Особенности регулирования труда педагогических работников

Трудовые отношения в системе образования

Трудовые отношения в системе образования

Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить Законодательству Российской Федерации о труде.

Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных Законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Оплата труда и трудовые отношения в системе образования, регулируются Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, в статье 333 для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников определяется Правительством Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности работников, с учетом особенностей их труда. В настоящее время – это постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191.

К компетенциям федеральных органов государственной власти и органов управления образованием отнесены полномочия по установлению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и установлению образовательного ценза педагогических работников.

Для работников образовательного учреждения работодателем является конкретное образовательное учреждение (статья 56 Закона «Об образовании»). Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Ст.56 ТК РФ дает понятие трудового договора.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Данное определение помогает разграничить трудовые договоры, заключенные в соответствии с трудовым законодательством, которое в наибольшей степени защищает и гарантирует права работников от менее гарантированных для гражданина являющегося исполнителем гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, оказание услуг и др.), которые не гарантируют исполнителю, например, обеспечения пособия по временной нетрудоспособности, ежегодных оплачиваемых отпусков, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.п.

Если в трудовом договоре работодатель обязуется:

1) предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, то в гражданско-правовых отношениях такой обязанности нет, обязанности по предоставлению материалов и оборудования могут возлагаться как на заказчика так и на исполнителя;

2) обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, в гражданско-правовых отношениях, как правило, исполнитель отвечает за охрану труда;

3) своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, в гражданско-правовых отношениях нет понятия заработная плата, выплачиваемая не реже чем каждые полмесяца, а оплачивается только результат труда в сроки установленные в договоре;

В трудовых отношениях работник обязуется:

1) лично выполнять определенную договором трудовую функцию, в гражданско-правовом договоре такой обязанности нет и, например, подрядчик может привлечь с целью выполнения работ субподрядчика, если не установлено иное;

2) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя, в гражданско-правовом договоре такой обязанности нет и, как правило, место и сроки выполнения работ устанавливаются соглашением сторон.

В связи с этим в соответствии со ст. 11 ТКРФ, в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательные условиядля включения в трудовой договор:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных выше, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

об испытании;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Сроки на которые могут заключаться трудовые договоры классифицируются следующим образом:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Сроки в трудовом договоре могут определяться не только указанием конкретной даты, но и определением конкретного периода времени (на период отпуска по беременности и родам, на время выполнения работ по гражданско-правовому договору оказания услуг между организациями).

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, либо по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения, в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы. Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как: — размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы); — размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.); — размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев. Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать: — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС); — государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ); — перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития; — перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития; — примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета; — рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; — мнение представительного органа работников.

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда. Рекомендуемый перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ N 818 , в него включены выплаты: — за интенсивность и высокие результаты работы; — за качество выполняемых работ; — за стаж непрерывной работы, выслугу лет; — премиальных по итогам работы

Трудовые отношения в сфере образования.

Трудовые отношения в сфере образования имеют свою специфику.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется

Закон об образовании устанавливает определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Во-первых, необходимо наличие образовательного ценза, который определяется Типовыми Положениями.

Во-вторых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР.

Особенностью правового статуса педагогических работников высших учебных заведенийявляется их обязанность заключать трудовой договор по результатам избрания по конкурсу. Такое требование предусмотрено действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации, Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании порядок и условия проведения конкурса на замещение научно-педагогической должности предусмотрены Положением, утвержденным Правительством РФ.

Права и обязанности научно-педагогических работников подробно регламентируются ст. 20 Закона о высшем и послевузовском образовании, в соответствии с которым основными их правами являются:

-избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;

-пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и коллективным договором; определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

-выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;

-обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;

-на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

К обязанностям научно-педагогических работников высшего учебного заведения относятся обязанность:

-обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

-соблюдать устав высшего учебного заведения;

-формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

-развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

-систематически заниматься повышением своей квалификации.

Обеспечение государством установленных законом прав и неукоснительное исполнение научно-педагогическими работниками своих обязанностей являются важным условием развития системы непрерывного образования. В этой связи важное значение имеет обязанность научно-педагогического работника систематически заниматься повышением своей квалификации. Как было указано ранее, непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни. Наиболее эффективно это достигается при реализации дополнительного образования. Поэтому для того, чтобы иметь возможность заниматься непрерывным повышением образовательного (особенно профессионального) потенциала обучающихся, учреждения, реализующие дополнительные образовательные услуги, должны быть обеспечены квалифицированными педагогическими работниками, которые и сами непрерывно занимаются повышением своей квалификации.

Трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением регулируются трудовым договором, порядок и условия заключения, содержание и порядок расторжения которого определяется Трудовым кодексом РФ. Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ, наряду с основаниями расторжения трудового договора, предусмотренными для всех работников, имеются дополнительные основания прекращения трудовым отношений с педагогическими работниками, такие как: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Таким образом, возлагая на педагогических работников ответственность за обучение и воспитание обучающихся, действующее законодательство более жесткие требования при регулировании с ними трудовых отношений.

В то же время, существуют определенные гарантии защиты трудовых прав педагогических работников. Так, для указанной категории работников установлены сокращенная продолжительность рабочего времени (36-часовая рабочая неделя при нормальной продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю), удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск (56 календарных дней), право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии определенного стажа работы в установленных законом должностях. Необходимо отметить, что государством стимулируется повышение уровня образования, путем введения системы доплат за наличие ученых степеней кандидата и доктора наук, за должности доцента и профессора для работников высших учебных заведений.

В теории права под объектом правоотношений понимается то, по поводу чего возникают указанные отношения. В.М. Сырых под объектом образовательного отношения понимает знания, навыки и умения, уровень которых соответствует государственному стандарту. Он также считает, что государственный стандарт определяет лишь обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а содержание же образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Действительно, исходя из определения образовательного правоотношения, данного нами выше, можно определить, что они возникают по поводу реализации образовательными учреждениями образовательных программ путем организации образовательного процесса, с одной стороны и овладения обучающимися знаниями, выполнения ими в установленные сроки всех видов заданий, предусмотренных образовательными программами, с другой.

Таким образом, ключевым понятием в определении объекта образовательных правоотношений являются образовательные программы. Как известно, Закон об образовании различает общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основании соответствующих стандартов. Исходя из вышеизложенного, автор считает, что совершенствование системы непрерывного образования находится в прямой зависимости от согласованности образовательных стандартов общего и профессионального образования и уровня применения интегрированных программ в системах общего и профессионального образования.

Вопросы взаимодействия общего и профессионального образования должны занимать ключевое место в создании конкретных механизмов развития и совершенствования системы непрерывного образования в свете вхождения России в мировое образовательное пространство.

Действующее законодательство на недостаточном уровне регулирует указанный вопрос.

Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ №990 от 23 мая 1997 г. была утверждена целевая комплексная программа «Государственный стандарт в системе непрерывного образования», в соответствии с которой одним из направлений данной программы явилось исследование проблемы согласованности образовательных стандартов. Реализация данной подпрограммы должна была привести к разработке:

1)методических рекомендаций по согласованию требований государственного образовательного стандарта к уровню и содержанию образования выпускников учебных заведений среднего (полного) общего образования и абитуриентов высшей школы (с примерами соответствующих согласованных требований государственного образовательного стандарта);

2) методических рекомендаций по согласованию требований государственного образовательного стандарта к уровню и содержанию профессионального образования выпускников и абитуриентов разных звеньев системы профессионального образования.

Несмотря на то, что указанная программа была рассчитана на 1997-1999 годы, желаемый результат к настоящему времени не достигнут.

Думается, что эффективность деятельности компетентных органов при разработке согласованных государственных образовательных стандартов можно достичь путем регулирования указанного вопроса на законодательном уровне. С этой целью членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым, депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным 23.05.2001 г. был внесен Проект Федерального закона «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», который был рассмотрен Советом ГД ФС РФ, а впоследствии снят с рассмотрения.

Вопрос реализации образовательными учреждениями интегрированных образовательных программ также регулируется недостаточно эффективно. Законодательством не предусмотрены конкретные механизмы разработки и внедрения таких программ. Это можно объяснить несовершенством государственных образовательных стандартов, а также иными причинами, связанными с проблемами организационного, управленческого, материально-технического и иного характера.

Между тем, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ №803 от 23 декабря 2005 г. в качестве показателя эффективности реализации Программы предусмотрела удельный вес численности образовательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы профессионального образования.

В данном направлении государством в лице его компетентных органов и образовательными учреждениями разработаны некоторые механизмы внедрения интегрированных образовательных программ.

Созданы модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, способных адекватно реагировать на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства.

Действующее законодательство предусматривает возможность создания университетских комплексов путем объединения образовательных учреждений различных уровней. Так, Постановлением Правительства № 676 от 17 сентября 2001 года «Об университетских комплексах» в Типовое положение о высших учебных заведениях введены изменения следующего содержания: «с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Аналогичный комплекс может создаваться также на базе академии».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает право образовательных учреждений одного уровня реализовать образовательные программы другого (как правило, низшего). Такое право, в частности предоставлено вузам, которые в соответствии с Типовым положением №664 от 05.04.2001 г. вправе реализовывать помимо высшего и послевузовского профессионального образования программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, профессионального образования. Необходимо отметить, что действующее ранее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 26 июня 1993 г. №597 определяло вузы, как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы лишь высшего профессионального образования.

Активно развивается деятельность образовательных учреждений по созданию совместных экспериментальных площадок. Правовой основой указанной деятельности являются федеральные и региональные образовательные программы, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования» и др.

Большое время уделяется развитию дополнительного образования детей, которое рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751, Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом №51-ФЗ от 10.04.2000 г. (в ред. от 26.06.2007 г.).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29.12.2001 г., подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В целях развития системы дополнительного образования детей на период до 2010 года разработана также Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, которая была одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. № ПК-2.

Таким образом, в настоящее время зарождаются различные формы взаимодействия общего и профессионального образования.

Однако в условиях внедрения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство правовое регулирование образовательных стандартов и программ нуждается в некоторых изменениях. В этой связи вполне закономерным представляется активно развивающаяся в последнее время деятельность компетентных органов государственной власти, направленная на совершенствование государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Заслуживает внимания Федеральный закон от 01.12.2007 г. №309 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с которым был установлен единый федеральный государственный образовательный стандарт вместо ранее действовавшей трехкомпонентной структуры образовательного стандарта. Это должно обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на территории РФ, преемственность образовательных программ различных уровней образования, сохранив свободу образовательных учреждений в формировании образовательной программы. Отказ от действующей в настоящее время структуры государственного образовательного стандарта представляется вполне правильным, поскольку, несмотря на принятие Закона об образовании более пятнадцати лет назад, который определял, что основные положения образовательных стандартов определяются Федеральным законом, указанный закон так и не был принят. Еще сложнее дело обстоит в субъектах РФ в обеспечении эффективности правового регулирования регионального компонента образовательного стандарта. Поэтому, в целях совершенствования системы непрерывного образования, направленного на формирование компетентностного подхода в обучении специалистов, на эффективную интеграцию России в мировое образовательное пространство в свете вхождения ее в Болонский процесс необходимо обеспечить ведение единой образовательной политики на территории РФ. Это можно обеспечить путем централизации правового регулирования содержательной подсистемы системы образования России, которая определит направление развития функциональной и организационно-управленческой подсистем, а также модель поведения непосредственных субъектов образовательных правоотношений — обучающихся.

Лекция №4

Положение о приеме на работу

Руководство компаний должно соблюдать положения трудового законодательства. Каждая фирма обладает собственными документами, регулирующими отношения между сотрудниками и руководством. В частности, это положение о приеме на работу. Составляется оно в соответствии с Трудовым кодексом.

Для чего требуется

Положение о приеме на работу требуется, чтобы иметь возможность осуществлять процедуру трудоустройства работников по единой схеме. Документ позволяет избежать возникновения спорных ситуаций с контролирующими органами, работниками. Если в ходе проведения проверки выявляются нарушения административного законодательства, то к нарушителю применяется наказание.

Положение является разновидностью локального нормативного акта. В него могут включаться пункты, не отраженные в законодательстве. Разрабатывается он с целью фиксирования нюансов, которые могут возникнуть в трудовых отношениях. Чаще всего в положении отражаются пункты об испытательном сроке, который установлен для сотрудников. Указываются особенности, присущие процедуре отбора кадров, типов соглашений, включенных в них оснований и условий.

Страница 1Страница 2
Страница 3Страница 4

Когда человек устраивается на предприятие, работодатель имеет право требовать предоставления дополнительной документации, не отраженной в статье 65 Трудового кодекса, при условии, что это закреплено Положением. В остальных случаях выполнение требований работодателя не обязательно. Бесконфликтный оборот кадров будет тогда, когда документ учитывает пожелания проверяющего органа, а также профсоюза.

Структура

Законодатель не предусматривает унифицированной формы Положения. Процесс разработки ложится на плечи работодателей. Образец можно скачать с нашего сайта и внести свои коррективы. Есть перечень пунктов, которые должны отражаться в рассматриваемом акте, к ним относят:

  • информация о сотрудниках отдела кадров, отвечающих за подбор работников;
  • требования, которым должны отвечать соискатели, в частности, это может быть опыт работы, образование и прочее;
  • реализация процедуры подбора персонала, что выражается в телефонных разговорах, личных встречах и т.д.;
  • перечень действий, применяемых при наборе сотрудников;
  • принципы, на которые обращают внимание при рассмотрении кандидатур;
  • список документов при трудоустройстве;
  • отличительные черты оформления трудового соглашения.

При устройстве в общеобразовательное учреждение или другую организацию, работодатель должен заранее уведомить соискателей о необходимости предоставления дополнительной документации. Уведомлять не требуется, если перечень документов совпадает с тем, что отражен в статье 65 ТК РФ.

Оформление

В ДОУ и прочих организациях процесс разработки Положения должен носить коллегиальный характер. Это говорит о том, что единолично руководитель фирмы не может разработать документ и применять его. Кроме того, следует учитывать, что акт должен пройти одобрение профсоюза. Такой орган выдает письменное разрешение на использование.

Подписывается Положение руководителем компании, а также лицами, которые имеют в этом заинтересованность профессионального характера. Это сотрудники отдела кадров, юридических подразделений, лица, руководящие отделами, входящими в состав фирмы. Для утверждения требуется вынести соответствующий приказ внутри компании, либо наложить гриф. После утверждения Положения необходимо ознакомить действующих сотрудников с ним.

Положение об испытательном сроке

Документ разрабатывается сотрудниками отдела кадров. В него включаются пункты:

  • постановления акта, являющиеся основными;
  • непосредственно прохождение испытательного срока при трудоустройстве (его регламент и система);
  • заключение.

Посредством данного акта регламентируются положения относительно прохождения испытаний при устройстве на работу. В зависимости от того, какую направленность имеет организация – может меняться структура.

При устройстве в образовательное учреждение

Для трудоустройства в школу разрабатывается отдельный акт, который включает в себя несколько обязательных положений:

  • общие правила;
  • поставленные цели;
  • гарантии, предоставляемые работнику, которые устраивается на ту или иную должность;
  • прохождение комиссии в медицинской организации (обязательное условие);
  • документация, которую требуется представить руководству для заключения трудового соглашения;
  • правила относительно заключения договоров и зачисления в штат;
  • cодержание договоров;
  • испытательный срок для педагогов;
  • прекращение действия контракта;
  • условия, предъявляемые к найму сотрудников в штат;
  • заключение.

Конкурсная основа

Если документ содержит положение о зачислении на вакантные должности на конкурсной основе, то он регулирует порядок относительно проведения конкурса, перечень должностей, принимающих участие в нем, тип конкурса. Кроме того, отражаются стадии проведения, подписание договоров с соискателем, который успешно прошел испытание.

Для иностранцев

Для трудоустройства иностранных граждан следует установить статус, которым он обладает при нахождении в государстве. Если человек имеет РВП, то устроиться на работу он сможет только в том регионе, где проживает. При наличии вида на жительство имеется возможность выбрать любой регион страны. В типовой документ включаются следующие пункты:

  • информация о правах, которыми обладает иностранец на трудоустройство;
  • порядок реализации процедуры;
  • ответственность работодателей;
  • заключительные положения.

Учитывая направленность деятельности организации, а также усмотрение руководителя, структура документа может дополняться.

Инвалиды

Инвалидов рассматривают как особую категорию. Для них разрабатывает отдельное Положение при трудоустройстве. В него включаются такие пункты:

  • информация относительно акта;
  • порядок и система, применяемая при начислении вакансий;
  • лица, имеющие инвалидность, принимаются на работу по установленным квотам;
  • права и обязанности, которыми наделяются инвалиды;
  • обязанности и правомочия работодателя относительно таких работников;
  • заключение.

Состав может видоизменяться, однако должны быть сохранены основные разделы.

Что нужно учесть при заключении трудового договора с педагогом основного и дополнительного образования: важные нюансы и образец заполнения

Педагогические работники – это отдельная категория сотрудников, которые обладают специфическим правовым статусом. Законодатель предъявляет к педагогам особые требования, так как образовательная деятельность предполагает высокую степень ответственности.

Особенности

Любое учреждение, предоставляющее образовательные и воспитательные услуги, наделено функциями по подбору, приему и трудоустройству педагогических кадров. В его же компетенцию входит организация собеседования и проверка кандидата на профпригодность.

Образовательная организация является работодателем для будущего сотрудника согласно ст. 20 ТК РФ. Непосредственно вопросом трудоустройства/собеседования занимается ее руководитель (директор, ректор, начальник).

С потенциальным педагогом обычным образом заключается трудовой договор, который в дальнейшем и является ориентиром всех рабочих и правовых отношений. Однако, не все желающие могут работать преподавателями, так как они должны обладать определенными профессиональными навыками и безупречной репутацией. Cоискателю необходимо заранее подготовить пакет документов, доказывающих его возможность занимать должность педагогического работника.

Требования к педагогическому работнику

Педагогический работник – это лицо, заключившее трудовое соглашение с образовательной организацией. В его трудовые функции входит деятельность по оказанию преподавательских, воспитательных и организационных услуг в специальном учреждении. Не каждый соискатель может стать педагогом. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании», будущий кандидат должен:

  • иметь высшее или среднее профессиональное образование (образовательный ценз);
  • соответствовать квалификационным требованиям;
  • быть дееспособным;
  • не иметь судимость, а также опасные заболевания, препятствующие рабочим функциям.

Это простые квалификационные стандарты, у которых есть свои особенности. Преподаватель обязан иметь высшее или среднее образование, так как в противном случае договор с ним не будет заключен ввиду нарушения трудового законодательства (ч.1 ст. 84 ТК РФ).

Понятие образовательного ценза предполагает наличие любого диплома, но в педагогике важна специальность и направление, по которому соискатель обучался поэтому работодатель особо внимательно будет изучать этот вопрос.

Согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 №544н, для в дошкольного, начального, общего и среднего образования необходим диплом по специальности «Образование и педагогика». Опираясь на положения Общероссийского классификатора специальностей, «Образование и педагогика» представлена в длинном перечне пунктом шестым и включает в себя следующие направления:

  • педагогическое образование;
  • профессиональное обучение (учитель химии, биологии, русского языка и т.д.);
  • психолого-педагогическое образование;
  • специальное (дефектологическое образование).

Законодателем также допустимо иметь в наличие диплом по специальности, необходимой для преподавания предмета, а также документ о прохождении профессиональной переподготовки/повышения квалификации.

Третий вариант – это наличие любого диплома и/или документа, свидетельствующего о дополнительном профессиональном образовании (профессиональной переподготовки), который обязателен для сотрудников руководящего состава.

Педагогический работник обязан также соответствовать квалификационным требованиям Приказа Минздравсоцразвития №761н в разделе квалификационного справочника должностей в сфере образования.

Кто не может быть преподавателем?

Соискатель не может заниматься образовательной деятельностью согласно ст.331 ТК РФ, если он:

  • имеет непогашенную или неснятую судимость;
  • обвиняемый, подозреваемый по уголовному делу;
  • отстранен от педагогической деятельности судом;
  • признан в судебном порядке недееспособным;
  • имеет в анамнезе заболевание, препятствующее осуществлять трудовые функции.

Список заболеваний и недугов, которые не позволяют заниматься преподавательской деятельностью, указаны в специальном перечне, утвержденном государственными органами исполнительной власти. В Постановлении Правительства №377 зафиксировано, что лица с серьезными психическими расстройствами не могут заниматься преподавательской деятельностью. Вдобавок под жесткие ограничения попадают и заразные инфекционные патологии в виде туберкулеза, сифилиса, брюшного тифа.

Ради этих целей соискатели проходят обязательные медицинские осмотры перед устройством на работу согласно ст.48 ФЗ “Об образовании” и п.18 Приказа Минздравсоцразвития №302н. Такие меры предприняты в целях охраны здоровья населения, так как преподаватель работает с внушительным количеством людей.

Сокрытие фактов, не позволяющих работать педагогическим сотрудником, ведет к расторжению трудового договора поэтому в интересах соискателя предоставить достоверные документы.

Документы при трудоустройстве

Для того, чтобы полноценно устроиться на работу соискатель должен предоставить определенную документацию, чтобы подтвердить свой статус. Согласно ст.65 ТК РФ от работника требуется предъявить следующие сведения:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • диплом о среднем или высшем профессиональном образовании;
  • воинский билет;
  • справка об отсутствии судимости или административной ответственности за употребление психотропных и наркотических лекарств без рецепта врача.

Это основной перечень документов, который требует работодатель в любых случаях. Во время найма преподавательского состава за основу необходимо брать «Квалификационный справочник должностей в сфере образования», где четко описаны требования к таким сотрудникам в зависимости от занимаемой должности. Соискатели должны иметь образовательный ценз, который включает в себя дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании:

  • по профильной специальности;
  • по направлению «Образование. Педагогика»;
  • по профессиональной переподготовке.

Стаж работы для законодателя и работодателя не так важен. Однако, кандидат на должность должен предоставить медицинскую книжку или справку, удостоверяющую отсутствие заболеваний, препятствующих преподавательской деятельности.

Для этих целей он проходит осмотр у врачей, сдает лабораторные анализы. Перечень медицинских исследований и докторов могут дополняться самим работодателем. Соискатель вправе предоставить и другие документы, подтверждающие его квалификацию:

  • кандидатское/докторское удостоверение;
  • сертификаты;
  • награды;
  • научные публикации.

Что касается научно-профессорского состава, то с ними трудовой договор заключается только после прохождения конкурса, предусмотренного ст.18, 332 ТК РФ. Мероприятие обычно организуют в виде заочного рассмотрения кандидатур, тестирования, семинара, сдачи экзамена. Лица, не прошедшие или не выигравшие испытания, отстраняются от дальнейшего заключения трудового договора.

Официальное оформление

Если работник подходят по всем предъявляемым к нему требованиям, то алгоритм его трудоустройства будет выглядеть следующим образом:

  • предоставление необходимых документов;
  • прохождение собеседования или конкурса;
  • написание заявления о приеме на работу;
  • заключение трудового договора.

Если нет никаких вопросов с личностью и статусом кандидата, то он пишет на специальном бланке или чистом листе формата А4 заявление о приеме на работу. Это не является обязательным документом для трудоустройства поэтому не все учреждения предъявляют такие требования. Некоторые образовательные организации просят его составить только для внутренней отчетности. Кандидат пишет заявление в свободной форме, где просто и лаконично излагает свое желание трудоустроиться.

Трудовой договор

Далее следующим по списку идет заключение трудового договора, которое происходит на общих основаниях согласно ст. 56 ТК РФ. Соглашение должно быть заключено в письменной форме с обязательным согласованием всех условий. Законодатель предъявляет специальные требования к содержанию трудового соглашения, которые предусмотрены ст. 57 ТК РФ:

  • ФИО работодателя и нанимаемого сотрудника;
  • паспортные реквизиты сторон;
  • ИНН, СНИЛС работника;
  • ФИО и все данные о представителе работодателя;
  • дата и место составления договора;
  • полное наименование организации с указанием ее налоговых реквизитов, куда принимается на работу сотрудник;
  • структурное подразделение, филиал, куда трудоустраивается соискатель;
  • должность согласно общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта РФ №367, квалификационному справочнику должностей в сфере образования;
  • рабочие обязанности и функции, перечисляемые крайне подробно нумерованным списком;
  • сроки трудового договора;
  • условия и порядок оплаты работы согласно тарифной ставке, окладу;
  • порядок премирования, доплат, надбавок;
  • рабочий график, продолжительность отдыха;
  • гарантии;
  • условия и характер работы;
  • дополнительные нюансы.

После подписания сторонами заполненного договора он считается заключенным. Соглашение официально вступает в силу, а работодатель и работник связаны друг с другом всеобщими обязательствами. Дополнительные соглашения к договору оформляются по мере изменения условий договора.

Основания для расторжения договора такие же как и для работников других сфер, предусмотренные трудовым кодексом. Экземпляр договора необходимо тщательно хранить и не допускать его порчи.

По совместительству

Законодатель не запрещает педагогическим работникам работать по совместительству. Порядок такого труда регулируется ТК РФ, постановлением Минтруда РФ №41, ФЗ «Об образовании».

Трудовой договор по совместительству идентичен по юридической природе обычному трудовому соглашению за исключением нескольких нюансов. В договоре обязательно указывается тот факт, что он заключен на условиях совместительства. В остальных случаях стороны должны прописать все сведения, перечисленные в ст. 57 ТК РФ, включая режим рабочего времени, порядок оплаты труда, отдыха.

Для педагогических работников рабочий график трудовой деятельности по совместительству не должен превышать 4 часов в день (ст. 284 ТК РФ) и половины рабочего времени в месяц по основной работе.

Заработная плата начисляется согласно отработанному времени, то есть пропорционально или исходя из объема выполненных функций. Все эти пункты обязательно должны быть отражены в контракте, поэтому его следует внимательно читать перед подписанием.

Важно помнить, что совместительством согласно постановлению Минтруда №41 не является:

  • научная и литературная деятельность в стенах образовательных учреждений;
  • работа объемом не более 300 часов в год на условиях почасовой оплаты (дополнительные занятия, уроки);
  • трудовая деятельность в одной и той же организации образовательного учреждения дошкольного, начального, среднего и общего образования;
  • заведование лабораториями, кабинетами, кафедрами в стенах образовательной организации;
  • организация экскурсий, мероприятий, а также производственной практики студентов.

Заключать дополнительный договор в таком случае не имеет смысла, так как по сути это является обычным совмещением, за которую можно отдельно требовать плату.

С педагогом дополнительного образования

Педагог дополнительного образования – это сотрудник, который обучает по предметам, не включенных в обязательную образовательную программу. К ним относятся:

  • педагоги- психологи;
  • социальные педагоги;
  • учителя по факультативным предметам, например, логопеды;
  • педагоги по дополнительному платному образованию.

В первых трех случаях трудовой договор с педагогом дополнительного образования ничем не отличается от любого другого соглашения, оформленного по ТК РФ. Договор может быть бессрочным и срочным в зависимости от профессии, которая и определяет специфичность такого договора.

Что касается педагога платного дополнительного образования (репетитор), то здесь важно понимать, кем является сотрудник: штатным или внештатным работником учреждения. В первом случае начальство просто заключает дополнительное соглашение к основному договору или новый договор на срочной основе. Во втором случае – срочный трудовой договор или гражданско-правовое соглашение. Срочность трудовых отношений вызвана тем фактом, что курс обучения, предоставляемый в качестве платной услуги, объективно имеет окончание.

С учителем школы

Трудовой договор с учителем школы начальных и старших классов не обладает какой-либо спецификой в юридическом плане. Он должен содержать все данные, которые только указаны в ст. 57 ТК РФ. В договоре обязательно фиксируются и согласуются условия, которые стороны сочтут необходимыми, включая место работы, сроки трудовой деятельности, должность, оклад, тарифную ставку, отпуск и т.д. В некоторых ситуациях соглашение заключается на срочной основе, но это возможно в случаях:

  • замещения на работе другого сотрудника;
  • выполнения сезонной или временной работы;
  • осуществления дополнительной платной деятельности;
  • работы за границей;
  • достижения пенсионного возраста сотрудника, а также факта ограниченной пригодности по здоровью;
  • работы по совместительству.

Во всех остальных ситуациях образовательная организация обязана заключать бессрочный трудовой договор и не устанавливать самовольно временные рамки рабочей деятельности. Соискатель в случае несправедливости может обращаться в любые доступные судебные и внесудебные инстанции.

Время работы, график, отпуск

Условия касательно времени, графика работы, а также отпуска обязательно фиксируются в трудовом договоре, а также обговариваются индивидуально с работодателем.

У педагогов сокращенная рабочая неделя, исходя из положений ст. 333 ТК РФ. Это значит, что их рабочий график не должен превышать 36 часов в неделю.

В Приказе Минобрнауки №1601 указано, что режим работы педагога фиксируется по рабочей неделе или ставке зарплаты за норму часов. В первую очередь это зависит от должности педагогического работника, для которых предусмотрена своя нагрузка.
Режим работы педагога может быть любым согласно ст. 100 ТК РФ. Наиболее точные данные рабочего времени указываются в трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, локальных документах и коллективных соглашениях.

Отпуск педагогам предоставляется на общих основаниях согласно ст. 21 ТК РФ. В отличие от других работников им положен отдых продолжительностью гораздо больше, чем 28 календарных дней, то есть 56 и 42 дня.

В основном, преподаватели отдыхают 56 дней, но сотрудники дошкольного/дополнительного образования, учебно-методической работы традиционно находятся в отпуске 42 дня. Выход в отпуск возможен только после выполнения учебного плана за текущий год, а также написания соответствующего заявления. Преподаватели вдобавок имеют право на:

  • дополнительный неоплачиваемый отпуск;
  • декрет;
  • отпуск по беременности и родам.

В заключение необходимо сказать, что профессия педагогического работника предусматривает огромную эмоциональную отдачу поэтому законодатель предусматривает для таких сотрудников особые условия. Юридические аспекты их деятельности зависят от занимаемой должности и наличия образовательного ценза. Трудовой договор в свою очередь является правовой гарантией статуса и рабочей деятельности педагогов поэтому внимательное чтение соглашения гарантирует их социальную защищенность.

Особенности регулирования труда педагогических работников

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (ст. 331 ТК РФ). К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Статья 332 ТК РФ определяет срок трудового договора с работниками учреждений высшего профессионального образования. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замешаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста 70 лег.

По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

В ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени педагогических работников устанавливается сокращенной — не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ.

Статья 335 ТК РФ определяет длительный отпуск педагогических работников. Как указывалось ранее, педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 336 ТК РФ для педагогических работников предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора. Помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:

  1. повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
  3. достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста 65 лет;
  4. не избрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *