Паспорт безопасности 2018

Содержание

Что такое паспорт безопасности: для кого он нужен, особенности его заполнения

Паспорт безопасности (ПБ) — нормативный документ, в котором указаны меры защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их ликвидации. Его разрабатывают в соответствии с законодательной базой РФ.

Виды паспорта безопасности

В соответствии с законодательство Российской Федерации существуют такие виды ПБ:

  • объекта;
  • учреждения;
  • материала;
  • территории.

Их должны составлять с учетом потенциальных угроз.

Паспорт безопасности объекта: кому он нужен

Без такого документа не могут нормально работать предприятия с опасным производством. К ним относят такие категории объектов:

  • химически опасные;
  • содержащие высокий уровень радиации;
  • взрывоопасные;
  • пожароопасные;
  • небезопасные технические сооружения;
  • транспортные средства.

То есть, это предприятия, которые в процессе своей деятельности производят, перерабатывают, транспортируют, хранят вещества или средства, способные в любой момент создать угрозу безопасности трудящихся и объекта.

Паспорт безопасности объекта позволяет определить готовность предприятия и его персонала к возникновению ЧС и последующей ликвидации их последствий.

А также дает возможность правильно оценить:

  • последствия при ЧС различного характера;
  • степень риска для сотрудников предприятия и населения вблизи опасного объекта;
  • готовность предприятия к разработке комплексных мер защиты.

ПБ позволяет своевременно спрогнозировать развитие сценария в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Правила заполнения паспорта безопасности объекта

Документ составляют в двух экземплярах. Один хранится на предприятии, второй — в архиве органов местного самоуправления. Его разработка включает в себя несколько мероприятий.

Во-первых, руководитель должен создать специальную комиссию, чтобы обследовать объект (помещения, отдельные здания, территорию). Все измерения и наблюдения заносят в специальный журнал. Во-вторых, необходимо определить категорию объекта. Составляют акт, к которому прикладывают схемы помещений и общий план предприятия.

Далее составляют паспорт безопасности объекта. Он содержит несколько разделов:

  • Сведения об объекте. В этом разделе указывают информацию о правовой и организационной форме предприятия, его виде деятельности. Также вносят данные о должностных лицах, на которых лежит ответственность за правильность действий в результате возникновения ЧС. Кроме этого, в разделе указывают количество и наименования арендаторов, если таковые имеются на предприятии.
  • Показатели степени риска. Этот раздел предназначен для внесения информации о возможных ЧС: пожарах, массовых отравлениях, эпидемиях, захвата заложников и прочих инцидентов.
  • Сведения о персонале. Указывают данные о количестве сотрудников предприятия, сменах и часах их работы.
  • Сведения о системе охраны. В этом разделе указывают информацию о территории объекта, где расположены входы и выходы, проезды и многое другое. На плане отражают не только производственные цеха, но и другие объекты: склады с опасными материалами и другие помещения. Также в этом разделе прописывают сведения о действующих системах охраны с указанием контактных данных охранников, договоров с охранными агентствами и мест размещения постов охраны.
  • Сведения об инженерных системах. В этом разделе указывают, какие коммуникации подведены к объекту.
  • Мероприятия по обеспечению безопасности объекта (проводимые и планируемые). В этом разделе прописывают план действий для каждой чрезвычайной ситуации: при возникновении пожара/взрыва, захвата заложников и прочие.

Документ подписывают и утверждают. В зависимости от категории риска объекта ПБ может храниться 3 и 5 лет. По истечению этого срока его нужно составлять и заверять заново.

Паспорт безопасности учреждения

Он нужен для организаций, через которые проходит большой поток людей. Например, образовательные учреждения, ярмарки, торговые центры, гостиницы и прочие объекты.

Паспорт безопасности разрабатывают для таких целей:

  • минимизации последствий в результате проведения антитеррористических операций;
  • минимизации ущерба при ЧС природного и техногенного характера;
  • повышения эффективности проведения мероприятий при акте диверсионно-террористического направления.

При составлении паспорта безопасности учреждения за основу берут стандартную форму ПБ объекта. В нем прописывают данные об учреждении, планах помещений и прочие данные, необходимые для качественной и правильной оценки сложившейся чрезвычайной ситуации.

Паспорт безопасности материала (вещества)

Этот нормативный документ является составной частью технической документации материала или вещества, а также отходы промышленного производства. Он нужен для того, чтобы правильно проинформировать потребителя об условиях:

  • безопасного хранения;
  • применения;
  • транспортировки;
  • утилизации.

Документ составляют в соответствии с нормативной и законодательной базой РФ.

При его разработке основываются на ГОСТы и законы. Документ содержит следующую информацию:

  • название и состав материала или вещества;
  • химические и физические свойства;
  • токсичность материала или вещества, его воздействие на окружающую среду;
  • наименование организации (поставщика или производителя);
  • основные виды опасного воздействия данного материала или вещества;
  • мероприятия по оказанию первой медицинской помощи в случае возникновения ЧС;
  • правила обращения, хранения, транспортировки, утилизации.

Также в паспорте безопасности может быть указана дополнительная информация, которая потребуется потребителю для безопасного обращения с материалом или веществом.

Паспорт безопасности территории

Это технический документ, который составляют для объектов муниципальной собственности. Он позволяет правильно и своевременно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также приступать к ликвидации их последствий.

Паспорт безопасности территории содержит следующую информацию:

  • оценку степени риска возникновения ЧС;
  • анализ возможных последствий ЧС;
  • оценку территориальных органов по предупреждению ЧС.

Также в документе прописаны меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера. ПБ территории составляют в двух экземплярах. Его относят к категории секретных документов.

Третий экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования — электронный документ, который вносят в единую государственную систему. Такие действия помогают государственным службам различных уровней своевременно и правильно принимать решения по ликвидации последствий ЧС.

В документе должна быть указана следующая информация;

  • общая характеристика территории;
  • описание опасных объектов, которые находятся на ней;
  • показатели риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера.

Также прописывают мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Один экземпляр документа хранится в органах местного самоуправления, второй — в региональном отделении МЧС, электронный документ — в единой государственной информационной базе.

Кому нужен паспорт безопасности объекта

25.12.2019
Паспорт Безопасности Объекта — информационно-справочный документ, отражающий состояние антитеррористической защищенности объекта и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на объекте.
Для получения такого паспорта необходимо выполнить обязательные шаги:
Определить категорийность объекта
Разработать паспорт безопасности объекта
Согласовать паспорт с контролирующими органами
Установить оборудование согласно требованиям нормативных документов.
Нужен ли такой паспорт вашему объекту? Проверьте, входит ли он в этот список:
— Торговые объекты (рынки, ярмарки, ТЦ и другие торговые точки)
— Объекты в сфере здравоохранения (больницы, поликлиники, диагностические центры и другие медицинские учреждения)
— Объекты федерального агентства научных организаций
— Объекты в сфере культуры (кинотеатры, театры, музеи, концертные залы и другие учреждения культуры)
— Объекты министерства образования и науки (детские сады, школы, вузы и другие образовательные учреждения)
— Гостиницы, санатории, хостелы и иные средства размещения людей
— Учреждения социального обслуживания населения
— Промышленные и производственные объекты
— Административные здания
— Места массового пребывания людей (кафе, рестораны, столовые и др. места массового пребывания людей)
— Объекты водоснабжения и водоотведения
— Объекты спорта (стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта)
Нашли свой объект? Теперь вы знаете, что вам обязательно надо получить паспорт безопасности объекта. В следующей публикации мы расскажем, что вам грозит за невыполнение требований закона, а также, какие объекты могут в любой момент попасть под экстренную проверку. Следите за публикациями!

Готовый Комплект Документов По Антитеррористической Безопасности! Скачать Бесплатно!

Приветствую, уважаемые друзья! В связи с повышенным риском террористических актов, актуальным вопросом является обеспечение антитеррористической безопасности в организациях. Не беспокойтесь, Блог Инженера и Ко спешат вам на помощь!

Антитеррористическая безопасность — важный аспект жизнедеятельности

Предлагаю вам абсолютно бесплатно скачать готовый комплект документов по антитеррористической безопасности на примере образовательного учреждения.

В комплекте документов по антитеррористической безопасности условно есть две папки:

Папка №1 — Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости.
Папка №2 — Нормативные документы по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении.

Приведу содержание этих папок, а всё остальное смотрите в исходном документе.

ПАПКА № 1
Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости

В папке должны находиться: Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и другие документы МЧС России, нормативно-правовые акты Республики Крым, приказы, инструктивные письма, изданные департаментом образования и науки Республики Крым, касающиеся антитеррористической защищённости, муниципальные постановления, приказы, инструктивные письма.

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями).

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

3. Указ Президента от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4. Указ Президента от 15 февраля 2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризма».
5. Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
6. Письмо Министерства образования РФ «О проведении учебных занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму» от 15 октября 2001 г. № 42-15/42-11.
7. Постановление Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 г. № 466 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Крым».
8. Указ Главы Республики Крым от 15 апреля 2014 г. № 2 «О создании антитеррористической комиссии в Республике Крым».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».
10. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
11. Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации».

Примечание к папке №1 Содержание всех вышеуказанные законодательных и нормативных актов в папке не приводится, но это не проблема; вам в помощь К+, Гарант и т.п. Кроме всего прочего, при поиске вам надо будет учесть законодательные и нормативные акты вашего региона. В данной папке, в то числе приводятся законодательные и нормативные акты действующие на территории Крыма

Двигаемся дальше…

ПАПКА № 2

Нормативные документы
по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении

1. Приказ руководителя структурного подразделения, филиала КФУ о создании антитеррористической группы, утверждении системы работы по противодействию терроризму и экстремизму, утверждении Положения о антитеррористической группе (приложение № 1).
2. Приказ об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории (приложение № 2).
3. Инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной деятельности (приложение № 3).
4. План профилактической работы по предотвращению террористических актов (приложение № 4).
5. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (приложение № 5).
6. Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством (приложение № 6).
7. Инструкция персоналу по действиям при поступлении угрозы террористического акта по телефону (приложение № 7).
8. Инструкция руководителю по действиям при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде (приложение № 8).
9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников (приложение № 9).
10. Инструкция по действиям постоянного состава и обучающихся в условиях возможного биологического заражения (приложение № 10).
11. Рекомендации по обеспечению охраны образовательного учреждения (приложение № 11):
— виды, система, порядок и задачи охраны объектов;
— общие положения;
— организация делопроизводства;
— меры инженерно-технической укреплённости образовательного учреждения;
— оборудование образовательного учреждения техническими средствами;
— создание системы оповещения;
— организация взаимодействия администрации образовательного учреждения;
— категорирование объектов возможных террористических посягательств;
— рекомендации по разработке плана-схемы охраны образовательного учреждения при угрозе или совершении террористического акта;
— оценка эффективности систем антитеррористической защиты и разработка перспективного плана оборудования инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности образовательного учреждения;
— рекомендации по обучению сотрудников образовательных учреждений действиям при возникновении террористических угроз и иных преступных посягательств.
12. Акт комиссионной проверки антитеррористической защищённости образовательного учреждения (приложение №12).
13. Рекомендации по заключению договоров на охрану учреждений образования (приложение №13), образцы документов, находящихся на посту охраны:
— инструкция по охране объекта;
— уведомление ОВД о взятии объекта под охрану;
— лицензия на осуществление частной охранной деятельности;
— свидетельство Республики Крым о государственной регистрации ЧОП;
— инструкция сотруднику охраны по пожарной безопасности;
— инструкция сотруднику охраны при угрозе проведения террористического акта и обнаружении бесхозных предметов;
— действия сотрудников охраны в ЧС;
— зоны эвакуации и оценивания мест вероятного взрыва;
— памятка сотрудника охраны;
— личная карточка охранника;
— удостоверение частного охранника;
— журнал учёта посетителей;
— журнал приёма, сдачи дежурств и контроля за несением службы;
— журнал выдачи ключей и приёма помещений под охрану;
— график несения службы охранниками;
— список автомобилей, имеющих право въезда на территорию ОУ;
— рабочая тетрадь охранника;
— схема оповещения персонала;
— расписание занятий работы кружков, секций.
14. Паспорт антитеррористической безопасности (приложение № 14):
— положение о паспорте антитеррористической безопасности;
— аннотация;
— возможные ситуации на объекте;
— сведения о персонале объекта;
— силы и средства охраны объекта;
— план-схема охраны;
— документация приложение;
— приложение к пунктам паспорта антитеррористической безопасности (приложение № 1-8).
15. Памятка дежурному администратору образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта (приложение № 15).
16. Памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта (приложение № 16).
17. Функциональные обязанности ответственного лица образовательного учреждения по выполнению мероприятий по антитеррористической защищённости (приложение № 17).
18. Примерное положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении (приложение № 18).
19. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по противодействию терроризму (приложение № 19).
20. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по предотвращению террористических актов (приложение № 20).
21. Рекомендации должностному лицу при получении угрозы о взрыве (приложение № 21).
22. Рекомендации должностному лицу при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный (приложение № 22).
23. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва (приложение № 23).
24. Контрольный лист наблюдений при угрозе по телефону (приложение № 24).
25. Применяемые условные обозначения (приложение № 25).

Для обеспечения антитеррористической безопасности вам понадобится Журнал учёта инструктажей по антитеррористической безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях.

СКАЧАТЬ КОМПЛЕКТ

ГОТОВЫЙ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Бонусом к данной заметке будет вот эта инфографика «Поведение в чрезвычайных ситуациях, вызванных действием террористов» (нажмите на картинку, чтобы сохранить в исходном размере):

Но это ещё не всё!

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Инструкция по антитеррору в медицинских организациях

Правовые акты, регламентирующие вопрос обеспечения антитеррористической безопасности:

  1. Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.06 «О противодействии терроризму»;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;
  3. Постановление Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  4. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 357 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации»

Полный перечень…

*За исключением медицинских организаций в административных, торговых или бизнес-центрах и в иных зданиях, не имеющих отдельных входов (для подтверждения отсутствия необходимости категорирования объекта рекомендуем направить соответствующий запрос в ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области.

Антитеррористические мероприятия

Антитеррористическая безопасность объекта включает комплекс антитеррористических мероприятий, исполнение которых является обязательным:
1. категорирование объекта, обеспечение инженерно-технической защищенности объектов;
2. разработка паспорта безопасности объекта (территории);
3. контроль за выполнением антитеррористических требований;
4. готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности.

За несоблюдение антитеррористических мероприятий ст. 20.6 КоАП РФ (Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения) установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Срок для завершения выполнения антитеррористических мероприятий составляет 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Категорирование объекта (территории)

Для определения комплекса необходимых мер к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) необходимо установить, к какой категории относится конкретный объект(территория). Данное требование относится как эксплуатируемым объектам, так и вводимым в эксплуатацию. Также категорирование необходимо в случае внесения изменений в характеристики объекта (территории), которые могут повлиять на ранее присвоенную категорию (например, изменился перечень оказываемых услуг, что привело к увеличению количества клиентов и др.).

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 предусмотрено 4 категории объектов (территорий), исходя из прогнозируемого количества пострадавших и (или) максимального материального ущерба по балансовой стоимости в случае совершения террористического акта (п. 12 Постановления):

Объекты (территории) 1 категории — прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — более 100 млн. рублей;

Объекты (территории) 2 категории — прогнозируемое количество пострадавших составляет от 500 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — от 50 до 100 млн. рублей;

Объекты (территории) 3 категории — прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — от 30 до 50 млн. рублей;

Объекты (территории) 4 категории — прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — менее 30 млн. рублей.

Порядок категорирования объекта (территории)

Этап 1: принятие решения о формировании комиссии ∨

Руководитель организации должен принять решение о формировании специальной комиссии, на которую возложена обязанность определить категорию объекта (территории) не позднее чем за 60 рабочих дней с момента ее создания.
В состав комиссии должны входить:
• представители правообладателя объекта (территории); (собственники, арендаторы объекта и др.);
• сотрудники медицинской организации;
• представитель УФСБ России по Томской области (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);
• представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области» (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии);
• представитель ГУ МЧС России по Томской области (ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области») (необходимо написать письмо с просьбой направить специалиста для участия в комиссии).
По решению руководителя организации к работе комиссии могут привлекаться иные лица (проектировщики, специалисты эксплуатирующих организаций и др.). Комиссию возглавляет руководитель организации.

Этап 2: работа комиссии ∨

Комиссия в ходе своей работы:
• изучает характеристики объекта (территории), действующие меры по обеспечению безопасности объекта;
• определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте и возможные последствия;
• определяет потенциально опасные участки объекта (территории);
• определяет категорию объекта или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную;
• определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствие с действующими требованиями.

Результаты работы комиссии оформляются Актом обследования и категорирования, который подписывается всеми членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Акт составляется в 2 экземплярах и является частью паспорта безопасности объекта (территории). (форма Акта обследования категорирования по гиперссылке)
Выявленные комиссией недостатки в антитеррористической защищенности объекта отражаются в акте «Обследования и категорирования» и должны быть устранены в срок не более 12 месяцев со дня утверждения акта.

Этап 3: определение перечня антитеррористических мероприятий ∨

С учетом категории объекта (территории) для обеспечения необходимой степени антитеррористической безопасности необходимо выполнение следующего комплекса мероприятий.

Антитеррористические мероприятия для различных категорий объектов (территорий)

Мероприятия для объектов (территорий) 1 категории ∨

Шаг 1. Определение должностных лиц (приказом руководителя организации), ответственных за проведение антитеррористической защищенности объекта.

Шаг 2. Оборудование объекта системой видеонаблюдения с возможностью хранения данных не менее 1 месяца.

Шаг 3. Оборудование объекта пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Шаг 4. Оснащение объекта первичными средствами пожаротушения (в соответствии с требованиями по пожарной безопасности).

Шаг 5. Разработка и утверждение планов эвакуации людей при пожаре и ЧС.

Шаг 6. Оснащение объекта средствами связи.

Шаг 7. Разработка и утверждение инструкций по действию руководителей и персонала (работников) в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 8. Разработка и утверждение инструкций по эвакуации посетителей, руководителей, персонала (сотрудников) организации в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 9. Определение порядка взаимодействия с УФСБ, Росгвардией, ГУ МЧС, УМВД Росси в случае ЧС, угрозы и совершения террористического акта.

Шаг 10. Обеспечение контроля за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории).

Шаг 11. Организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования.

Шаг 12. Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию).

Шаг 13. Своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера.

Шаг 14. Обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Шаг 15. Применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера.

Шаг 16. Организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию).

Шаг 17. Исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Шаг 18. Контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений.

Шаг 19. Создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Шаг 20. Оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Шаг 21. Периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений.

Шаг 22. Обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию).

Шаг 23. Разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию).

Мероприятия для объектов (территорий) 2 категории ∨

Шаг 1. Определение должностных лиц (приказом руководителя организации), ответственных за проведение антитеррористической защищенности объекта.

Шаг 2. Оборудование объекта системой видеонаблюдения с возможностью хранения данных не менее 1 месяца.

Шаг 3. Оборудование объекта пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Шаг 4. Оснащение объекта первичными средствами пожаротушения (в соответствии с требованиями по пожарной безопасности).

Шаг 5. Разработка и утверждение планов эвакуации людей при пожаре и ЧС.

Шаг 6. Оснащение объекта средствами связи.

Шаг 7. Разработка и утверждение инструкций по действию руководителей и персонала (работников) в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 8. Разработка и утверждение инструкций по эвакуации посетителей, руководителей, персонала (сотрудников) организации в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 9. Определение порядка взаимодействия с УФСБ, Росгвардией, ГУ МЧС, УМВД Росси в случае ЧС, угрозы и совершения террористического акта.

Шаг 10. Обеспечение контроля за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории).

Шаг 11. Организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования.

Шаг 12. Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию).

Шаг 13. Своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера.

Шаг 14. Обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Шаг 15. Применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера.

Шаг 16. Организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию).

Шаг 17. Исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Шаг 18. Контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений.

Шаг 19. Создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Шаг 20. Оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Шаг 21. Периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений.

Мероприятия для объектов (территорий) 3 категории ∨

Шаг 1. Определение должностных лиц (приказом руководителя организации), ответственных за проведение антитеррористической защищенности объекта.

Шаг 2. Оборудование объекта системой видеонаблюдения с возможностью хранения данных не менее 1 месяца.

Шаг 3. Оборудование объекта пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Шаг 4. Оснащение объекта первичными средствами пожаротушения (в соответствии с требованиями по пожарной безопасности).

Шаг 5. Разработка и утверждение планов эвакуации людей при пожаре и ЧС.

Шаг 6. Оснащение объекта средствами связи.

Шаг 7. Разработка и утверждение инструкций по действию руководителей и персонала (работников) в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 8. Разработка и утверждение инструкций по эвакуации посетителей, руководителей, персонала (сотрудников) организации в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 9. Определение порядка взаимодействия с УФСБ, Росгвардией, ГУ МЧС, УМВД Росси в случае ЧС, угрозы и совершения террористического акта.

Шаг 10. Обеспечение контроля за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории).

Шаг 11. Организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования.

Шаг 12. Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию).

Шаг 13. Своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера.

Шаг 14. Обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Шаг 15. Применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера.

Шаг 16. Организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию).

Шаг 17. Исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Шаг 18. Контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений.

Шаг 19. Создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Мероприятия для объектов (территорий) 4 категории ∨

Шаг 1. Определение должностных лиц (приказом руководителя организации), ответственных за проведение антитеррористической защищенности объекта.

Шаг 2. Оборудование объекта системой видеонаблюдения с возможностью хранения данных не менее 1 месяца.

Шаг 3. Оборудование объекта пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Шаг 4. Оснащение объекта первичными средствами пожаротушения (в соответствии с требованиями по пожарной безопасности).

Шаг 5. Разработка и утверждение планов эвакуации людей при пожаре и ЧС.

Шаг 6. Оснащение объекта средствами связи.

Шаг 7. Разработка и утверждение инструкций по действию руководителей и персонала (работников) в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 8. Разработка и утверждение инструкций по эвакуации посетителей, руководителей, персонала (сотрудников) организации в случае возникновения ЧС, угрозы совершения и совершения террористического акта.

Шаг 9. Определение порядка взаимодействия с УФСБ, Росгвардией, ГУ МЧС, УМВД Росси в случае ЧС, угрозы и совершения террористического акта.

Шаг 10. Обеспечение контроля за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории).

Разработка паспорта безопасности объекта (территории)

На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, разрабатывается паспорт безопасности объекта.

Форма паспорта безопасности объекта (территории) утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8.

Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.
Паспорт объекта можно изготовить самостоятельно или обратиться в коммерческие организации, оказывающие услуги по изготовлению паспортов безопасности объектов (территорий).

Паспорт содержит следующую информацию:
• общие сведения: адрес, контактные данные, вид деятельности, площадь, категория опасности, данные руководителя;
• о режиме работы, количестве сотрудников и посетителей, которые могут одновременно находится на объекте;
• уязвимые зоны, вероятные места проникновения злоумышленников, которые нуждаются в дополнительной защите;
• наиболее возможные способы теракта, вероятные последствия; список мер по предотвращению терактов и снижению их урона: усиление охраны, введение контрольно-пропускного режима, установка видеонаблюдения, пожарной сигнализации, системы оповещения, привлечение сил нацгвардии и др.

Паспорт должен быть изготовлен в 2 экземплярах (один экземпляр передается собственнику объекта, другой хранится на объекте) и согласован со следующими структурами (в течение 30 дней со дня его разработки):
• УФСБ России по Томской области;
• ФГКУ «УВО ВНГ России по Томской области».
Указанным структурам передаются на хранение копии (электронные копии) паспорта.

Срок действия паспорта — до пяти лет.

Не реже одного раза в пять лет должна проводиться актуализация информации. Если объект поменял профиль, размеры и границы или рядом построили другие объекты; при смене вероятности угроз атак террористов, паспорт подлежит корректировке. Актуальный документ необходимо согласовать по вышеуказанной схеме. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения. При этом утративший силу паспорт безопасности объекта хранится на объекте в течение 5 лет.

Контроль за выполнением антитеррористических требований

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется собственником медицинской организации или уполномоченными ими лицами в виде проверок (плановые и внеплановые).

1. Плановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже 1 раза в 3 года в соответствии с планом-графиком проверок, утверждаемым собственником медицинской организации.
О проведении плановой проверки руководитель медицинской организации уведомляется не позднее чем за 30 дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения).

2. Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению собственника медицинской организации:
• при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности объекта (территории);
• после актуализации паспорта безопасности объекта (территории).

Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 5 рабочих дней.

По результатам плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) оформляется Акт проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков. Для устранения нарушений по результатам проверки руководителем медицинской организации составляется план мероприятий по устранению нарушений, копия которого направляется организатору проверки.

Готовность персонала к действиям при установлении уровней террористической опасности

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» могут устанавливаться уровни террористической опасности:
• повышенный («синий»): при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;
• высокий («желтый»): при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;
• критический («красный»): при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

В случае установления указанных уровней руководителям (собственникам) потенциальных объектов террористических посягательств необходимо выполнить следующие мероприятия.

При установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности ∨

Довести до работников организации и сотрудников охраны об установлении уровня террористической опасности. Провести дополнительные инструктажи по порядку действий при угрозе совершения или совершении террористического акта (в том числе по действиям при обнаружении подозрительных предметов).
Ужесточить пропускной режим, досмотровые мероприятия в отношении работников, посетителей, транспорта. В случае противоправного проникновения в здание организации неизвестных лиц, незамедлительно информировать об этом правоохранительные органы.

Провести проверки технологического и иного оборудования, а также организовать периодический (каждые 2 часа) осмотр прилегающей к зданию территории, на которой находится организация. Особое внимание уделить состоянию критических элементов и потенциально опасных участков, местам хранения пожаро-, взрывоопасных материалов на предмет выявления возможных мест закладки взрывных устройств. При обнаружении подозрительных предметов, которые могут быть использованы как взрывные устройства, не трогать и не вскрывать их. Незамедлительно сообщить о находке в правоохранительные органы, при необходимости организовать эвакуацию работников и посетителей на безопасное расстояние, исключить доступ к обнаруженному предмету на расстоянии не менее 100 метров.

Следить за дальнейшей информацией. При отмене (изменении) уровня террористической опасности, информировать об этом работников организации и сотрудников охраны.

При установлении высокого («желтого») уровня террористической опасности ∨

Выполнять мероприятия, предусмотренные при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности.

Уточнить расчет имеющихся сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористического акта или иного чрезвычайного происшествия связанного с ним, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ.

Проверить готовность работников организации, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, отработать их совместные действия по возможному пресечению террористического акта и спасению людей.

Провести дополнительные тренировки с работниками организации по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта или чрезвычайного происшествия.

Уточнить возможные маршруты эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной, в том числе, совершением террористического акта.

Определить места, пригодные для временного размещения работников организации, эвакуированных с объекта в случае введения правового режима контртеррористической операции.

В соответствии с предоставленными полномочиями оказывать содействие правоохранительным органам в реализации ими поисковых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, на наиболее вероятных объектах террористических посягательств и каналах миграции.

При установлении критического («красного») уровня террористической опасности ∨

Выполнять мероприятия, предусмотренные при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности.

Усилить охрану уязвимых критических элементов и потенциально опасных участков.

Принять неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб.

Создать пункт временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции.

Привести в состояние готовности имеющиеся транспортные средства для эвакуации людей.

Обеспечить эвакуацию персонала с объекта в случае введения на нем режима контртеррористической операции.

Содействовать приведению в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции.

Рекомендуемый Департаментом защиты населения и территории Томской области перечень документов в области антитеррористической защиты (далее — АТЗ) для учреждений здравоохранения

1. Нормативные правовые акты в области АТЗ.
2. Приказ о назначении ответственных лиц за АТЗ в учреждении (с указанием функциональных обязанностей) либо должностная инструкция, в т.ч. ответственных за проведение инструктажей по АТЗ.
3. Приказ, распоряжение об осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территорию) учреждения, положение об организации пропускного и внутриобъектового режима (при его наличии).
4. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
5. План взаимодействия с территориальными подразделениями ФСБ России, УМВД России, МЧС России, Росгвардии (порядок информирования об угрозе совершения террористического акта).
6. Журнал учета проведения инструктажей по АТЗ.
7. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством).
8. Инструкция директору по действиям при захвате террористами заложников.
9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников.
10. Инструкция (памятка) директору учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта.
11. Инструкция (памятка) дежурному администратору о первоочередных действиях при угрозе террористического акта(при его наличии).
12. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе террористического акта.
13. Журнал учета посетителей.
14. Журнал приема, сдачи дежурств, обхода территории, помещений подразделениями охраны, сторожами (вахтерами) (при его наличии).
15. Список автотранспортных средств, имеющих право въезда на территорию учреждения.
16. Паспорт безопасности учреждения, приказ, распоряжение о назначении ответственного лица за хранение паспорта безопасности.
17. Планы и порядок эвакуации работников и посетителей учреждения при пожаре, в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта, и иных чрезвычайных ситуаций.
18. Приказ, распоряжение о проведении учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений), с графиком проведения тренировок
19. Акты (справки) о проведенных учениях, тренировках по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений).
20. Программы, конспекты, планы-графики, протоколы обучения работников учреждения способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
21. Договора на физическую охрану учреждения (копии лицензий организации, осуществляющей охранную деятельность, копии личных карточек охранников), обслуживание систем охранной сигнализации, видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации.
22. Инструкция, рекомендации по действиям руководителей (собственников) потенциальных объектов террористических посягательств при установлении уровней террористической опасности. План (алгоритм) действий при установлении уровней террористической опасности.
23. Схема оповещения сотрудников учреждения при установлении уровней террористической опасности.

О Методических указаниях по организации разработки паспорта безопасности опасного объекта (отменено на основании письма МЧС России от 30.12.2019 N 43-7134-11)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2004 года N 43-29339

____________________________________________________________________
Отменено на основании
письма МЧС России от 30 декабря 2019 года N 43-7134-11
____________________________________________________________________

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 года N 4) предусмотрено введение системы паспортизации безопасности опасных объектов.
В связи с этим МЧС России разработаны и утверждены 19.08.2004 Методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта.
В целях осуществления паспортизации опасных объектов необходимо:
обеспечить до 20.10.2004 информирование руководителей соответствующих организаций о введении системы паспортизации и доведение до них Методических указаний по разработке паспорта безопасности опасного объекта;
подготовить графики разработки паспортов безопасности опасных объектов и направить их до 01.12.2004 в МЧС России.

М.И.Фалеев

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
М.И.Фалеев
19 августа 2004 года

Методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта

I. Область применения

1. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года протокол N 4 «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (подпункт 5а)

2. Настоящие методические указания устанавливают основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

II. Основные положения

Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:
определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;
определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;
оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;
оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;
оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;
разработки мероприятий по снижению риска и смягчения последствий ЧС на опасном объекте.
4*. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.
Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте.
Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект.

III. Структура и состав паспорта безопасности опасного объекта

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:
титульный лист;
разделы:
«Общая характеристика опасного объекта»;
«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;
«Характеристика аварийности и травматизма»;
«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
последний лист, содержащий подписи разработчиков.
К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационные планы с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. Форма титульного листа паспорта безопасности опасного объекта приведена в приложении N 1.

10. Раздел «Общая характеристика опасного объекта» приведена в приложении N 2.
В разделе приводятся:
общие сведения об объекте;
основные направления деятельности объекта;
сведения об опасных веществах, обращающихся на объекте;
характеристика природных условий района расположения объекта.

11. Раздел «Показатели степени риска ЧС» приведен в приложении N 3. В разделе приводится следующая информация:
показатели приемлемого риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории;
краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
показатели степени риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории, при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации;
краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
показатели степени риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории от ЧС, возникающих на объекте при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);
краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются):
показатели степени риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории, при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
показатели степени риска ЧС (индивидуальный, социальный).

12. Раздел «Характеристика аварийности и травматизма» приведен в приложении N 4.
В разделе отражается количество аварий и случаев травматизме на опасном объекте, их причины и последствия, выполнение мероприятий, предусмотренных актами расследования.

13. Раздел «Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций» приведен в приложении N 5.
В разделе описывается состояние работы по:
анализу и предупреждению аварийности и травматизма на потенциально опасном объекте;
выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта и террористических актов;
выполнению требований нормативных документов в области предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций;
защите персонала объекта и его жизнеобеспечению в условиях ЧС;
подготовке объекта и систем жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС:
подготовке системы управления, сил и средств объекта к ликвидации ЧС.
13*. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
зона последствий возможных ЧС — зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;
индивидуальный риск — частота возникновения поражающих воздействий определенного вида в определенной точке пространства:
потенциальный (территориальный) риск — распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.
Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 110 год

14. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
16*. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

17. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

18. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.

19. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.

20. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

21. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
аннотацию;
содержание (оглавление);
задачи и цели оценки риска;
описание опасного объекта и краткая характеристика ею деятельности;
методологию оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;
анализ результатов оценки риска;
выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;
рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.

22. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).

23. Оформленный паспорт безопасности опасного объекта и расчетно-пояснительная записка к нему представляются для экспертизы в организации, уполномоченные МЧС России для проведения оценки готовности опасного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Приложение N 1. Титульный лист паспорта безопасности опасного объекта

Приложение N 1
к методическим указаниям по разработке
паспорта безопасности опасного объекта
(форма)

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель территориального органа управления по делам ГО ЧС МЧС России по месту расположения объекта

Руководитель объекта

Место печати

Место печати

(на подписи)

(на подписи)

«

«

г.

«

«

г.

Паспорт безопасности опасного объекта

(наименование объекта и эксплуатирующей организации)

Наименование населенного пункта, год

Приложение N 2. Общая характеристика опасного объекта

Приложение N 2
к методическим указаниям по
разработке паспорта
безопасности опасного объекта
(форма)

Наименование показателя

Значение показателя

1. Полное и сокращенное наименование организации

2. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации, фамилии руководителей

3. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией объекта

4. Сведения о размерах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах:

площадь объекта, м
размер санитарно-защитной зоны, м

5. Сведения о персонале:

общая численность, чел.
наибольшая работающая смена, чел.

6. Износ производственных фондов, %

7. Характеристика территории

7а. Среднегодовые:
направление ветра, румбы
скорость ветра, км/ч
относительная влажность, %
7б. Максимальные значения (по сезонам):
скорость ветра, км/ч
7в. Количество атмосферных осадков, мм:
среднегодовое
максимальное (по сезонам)
7г. Температура, °С:
среднегодовая
максимальная (по сезонам)

8. Сведения об опасных веществах на опасном объекте:

перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ (по видам), тонн перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ по каждому опасному производству, тонн
перечень и количество радиоактивных веществ (по видам), м/Ки

Приложение N 3. Показатели степени риска ЧС

Приложение N 3
к методическим указаниям по
разработке паспорта
безопасности опасного объекта
(форма)

Наименование показателя

Значение показателя

1. Показатель приемлемого риска, год

для персонала;
для населения, проживающего на близлежащей территории.

2. Краткая характеристика наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, (последовательность событий)

3. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций:

частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год
количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее опасного сценария, тонн, м/Ки
возможное количество погибших среди персонала, чел.
возможное количество пострадавших среди персонала, чел.
возможное количество погибших среди населения, чел.
возможное количество пострадавших среди населения, чел
возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.
величина возможного ущерба, руб.

4. Размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайной ситуации:

площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации, м
количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации, (отдельно по «слабой», «средней», «сильной», «полной» в % от общего количества)

5. Краткая характеристика наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (последовательность событий)

6. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайной ситуации:

частота наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год
количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее вероятного сценария, тонн
возможное количество погибших среди персонала, чел.
возможное количество пострадавших среди персонала, чел.
возможное количество погибших среди населения, чел.
возможное количество пострадавших среди населения, чел.
возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.
величина возможного ущерба, руб.

7. Размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации:

площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, м
количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (отдельно по «слабой», «средней», «сильной», «полной» в % от общего количества)

8. Индивидуальный риск для персонала объекта, год

9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей территории, год

10. Коллективный риск (математическое ожидание потерь) — ожидаемое количество пострадавших (погибших) людей (персонала и населения) в результате возможных аварий (ЧС) за определенное время (год), чел/год

Приложение N 4. Характеристика аварийности и травматизма на опасном объекте

Приложение N 4
к методически указаниям по
разработке паспорта
безопасности опасного объекта
(форма)

Характеристика аварийности на опасном объекте

Год п/п

N/N
п/п

Дата аварии

Характеристика аварии

Причина аварии

Последствия аварии

% выполнения мероприятий, предусмотренных актами расследования

2000 год

…..

2001 год

……

2002 год

…..

2003 год

……

2004 год

…..

Характеристика травматизма на опасном объекте

Год п/п

N п/п

Дата

Характеристика травмы

Причина травмы

Последствия травмы

% выполнения мероприятий, предусмотренных актами расследования

2000 год

…..

2001 год

……

2002 год

……

2003 год

……

2004 год

…..

Приложение N 5. Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Приложение N 5
к методическим указаниям по
разработке паспорта
безопасности опасного объекта
(форма)

Наименование показателя

Значение показателя

1. Наличие на опасном объекте организационно-плановых документов в соответствии с «Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105), да/нет

Положение по организации прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
Положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
План подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Декларация промышленной безопасности;
Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций.

2. Последний срок оценки готовности опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дата

3. Наличие на опасном объекте Плана взаимодействия с антитеррористическими подразделениями ФСБ России, внутренними войсками МВД России, подразделениями вневедомственной охраны МВД России в случае несанкционированного вмешательства в деятельность объекта или при угрозе террористического акта, да/нет

4. Наличие на опасном объекте спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, ведомственных подразделений пожарной охраны, добровольных пожарных дружин да/нет (по видам)

5. Укомплектованность личным составом спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений, ведомственных подразделений пожарной охраны, добровольных пожарных дружин в соответствии со штатным расписанием (по видам подразделений), % к необходимому количеству

6. Оснащенность приборами и оборудованием спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, ведомственных подразделений пожарной охраны, добровольных пожарных дружин в соответствии с табелем оснащения, % к необходимому количеству

7. Укомплектованность специалистами служб и подразделений опасного объекта, осуществляющих деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, % к необходимому количеству

8. Обучение спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, ведомственных подразделений пожарной охраны, добровольных пожарных дружин, служб и подразделений опасного объекта, осуществляющих деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, % прошедших обучение к общему количеству (по каждому подразделению)

9. Наличие на опасном объекте систем оповещения персонала и населения, проживающего около опасного объекта, да/нет

10. Наличие на объекте защитных сооружений (по видам сооружений и их назначению), количество укрываемых и % от нормативной потребности

11.Наличие на опасном объекте работоспособных технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных нормативными документами, да/нет (по видам)

12. Наличие на опасном объекте подразделения охраны и технических систем обнаружения несанкционированного проникновения на территорию или систем физической защиты, да/нет

13.Наличие на опасном объекте пункта и автоматизированной системы управления производственным процессом, функционирующих в условиях ЧС, в соответствии с требованиями нормативных документов, да/нет

14. Количество зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения, ед./% от общего количества, подлежащих оборудованию в соответствии с нормами

15. Количество зданий и помещений, оборудованных системами автоматической пожарной сигнализации, ед./% от общею количества, подлежащих оборудованию в соответствии с нормами

16. Наличие на опасном объекте резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайной ситуации и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций (по видам), да/нет

Наличие договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, да/нет

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Официальный информационный портал
органов власти Северного административного
округа г. Москвы
www.sao.mos.ru
по состоянию на 26.11.2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *