Показатели работы пассажирского транспорта

Основные показатели работы транспорта

Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Показатели работы транспорта делят на количественные и качественные. Некоторые показатели 1-3 групп будут рассмотрены ниже, а показатели 4 группы рассматриваются в дисциплине «Экономика отрасли».

Условно их можно разделить на следующие группы:

1. Показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы:

— объем перевозок грузов = ΣР (т), где Р – вес груза;

— объем перевозок пассажиров = ΣN (пасс.), где N – количество пассажиров;

— грузооборот = ΣP×L (т·км), где L – дальность перевозки груза;

— пассажирооборот = ΣN×L (пасс. км);

— объем отправления;

— объем прибытия.

Учет по этим показателям обычно ведется нарастающим итогом за каждые сутки, декаду, месяц, квартал и год. Грузооборот и пассажирооборот иногда называют продукцией транспорта.

Поскольку на транспорте грузовые и пассажирские перевозки осуществляются одновременно, возникает необходимость общей оценки его работы по грузовым и пассажирским перевозкам совместно. Этой цели служит приведенный грузооборот:

где kприв. – коэффициент перевода пассажирооборота в грузооборот.

На различных видах транспорта применяют различные значения этого коэффициента. На железнодорожном, водном и автомобильном до сих пор используют kприв.=1. На воздушном транспорте применяется kприв.= 0,09.

2. Показатели материально-технической базы:

Показатели транспортной обеспеченности и доступности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения. К этой группе можно отнести следующие показатели:

— протяженность путей сообщения, которая характеризуется следующими показателями:

протяженность эксплуатационной длины сети – Lэ (км);

приведённая эксплуатационная длина пути – Lприв. = kприв.·Lэ (км),

где коэффициент приведения 1 км эксплуатационной длины различных видов транспорта к 1 км длины железных дорог kприв.=Lэ/Lж.д. с учетом сопоставления уровней пропускной и провозной способности магистралей:

для усовершенствованной автомагистрали kприв = 0,45,

для автодороги с обычным твердым покрытием kприв = 0,15,

для речного пути kприв = 0,25,

для магистрального газопровода kприв = 0,30,

для нефтепровода среднего диаметра kприв = 1,0

— густота сети,

территориальный показатель густоты сети: ds = 1000 × Lэ/S,

измеряется отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lэ (км)к 1000 км2 площади территории S (км2).

Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у региона, численность населения которого N больше. Тогда можно использовать

показатель густоты сети по населению: dN = 10000 × Lэ/N,

характеризующий транспортную обеспеченность населения, измеряемый отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lэ к 10000 чел.

Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории с учетом и площади, и численности населения используется

обобщенный показатель густоты сети:

Вместе с тем, очевидно, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства, тогда используется

универсальный показатель густоты сети:

где Sо – обжитая площадь (км2); Q – объем предъявляемых к перевозке грузов (тыс.т)

Для комплексной оценки транспортной обеспеченности региона, имеющего пути сообщений различных видов транспорта используется

комплексный показатель густоты сети:

— суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц,

— суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,

— пропускная способность сети – максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу времени через сечение дороги;

— провозная способность сети – общее количество тонн грузов (пассажиров), провозимых в единицу времени через сечение дороги.

3. Показатели эксплуатационной работы

— средняя грузонапряженность даёт основу для определения возможностей повышения пропускной и провозной способностей сети. Если грузонапряжённость высока – идёт интенсивная эксплуатация сети. Чрезмерное увеличение грузонапряжённости усложняет работу транспорта на данном участке, следовательно, необходимо расширение сети в данном направлении. Малая величина грузонапряжённости говорит о неэффективности использования участка пути и может служить основанием для его закрытия. Грузонапряжённость характеризуется

показателями интенсивности использования транспорта

— средняя дальность перевозок,

средняя дальность перевозки 1-ой т груза рассчитывается по всему грузообороту и по отдельным родам грузов:

, (км)

средняя дальность перевозки 1-го пассажира определяется по общему пассажирообороту и по отдельным видам сообщений (дальнее, пригородное, городское):

, (км)

— скорость доставки,

средняя скорость доставки грузов: , (км/ч), где tп – время в пути

средняя скорость доставки пассажиров: , (км/ч),

где (ΣN·tп) и (ΣP·tп) – суммарные затраты времени соответственно в (т ч) и (пасс. ч) на перевозку грузов или пассажиров на всем пути следования;

— использование грузоподъемности подвижного состава,

— время оборота подвижного состава,

— среднесуточный пробег подвижного состава

4. Показатели экономической эффективности и финансовые

— себестоимость перевозок, определяется по отдельным видам транспорта, категориям перевозок и родам грузов. При любой системе ценообразования себестоимость может рассматриваться как нижняя допустимая граница цены. Установление цены по себестоимости позволит вернуть вложенные средства, но не обеспечит возможности для расширения производства. Себестоимость состоит из затрат на погрузо-разгрузочные работы, складирование, услуги по повышению качества перевозок и т.п. В себестоимость входят затраты на топливо, горюче-смазочные материалы и другие переменные расходы, необходимые для перемещения единицы продукции на каждый километр пути, а также для нормальной организации процесса транспортировки грузов и пассажиров. В себестоимость также входят налоги.

себестоимость перевозок грузов, за 10 т×км:

себестоимость перевозок пассажиров, за 10 пасс×км:

где: Эгруз., Эпасс. – текущие эксплуатационные расходы за определенный период, соответственно по грузовым и пассажирским перевозкам.

— производительность труда,

— фондоотдача,

— фондоемкость,

— доходы,

— расходы,

— прибыль,

— рентабельность

Основные показатели работы пассажирского транспорта

Основные показатели работы пассажирского транспорта

(на конец года)

Автобусы

Протяженность автобусных маршрутов, км

Число пассажирских автобусов, единиц 1

Такси

Число легковых таксомоторов, тыс.

5,6

0,05

0,4

0,7

0,3

0,2

0,5

Общий пробег, млн. км

4,1

29,0

38,3

36,3

27,3

56,7

Среднесуточный пробег работающего легкового таксомотора, км

Метрополитен

Протяженность эксплуатационного пути метрополитена в двухпутном исчислении, км

241,6

255,7

264,0

265,4

267,4

275,6

275,6

Число станций, единиц

Число пассажирских вагонов, единиц

Троллейбусы

Протяжение развернутого пути в однопутном исчислении, км

Число пассажирских троллейбусов, единиц

Трамваи

Протяжение развернутого пути в однопутном исчислении, км

Число пассажирских вагонов, единиц

Количество автомобилей индивидуальных владельцев, тыс.

Продолжение

Автобусы

Протяженность автобусных маршрутов, км

Число пассажирских автобусов, единиц1

Такси

Число легковых таксомоторов, тыс.

0,5

0,4

0,9

0,9

0,7

0,6

0,6

Общий пробег, млн. км

30,0

29,7

24,6

41,6

51,1

52,8

37,4

Среднесуточный пробег работающего легкового таксомотора, км

Метрополитен

Протяженность эксплуатационного пути метрополитена в двухпут-ном исчислении, км

278,3

278,8

280,8

292,2

298,2

301,3

305,6

Число станций, единиц

Число пассажирских вагонов, единиц

Троллейбусы

Протяжение развернутого пути в однопутном исчислении, км

Число пассажирских троллейбусов, единиц

Трамваи

Протяжение развернутого пути в однопутном исчислении, км

Число пассажирских вагонов, единиц

Количество автомобилей индивидуальных владельцев, тыс.

1 До 2004 г. — приведены данные по собственному транспорту предприятий и организаций, с 2004 г. — по собственному, арендованному и лизинговому транспорту предприятий и организаций.

Основные показатели развитиЯ предприЯтий свЯзи

(на конец года)

Число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования или имеющих на нее выход — всего, тыс. шт.

в том числе:

в квартирах

таксофоны телефонной сети

Ввод городских АТС за год, тыс. номеров

Число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой электросвязи, млн. 1

2,0

4,1

7,2

11,4

16,8

Количество основных радиотрансляцион-ных точек, тыс.

Продолжение

Число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования или имеющих на нее выход — всего, тыс. шт.

в том числе:

в квартирах

таксофоны телефонной сети

Ввод городских АТС за год, тыс. номеров

Число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой электросвязи, млн. 1

22,8

26,6

30,0

34,0

38,3

39,7

Количество основных радиотрансляцион-ных точек, тыс.

Ввод городских АТС за 2011 год составил 13 тыс. номеров.

1 С учетом Московской области.

основные показатели развития Гостиничного комплекса

(на конец года)

Число предприятий гостиничного типа1

Общая площадь, тыс. кв. м

Единовременная вместимость гостиниц, тыс. мест

Число номеров, тыс. единиц

Жилая площадь всех номеров, тыс.
кв. м

Продолжение

Число предприятий гостиничного типа1

Общая площадь, тыс. кв. м

Единовременная вместимость гостиниц, тыс. мест

Погрузка грузов в контейнеры с JOLODA (Джолода)

Устройство «Joloda» позволяет загружать в контейнеры грузы массой до 27 тонн и любой длинны (в пределах габаритов контейнера) без применения погрузчиков, в один прием!

  • Идеально подходит для тяжеловесных, длинных и широких грузов,
  • Отсутствие технических требований к специализированным контейнерам с верхней или боковой загрузкой,
  • Подходит для стандартных контейнеров ISO, 20 и 40 футов, с загрузкой с торца,
  • Позволяет загрузку под собственной тяжестью любых грузов длиной до 11,5м,
  • После загрузки/разгрузки оборудование снимается.

В стоимость услуги включено:

  • выгрузку груза с автомобиля клиента;
  • погрузку груза в контейнер;
  • закрепление груза в контейнере согласно схемы погрузки;
  • материал необходимый для закрепления груза;
  • щит, необходимый для сохранности груза и подвижного состава;
  • использование контейнерной площадки.

Принцип работы установки JOLODA:

Устройство «JOLODA” предназначено для загрузки различных видов грузов в крупнотоннажные контейнеры 20 или 40 фут без применения погрузчиков с использованием 1-2 рабочих.
Масса груза, загружаемого в контейнер, может быть до 27 т.
Устройство состоит из специальных направляющих и шарнирно-сочлененных гидравлических подъемников, работающих от ручного привода.
До загрузки в контейнер груз может заранее комплектоваться и крепиться на специальных поддонах, после чего он загружается в контейнер.

1. На ровную поверхность устанавливается площадка с необходимым уклоном. Вплотную к ней устанавливается контейнер с открытыми дверьми. С одной стороны фитинги контейнера закрепляются на штыках площадки, а с другой — на опорном брусе. После этого на расстоянии 450 или 500 мм от стенок контейнера укладываются направляющие в две линии (фото №1) После этого устанавливаются подкладки или поддоны. В зависимости от массы груза и конструкции таро — упаковки выбирается определенное количество прокладок или поддонов, что оговаривается в документации на каждый вид груза.

фото №1 — НАПРАВЛЯЮЩИЕ В КОНТЕЙНЕРЕ 40 ФУТ 2. Формирование «подъема» груза на прокладки (поддоны) производится краном (фото №2)

фото №2 — КОНТЕЙНЕР С НАКЛОННОЙ ПЛАТФОРМОЙ. КОМПЛЕКТАЦИЯ ГРУЗА.
3. Для приведения сформированного «подъема» груза в движение рабочие с помощью гидравлики поднимают сначала одну сторону устройства до упора, а затем второю, пока груз не придет в движение и не начнет двигаться в сторону контейнера по направляющим (фото №3)


фото №3 — ГРУЗ ПОДНЯТ.
4. Рабочие при помощи ручки управления закатывают груз в контейнер (фото №4)

фото №4 – ГРУЗ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ.
5. Когда груз достигает нужного положения (фото №5), движением ручки гидравлики опускают и останавливают его. Затем извлекаются механизм подъема и направляющие.

Фото №5 — ЗАГРУЗКА ТРУБ В ЯЩИКАХ.
6. Контейнер снимается с домкратов и подставок. При необходимости груз в контейнере окончательно раскрепляется, ставится щит, и двери контейнера закрываются.
ГОТОВО!

Структура управления железнодорожным транспортом

Старая структура управления ОАО «РЖД»

На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, выгонные локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги входят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Соответственно структура управления железнодорожным транспортом имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложный народно-хозяйственный комплекс. Управление железнодорожным транспортом строится по трем принципам:

  • территориальному;
  • отраслевому;
  • функциональному.

1. Территориальный принцип означает деление железнодорожной сети на дороги и отделения. 17 железных дорог (было раньше!):

№ п/п

Наименование железной дороги

Город, в котором располагается управление дороги

Сахалинская

Южно-Сахалинск

Дальневосточная

Хабаровск

Забайкальская

Чита

Восточно-Сибирская

Иркутск

Красноярская

Красноярск

Западно-Сибирская

Новосибирск

Свердловская

Екатеринбург

Южно-Уральская

Челябинск

Северная

Ярославль

Горьковская

Нижний Новгород

Куйбышевская

Самара

Приволжская

Саратов

Северо-Кавказская

Ростов-на-Дону

Юго-Восточная

Воронеж

Московская

Москва

Октябрьская

Санкт-Петербург

Калининградская

Калининград

2. Отраслевой принцип означает руководство департаментов ОАО «РЖД» работой соответствующих служб управлений дорог и через них руководство отделениями и структурными подразделениями.

3. Функциональный: наличие подразделений, занимающихся отдельными специальными вопросами.

Рис. 1 Схема старой структуры управления

Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства в Центральном аппарате РЖД (Ц) имеются департаменты:

ЦД – департамент перевозок;

ЦМ – грузовой и коммерческой работы;

ЦЛ – пассажирских перевозок;

ЦП – путевого хозяйства;

ЦВ – вагонного хозяйства;

ЦТ – локомотивного хозяйства;

ЦШ – сигнализации и связи;

ЦЭ – энергоснабжения.

ЦУП – центр управления перевозками;

НЗ-1, НЗ-2 – заместители начальника дороги;

Д – служба перевозок;

М – служба грузовой и коммерческой работы;

П – служба пути;

Вместо пассажирской службы организованны дирекции обслуживания пассажиров: дальних и пригородных.

НОДН – начальник отдела перевозок;

НОДМ – начальник отдела грузовой и коммерческой работы и т.д.

ТЧ – локомотивное депо (тяговая часть);

ШЧ – дистанция сигнализации и связи;

ЭЧ – дистанция энергоснабжения (энергетическая часть);

ЛВОК – вокзал.

На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевозками и контроль над деятельностью дорожных единых центров диспетчерского управления (ДЦУП).

ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного транспорта через управления железных дорог. На дорогах имеются соответствующие департаментам отраслевые службы. На отделениях дорог соответственно отраслевым службам организуются отделы. В составе отдела перевозок имеется центр управления местной работы (ЦУМР).

Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отраслевые службы – через отделы отделений. Службы на дорогах и отделы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.

Новая структура управления ОАО «РЖД»

Рис. 2 Схема новой структуры управления

Завершена работа по выделению из состава дорог комплекса инфраструктуры и организации его работы в условиях центрального управления. В составе дорожной дирекции инфраструктуры (ДИ) создан Центр управления состоянием инфраструктуры, который обеспечивает управление оперативной деятельностью дирекции на основе системного и тотального контроля состояния объектов инфраструктуры. С 2012 года ДИ передана в состав Центральной дирекции инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» в качестве структурного подразделения.

Таким образом, в границах железной дороги сформирована структура холдинга «РЖД», состоящая на данном этапе структурной реформы из:

  • подразделений ОАО «РЖД» — филиалов и структурных подразделений;
  • дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;
  • подразделений, сохраненных в составе железной дороги.

Ответственность за ведение хозяйственной деятельности и достижение установленных параметров возлагается на конкретное региональное подразделение холдинга «РЖД», железная дорога, напрямую не вмешиваясь в деятельность подразделений, будет осуществлять корпоративную и технологическую координацию всех подразделений ОАО «РЖД», а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», расположенных в ее границах.

С 2012 года железные дороги продолжают свою работу, осуществляют хозяйственную деятельность и дополнительно функции Регионального центра корпоративного управления.

Дорога сохраняет свое наименование и расширяет свои полномочия. Юридический статус дороги как филиала ОАО «РЖД» не изменяется.

Грузовые и коммерческие операции на станции отправления

Грузовые и коммерческие операции перевозочного процесса

На станции отправления производятся следующие операции:

§ составление заявки на перевозку;

§ составление договора на перевозку;

§ оформление комплекта перевозочных документов;

§ визирование накладной;

§ подготовка груза к перевозке;

§ подготовка вагонов к погрузке;

§ подача вагонов под погрузку;

§ прием груза к перевозке;

§ погрузка груза в подвижной состав;

§ пломбирование вагонов, наложение запорно-пломбировочных устройств;

§ операции по отправлению.

Заявка

Для перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную (и в необходимом количестве экземпляров) заявку на перевозку.

Заявку с указанием количества вагонов и тонн предоставляет грузоотправитель железнодорожной станции отправления. В ней же указывается другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более 45 дней.

Заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также в случаях, если пунктами назначения указаны порты.

При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациям, осуществляющим перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и при положительном решении направить ее для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Согласованную с владельцем инфраструктуры заявку с отметкой о ее принятии перевозчик возвращает грузоотправителю не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.

В целях своевременного выполнения принятых заявок и беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств владелец инфраструктуры осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов.

Форма заявки, правила и порядок ее оформления устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры

Для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по ее использованию. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме.

Письменная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.

В договоре определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В соответствии с договором владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику следующие услуги:

§ предоставить права на использование железнодорожных путей инфраструктуры;

§ разрешить доступ к железнодорожному подвижному составу, находящемуся на железнодорожных путях инфраструктуры;

§ разрешить управление движением поездов, согласование технических и технологических возможностей по осуществлению перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями по предоставлению других видов транспорта;

§ предоставлять возможность не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок, на путях владельца инфраструктуры.

Владельцы инфраструктуры имеют право от имени перевозчика заключать договоры:

– на эксплуатацию путей;

– на подачу (уборку) вагонов;

– погрузку, выгрузку, хранение грузов;

– другие работы (услуги).

Оформление комплекта перевозочного документа

Перевозочный документ – транспортная железнодорожная накладная (далее накладная) состоит из четырех листов:

– оригинал накладной (Н);

– дорожная ведомость (ДВ);

– корешок дорожной ведомости (КДВ);

– квитанция о приеме груза (КПГ).

На станции отправления производится заполнение и оформление комплекта перевозочных документов, рассчитывается провозная плата, осуществляются сборы, производятся расчеты с грузоотправителем.

С грузом следуют Н, ДВ, ВЛ и дополнительные перевозочные документы.

Визирование накладной

В графе «номер визы» указывается номер, присвоенный перевозчиком при визировании накладной. Присвоение перевозчиком номера визы удостоверяется подписью представителя перевозчика с указанием его должности, фамилии и инициалов.

При заполнении электронной накладной указывается Ф.И.О. представителя перевозчика, производившего визирование электронной накладной.

Подготовка груза к перевозке

Грузоотправители обязаны подготовить грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *