Постановление правительства РФ 1236

Содержание

Правительством РФ установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения, действующий с 1 января 2016 года

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В соответствии с новым постановлением Правительства РФ заказчики обязаны закупать российское программное обеспечение, кроме случаев, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими или эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом такую потребность необходимо будет обосновать в порядке, предусмотренном законом о контрактной системе в сфере госзакупок.

Кроме того, для расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, а также для оказания государственной поддержки правообладателям ПО предусматривается создание единого реестра российских программ и баз данных. Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в данный реестр.

Постановлением утверждены Правила его формирования и ведения, в которых определены основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия включения сведений в реестр, а также порядок предоставления сведений из реестра.

Запрет на закупки иностранного ПО в России

Дмитрий Медведев несколько дней назад подписал постановление правительства №1236 от 16 ноября 2015 года, в соответствии с которым государственным структурам запрещено закупать иностранное ПО при наличии российского аналога. Новость об этом появилась 20 ноября 2015 г. и прошла по новостным ресурсам; зачастую — со сгущением красок.

В реальности постановление преследует следующие задачи. Цитата: «Цель документа — защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, поддержка российских организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ, учитывая в том числе ограничения на использование иностранного программного обеспечения отдельными российскими организациями, установленные рядом иностранных правообладателей в связи с введенными США и некоторыми другими странами санкциями».

Постановление издано во исполнение положений принятого летом закона №188-ФЗ (от 29 июня 2015 г), которым предусматривается создание Реестра российского ПО. В частности, постановление утверждает правила формирования и ведения этого Реестра.

Оба нормативных документа приняты в рамках реализуемой программы импортозамещения ПО, разработанной Минкомсвязи. Поэтому вначале давайте подробнее остановимся на уже принятых документах, а потом поговорим о концепции в целом. И начать логичнее с закона.

Закон №188 о Реестре российского ПО

Закон №188 вносит нормы о Реестре российского ПО в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон состоит всего из трех статей.

Целями создания Реестра указаны:

  • расширение использования российских программ для ЭВМ и баз данных
  • подтверждение происхождения российских программ
  • оказание правообладателям таких программ государственной поддержки

Нормы, касающиеся создания и ведения Реестра, а также другие текущие вопросы (назначение ответственного за ведение Реестра и разработку нормативных документов госоргана и др.) в законе не указаны и должны быть введены постановлением правительства.

В законе сформулированы основные требования к российскому ПО:

  1. Исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):
    1. Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;
    2. российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
    3. российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, указанных в подпункте «b» настоящего пункта, граждан Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов;
    4. гражданину Российской Федерации;
  2. Программа для электронных вычислительных машин или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программы для электронных вычислительных машин или базы данных либо права использования программы для электронных вычислительных машин или базы данных свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;
  3. Общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы для электронных вычислительных машин или базы данных и для разработки, адаптации и модификации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы для электронных вычислительных машин или базы данных от реализации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, включая предоставление прав использования, независимо от вида договора за календарный год;
  4. Сведения о программе для электронных вычислительных машин или базе данных не составляют государственную тайну, и программа для электронных вычислительных машин или база данных не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Этим же законом №188 в закон «О контрактной системе…» вносятся дополнения (ч. 3 ст. 14), суть которых в том, что устанавливается запрет на допуск товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств и/или оказываемых иностранными лицами. Применять их можно только в виде исключения, для этого требуется писать специальное обоснование и размещать его вместе с госзаказом.

В законе указаны цели введения запрета. Цитата: «В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок».

Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

Постановление №1236 от 16 ноября 2015 года

Постановление №1236 принято для урегулирование вопросов, переданных в ведение Правительства законом №188. Интересно, что принято оно 16 ноября, а положения закона вступают в силу с 1 января 2016 года, т. е. осталось всего полтора месяца.

В Постановлении подтверждается запрет на приобретение иностранного ПО или прав на его использование при совершении закупок в интересах государственных структур. Но более подробно говорится об исключениях — случаях, когда можно использовать зарубежное ПО. Их два:

  • в Реестре нет ПО с нужной функциональностью («ПО того же класса»)
  • ПО, содержащееся в Реестре, по функциональным, техническим и/или эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика

Классы ПО устанавливаются в Реестре, и ПО должно быть сгруппировано по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам для облегчения поиска и сравнения.

Уполномоченным органом (он разрабатывает все нормативные документы, а также отвечает за ведение Реестра или назначает оператора Реестра) назначено Министерство связи и массовых коммуникаций. Оно должно утвердить (за 2 месяца) классификатор программ и БД (где указываются характеристики ПО), правила его применения, положения об экспертном совете (состав совета — до 31 декабря), дать предложения (совместно с другими заинтересованными лицами) по общим правилам определения требований к закупаемому ПО и связанным с этим услугам, а также в 6-месячный срок разработать схему, в соответствии с которой на ПО из Евразийского союза будет распространяться режим российского ПО. А главное — обеспечить запуск Реестра с 1 января 2016 года.

Также Постановлением утверждается текст правил формирования Реестра (в нем и расписана процедура подачи и рассмотрения заявки на включение ПО в Реестр российского ПО) и порядок подготовки обоснования для использования зарубежного ПО. Последний называется вполне в российском бюрократическом стиле: «правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения…» (посчитайте, сколько существительных подряд! И это еще не конец фразы).

Таким образом, постановление носит технический характер и издано в соответствии с требованиями закона №188.

Стратегия импортозамещения

Оба документа приняты в рамках существующего у Минкомсвязи плана импортозамещения, который был представлен главе правительства в апреле 2015 г.

Приказом №96 Минкомсвязи от 01.04.2015 утвержден план импортозамещения программного обеспечения. Сам план содержит целевые показатели соотношения использования российских и зарубежных программных продуктов и сервисов к определенным датам (2020 г., 2025 г.) и рассчитан на 10 лет — 2015—2025 гг.

Документ включает в себя три направления: предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при госзакупках; коллективная разработка клиентских и мобильных операционных систем; господдержка отечественных производителей ПО для промышленности, ТЭК, строительства и других отраслей. Рассмотрим их более подробно.

  • Отрасли, где в России есть конкурентоспособные продукты хорошего уровня, которым, однако, все равно были бы полезны преференции при осуществлении госзакупок. Сюда отнесены, в частности, антивирусы и программы по информационной безопасности. Уже на сегодняшний день доля импорта ПО этих типов — около 60%. Сюда же отнесено ПО для бизнеса (ERP, CRM, электронный документооборот, управление проектами) и корпоративные интернет-сервисы (базовые — электронная почта, работа с файлами, браузер, мессенджеры), где у российских разработчиков есть достаточно хорошие позиции.
  • Отрасли, где конкурентоспособного ПО сегодня нет. Это клиентские и мобильные операционные системы, серверные ОС, пользовательское офисное ПО, системы управления базами данных, средства управления облачной инфраструктурой и виртуализацией. На сегодня доля импорта по этим направлениями — 95% и выше. Поскольку процесс самостоятельного создания конкурентоспособных продуктов на этом направлении крайне сложен, Минкомсвязь предлагает путь коллективной разработки, который будет координировать еще одна отраслевая некоммерческая организация.
  • Отраслевое ПО, необходимое в нишевых сценариях для различных отраслей экономики (промышленность, здравоохранение, строительство и пр.). Сегодня в зависимости от направления доля импорта в них составляет от 70% до 95%.

Ради каких целей создается маркировка российского ПО

Итак, формальные требования к российскому ПО и его владельцам изложены в законе. Но какими целями руководствовалось государство при их формулировании? То есть зачем это все?

Одна из главных целей — обеспечить свой контроль над разработчиком. Опыт введения санкций показал, насколько легко другое государство может развалить ИТ-инфраструктуру, запретив производителям ПО из своей юрисдикции работать с российскими заказчиками. Катастрофические последствия такой ситуации понять легко и просто.

Поэтому если ПО работает в госструктурах, то его разработчик должен работать в соответствии с российским законодательством и в российской юрисдикции. Более 50% такого предприятия-разработчика должны принадлежать российским физическим или юридическим лицам, что призвано гарантировать стабильность работы и независимость от внешнего контроля, будь то контроль иностранного государства или частной корпорации. Кстати, это не единственный аргумент, есть и другие. Например, большинство зарубежного ПО (включая условия лицензий) разрабатывается в соответствии с требованиями западного, чаще — англосаксонского законодательства, которое существенно отличается от российского. Иногда требования лицензий зарубежного корпоративного ПО противоречат требованиям российского законодательства. А разбирательства должны проводиться в британских или американских судах.

Второй, не менее важный фактор — экономический. Российское предприятие платит налоги, зарплаты и пр. тоже в России. Таким образом, средства от покупки ПО государственными органами остаются в экономике России, а не уходят за рубеж. С той же целью установлено и следующее требование о том, что общие отчисления за рубеж не могут превышать 30%. Причем здесь будут, судя по всему, учитываться не только затраты на приобретение прав на продукты, технологии, алгоритмы и пр., но и прямые затраты на разработчиков, т. е. «офшорное программирование» тоже не подходит. Большая часть цикла разработки ПО должна максимально осуществляться внутри страны.

Наконец, российское ПО должно присутствовать на рынке, т. е. свободно продаваться, а специализированные продукты для госнужд выведены из-под действия этой схемы и не подлежат внесению в Реестр. Зачем это сделано? На мой взгляд, одна из причин этого требования — повышение эффективности. ПО, которое предлагается на открытом конкурентном рынке, имеет совершенно другой уровень функциональности, стабильности и удобства работы, а также имеет другой механизм ценообразования. То есть при правильной работе должен гарантироваться приемлемый уровень функциональности, качества и удобства работы, а также адекватное ценобразование.

Некоторые заблуждения об импортозамещении

Новая схема законодательного регулирования вызвала, скажем так, противоречивую реакцию в обществе. Особенно у «свободных художников», которые привыкли к свободе и отсутствию ограничений, поэтому любую попытку регулирования (особенно связанную с запретом чего-нибудь) воспринимают в штыки.

Для начала, нужно отдавать себе отчет — Реестр и связанные с ним требования работают только в отношении госзакупок, т. е. в случаях, когда ПО приобретается для государственных нужд. Впрочем, сейчас об импортозамещении думает не только государство. Санкции, из-за которых зарубежные производители (в основном американские) могут в любой момент «отключить» российских клиентов, а также девальвация рубля, из-за которой резко подорожала в рублях стоимость иностранного ПО и его поддержки, заставляют и частные российские компании активнее искать подходящее российское ПО: во-первых, нет таких валютных и политических рисков, во-вторых, с местным разработчиком всегда проще договориться. Остаются вопросы с надежностью, квалификацией и пр., но это уже как раз индивидуальные случаи.

Далее — да, мне тоже кажется, что практически все профессиональное ПО обладает некоторой уникальной функциональностью, сгруппировать которую будет сложновато. Однако в большом количестве случаев государственным органам необходимы простые решения типа текстового редактора или электронных таблиц. Разница в их функциональности невелика, и возможно использование любых решений. А вот другие соображения (в том числе взаимодействие с разработчиком и др.) играют по-прежнему важную роль.

В интернете полно саркастических предложений «импортозаместить Photoshop». Но! Во-первых, раздутая репутация именно этого пакета часто приводит к тому, что его требуют ставить даже в тех случаях, когда необходимо всего-то изменить размер изображения. Во-вторых, потребности в профессиональных узкоспециализированных пакетах в государственных органах сильно преувеличены. Тем более, что для таких случаев специально предусмотрен механизм исключений. Если аналогов действительно нет либо необходим именно тот или иной пакет, всегда можно составить обоснование, но теперь появляется возможность и механизм его оспорить.

Этот последний пример я привел специально, чтобы показать, что очень часто люди склонны сводить сложную и многогранную ситуацию к своему небольшому опыту, а дальше расширять этот свой опыт до масштабов страны или даже планеты. На этой неправильной логике основаны многие заблуждения.

И битва за СПО

Интересно, что первоначально в качестве одного из вариантов импортозамещения рассматривалось более широкое использование свободного программного обеспечения (СПО). Но в финальном варианте его не оказалось. Потому что у СПО есть как свои плюсы, так и свои весомые минусы.

Во-первых, СПО также распространяется на условиях определенной лицензии. То, что лицензия не предусматривает оплаты, не всегда означает, что использовать это ПО можно как угодно.

Во-вторых, для крупных проектов, ориентированных на широкий круг пользователей, решающее значение имеет качество технической поддержки, т. к. от сбоев, ошибок и пр. можно потерять куда больше денег, чем сэкономили на покупке. И вот тут у СПО возникает много проблем.

В-третьих, очень многое для корректной работы необходимо «дорабатывать напильником», причем объем доработок крайне велик.

В результате все равно получается отдельный большой и сложный проект. В основе его может лежать СПО (как в проектах «российских линуксов»), а может что-то другое. Но уже нет принципиальной разницы между ними.

В общем, отдельный статус для СПО не был прописан, и такое ПО не имеет особого преимущественного положения по сравнению с другими решениями.

Проблемы, недоработки, решения

Конечно, к новой системе, которая еще толком не заработала, есть много вопросов.

В основном обсуждаются, как обычно, способы обойти запрет. Кстати говоря, судя по весенним обсуждениям, многие из предложенных тогда способов обхода (основанных на предварительных формулировках закона) государство прикрыло. Например, много говорили о том, что можно создать «российскую прокладку», на которую будут переводиться права и… Но закон требует, чтобы права принадлежали на территории всего мира, а не только РФ, что делает такой «промежуточный» способ неработоспособным. В принципе, то же можно сказать о большинстве предложенных тогда «обходных» вариантов.

Можно включить западный продукт в состав отечественного (о такой ситуации радостно пишет РБК под девизом «найден механизм, как обойти запрет»), но выплаты за его использование не должны превышать 30% от общей выручки, что сильно ограничивает возможности — грубо говоря, без серьезного российского прибавочного продукта такое решение не должно быть интересным. Либо — искусственно завышать на 70% цену «российского» продукта, чтобы полная оплата за иностранный составляла не более 30%. Но на конкурентном рынке такое завышение невозможно, а во всех остальных случаях этим должны заниматься компетентные органы.

Есть варианты, при которых механизм не будет работать, а в перспективе может еще и принести вред. Например, возможен вариант, что российское юрлицо приобретает права на тот или иной программный продукт для дальнейшей продажи его государственным органам (либо его разрабатывают за рубежом по заказу российской компании). Но обязательства по поддержке при этом несет иностранный разработчик, и в случае отказа от осуществления поддержки сложное и дорогое ПО может оказаться бесполезным.

Наконец, есть и момент полноты оценки. Указанных в Реестре параметров вряд ли хватит для всесторонней оценки нужного ПО. А значит — пригодится аналитическая служба (своя или внешняя), а также хорошо бы иметь и тестовую лабораторию. В корпоративной сфере «внешние» и открытые исследования крайне не поощряются, а возникающие проблемы все предпочитаю решать в «узком кругу» между заказчиком и разработчиком, с минимальным выходом информации наружу. Это хорошо с точки зрения репутации бизнеса, но зачастую приводит к серьезным потерям просто из-за отсутствия информации — каждому приходится пройти длинный путь по выявлению и правильной диагностике проблемы, который для компании может стоить немалых денег.

Власть против бизнеса. Или за?

И власти, и бизнес сходятся в понимании, что единомоментный переход на российские решения по всем направлениям не нужен и опасен — много где уровень функциональности и качества еще не тот, а где-то нормальных российских решений вообще нет. Развивать свое ПО нужно постепенно, но уверенно, и поддержка государства должна стать хорошим подспорьем для частных компаний.

Представители бизнеса жалуются, что западные корпорации обладают гораздо большими возможностями по маркетингу и могут в течение длительного времени сидеть без прибыли ради захвата рынка. Российские компании не могут себе позволить такую тактику, т. к. не имеют доходов с других рынков, да и в России не имеют достаточного запаса оборотных средств.

При этом позиция многих представителей бизнеса состоит в том, что массированные проектные инвестиции — не лучший способ развития; часто в результате таких «проектов» получаются нежизнеспособные продукты. Лучше создавать и поощрять спрос на внутреннем рынке, тогда конкурентные условия позволят выявить лучшие продукты. А также — что государство должно активно продвигать российские решения за рубежом (об этом говорится, например, в недавнем материале РБК). Правда, пока отрасль просит не вливать деньги, а обеспечивать внутренний спрос и возможности для развития, государство опять планирует выделять деньги на некие «спецпроекты», заниматься этим должен ОАО «Росинфокоминвест». Плюс странная схема с «совместной разработкой ПО», которую будет координировать некая специально создаваемая государством АНО… В общем, на уровне практических решений пока не все ясно.

С другой стороны, проблема может оказаться в самих производителях «российского» ПО, которые в промежутках очень охотно рассказывают рынку, что они не российские, а «международные компании», открывают центры разработки за рубежом, переводят в другие страны штаб-квартиры, центры финансовых операций, а иногда и руководство. Российские юрлица очень часто принадлежат зарубежным компаниям из офшоров, а далее следы теряются

Конечно, у такого поведения есть и объективные основания. Российский рынок все же относительно мал, и более-менее крупные компании вынуждены выходить на мировой уровень, а там появляются более выгодные юрисдикции, более выгодные страны для организации ферм разработчиков и т. д. Но…

Наконец, последняя проблема: а хватит ли квалифицированных специалистов? Тем более, что конкуренция за них на мировом уровне очень высока, а российские компании сейчас не в состоянии предложить лучшие условия для рынка — состояние экономики не то.

В результате…

Созданная система только начинает работать, и судя по всему, проблем у нее впереди будет еще много. Тем не менее, на мой взгляд, она задает правильное направление развития. Государство возвращает себе активную роль, начинает планировать развитие отрасли, причем выступая в качестве не только регулятора, но и одного из участников рынка. То есть старая позиция правительства «рынок сам все отрегулирует, а государству нужно отойти в сторону» постепенно уходит в прошлое. И это хорошо.

Ограничение закупок с помощью «реестров» — скорее всего, не очень действенная мера. Хотя принцип взят правильный: российским должно считаться то ПО, которое делается в России российскими компаниями и с продаж которого налоги платятся в России. Должны быть льготы своему производителю, хотя меры к дестимулированию покупки зарубежного ПО все же лучше делать экономическими. Впрочем, государство, как закупщик ПО, вправе ставить любые удобные ему требования. Ибо странности и глупости правил закупки, существующих у крупнейших мировых корпораций, ему еще долго переплюнуть не удастся.

Если говорить о моем личном мнении, то мне кажется, что эта инициатива государства (как и многие другие) верная и двигает рынок в нужном направлении. Другой вопрос, что даже хороший набор правил не гарантирует успеха всего проекта — ведь очень многое зависит от конкретных людей, ответственных за исполнение, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. А вот тут все довольно грустно: например, только что ОНФ представил лично президенту доклад о колоссальной неэффективности создаваемых последние десять лет Особых экономических зон (ОЭЗ). Набирает обороты скандал с технопарком «Университетский» и т. д. То есть без личного вмешательства опять ничего не работает. Впрочем, некоторые ОЭЗ построены и успешно функционируют, и тоже в первую очередь благодаря энергии и личным качествам людей, которые занимались их обустройством.

P. S. Сбербанк начал оценку перспектив перехода c Oracle и MS SQL на PostgreSQL для ряда систем.

Приказ Ростехнадзора от 14.03.2014 N 102 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2014 N 32308)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 14 марта 2014 г. N 102

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА ОПАСНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»

1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

Руководитель

А.В.АЛЕШИН

Утверждены

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 14 марта 2014 г. N 102

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА ОПАСНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Настоящие ФНП устанавливают требования к организации и производству сварочных работ на поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору или иным уполномоченным органам по осуществлению контроля и надзора объектах, технических устройствах и сооружениях опасных производственных объектов (далее — ОПО) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.

3. Требования настоящих ФНП предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сварку, пайку, наплавку и прихватку (далее — сварку) элементов технических устройств и сооружений, применяемых и/или эксплуатируемых на ОПО, в том числе их конструкций, сборочных единиц, деталей, полуфабрикатов и заготовок.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И РАБОТНИКАМ

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сварочные работы, должны:

располагать необходимым количеством руководителей, специалистов и персонала, обеспечивающим условия качественного выполнения сварочных работ;

определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов сварки;

определить должностные обязанности, полномочия и взаимоотношения работников, занятых руководством, выполнением или проверкой выполнения сварочных работ;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, требования электробезопасности.

5. Руководители юридических лиц, выполняющих сварочные работы, а также индивидуальные предприниматели должны обеспечивать подготовку и аттестацию работников. Подготовка и аттестация специалистов (должностных лиц) в области промышленной безопасности должна проводиться в объеме, соответствующем их должностным обязанностям. Обучение, проверка знаний и аттестация работников, осуществляющих непосредственное руководство и выполнение сварочных работ, должны проводиться в соответствии с:

Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г., регистрационный N 9133; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 16) с изменениями, внесенными приказами Ростехнадзора от 5 июля 2007 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г., регистрационный N 9881; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 31), от 27 августа 2010 г. N 823 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный N 18370; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 39), от 15 декабря 2011 г. N 714 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23166; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 13), приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2012 г. N 739 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2013 г., регистрационный N 28002; Российская газета, 2013, N 80);

Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. N 63 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 1999 г., регистрационный N 1721; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 11, N 12) с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 17 октября 2012 г. N 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25903; Российская газета, 2012, N 283);

Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г. N 36 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2002 г., регистрационный N 3587; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 32) с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 17 октября 2012 г. N 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25903; Российская газета, 2012, N 283).

6. К руководству и выполнению сварочных работ допускаются лица, имеющие профессиональное образование, прошедшие соответствующую подготовку и аттестацию по программам и методикам аттестационных испытаний с учетом особенностей технологий сварки конкретных видов технических устройств и сооружений на поднадзорных объектах. Квалификация сварщиков и компетенция специалистов сварочного производства должна соответствовать характеру и виду выполняемых работ.

7. Специалисты, осуществляющие руководство сварочными работами, должны обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими организовывать и осуществлять разработку технологической документации на сварочные работы, руководство и контроль за выполнением процессов сварочного производства.

8. Квалификация сварщиков должна соответствовать требованиям, установленным Минтруда России. Сварщики должны иметь действующее аттестационное удостоверение по соответствующему способу сварки, не иметь медицинских противопоказаний к выполняемой работе. Сведения о номерах удостоверений, сроках их действия и шифрах клейм сварщиков должны быть размещены в общедоступном реестре аттестованного персонала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а удостоверения должны иметь соответствующий QR-код для проверки их подлинности. Присвоенные при аттестации шифры клейм должны быть закреплены за сварщиками приказом организации, выполняющей сварочные работы.

Сварщики допускаются к сварочным работам, которые указаны в их удостоверениях.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ

9. Работники, выполняющие сварочные работы, должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами. Рабочее место сварщика должно быть оснащено необходимым сборочно-сварочным оборудованием и первичными средствами пожаротушения. Стационарные рабочие места должны быть оборудованы системой вытяжной вентиляции в зоне сварки.

10. При выполнении сварочных работ на ОПО работники должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка, характерными опасными и вредными производственными факторами и признаками их проявления, действиями по конкретным видам тревог, другими вопросами, входящими в объемы вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте. Сведения о проведении инструктажей фиксируются в соответствующих журналах с подтверждающими подписями инструктируемого и инструктирующего.

11. На выполнение сварочных работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск. Перечень таких работ, порядок оформления нарядов-допусков, а также перечни должностей специалистов, имеющих право выдавать и утверждать наряды-допуски, утверждаются техническим руководителем организации, эксплуатирующей ОПО.

12. В наряде-допуске должны быть отражены меры по обеспечению безопасных условий работы персонала, мероприятия по подготовке объекта к проведению сварочных работ и последовательность их проведения, состав бригады, прохождение инструктажа и фамилии руководителей сварочных работ.

13. Сварочные работы должны выполняться в соответствии с производственно-технологической документацией по сварке (далее — ПТД), включающей производственные инструкции и технологические карты по сварке, утвержденной техническим руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими сварочные работы. В ПТД должны быть отражены все требования к применяемым сварочным технологиям, технике сварки, сварочным материалам и сварочному оборудованию, контролю сварных соединений. Режимы сварки, последовательность операций, технические приемы, а также технологические особенности процесса сварки, обеспечивающие качество сварных соединений, должны быть приведены в технологических картах по сварке.

Перед началом сварочных работ руководитель сварочных работ обязан проверить выполнение всех подготовительных мероприятий и ознакомить исполнителей под роспись с требованиями технологических карт по сварке.

Контроль сварных соединений должен проводиться в объеме и методами, предусмотренными нормативно-технической документацией (далее — НТД) или проектной документацией.

14. Работы по сварке должны выполнять юридические лица или индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуры проверки готовности к применению технологий сварки в соответствии с Порядком применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 г. N 103 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный N 4811; Российская газета, 2003, N 120/1) с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 17 октября 2012 г. N 588 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25903; Российская газета, 2012, N 283).

15. Процедуры проверки готовности к использованию применяемых сварочных технологий должны быть осуществлены в условиях конкретного производства сварочных работ, с учетом специфики работ, выполняемых каждым филиалом (обособленным подразделением) юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции, в том числе производство сварочных работ. При проверке оценивается наличие технических, кадровых и организационных возможностей для выполнения сварочных работ и способность выполнить в производственных условиях сварные соединения, соответствующие требованиям, устанавливаемым НТД или проектной документацией.

16. Сварщик, впервые приступающий к сварке, независимо от наличия удостоверения, должен перед допуском к работе пройти проверку путем выполнения и контроля допускного сварного соединения. Конструкцию допускных сварных соединений, а также методы и объем контроля качества сварки этих соединений определяет руководитель сварочных работ в соответствии с требованиями НТД.

17. Сварочное оборудование и сварочные материалы, применяемые при сварке технических устройств и сооружений, должны соответствовать применяемым технологиям сварки, обладать сварочно-технологическими характеристиками и качествами, обеспечивающими свойства сварных соединений в пределах значений, установленных требованиями НТД, регламентирующих сварку конкретных технических устройств и сооружений.

18. Марки, сортамент, условия хранения и подготовка к использованию сварочных материалов должны соответствовать требованиям НТД и ПТД.

19. При производстве сварочных работ необходимо обеспечить:

а) идентификацию производственной документации и бланков;

б) идентификацию использования основного материала;

в) идентификацию применения сварочных материалов;

г) идентификацию мест расположения сварных швов в конструкции;

д) регистрацию сведений о сварщиках, выполняющих сварные швы;

е) регистрацию мест и результатов исправлений сварных соединений;

ж) контроль соответствия выполнения процесса сварки технологическим картам сварки.

Идентификация должна предусматривать маркировку основного и сварочных материалов, технической и технологической документации, обеспечивающую прослеживаемость их применения с целью выявления возможных причин брака при проведении сварочных работ.

20. По окончании сварки швы сварных соединений и элементы металлоконструкций должны быть очищены от шлака, брызг и натеков металла. Приваренные сборочные приспособления надлежит удалять без применения ударных воздействий и повреждения основного металла, а места их приварки зачищать до основного металла с удалением всех дефектов.

21. Сварные соединения элементов с толщиной стенки более 6 мм подлежат маркировке с указанием шифров клейм сварщиков, позволяющих идентифицировать сварщиков, выполнявших сварку. Необходимость и способ маркировки сварных соединений с толщиной стенки менее 6 мм устанавливаются требованиями ПТД. Способ маркировки должен исключать наклеп, подкалку или недопустимое уменьшение толщины металла и обеспечить сохранность маркировки в течение всего периода эксплуатации технического устройства.

При выполнении сварного соединения несколькими сварщиками на нем должны быть поставлены клейма всех сварщиков, участвовавших в сварке.

При выполнении всех сварных соединений одним сварщиком допускается указывать шифр клейма сварщика в доступном для осмотра месте, заключенном в рамку, наносимую несмываемой краской. Место маркировки в таком случае должно быть указано в паспорте технического устройства.

IV. КОНТРОЛЬ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

22. Контроль за производством сварочных работ проводится в порядке, определяемом юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими эти работы. Распределение обязанностей работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих руководство и контроль за производством сварочных работ, должно быть документировано.

При осуществлении контроля должны учитываться требования настоящих ФНП, ПТД и сведения об аттестованных сварщиках и специалистах сварочного производства, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, подтвердивших готовность к выполнению сварочных работ в соответствии с пунктом 15 настоящих ФНП, аттестованных сварочных материалах и сварочном оборудовании, размещенные в общедоступных реестрах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

23. При проведении сварочных работ оформляется исполнительная документация, включающая журналы сварочных работ, заключения по контролю, протоколы испытаний сварных соединений, обеспечивающие возможность идентификации записей с выполненными сварными соединениями по шифрам клейм сварщиков и схемам сварных соединений.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 «Об утверждении переченя товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. N 616

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ, ЗАКУПКА КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

В соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

2. Установить, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме:

если информация о закупке в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не подлежит размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;

если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;

если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федеральног

Опубликовано 27.06.12

Все запреты и ограничения в госзакупках на 2020 год

Скачать постановление правительства № 1674 от 14.12.2019

Скачать постановление правительства № 1675 от 14.12.2019

Скачать проект постановления правительства об ограничениях для иностранных стентов и катетеров

Ближайшие изменения в ограничениях по 44-ФЗ

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления. Ждем новые ограничения для иностранных:

  • стентов для коронарных артерий металлических непокрытых;
  • стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием);
  • катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики;
  • катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии).

Планируется, что ограничения будут действовать в течение 2 лет и создадут для России технологические и экономические преимущества.

Ограничения будут применять по правилу «второй лишний»: если подана хоть одна заявка с предложением поставить отечественные изделия, то иностранные отклонят. Страну происхождения товара подтвердят либо сертификатом СТ-1 либо заключениями торгово-промышленной палаты.

Вместе с проектом постановления разработали и приложение к нему. В нем утвердили перечень универсальных технологических операций, которые проводят производители стентов для коронарных артерий ‎и катетеров на территории Российской Федерации. А подтверждением соответствия производства стентов для коронарных артерий ‎и катетеров требованиям, которые изложены в перечне, является акт экспертизы ТПП. Порядок выдачи определят после согласования с Минпромторгом.

Ближайшие изменения в запретах по 44-ФЗ

Правительством принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на допуск товаров иностранного происхождения (устанавливает ст. 14 44-ФЗ).

С 25.12.2019 вступили в силу постановления правительства № 1674 и № 1675 от 14.12.2019. Они изменили правила применения запретов в закупках импортных автомобилей. Заказчики смогут купить импортные авто, если те:

  1. Соответствуют требованиям к товарам автомобилестроения из приложения к постановлению правительства № 719 от 17.07.2015. Они тоже изменены отдельным документом.
  2. Производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 01.01.2015 автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе авто заключили с Минэкономразвития и выполнялись надлежащим образом.
  3. Производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 01.04.2016 производство в режиме, который предусмотрен соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории России ряд операций.

ВАЖНО! Последние два условия действуют до 01.07.2020.

Правительство подготовило масштабную реформу национального режима. Планировалось, что изменения вступят в силу с 01.01.2020. Но этого не произошло. О новых сроках пока неизвестно. Подробнее об этой реформе писали в статье «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима». Сохраните эту статью в «Избранное», как только новые правила утвердят, мы актуализируем ее.

Сферы действия запретов

Ст. 14 закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ:

  1. Машиностроение — постановление № 656 от 14.07.2014.
  2. Легкая промышленность — постановление № 791 от 11.08.2014.
  3. Программное обеспечение — постановление № 1236 от 16.11.2015.
  4. Продукция, имеющая оборонное значение, — постановление 9 от 14.01.2017.
  5. Продукция станкоинструментальной промышленности, имеющая оборонное значение, — постановление № 239 от 07.03.2019.

ВАЖНО! С 01.12.2019 не действует запрет на закупку иностранной мебели по постановлению правительства № 1072 от 05.09.2017.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные товары. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запреты товаров машиностроения

В постановлении правительства № 656 от 14.07.2014 указано, на какие виды транспортных средств распространяется запрет на поставку товаров машиностроения иностранного происхождения:

  1. Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
  2. Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
  3. Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
  4. Прочие автотранспортные средства.

Имеются и исключения, когда закупают перечисленные товары зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

  1. Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия этого контракта.
  2. Если нет аналогов российского производства и они соответствуют требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
  3. Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Запрет не распространяется на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Нормативный акт

ПП РФ № 656 от 14.07.2014.

Когда применять

Запрет на закупку товаров машиностроения распространяется при проведении конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.

Как применять

Запрещено приобретать иностранные товары.

Что прикладывают к заявке на участие

Любой из документов:

  1. Копия СПИК.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП, приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
  3. Разовый сертификат СТ-1 (приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).

Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Запреты в легкой промышленности

Постановление правительства № 791 от 11.08.2014 устанавливает запрет на допуск импортных товаров по 44-ФЗ при покупке легкой промышленности и услуг по их прокату, к которым относятся:

  • ткани текстильные;
  • одеяла;
  • белье постельное, столовое, туалетное;
  • ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка товара, который произведен в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, не имеют иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Нормативный акт

ПП № 791 от 11.08.2014.

Когда применять

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур и в закупках у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Как применять

Запрет на закупку иностранной продукции. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС).

Что прикладывают к заявке на участие

Декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых он изготовлен (в свободной форме).

Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Нет запрета, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь..

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный акт

ПП РФ № 1236 от 16.11.2015.

Когда применять

В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Как применять

Запрещено приобретать иностранную продукцию.

Что прикладывают к заявке на участие

Ничего.

Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Запреты продукции оборонного значения

Сейчас работает запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Нормативный акт

ПП РФ № 9 от 14.01.2017.

Когда применять

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Как применять

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Что прикладывают к заявке на участие

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного Суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона предоставляет документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такой документ — как правило, сертификат СТ-1.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

Нельзя.

Запреты продукции станкоинструментальной промышленности для обороны и безопасности

С 11.03.2019 заработало постановление правительства № 239 от 07.03.2019 о запрете закупок продукции станкоинструментальной промышленности. К такой продукции относятся:

  • инструменты;
  • станки;
  • жернова;
  • точильные камни;
  • шлифовальные круги;
  • части и принадлежности.

Вот таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ.

Нормативный акт

ПП № 239 от 07.03.2019.

Когда применять

Когда проводите любые конкурентные процедуры и закупаете у единственного поставщика или исполнителя ТРУ для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа и закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПП 239 не применяется, если есть разрешение Минпромторга на закупку зарубежной продукции.

Как применять

Устанавливают запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС) и работ (услуги), которые предусматривают закупку таких товаров. Отклоняют заявки, которые предлагают поставить зарубежные товары.

Что прикладывают к заявке на участие

Документы не требуются. Подтверждает происхождение запись из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

Запреты в закупках у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил эти специальные экономические меры указом от 31.05.2017 № 244.

ВАЖНО!

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. По постановлению правительства от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

Ограничения на допуск иностранных товаров

В большинстве случаев ограничения применяются вместе с условиями допуска. Это значит, что перед проведением закупки надлежит проверить товары на наличие не только ограничений, но и условий допуска. Вот какая продукция попадает под ограничительные нормы:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • продукты питания;
  • спортивное оружие, сопутствующий инвентарь (патроны) и др.

Есть случаи, когда заказчикам нет необходимости ограничивать заказы иностранной продукции:

  1. Торги проводятся до момента вступления ограничений в силу.
  2. Заказчик из иностранного государства приобретает товары на территории этого же государства для обеспечения собственных нужд.

Ограничения при закупке радиоэлектроники

Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ № 878 от 10.07.2019. Этот норматив, а значит, и ограничительные правила, действует до 01.09.2021 (п. 13 ПП РФ № 878).

Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:

  1. Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается (п. 7 ПП РФ № 878).
  2. Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа (п. 6 ПП РФ № 878). Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является декларация о нахождении товаров в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. В декларации ставится конкретный номер реестровой записи (п. 3 ПП № 878). Установите такое требование в закупочной документации и извещении.
  4. Если среди предложений участников есть минимум два, в которых участники полностью соответствуют условиям заказа и предлагают поставить товары из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, отклоните другие заявки с иностранными товарами (п. 3 ПП 878). Есть еще одно условие: эти две заявки не включают продукцию одного и того же вида, производителя или группы производителей. Если заявки с иностранной продукцией не отклонены, к ним применяют условия допуска.
  5. Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ, п. 8 ПП 878).

Если необходимая вам продукция отсутствует в Едином реестре российских радиоэлектронных товаров (или продукт из реестра не соответствует техническим и функциональным требованиям заказчика), ограничения на поставку иностранных изделий не применяются (п. 4 ПП 878). Подготовьте обоснование невозможности приобретения российского товара и разместите его в ЕИС наравне с извещением о госзакупке.

Ограничения при закупке лекарств

Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015, п. 2 письма ФАС России № ИА/10439/16 от 19.02.2016). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению (п. 1, 5 ПП 1289).

Применяйте ограничения следующим образом:

  1. Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в документации и извещении.
  2. Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям закупочной документации, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум одна соответствует положениям п. 1 ПП 1289, примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа № 126н от 04.06.2018.
  3. Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.

Ограничения при закупке медицинских изделий

Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней № 1 и 2, утвержденных ПП РФ № 102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.

Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП 102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге.

Ограничения работают так:

  1. Приобретение товаров из перечня № 1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
  2. Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
  3. Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, применяйте условия допуска (п. 2 ПП 102, п. 1 приказа 126н).
  4. Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.

Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:

  • НМЦК, цена единицы товара, начальная сумма цен и максимальное значение цены госконтракта рассчитываются по методике, закрепленной в приказе Минздрава № 759, Минпромторга № 3450 от 04.10.2017;
  • все цены обосновываются заказчиком;
  • в закупку включаются только изделия из перечня № 2 ПП 102;
  • страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
  • доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
  • иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
  • при определении соответствия учитывается процентная доля зарубежного сырья в цене (ПП РФ № 967 от 14.08.2017) и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
  • условия допуска применяются к переложениям с заграничными изделиями из перечня 126н, которые не отклонил заказчик;
  • контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.

В перечне № 2 есть дополнительные требования. При заказе медицинских изделий для обеспечения потребностей некоторых федеральных и государственных бюджетных учреждений учитываются условия из пп. «а», «б» п. 1 ПП № 967 и п. 2 ПП РФ № 1589 от 19.12.2018. К таким доптребованиям относится обязанность выбора поставщика из числа производителей продукции из перечня № 2, осуществляющих локализацию собственного производства, и изготовителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению значения, установленного в постановлении правительства № 967.

Ограничения при закупке продуктов питания

Ограничивайте поставки продукции из перечня, закрепленного в ПП РФ № 832 от 22.08.2016. Исключение — продукты, поставляемые из стран Евразийского экономического союза (п. 2 ПП РФ № 832).

Ограничения применяются по общим правилам: участники декларируют страну происхождения и изготовителя по ОКСМ, заявки с зарубежной продукцией отклоняются («третий лишний»), замена товара в процессе исполнения контракта не допускается (п. 2-4 ПП 832).

Ограничения на допуск спортивного оружия с нарезным стволом, патронов и прочих деталей

Ограничивайте изделия по кодам ОКПД — установите такое условие при закупке спортивного оружия по ОКПД2 25.40.12.410 и патронов, прочих боеприпасов и их деталей по ОКПД2 25.40.13.190 (п. 1 ПП РФ № 1119 от 20.09.2018). Ограничительные требования не распространяются на поставки продукции, изготовленной в странах ЕАЭС. Полный перечень исключений приведен в пункте 4 постановления правительства № 1119.

Правила применения ограничений все те же. Заказчик устанавливает ограничительные требования и условия допуска, поставщик подтверждает страну изготовления сертификатом СТ-1 или заключением Минпромторга. Заявки с предложением иностранной продукции отклоняются при наличии минимум двух соответствующих запросов (правило «третий лишний»). Исполнение контракта проходит без замен товаров на заграничные предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *