Пошлина за апелляционную жалобу в арбитражный суд

Статья 102. Уплата государственной пошлины

СТ 102 АПК РФ

Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Взимание госпошлины производится в соответствии с Законом о государственной пошлине от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Госпошлина по всем делам, разрешаемым арбитражными судами в Российской Федерации, зачисляется в доход федерального бюджета.

Плательщиками госпошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением одного и того же действия одновременно обратилось несколько лиц, государственную пошлину в полном размере уплачивает один из них или несколько в согласованных между ними долях.

Государственная пошлина предваряет подачу соответствующего заявления или жалобы. Исключения составляют случаи освобождения заявителя от ее уплаты, а также отсрочка или рассрочка в установленном порядке.

На основании ст. 6 ФЗ «О государственной пошлине» госпошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.

Ксерокопии, фотокопии платежных документов на уплату государственной пошлины не могут быть доказательством ее уплаты.

2. К исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобам должны прилагаться документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

Как указано в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 6, арбитражные суды при решении вопроса о принятии заявлений и жалоб должны проверять соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному ст. 4 ФЗ «О государственной пошлине».

В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалобы оплачиваются государственной пошлиной в соответствии с п. 1 ст. 6 названного Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобы, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

3. Возвращение искового заявления, апелляционной или кассационной жалоб, оставление арбитражным судом иска без рассмотрения не препятствуют вторичному обращению с иском либо жалобой в общем порядке после того, как допущенные нарушения устранены. При этом государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.

4. В ст. 102 АПК РФ содержится перечень документов, которые подлежат оплате государственной пошлиной.

Государственной пошлиной оплачиваются как первоначальные исковые заявления, так и заявления по встречному иску. Государственной пошлиной должны оплачиваться заявления третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора о вступлении в дело, а также апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда.

5. Истец вправе до принятия решения арбитражным судом увеличить или уменьшить размер исковых требований. Вопрос о государственной пошлине решался в этих случаях следующим образом: недостающая сумма пошлины взыскивалась при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска, при уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращалась. АПК предусматривает также право истца до принятия решения отказаться от иска. И в этом случае уплаченная пошлина не возвращается. Распределение расходов по государственной пошлине между сторонами при увеличении и уменьшении истцом цены иска и отказе истца от иска производится по правилам, установленным АПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 102 увеличение размера исковых требований требует одновременной доплаты пошлины.

6. При подаче исковых заявлений (заявлений), апелляционных и кассационных жалоб иностранные организации, международные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства уплачивают госпошлину на общих основаниях. Иностранные лица могут перечислять ее через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила по государственной пошлине, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международных договоров.

7. При соединении в одном исковом заявлении нескольких самостоятельных требований госпошлиной оплачивается каждое из них. Так, исковое заявление о понуждении заключить договор либо о разрешении разногласий по условиям договора, когда в заявление включены также требования о взыскании установленного законом штрафа за уклонение от заключения договора или просрочку в его заключении, оплачивается по ставкам, установленным для исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении договоров, и исковых заявлений имущественного характера. В таком же размере оплачиваются исковые заявления о расторжении договоров и взыскании денежной суммы; например, иск о расторжении договора аренды помещения и его освобождении должен оплачиваться в 20-кратном размере минимальной месячной оплаты труда — по первому требованию, плюс 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда — по второму требованию, поскольку оно имеет неимущественный характер.

8. Арбитражный суд может отсрочить или рассрочить уплату госпошлины или уменьшить ее размер, исходя из имущественного положения сторон.

Поэтому при подаче заявлений и жалоб необходимо исходить из следующего: к исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобам должны прилагаться документы, подтверждающие уплату госпошлины в установленном порядке и размере.

Пленум ВАС РФ от 20 марта 1997 г. (п. 4 Постановления N 6) разъяснил, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

— подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);

— подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Следует иметь в виду, что по просьбе ВАС РФ Государственная налоговая служба России направила государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации письмо от 9 апреля 1997 г. N ВК-6-11/16н «О выдаче госналогинспекциями справок налогоплательщикам о счетах в банках и кредитных организациях». В письме отмечается, что для решения вопроса о предоставлении плательщикам государственной пошлины льгот по ее уплате арбитражный суд, рассматривающий соответствующее ходатайство стороны, должен располагать достоверной информацией о расчетных и иных счетах, наименованиях и адресах банков и других кредитных организаций, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица). Такие данные могут быть подтверждены налоговыми службами, располагающими необходимой информацией. В целях предотвращения необоснованного предоставления льгот по уплате государственной пошлины лицам, обращающимся с соответствующими ходатайствами в арбитражные суды, при подаче ими исковых и иных заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, Госналогслужба России обязала государственные налоговые инспекции подтверждать по просьбе владельцев счетов (налогоплательщиков) данные о наличии у них счетов в банках и кредитных организациях для представления их в арбитражные суды. Данные о расчетных и иных счетах, наименованиях и адресах банков и других кредитных организаций, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица), должны содержаться в справках, подписанных начальниками госналогинспекций или их заместителями и заверенных печатью госналогинспекций.

9. Постановлением Пленума ВАС РФ N 6 предусмотрено, что представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобы, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалобы не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалобы оплачиваются государственной пошлиной в остальной части.

При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб, об отказе в удовлетворении ходатайства — в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб.

В определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.

Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалоб Кодексом не предусмотрено.

10. Президиум ВАС РФ, рассматривая протест на определение федерального арбитражного суда округа об отказе гражданину — предпринимателю в ходатайстве об уменьшении размера государственной пошлины по кассационной жалобе, отметил, что арбитражный суд не указал мотивы, по которым суд пришел к своим выводам. Исследовав материалы дела, Президиум установил, что крестьянское (фермерское) хозяйство, земельный участок которого был занят ответчиком, нанесшим этим хозяйству взыскиваемые истцом убытки, не смогло приступить в течение продолжительного времени из-за объективных причин к использованию земельного участка. Так как сельскохозяйственная продукция не производилась, хозяйство не получало прибыли и находилось в неудовлетворительном финансовом состоянии, что подтверждалось балансом по состоянию на 1 января следующего года. Эти обстоятельства давали основания удовлетворить ходатайство истца об уменьшении размера государственной пошлины по кассационной жалобе.

Учитывая имущественное положение истца, Президиум ВАС РФ уменьшил размер государственной пошлины по кассационной жалобе с 651800 руб. до 50 тыс. руб.

11. Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 6 в тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании государственной пошлины с соответствующей стороны решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

12. Отсрочка уплаты госпошлины сводится к установлению момента, на который она должна быть выплачена. При рассрочке соответствующие суммы подлежат периодической выплате.

Если иск, возбужденный по заявлению прокурора либо истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не удовлетворен, пошлина не взыскивается.

Стороне, в пользу которой состоялось решение, арбитражный суд на общих основаниях возмещает расходы по государственной пошлине за счет другой стороны, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты пошлины.

13. Согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 6 при уменьшении арбитражным судом размера государственной пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по государственной пошлине за счет ответчика. Сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в общем порядке.

Комментарии к ст. 102 АПК РФ

1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу — частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.

Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.

На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой «Государственная пошлина». С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.

В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.

При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.

Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.

По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.

Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций — 2000 руб.

Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.

Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).

30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок». Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.

Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций — в размере 4000 руб.

Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.

При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.

Аналогичный размер государственной пошлины установлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

Следовательно, действующий порядок оплаты государственной пошлины при обращении в проверочную судебную инстанцию не зависит от суммы иска, рассмотренного арбитражным судом первой инстанции. Такой подход является очередным свидетельством отсутствия оснований для оценки государственной пошлины как средства реализации фискальных целевых установок.

Следом за изменениями, вносимыми законодателем, вносятся необходимые изменения и в рекомендации по судебной практике: информационное письмо Президиума ВАС РФ по этому поводу от 25 мая 2005 г. N 91 изменялось и дополнялось информационными письмами Президиума ВАС РФ от 13 марта 1997 г. N 117 и от 11 мая 2010 г. N 139.

Копии судебных актов выдаются лицам, участвующим в деле, безвозмездно. Повторное обращение за выдачей копий судебных решений, определений либо постановлений, а также копий иных документов, выдаваемых арбитражным судом (копий протокола судебного заседания, дубликата исполнительного листа), оплачивается государственной пошлиной исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу копии (дубликата) выдаваемого документа, но не менее 20 руб.

Установленный порядок дисциплинирует лиц, участвующих в деле, но его невозможно признать оптимальным применительно к таким участникам судебного заседания, как арбитражные управляющие. Последние вынуждены заказывать большое количество копий судебных актов, поскольку они необходимы для направления в коммерческие банки по месту открытия должником расчетных счетов, многочисленные государственные учреждения, располагающие информацией по поводу имущества, принадлежащего должнику и подлежащего включению в конкурсную массу.

Оплата государственной пошлины производится в отечественной валюте. По общему правилу обязанность, связанная с ее оплатой, носит личный характер, а потому должна выполняться самим плательщиком (ст. 45 НК). Однако в судебной практике возникло множество к тому препятствий. Они были связаны прежде всего с участием в арбитражном судопроизводстве иностранных лиц, не располагающих счетами в российской валюте. У российских хозяйствующих субъектов также возникали организационные сложности, связанные с наличием необходимых для уплаты государственной пошлины денежных средств, но арестом самого счета по решению налогового органа.

Во избежание нарушений права на судебную защиту Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» признал возможным ее уплату одним лицом за другое лицо по поручению последнего. Поскольку при указанных условиях государственная пошлина в установленном размере зачислена в доход федерального бюджета, основания для оставления искового заявления (заявления, жалобы) без движения и последующего их возврата отсутствуют.

Государственная пошлина за подачу заявлений и жалоб в арбитражный суд подлежит зачислению в федеральный бюджет. В каждом субъекте Российской Федерации имеются свои реквизиты, которые необходимы для правильного оформления платежного документа. Они размещаются на официальном сайте арбитражного суда, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц иными общедоступными средствами.

Если оплата государственной пошлины произведена ошибочно с нарушением банковских реквизитов и она в федеральный бюджет не поступила, то это обстоятельство является основанием для оставления иска (заявления, жалобы) без движения.

При увеличении размера исковых требований доплата государственной пошлины производится в десятидневный срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении размера исковых требований излишне оплаченная государственная пошлина возвращается в порядке, установленном ст. 333.40 НК.

Какова госпошлина за подачу апелляции в арбитражный суд?

Госпошлина за апелляцию в арбитражный суд

Размер госпошлины при подаче апелляции в арбитраж

Особенности уплаты госпошлины за апелляцию

Госпошлина за апелляцию в арбитражный суд

Судебные решения (резолюции) и определения, принятые арбитражным судом (далее — АС) 1 инстанции, могут быть оспорены заявителем (апеллянтом) в суде апелляционной инстанции (далее — ААС) посредством подачи апелляционной жалобы.

Для того чтобы апелляционная жалоба (далее — апелляция, жалоба) была принята ААС, должны быть соблюдены следующие условия ее представления:

  • содержание и внешнее оформление жалобы должны соответствовать требованиям ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • апелляция должна быть представлена в суд в строго определенные сроки, за исключением случая, когда истекший период подачи жалобы восстановлен судом по просьбе апеллянта при наличии уважительных оснований для его пропуска (ст. 259 АПК);
  • заявителем уплачен специальный сбор — государственная пошлина (далее — госпошлина) за осуществлением судом действий по рассмотрению жалобы (ст. 260 АПК).

Документы, свидетельствующие об оплате госпошлины (например, квитанция банка, платежное поручение и др.), должны быть приложены к жалобе, в противном случае она может быть оставлена без движения (ст. 263 АПК). Исключение составляют ситуации, когда апеллянт имеет льготы по оплате сбора или просит суд об отсрочке оплаты либо снижении суммы, о чем более детально рассказывается ниже.

Подробнее о том, как правильно составить апелляцию, читайте в статье Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда — образец.

Размер госпошлины при подаче апелляции в арбитраж

Порядок оплаты и размер госпошлины, уплачиваемой при представлении апелляции в АС, определяется ст. 333.21 Налогового кодекса РФ (далее — НК).

Так, согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК при подаче апелляции на резолюцию АС необходимо уплатить сбор в размере половины суммы, которая рассчитывается за рассмотрение спора неимущественного характера.

В настоящее время подача иска неимущественного типа обойдется в 6 000 руб., соответственно, госпошлина за апелляцию в арбитраж составит 3 000 руб.

Подробнее о сумме, которую нужно уплатить при подаче иска в АС, читайте в статье Госпошлина при подаче искового заявления в арбитражный суд.

ВАЖНО! Сумма госпошлины за апелляцию не зависит от количества требований, указанных в исковом заявлении и удовлетворенных судом (п. 33 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О применении…» от 11.07.2014 № 46).

Ту же сумму, 3 000 руб., нужно будет уплатить и за апелляцию на определение суда (о прекращении производства по спору, выдаче исполнительного листа и др.), а также дополнительное решение суда (письмо Минфина РФ от 11.11.2015 № 03-05-05-03/65067).

ВАЖНО! Существует судебная практика, согласно которой за апелляцию, поданную на определение, не перечисленное в подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК, в частности определение об обеспечении иска, платить госпошлину не нужно (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46).

Особенности уплаты госпошлины за апелляцию

Как правило, сумма сбора за апелляцию в АС подлежит оплате апеллянтом предварительно, до представления апелляции. Вместе с тем по просьбе апеллянта, выраженной в форме ходатайства, суд может сократить данную сумму либо передвинуть время ее оплаты полностью или частично на период, не превышающий 1 год (ст. 333.22 НК).

Ходатайство апеллянта подлежит удовлетворению только при наличии доказательств, подтверждающих его тяжелую финансовую ситуацию, которая, однако, должна измениться в лучшую сторону в течение периода отсрочки или рассрочки оплаты (ст. 64 НК).

Кроме того, некоторая часть заявителей, подающих апелляцию в ААС, имеет законное право не уплачивать госпошлину. К ним относятся прокуроры, отстаивающие государственные и (или) общественные интересы, общественные организации инвалидов (при сумме исковых требований менее 1 млн руб.) и др. лица, указанные в ст. 333.37 НК.

Бремя оплаты госпошлины в таком случае ложится на ответчика соразмерно сумме удовлетворенных АС требований (если он не относится к категории лиц, перечисленных в ст. 333.37 НК).

ВАЖНО! Если апелляция представлена ответчиком по делу, который при этом имеет право не платить госпошлину, и ААС вынес судебный акт в его пользу, сумма госпошлины в таком случае с истца не взыскивается (п. 14 постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46).

Калькулятор госпошлины в арбитражный суд

Госпошлина в арбитражный суд 2020 года предусмотрена за подачу искового заявления имущественного и неимущественного характера. В первом случае это может быть обжалование решения Федеральной антимонопольной службы или иных госорганов или служб в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ. Во втором случае это чаще всего споры между сторонами контракта, в том числе о его расторжении, взыскании задолженности и неустойки. Платит госпошлину всегда тот, кто обращается за судебной помощью. Чтобы узнать, сколько придется заплатить, воспользуйтесь калькулятором.

Как использовать калькулятор

Шаг 1. В списке «Истец» выберите, кто выступает истцом, то есть подает иск с требованиями. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. По умолчанию выбран последний вариант.

Шаг 2. В списке «Тип заявления» укажите, с каким иском обращаетесь. Это может быть имущественное или неимущественное разбирательство, либо апеляционная или кассационная жалоба.

Шаг 3. Если вы выбрали заявление имущественного характера, понадобится указать сумму иска. Введите ее в одноименном поле. Сумма госпошлины отобразится автоматически. Этот вариант настройки понадобится для взыскания неустойки.

Шаг 4. Если вы выбрали заявление неимущественного характера или апеляционную или кассационную жалобу, то откроется список «Вид обращения». Найдите в нем под подходящий пункт и отметьте его. Сумма госпошлины автоматически отобразится в верху страницы.

Например, для расторжения госконтракта нужно выбрать тип — заявление неимущественного характера, а вид обращения — самый последний пункт «Иные заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре».

Если вы измените любой из параметров, сумма пошлины также автоматически поменяется.

ВАЖНО! Не забудьте, если иск содержит одновременно имущественные и неимущественные требования, то придется заплатить две пошлины по каждому типу обращения!

Обжалование решения ФАС

В статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сказано, что любое решение или предписание антимонопольного органа можно обжаловать в течение трех месяцев со дня его вынесения. Сделать это можно в судебном порядке, а значит, необходимо рассчитать госпошлину в арбитражный суд при обжаловании решения ФАС. Поскольку этот иск не имеет цены и не является имущественным требованием, в этом случае предусмотрен фиксированный размер сбора. По нормам п. 3 статьи 333.21 НК РФ он составляет 3000 рублей. Этот размер зависит от арбитражной инстанции, куда обращается заявитель: в апелляции и кассации нужно заплатить 50 % от первоначально уплаченной госпошлины, а при обращении в надзорном порядке в Верховный суд — те же 3 000 руб.

Понуждение к расторжению контракта

Расчет госпошлины в арбитражный суд при подаче заявления о расторжении контракта в случае, если он был заключен с нарушением прав заказчика, также можно выполнить без применения калькулятора. В п. 2 статьи 333.21 НК РФ сказано, что размер платы за обращение в этом случае составляет 6 000 рублей. Аналогично нужно заплатить за подачу иска об изменении условий контракта или о признании сделки недействительной.

Взыскание задолженности и неустойки (штрафов и пеней)

В случае обращения в арбитраж с исковым заявлением имущественного характера расчитать госпошлину необходимо по цене иска:

  • до 100 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 2000 рублей;
  • от 100 001 до 200 000 рублей — 4 000 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 100 000;
  • от 200 001 до 1 000 000 руб. — 7 000 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 200 000.;
  • от 1 000 001 до 2 000 000 руб. — 23 000 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 1 000 000.;
  • свыше 2 000 000 рублей — 33 000 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 2 000 000, но не более 200 000.

Вся неустойка, которая была исчислена заявителем самостоятельно, включается в цену иска. Поэтому пошлина исчисляется со всей суммы задолженности и неустойки. Если в процессе рассмотрения исковые требования изменяются или арбитражный суд пересчитал сумму неустойки, то необходимо перерасчитать и госпошлину.

Судебные инстанции общей юрисдикции

Если необходимо рассчитать госпошлину в суд общей юрисдикции (например, при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности), вы можете воспользоваться калькулятором госпошлины на сайте любой судебной инстанции общей юрисдикции.

Как рассчитать и заплатить

Чтобы исчислить необходимую сумму в зависимости от обстоятельств, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором, который можно найти на сайте нужного арбитражного суда. Если в иске одновременно содержатся как требования имущественного характера, так и неимущественного, необходимо исчислить и уплатить одновременно сумму сбора, установленную как для одних, так и для других требований.

Реквизиты для перечисления можно узнать на официальном сайте арбитражного суда. После окончания вычислений система сразу позволяет выбрать функцию «Заполнить платежное поручение» и сформировать платежный документ. В случае подачи документов в электронном виде необходимо также предоставить подтверждение об уплате пошлины. Если окажется, что она была уплачена в меньшем размере, чем нужно, арбитражный судья оставит заявление без движения и установит срок для устранения недостатков. Заседание будет назначено только после того, как поступит платеж в полном размере.

Арбитражный суд Курской области

Реквизиты оплаты государственной пошлины

В соответсвии с пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Пункт 11 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение №1 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации») устанавливает, что в реквизите «ИНН» получателя средств указывается значение ИНН администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответсвии с законодательством Российской Федерации. В реквизите «КПП» получателя средств указывается значение КПП администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соотвествии с законодательством Российской Федерации. В реквизите «Получатель» указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответсвии с законодательством Российской Федерации.

Администраторами государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, являются налоговые органы (приложение № 4 к Федеральному закону от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», приложение № 7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Первая инстанция

В связи с изложенным при подаче апелляционной жалобы заявитель в платежном поручении на уплату государственной пошлины должен указывать в реквизите «Получатель» сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование налогового органа по месту нахождения суда, в котором будет рассмотрена апелляционная жалоба.

Вторая инстанция

Государственной пошлиной оплачиваются:

  • исковые заявления;
  • заявления о признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан;
  • заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;
  • заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;
  • заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;
  • апелляционные и кассационные жалобы на определения арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается.

Вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом.

Статья 102
Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации
от 24 июля 2003 г. № 95-Ф3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *