюджет движения денежных средств на будущий период.

Работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования.

В условиях финансового кризиса организация не должна полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, но необходимо оптимизировать работу с дебиторами.

Реструктуризация кредиторской задолженности.

С поставщиком заключается соглашение о том, что предприятие будет гасить задолженность по мере приобретения новых партий товаров. Это один из путей выхода из кризиса ликвидности. Второй путь — кредиторская задолженность погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного на пополнение оборотных средств с учетом реальной оборачиваемости «зависших» запасов, полученных от данного поставщика.

Все организационные изменения в части снижения затрат, управления денежными средствами вызывают увеличение рабочей нагрузки на сотрудников, что может породить сопротивление работников. Поэтому необходимо провести разъяснительную работу среди персонала, ввести в курс дела. Задержки в выплате заработной платы также могут повлечь недовольство исполнителей, поскольку своевременное вознаграждение за труд является индикатором финансового благополучия предприятия. Сведения о финансовом кризисе организации являются в такой ситуации строго конфиденциальными. Как вариант можно применить методику нематериальной мотивации, в этом случае настроение коллектива будет более позитивным.

Принятие взвешенных управленческих решений поможет руководству компании при поддержке коллектива сотрудников успешно вывести предприятие из кризиса.

Но самое плохое в ситуации кризиса предприятия — это бездействие. О том, как начать действия, читайте в разделе «Преодолеваем кризис развития».

Оценка текущего состояния предприятия

Оценку текущего состояния целесообразно проводить методом SWOT—анализа, который часто называют оценкой хозяйственного портфеля предприятия. Английская аббревиатура SWOT означает комплекс «сильные стороны — слабости — возможности — угрозы». Основные компоненты проведения 5Ж)7’-анализа представлены на рис. 10.1.

Рис 10.1. Компоненты Sl/VOr-анализа

Очень часто SWOT-анализ упоминается в литературе по стратегическому менеджменту. Однако каждая из компонент S, W, О, Т требует конкретизации и привязки непосредственно к исследуемому предприятию.

SWOT-анализ обозначает скорее концептуальный подход, а не конкретную технику. Если задаться целью развернуть его в реальную методику, то в этом случае необходимо использовать результаты классического экономического и организационного анализа фирмы, среди них — конкурентный анализ М. Портера, а также аналитическая концепция маркетинга (сегментация рынка, позиционирование и т.д.).

Анализ «сильных и слабых сторон фирмы» и потенциала в сравнении с конкурентами можно проводить по таким аспектам, как:

  • — менеджмент предприятия (культура и философия, цели и стратегии);
  • — система мотивации сотрудников;
  • — маркетинг (фазы жизненного цикла товара, ценовая политика, сбыт, коммуникации);
  • — научные исследования и развитие (интенсивность и результаты, ноу-хау, использование новых информационных технологий);
  • — кадры (возрастная структура персонала, уровень образования, квалификация и мотивация менеджмента);
  • — производство продукции (технологическое оборудование, гибкость ассортимента, качество производственного планирования и управления);
  • — финансы (доля собственного капитала, финансовый баланс, возможности получения кредитов, уровень рентабельности и т.д.).

Результаты анализа сильных и слабых сторон можно представить в виде таблицы, что облегчит подтверждение итогов и дает более полную картину ситуации (табл. 10.1).

Таблица 1 0.1

Карта сильных и слабых сторон фирмы

Характеристики корпоративного профиля

Слабости фирмы

Преимущества фирмы

Характеристика 1

Характеристика N

+

Анализ потенциальных возможностей и угроз можно провести как сопоставительный анализ определенных целевых рынков, по таким аспектам, как:

  • а) количественные показатели рынка: потенциал; реальный объем; уровень насыщения; темпы роста; распределение рынка между конкурентами; стабильность потребности; динамика цен; развитие коммуникаций и сбыта;
  • б) качественные показатели: структура потребностей клиентов; мотивы посещения заведений; особенности предпочитаемых форм организации отдыха; способы получения информации потребителями; распределение сил между субъектами рынка разных категорий (бары, рестораны, кафе и т.д.). Результаты анализа можно отразить в виде таблиц (табл. 10.2, 10.3).

Таблица 10.2

Анализ потенциальных возможностей фирмы

Степень благоприятности ситуации

Оценка степени влияния на ситуацию

Низкая

Средняя

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

Таблица 10.3

Анализ рыночных угроз для фирмы

Степень

неблагоприятности ситуации

Оценка степени влияния на ситуацию

Низкая

Средняя

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

Очень важно в анализе потенциальных возможностей и угроз учитывать изменения внешней среды в краткосрочном, в среднесрочном и в долгосрочном периодах. Методика этого анализа заключается в описании вероятных ситуаций, которые предположительно могут произойти в рассматриваемом периоде (табл. 10.4).

Таблица 10.4

Анализ развития внешней среды

Время появления ситуации

Оценка вероятности появления ситуации

Маловероятно

Возможно

Весьма вероятно

В краткосрочном периоде

Ситуация 1

В среднесрочном периоде

Ситуация 2

В долгосрочном периоде

Ситуация 4

Ситуация 3

Для дальнейшего анализа ситуации делят на две группы: позитивные и негативные, которые наиболее вероятно могут повлиять на предприятие. По каждой ситуации определяют ранг благоприятности (табл. 10.5).

Анализ влияния внешней среды на фирму

Таблица 10.5

Характер

ВОЗМОЖНОГО влияния ситуации на фирму

Оценка вероятности влияния ситуации на фирму

Маловероятно

Возможно

Весьма

вероятно

Негативное влияние

Позитивное влияние

После ранжирования ситуаций оценивают степень влияния их на фирму. Каждая из описанных ситуаций рассматривают отдельно и оценивают с позиций возможного влияния на выбор стратегии предприятия (табл. 10.6, 10.7).

Таблица 10.6

Оценка возможностей фирмы воспользоваться благоприятной ситуацией

Благоприятные

ситуации

Наличие сильных сторон (преимуществ)

Наличие слабых сторон

Ситуация 1

Ситуация N

Таблица 10.7

Оценка возможностей фирмы противостоять неблагоприятной ситуации

Неблагоприятные

ситуации

Наличие сильных сторон (преимуществ)

Наличие слабых сторон

Ситуация 1

Ситуация N

В ходе проведения SWOT-анализа должны быть получены конкретные ответы на следующие вопросы:

  • — где мы находимся?
  • — как развивается рынок?
  • — в чем наши отличия от конкурентов?
  • — какова степень удовлетворения потребностей потребителей?
  • — где бы мы хотели оказаться?

Полученные результаты SWOT-анализа служат основой для формулирования перечня проблем и выработки первоначальных вариантов концепции стратегии в ходе стратегического осмысления. Этот этап трудно формализуем. Основные подходы при проведении этих исследований — ранжирование и экспертные оценки.

Например, для вновь открывающегося ресторана в спальном районе большого города видение может быть описано в следующих тезисах:

  • — мы находимся на перспективном рынке услуг питания;
  • — он развивается в направлении повышения качества обслуживания и поиска индивидуальных потребностей потенциальных потребителей (посетителей ресторана);
  • — мы отличаемся от конкурентов средними ценами, высоким качеством приготовления блюд, уютной атмосферой и интерьером;
  • — но мы не имеем своеобразной индивидуальности, отличающей нас от других заведений;
  • — мы хотим привлечь внимание клиентов, стать лидером в этом бизнесе в данном районе, а затем привлечь внимание и жителей других районов.

Видение будущей картины окружающей рыночной ситуации с собственным участием фирмы ориентирует ее стратегическую деятельность на достижение новой позиции фирмы в координатах привлекательности сегментов рынка и позитивных сдвигов по отношению к конкурентам.

Описанная модель дает общее представление о процессе проведения SWOT-анализа, после чего фирма должна приступить к инструментальной разработке непосредственно самой стратегии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *