Обязанности водителя пожарного автомобиля МЧС 555

Обязанности водителя пожарного автомобиля подразделения пожарной охраны

51. Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.

52. При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:

  1. выезжать в составе отделения к месту проведения боевых действий по тушению пожаров;
  2. знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, источников наружного противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
  3. уметь работать с находящейся в боевом расчете подразделения техникой (на специальной технике – при наличии допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
  4. обеспечивать содержание закрепленной техники и вооружения, СИЗОД, снаряжения и имущества в состоянии постоянной готовности к проведению боевых действий по тушению пожаров;
  5. проверять при смене дежурства техническое состояние закрепленной техники, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
  6. соблюдать правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
  7. осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию закрепленной техники с соблюдением правил охраны труда;
  8. соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы;
  9. вносить предложения по улучшению условий несения караульной службы и содержания техники в подразделении;
  10. представлять необходимые сведения старшим должностным лицам подразделения для ведения документации на закрепленную технику;
  11. осуществлять учет и расходование горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
  12. осуществлять подготовку закрепленной техники для прохождения государственного технического осмотра;
  13. докладывать командиру отделения и начальнику караула о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники;
  14. соблюдать требования, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.

53. Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.

54. Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления ПА, к дежурству не допускается.

Приказ МЧС России от 20.10.2017 №452
«Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50452)

Содержание

Обязанности водителя пожарного автомобиля МЧС: должностные инструкции

Водитель пожарной машины – сотрудник караула, от которого многое зависит, особенно когда возникает экстренная ситуация.

Важность водителя пожарной машины

Для того чтобы пожарный расчёт мог быстро прибыть на место возгорания, должны быть соблюдены следующие условия:

  • Благоприятствующая дорожная ситуация;
  • Лёгкий подъезд к источнику водоснабжения;
  • Организованная и скоординированная работа бригады пожарных;
  • Опыт и профессионализм водителя пожарного авто.

Самым важным аспектом справедливо называется оперативная реакция и профессиональное осуществление собственной работы водителем пожарной машины. Именно от водителя ожидается, что он будет оперативно реагировать и принимать взвешенные решения в самый критический момент. Он должен уметь ориентироваться на местности, знать где находятся источники воды и грамотно управлять специальной пожарной машиной.

Должностные обязанности водителя

Для того чтобы регламентировать должностные обязанности водителей пожарных машин, в наше время предусмотрены списки нормативно-правовых документов, к которым можно отнести:

  1. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. N 156 г. Москва «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
  2. Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 (ред. от 14.12.2011) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

Водитель пожарного автомобиля обязан

Если обратиться к законодательной документации, то там прописаны обязанности водителя пожарного авто. Итак, водитель обязан:

  • Соблюдать все поступающие приказы командира отделения. Если он отсутствует, то водителем управляет начальник караула.
  • Для того чтобы решать задачи технического характера, водитель обращается к старшим по званию, которые отвечают за обучение вождению на специальном пожарном автомобиле.
  • Быстро выезжать и приезжать на место пожара, для того чтобы его ликвидировать.
  • Представлять и прорабатывать план передвижения по району, где случился пожар.
  • Помнить о местонахождении источников воды.
  • Использовать в работе необходимое оборудование и аварийно-спасательную технику.
  • Следить за служебным транспортом, чтобы он постоянно находился в боевой готовности.
  • Осуществлять регулярную проверку пожарной машины.
  • Выполнять все эксплуатационные правила.
  • При необходимости подготавливать отчёты о работе транспортного средства.
  • Осуществлять ТО автомобилей.
  • Следить за соблюдением правил охраны труда.
  • Правильно парковать автомобиль в подходящем месте.
  • Гарантировать безопасный вывод транспортного средства из зоны возгорания.
  • Гарантировать бесперебойную работу пожарного оборудования и прочей вспомогательной техники.
  • Контролировать расход огнетушащих веществ.

Водителю пожарной машины запрещено

Допускать к управлению пожарной машиной посторонних лиц, даже если они являются частью административного состава пожарного караула.

Также он не имеет права задействовать различные инструменты и прочее оборудование, для работы с которым он не допущен.

Обязанности при тушении пожара

Максимум внимания водитель пожарной машины должен уделять своим рабочим обязанностям непосредственно на пожаре.

На пожаре водитель должен:

  • Расположить автомобиль в специально отведённом месте, которое обговаривается должностной инструкцией.
  • Заранее подготовить возможный путь отъезда автомобиля, который пригодится если на месте пожара усложниться ситуация.
  • Контролировать надёжную работу оборудования, которое используется на пожарном автомобиле.
  • Контролировать расход тушащих средств.
  • Пополнять запас веществ для тушения.
  • Оповещать старшего начальника о расходе пожарных веществ.

Если говорить откровенно, то водитель пожарной машины контролируется большим количеством обязанностей.

Безопасность оборудования

Важная обязанность водителя пожарной техники – это контроль состояния закреплённой за водителем специальной техники. Полученные сведения водитель должен передавать своему начальнику, который позднее составляет паспорт состояния автомобиля.

Про все обнаруженные недостатки, нарушения и поломки, а также отклонения от нормального функционирования машины. Помимо этого, водитель должен следить за безопасным использованием всех специальных горючих смесей и жидкостей. В последствии, командир отряда будет работать над устранением неполадок.

Также водитель должен контролировать работоспособность ходовой части.

Требования для желающих стать водителем

Для того чтобы начать карьеру профессионального спасателя нужно пройти курсы водителей грузового автомобиля. На этих курсах получаются не только навыки управления пожарной машиной, но и специальные права.

Благодаря профессиональном у обучению, которое осуществляется в специализированном учебном заведении МЧС. Это обучение позволяет изучить разные типы машин и пожарного оборудования. Водитель сможет изучить тактику действий пожарных расчётов, должностные обязанности и так далее.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами! Поделиться:

Обязанности водителя

6.13. Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения подчиняется помощнику начальника (помощнику руководителя) караула (дежурной смены), в вопросах технического обслуживания автомобилей — старшему инструктору по вождению пожарной машины — водителю, старшему водителю подразделения.

6.14. Водитель при осуществлении своей деятельности обязан:

  • выезжать к месту пожара в целях его тушения и проведения АСР;
  • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
  • уметь работать с пожарной, аварийно-спасательной и другой техникой, находящейся в расчете подразделения (на специальной технике — при наличии соответствующего допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
  • обеспечивать содержание закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
  • проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасательную технику, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
  • выполнять правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
  • осуществлять техническое обслуживание закрепленной техники, обеспечивая при этом выполнение правил охраны труда;
  • выполнять правила охраны труда и санитарно-гигиенические нормы;
  • вносить предложения по улучшению условий организации караульной службы и содержания пожарной и аварийно-спасательной техники в карауле (дежурной смене);
  • эксплуатировать закрепленную технику в соответствии с инструкциями и требованиями руководящих документов;
  • осуществлять контроль за техническим состоянием закрепленной техники;
  • представлять необходимые сведения старшему водителю для ведения паспорта (формуляра) на закрепленную технику;
  • учитывать, применять и расходовать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости в соответствии с требованиями руководящих документов;
  • готовить и представлять закрепленную технику на государственный технический осмотр;
  • докладывать командиру отделения и старшему водителю подразделения о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники.

6.15. Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе и тем, которым он подчинен.

Обязанности, и работа в целом, водителя пожарной машины чрезвычайна важна для всей бригады. Ведь при пожаре от него зависит многое: быстрый приезд к месту возгорания, активация оборудования: специальных приборов, насосов.

Быстрота прибытия пожарников зависит от множества факторов:

  • дорожной ситуации;
  • доступности источников воды;
  • координации сотрудничества внутри коллектива;
  • опытности шофера.

Именно шофер, зачастую, должен иметь хорошую реакцию в критических ситуациях, уметь принимать решения быстро, знать короткие пути проезда по населенному пункту, источники воды с бесперебойной подачей.

Кто может устроиться водителем?

Чтобы начать карьеру на этой должности, следует обладать такими качествами, как:

  • быть совершеннолетним и дееспособным гражданином;
  • пройти медицинскую комиссию;
  • иметь первый или второй класс вождения;
  • иметь право вождения авто данного типа;
  • пройти специальное обучение.

Чтобы работать, водитель обязан получить группу допуска, поэтому они должны ежегодно подтверждать свою квалификацию: проходить экзамены по пожаробезопасности и инструктаж по технике безопасности. Кроме того, водители могут подвергнуться проверке или обучению (например, при смене оборудования или авто) без предупреждения в любое время.

Деятельность водителя регулируется такими нормативно-правовыми актами, как:

  • приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №156 от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
  • приказом МЧС РФ от №167 от 05.04.2011 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

Полные тексты законов можно скачать, и ознакомиться на любом юридическом портале.

Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля

В соответствии с вышеперечисленным законодательством, можно назвать такие обязанности пожарного при заступлении на дежурство:

  • соблюдать приказы командира, начальника караула. Обращаться к вышестоящему начальству;
  • как можно быстрее приезжать на место тушения пожара;
  • хорошо ориентироваться в прикрепленном за участком районе поселения, обладать информацией о коротких дорожных путях, объездах, источниках бесперебойного водоснабжения;
  • уметь применять всю необходимую технику и аппаратуру;
  • исполнять обязанности дневального по гаражу по необходимости;
  • держать машину, во время смены, в состоянии готовности;
  • проверять техническую исправность автомобиля и остальной техники;
  • составлять необходимые отчеты, следить за охраной труда;
  • соблюдать правила пожарной безопасности и технику безопасности;
  • не забывать о высокой пожароопасности топлива;
  • следить за расходом огнетушащих средств;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Обязанности водителя при пожаре:

  • правильно парковать автомобиль при пожаре в специально установленных местах;
  • безопасно выводить машину при сложной ситуации при тушении пожара, предусматривать такую возможность заранее;
  • следить за работой оборудования во время пожара;
  • следить за расходом веществ, необходимых для тушения. В случае их окончания, оповестить старшего начальника.

Должностная инструкция содержит не только ссылки на обязанности, но и на действия, которые запрещено производить пожарным:

  • передавать управление ТС посторонним, в том числе, и непосредственному начальству;
  • использовать устройства тушения огня, если не было произведено обучение по его использованию.

Работа водителем пожарного авто очень сложна, и подразумевает огромную ответственность. Она подходит только для физически сильных, быстро соображающих людей. Ведь от их действий зависит не только собственная жизнь и жизнь бригады, но и тех, кому в целом призвана помогать МЧС, то есть всех обычных граждан.

Обязанности водителя пожарного автомобиля: краткий обзор

Специалисты, работающие в пожарной охране, спасают жизни людей и объекты, подвергшиеся воздействию огненной стихии. Это их основная задача.

Тщательную подготовку и обучение проходит каждый человек, желающий работать в этой структуре. Потому что в дальнейшем ему придется выполнять ответственную работу.

И сейчас стоит рассмотреть обязанности водителя пожарного автомобиля.

Самостоятельно выполнять работу на специализированной машине может человек, который прошел вводный инструктаж и сдал экзамен по пожаробезопасности. Пожарная охрана может взять на работу совершеннолетнюю личность с удостоверением, дающим право управлять определенной категорией транспорта, и без медицинских противопоказаний для данного рода деятельности.

Каждые три месяца водитель обязан проходить повторный инструктаж по безопасности. Он бывает внеплановым в том случае, если изменился технологический процесс, правила по охране труда, или же был заменен грузовой автомобиль. Раз в два года проходят обязательный медосмотр.

Главные принципы

Перечислять обязанности водителя пожарного автомобиля стоит с самых главных положений. Итак, каждый специалист должен соблюдать установленные на предприятии правила трудового распорядка и требования всех утвержденных инструкций. Все выданные средства индивидуальной защиты следует использовать бережно и по назначению.

Если человек хочет работать водителем в такой структуре, как пожарная охрана, то он должен знать, что за ним будет закреплён отдельный грузовой автомобиль, который он после выхода на должность примет по акту.

Перед началом смены он проверяет машину, оснащение, форму и технику на исправность. Убеждается в исправности прицепа, шнекового разбрасывателя, руля, тормозов, стеклоочистителей.

Проверяет давление воздуха в шинах и отсутствие протеканий воды, масла и топлива. И, конечно же, заправляет машину.

Если в момент начала движения была обнаружена какая-то неисправность, водитель не должен выезжать на линию. О проблеме надо сообщить администрации автотранспортного отдела. Продувать бензосистему нужно насосом.

Принимать, заправлять автомобиль и перекачивать этилированный бензин нужно с наветренной стороны машины.

Если это топливо попало на руки, нужно сполоснуть их керосином, после чего промыть теплой водой с применением мыла.

Безопасность

В обязанности водителя пожарного автомобиля также входит умение оказывать доврачебную помощь пострадавшему человеку. Для этого в машине он должен держать медицинскую аптечку и, естественно, средства пожаротушения.

Но главные обязанности водителя пожарного автомобиля заключаются в выполнении лишь той работы, которую ему поручили. Передавать её другим нельзя. Можно лишь с разрешения начальника АХО.

Пожарная охрана – структура серьёзная. Каждый водитель, служащий в ней, должен соблюдать правила гигиены. Есть, курить и отдыхать лишь в местах, отведенных для этого. Воду пить тоже из специальных установок.

Также он должен быть внимательным. Движущиеся узлы и детали машины несут в себе опасность, как и система охлаждения, горячая поверхность мотора, глушитель, отработанные газы. Опаснее всего падение техники при разгрузочных работах и ДТП. Чтобы ничего этого не допустить, рабочий должен быть ответственным и строго соблюдать инструктаж с правилами.

Во время работы

Работа водителем пожарного автомобиля сложна, так как содержит в себе массу нюансов. Перед тем как выехать со стоянки или из гаража, он должен убедиться в том, что это будет безопасно для остальных и, конечно, оповестить предупредительным сигналом. Если движение задним ходом выполнить проблематично, нужно воспользоваться помощью других лиц.

Ехать на вызов нужно с такой скоростью, которая будет максимально безопасной с учетом видимости, обзорности, перевозимого груза. Также водитель обязан в любом случае соблюдать ПДД. Заправлять кузов песком он должен либо 1-ковшовым экскаватором, либо при помощи автопогрузчика. Если это происходит ночью, то надо позаботиться о хорошем освещении.

Другие требования

Инструкция водителей пожарных автомобилей весьма подробна. В ней, помимо обязанностей, ещё содержатся требования другого характера. Например, касательно того, что специалистам запрещается.

Водитель не должен садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения или выезжать в рейс утомлённым/заболевшим.

Если автомобиль находится на стоянке, в то время как пожарные тушат огонь, ему положено сидеть за рулем и ждать дальнейших указаний. Спать или отдыхать, тем более при запущенном двигателе, нельзя.

Заводить мотор для обогрева кабины также запрещено. Как и передавать управление машиной посторонним лицам.

Ремонтировать автомобиль в момент разгрузки и погрузки нельзя. Буксировать машину с целью запустить двигатель – тоже. Вообще, запретов по технической части много, все они прописаны в соответствующем положении.

Что ещё стоит знать?

Подготовка водителей пожарных автомобилей подразумевает довольно длительный период обучения. Каждый будущий специалист набирает навыки, чтобы потом применить их в работе.

Он должен беспрекословно подчиняться приказам командира отделения, немедленно приезжать на место пожара для его ликвидации командой, содержать машину в постоянной боевой готовности, проверять закреплённую за ним технику, составлять соответствующие отчеты и знать, как безопасно вывести транспорт из осложнившейся на пожаре ситуации. И, конечно, быть неотъемлемой частью слаженной команды, что тоже важно.

Обязанности водителя пожарного автомобиля: краткий обзор :

Специалисты, работающие в пожарной охране, спасают жизни людей и объекты, подвергшиеся воздействию огненной стихии. Это их основная задача.

Тщательную подготовку и обучение проходит каждый человек, желающий работать в этой структуре. Потому что в дальнейшем ему придется выполнять ответственную работу.

И сейчас стоит рассмотреть обязанности водителя пожарного автомобиля.

Самостоятельно выполнять работу на специализированной машине может человек, который прошел вводный инструктаж и сдал экзамен по пожаробезопасности. Пожарная охрана может взять на работу совершеннолетнюю личность с удостоверением, дающим право управлять определенной категорией транспорта, и без медицинских противопоказаний для данного рода деятельности.

Каждые три месяца водитель обязан проходить повторный инструктаж по безопасности. Он бывает внеплановым в том случае, если изменился технологический процесс, правила по охране труда, или же был заменен грузовой автомобиль. Раз в два года проходят обязательный медосмотр.

Обязанности водителя пожарного автомобиля: должностные, МЧС, кому подчиняется, ГПС, приказ 167, функциональные

По должностной инструкции, в обязанности водителя пожарного автомобиля включены: выезд к охваченной огнем территории, знание района, куда следует ехать, осуществление контроля за состоянием техники и другое. Исполняющий данную должность человек подчиняется командиру.

Важность работы водителя. Основные приказы МЧС, которые должен знать водитель

Водитель пожарной машины должен осуществлять выезд к месту пожара. От скорости его реагирования зависит эффективность тушения, степень поражения горящего объекта. Чем быстрее бригада доберется до нужной территории, тем проще будет ликвидировать возгорание, меньше пострадает охваченный пламенем объект.

Командир является тем, кому подчиняется водитель; следует выполнять указания и приказы данного человека.

Водитель должен эффективно обеспечивать бесперебойную работу находящейся в его распоряжении техники. На пораженной возгоранием территории необходимо тщательно следить за происходящим. Запасы горючих материалов, жидкостей для устранения возгорания занимающий данную должность должен своевременно пополнять.

Также необходимо своевременно осуществлять техническое обслуживание закрепленного транспортного средства.

Если возникает необходимость, требуется уметь работать на штатной радиостанции.

Основы работы водителя пожарного автомобиля. Безопасность оборудования

Важной обязанностью является контроль за состоянием закрепленной техники. Сведения требуется предоставлять непосредственному начальнику, чтобы он имел возможность составлять паспорт машины.

Так, как требуется, следует использовать специальные горючие смеси, жидкости.

Обо всех обнаруженных недостатках, нарушениях функционирования обязательно докладывать начальникам, чтобы те имели возможность своевременно принять меры по устранению неполадок.

Передавать транспортное средство под ответственность прочим людям, включая подчиненных и начальство, нельзя. Водитель пожарной машины находится в непосредственном подчинении у начальника пожарной части.

Техническая исправность оборудования должна проверяться регулярно. Кроме того, водителю нужно поддерживать ходовую часть автомобиля функционирующей. Требуется осматривать главные и дополнительные элементы оборудования, чинить их, если возникает подобная необходимость.

Основные должностные обязанности водителя пожарного автомобиля

Для работы с противопожарной техникой допускаются лица, получившие водительское удостоверение соответствующей категории. Предварительно нужно пройти обучение по специально составленной программе.

Одной из обязанностей является умение управлять техникой для устранения пожаров. Человек должен иметь возможность управлять транспортными средствами категорий В, С и Е. Подойдет и наличие удостоверения на управление автобусов класса Д и Е.

Если удостоверения нет, человека не допустят к управлению служебным транспортом.

Данная должность сопряжена с большой ответственностью. Необходимо следить за исправностью техники, чтобы она не сломалась во время работы, эффективно помогала тушить пожары.

При смене дежурства необходимо проверять автомобили. Если имеются какие-либо недостатки, поломки, необходимо доложить об их обнаружении руководству. Меры по починке принимаются только после доклада.

Требуется соблюдать правила трудовой охраны. Кроме того, запрещается нарушать санитарно-гигиенические нормы.

В должностные обязанности водителя пожарного автомобиля входят и другие действия. Следует вносить предложения, направленные на улучшение условий, в которых содержатся технические средства, проходит служба караула.

Техника должна использоваться по установленной инструкции. В служебные обязанности входит также подготовка автомобиля, других технических средств для прохождения техосмотра. Машина всегда должна быть готова к выезду.

Гаражное оборудование также должно правильно эксплуатироваться. Требуется составлять документацию, содержащую сведения об использовании закрепленной машины.

Приказания командира должны соблюдаться в точности. Если исполняющий данную должность человек отсутствует, нужно слушать приказы начальника караула.

Обязанности водителя пожарного автомобиля при тушении пожара

Водитель пожарной машины обязан быстро реагировать, доставлять технику и пожарную бригаду на территорию, охваченную пламенем.

Техническое оборудование следует доставлять до точки, на которой его требуется установить для проведения работ по ликвидации возгорания.

Если обстановка на охваченной огнем территории осложняется, начинает представлять опасность для техники, нужно переместить машину на безопасную территорию, где она не будет повреждена.

Узлы и агрегаты при тушении пожара должны работать бесперебойно, поэтому необходимо осуществлять контроль за их работой. Важно следить за состоянием функциональных единиц, смеси должны подаваться в нужном направлении.

Требуется отслеживать количество тушащих огонь смесей, и если их становится слишком мало, важно пополнять запасы. Для этого следует оповещать руководителей.

Машина и прочее оборудование могут быть использованы только после того, как будут проверены несколько раз. Проверка должна осуществляться по специальной инструкции.

На месте тушения пожара нужно неукоснительно выполнять распоряжения руководства. Оставлять позицию без разрешения начальства запрещается.

Обязанности водителя пожарного автомобиля

Оперативный приезд на место где случился пожар, приведение в действие всей аппаратуры, техники и другие действия необходимые для борьбы с пламенем зависят от целого ряда факторов.

Пожарный расчет способен быстро приехать к месту пожара при следующих условиях: отсутствие трудностей, пробок на дороге, удобный подъезд к воде, опыт водителя транспортного средства.

От того, как оперативно среагирует водитель пожарной машины и исполнит поставленные перед ним задачи зависит количество спасенных жизней, материальная сторона.

История профессии водителя пожарной машины

С началом использования автомобильной техники для оснащения пожарных команд в боевой расчет вводится новая штатная единица — водитель пожарного автомобиля.

Изначально для этого привлекались автомобилисты энтузиасты, а буквально через год были организованы курсы по подготовке профессиональных пожарных, для которых вводилась новая должность пожарный водитель.

Такое решение было вызвано тем, что при тушении пожаров изменилось предназначение транспортного средства — с простой повозки для подвоза воды автомобиль стал оборудоваться сразу несколькими видами пожарных средств. Это означало, что обязанности водителя пожарного автомобиля мог исполнять только высококвалифицированный и подготовленный профессионал.

С дальнейшим развитием техники автомобиль стал оснащаться еще более современным оборудованием, а это означает что водитель мчс должен не только уметь правильно управлять автомобилем, но и быть спасателем в полном смысле этого слова.

Виды должностных обязанностей водителя пожарной команды

Водителями автомобилей работают не только мужчины

Чтобы понимать, что такое обязанности водителя пожарной машины нужно различать:

  • Общие обязанности водителя пожарного автомобиля мчс согласно приказов министерства;
  • Должностная инструкция, которая разрабатывается для конкретных условий службы в части;
  • Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля как единицы боевого расчета во время тушения пожара согласно боевого устава.

К первым документам относятся инструкции и обязанности формирующие общие требования к профессии и расписывающие обязанность водителя в общем виде. Они являются общими для всех подразделений гпс, раскрывают общий порядок взаимодействия, подчиненности и ответственности.

Должностная инструкция водителя пожарного автомобиля, закрепляемого за конкретным типом техники разрабатывается непосредственно командиром отряда или начальником части.

Функциональные обязанности в отличие от устава определяют более четко то, за что отвечает пожарный, кому он должен подчиняться и содержит требование к составу работ, которые он должен выполнять.

Эти требования касаются как времени несения дежурства, так и труда во время обслуживания и ремонта автомобиля и оборудования.

Эти инструкции могут иметь отличия в разных ведомствах, например, пожарный водитель уфсин или фпс не может привлекаться для операций за пределами учреждений служб. Их обязанность обеспечивать охрану только учреждений этих государственных органов.

Заступление в караул и боевой выезд обязывает сотрудника выполнять требования боевого расчета, а это значит, что при получении команды о пожаре:

  • он должен незамедлительно начать движение;
  • на месте пожара разместить машину;
  • развернуть пожарное оборудование;
  • обеспечить начало подачи воды или пенной смеси;
  • следить за работой насосов;
  • в случае необходимости обеспечить эвакуацию людей и техники.

Как стать водителем пожарной машины

Обучение вождению автомобиля

Начало карьеры профессионального спасателя для многих начинается с курсов водителей грузовых автомобилей.

Здесь важно не только получить водительские права, но и научиться правильно управлять автомобилем.

Служба в большинстве случаев подразумевает открытие со временем новых категорий для управления транспортом — авто с прицепом, большегрузных авто, автобусов, автопоездов.

Профессиональное обучение проводится в специализированных учебных заведениях МЧС, здесь изучаются отдельные типы автомобилей и оборудования, тактика действий расчетов, обязанности пожарного водителя и других должностей расчета.

Обязательно проводятся практические занятия на технике и на учебных полигонах.

Обучение состоит из нескольких циклов, каждый новый цикл отвечает за отдельные направления профессии — спасение людей, ликвидация пожаров разного уровня и типа, действия в очагах техногенных катастроф и природных бедствий, миротворческие и гуманитарные операции взаимодействие с другими подразделениями. После окончания обучения водитель пожарной машины распределяется в части где есть вакансия для дальнейшего прохождения службы.

Что дает служба пожарником

Служба пожарника всегда была одной из самых опасных и трудных, именно поэтому государство, местные органы власти всегда уделяли большое внимание людям этой профессии.

Связавшим свою судьбу с работой спасателя государство устанавливает зарплату, зависящую от должностного разряда, специального или воинского звания, классной квалификации и дополнительных видов обеспечения.

К должностному окладу выплачиваются надбавки за количество вахт, участия в операциях, выездов на гуманитарное разминирование.

Законодательство предусматривает также премирование за высокие показатели и усердие в службе.

Государство заботится и о пенсии сотрудников, для них предусмотрено более ранний выход на пенсию по выслуге лет и расчет пенсий в зависимости от денежного содержания по должности, которую пожарный занимал перед выходом на пенсию. Кроме этого, государство обеспечивает страхование жизни и здоровья сотрудников, их социальную и правовую защиту.

Обязанности водителя пожарного автомобиля при тушении пожара:

Водитель осуществляет управление пожарным автомобилем, он подчиняется начальнику пож. расчета или нач. караула

  • устанавливает автомобиль на указанную позицию ;
  • в случае осложнения обстановки на пожаре осуществляет вывод автомобиля в безопасное место;
  • обеспечивает эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следит за обстановкой на месте пожара;
  • выполняет ТО закрепленного автомобиля;
  • контролирует запасы ГСМ и огнетушащих веществ, о необходимости их пополнения незамедлительно докладывает начальнику пож. расчета;
  • работает на штатной радиостанции по решению начальника пож. расчета.

Оперативный приезд на место где случился пожар, приведение в действие всей аппаратуры, техники и другие действия необходимые для борьбы с пламенем зависят от целого ряда факторов.

Пожарный расчет способен быстро приехать к месту пожара при следующих условиях: отсутствие трудностей, пробок на дороге, удобный подъезд к воде, опыт водителя транспортного средства.

От того, как оперативно среагирует водитель пожарной машины и исполнит поставленные перед ним задачи зависит количество спасенных жизней, материальная сторона.

Водитель должен:

  • следить за исправностью всех узлов и агрегатов спецтехники;
  • постоянно поддерживать работоспособность ходовой;
  • при необходимости заниматься ремонтом основных и вспомогательных элементов.

О выявленных дефектах нужно докладывать начальнику караула. После этого выполняется работа по приведению машины в работоспособное состояние.

В случае серьезных поломок спецтехника не допускается к боевым выездам.

Основные обязанности водителя пожарного автомобиля

Обязанности водителя пожарной спецтехники вытекают из приказов Министерств чрезвычайных ситуаций и по делам гражданской обороны соответственно от 31 марта 2011 г. №156 и от 5 апреля 2011 года №167.

Водитель пожарной спецтехники обязан:

  • соблюдать приказания командира своего отделения или, в случае его отсутствия, подчиняться непосредственно начальнику караула;
  • возникающие технические вопросы решать с главным инструктором или со старшим водителем;
  • оперативно выезжать на место пожара;
  • в совершенстве владеть дорожной ситуацией, знать места расположения потенциальных источников воды;
  • постоянно следить за исправностью вверенного ему авто;
  • выполнять правила эксплуатации гаражного оборудования;
  • при необходимости составлять отчеты о техническом состоянии машины;
  • соблюдать правила охраны труда.

Водитель не имеет права передавать управление своей машиной третьим лицам, в частности, администрации пожарной части.

В число прочих обязанностей водителя входит:

  • соблюдение правил парковки спецтехники;
  • выполнение всех необходимых действий для отвода спецтехники из осложненной ситуации, которая угрожает автомобилю;
  • обеспечение надежности, стабильности работы всего основного и вспомогательного оборудования;
  • своевременное оповещение начальника о недостаточном количестве эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ.

Безопасность оборудования – превыше всего

Перед использованием пожарной машины и ее оснащения водитель должен убедиться в их безопасности. Соответствующие инструкции и рекомендации приведены в «Правилах техники безопасности в пожарной охране МВД».

Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Установлен новый порядок работы с обращениями граждан в Вооруженных Силах РФ.

Необходимые действия совершаются в соответствии с Регламентом Минобороны России. Ранее речь шла об административном регламенте по оказанию одноименной госуслуги.

Работу с обращениями, поступившими в воинскую часть, организует командир (начальник). Назначается ответственное лицо.

Как и ранее, обращения рассматриваются в течение 30 дней с даты регистрации. В исключительных случаях этот срок могут продлить максимум на столько же.

Ежемесячно по результатам рассмотрения обращений составляется статотчет. Приведена его форма.

При необходимости воинская часть или должностное лицо вправе запрашивать, в т. ч. в электронной форме, в других госорганах, органах местного самоуправления, воинских частях и у должностных лиц документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения по существу.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней с даты регистрации возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования.

Прием граждан проводится командирами (начальниками) воинских частей или уполномоченными должностными лицами. Отводятся специальные помещения. Определяются часы приема.

Ответ на обращение, поданное при личном приеме, дается гражданину при его согласии устно, если изложенные в факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.

Для проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в воинской части приказом командира (начальника) создается комиссия. Мероприятия проводятся не реже 1 раза в квартал. По результатам составляется аналитическая справка. Также организуется контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

Прежний порядок с учетом изменений признан утратившим силу.

Передача и списание техники

2.9.1. Передача техники из одного подразделения в другое (кроме объектовых), подчинённых ГУ МЧС России, производится по приказу (распоряжению) начальника ГУ МЧС России согласно штатной положенности по акту приёма, передачи ПА (агрегата).

Форма акта приведена в приложении 1.

Акт составляется в трёх экземплярах, один из которых представляется в УМТО, два других остаются у передающего и принимающего подразделений.

Для приёма, передачи техники приказом по ГУ МЧС России создаётся комиссия в составе: председатель – начальник УМТО, члены – представитель отдела вооружения и техники, руководители передающего и принимающего подразделений и старшие водители (водители).

Акт приёма, передачи утверждает начальник ГУ МЧС России.

2.9.2. Передача автотранспортной техники из подразделения ГУ МЧС России в подразделение ГУ МЧС России другого субъекта в пределах полномочий Регионального центра МЧС России, а также её снятие с учёта и постановка на учёт в ГИБДД, производится по решению начальника РЦ МЧС при наличии соответствующих распоряжений территориальных управлений Федерального агентства по управлению госимуществом по субъекту Российской Федерации.

2.9.3. Передача техники из подразделений МЧС в другие организации осуществляется на основании соответствующих нормативных актов.

2.9.4. Порядок реализации и списания (высвобождения) техники регламентируется приказами МЧС и другими нормативными актами.

2.9.5. Пожарные автомобили (ПМ), отработавшие амортизационный срок службы, техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям из-за недопустимого снижения технических параметров или показателей техники безопасности, а также, если суммарные затраты на обеспечение исправного состояния чрезмерно высоки и её восстановление экономически не целесообразно, могут быть реализованы для использования на объектах экономики или списаны (высвобождены).

2.9.6. Пожарные автомобили (ПМ), не выработавшие нормативный срок эксплуатации и имеющие остаточную стоимость, утраченные, разрушенные в аварии, выведенные из эксплуатации досрочно по другим причинам, могут быть списаны в установленном порядке. В этом случае приказом начальника территориального органа МЧС России назначается комиссия для проведения административного расследования из должностных лиц органа управления и подразделений, не причастных к досрочному выходу, утере, аварии.

Комиссия устанавливает фактические причины преждевременного выхода из строя, размер фактического ущерба, лиц, виновных в свершившемся факте.Причинами преждевременного выхода из строя пожарной техники могут быть: боевые действия, низкое качество изготовления заводом, нарушение требований инструкций по эксплуатации, низкое качество ремонтных работ, ликвидация ЧС и их последствий, аварии, стихийные бедствия и другие случаи.Комиссия готовит акт о проведённом административном расследовании с приложением рабочих документов на утверждение начальнику территориального органа МЧС России. По представленным документам начальник территориального органа МЧС России утверждает акт и издаёт приказ с указанием:необходимых мероприятий по исключению повторных случаев;мер о привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством;способа и размера возмещения нанесённого ущерба.Списание вышедшей из строя пожарной техники при ликвидации последствий стихийных бедствий оформляется с участием соответствующих служб центрального аппарата МЧС России.

2.9.7. Вспомогательная автотранспортная техника (топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские, автокраны и др.) списывается согласно нормам пробега базовых шасси автомобилей и в зависимости от технического состояния.

2.9.8. Пригодность пожарной и вспомогательной автотранспортной техники к дальнейшей эксплуатации устанавливается комиссией, назначенной начальником территориального органа МЧС России.

В состав комиссии включаются: заместитель начальника территориального органа МЧС России или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами (председатель комиссии), главный бухгалтер, лица, на которых возложена ответственность за эксплуатацию и (или) сохранность пожарной техники.

2.9.9. Узлы и детали, непригодные к ремонту и дальнейшему использованию, в установленном порядке выбраковываются, а подлежащие восстановлению сдаются на склад по приходному документу и подлежат учёту с заполнением карточки учёта оборотного агрегата.

2.9.10. Должностные лица, отвечающие за эксплуатацию пожарной техники, обязаны принимать меры по обеспечению полной выработки установленных амортизационных норм наработки (сроков службы) и добиваться увеличения наработки техники сверх установленных норм.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

  • ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.

  • Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.

  • ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.

  • СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

  • месяц;

  • полугодие;

  • год;

  • согласно регламенту.

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

  • внешним видом;

  • безопасностью езды;

  • исправностью основных агрегатов;

  • функционированием ПТВ и АСО;

  • уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

  • ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;

  • ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;

  • специальные ПА – 7 мин.;

  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

  • Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.

  • Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.

  • Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.

  • Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.

  • Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.

  • Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.

  • Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.

  • Степень натяжения ремней привода.

  • В зимний период – чехол-утеплитель.

  • Отсутствие протечек ГСМ.

  • Показатель масла во всех элементах двигателя.

  • Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.

  • Функционирование сцепления и степень хода педали.

  • Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.

  • Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.

  • Наличие свободного хода руля.

  • Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.

  • Работа радиосвязи.

  • Тормозная система.

  • Коробка переключения передач.

  • Раздаточная коробка.

  • Переключение мостов, при их наличии.

  • Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.

  • Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.

  • Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.

  • Соединение насоса и рамы.

  • Запуск мотора из насосного отделения.

  • КИП насосного отделения.

  • Вакуумная система.

  • Герметичность насоса.

  • Масляный фильтр после отключения мотора.

  • Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.

  • Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.

  • Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.

  • Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

  • масло в двигателе, холостой ход;

  • масло в двигателе, средние обороты;

  • напряжение, запуск мотора;

  • напряжение, рабочий режим;

  • давление пневматической системы, отключение аккумулятора;

  • давление пневматической системы, номинал;

  • давление в тормозах, нажатая педаль;

  • выход штоков тормозных камер;

  • свободный ход педали тормоза;

  • дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.

  • свободный ход педали сцепления;

  • полный ход педали сцепления;

  • люфт руля;

  • прогиб ремня привода;

  • время вакуумирования;

  • разряжение в насосной полости, максимум;

  • разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

  • плотность электролита;

  • давление в колёсах;

  • уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

  • безопасное удаление от пожара;

  • отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;

  • смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;

  • отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;

  • нагрев охлаждающей жидкости;

  • давление масла в моторе;

  • показания КИП;

  • очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;

  • заполнение резервуара воды после завершения тушения;

  • откачка воды из насоса и системы подачи;

  • ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

  • Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.

  • Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.

  • Гидрант – плотное соединение сальников.

  • Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.

  • Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.

  • Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

  • основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;

  • специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

  • Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.

  • Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.

  • Смазка элементов.

  • Прочистка фильтров.

  • Функционирование осветительных приборов и сигналов.

  • Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

  • Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.

  • Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.

  • Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.

  • Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.

  • Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.

  • Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

  • основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;

  • специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

  • кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;

  • двигатель;

  • сцепление;

  • коробка переключения передач;

  • спидометр;

  • карданная передача;

  • задний и передний мост, рулевое управление;

  • тормоз;

  • аккумулятор, генератор;

  • зажигание;

  • свет и сигналы.

При проведении ТО-2 дополнительно осматривается специальное оборудование:

  • резервуар для воды и ВМП;

  • насос – функционирование, управление, КИП;

  • места для пожарного расчёта;

  • подогрев резервуара;

  • охлаждение двигателя;

  • смазка агрегатов, связанных с пожарной техникой;

В случае необходимости, сюда включается текущий ремонт. На все этапы ТО-2 выделяется 2 дня для основных ПА, 3 дня для специальных и 5 дней для крупной техники – АЦЛ и АЦПК выше 30 м, большегрузных шасси. Если срок эксплуатации транспортного средства составляет от 10 лет, то на него также выделяют 5 дней.

Сезонное техническое обслуживание

Пожарный автомобиль полностью подготавливается к работе в определённый период – зима или лето. Обслуживание выполняется 1 раз в полгода и обычно совмещается с ТО-1 и ТО-2 в следующих периодах – 15.03-15.05, 15.09-15.11. Основные работы:

  • прочистка охлаждающего контура;

  • тестирование функционирования кранов и слива тормозной системы и питания;

  • смена смазки в основных агрегатах;

  • тестирование карбюратора, насоса топлива;

  • прочистка бака горючего;

  • стендовая проверка аккумулятора.

Техническое обслуживание при хранении техники

В этом случае руководствуются инструкциями по эксплуатации от производителя, в которых указываются нормы и необходимые работы. В общих случаях проводятся:

  • внешний осмотр состояния основных элементов кузова и рамы;

  • очистка от загрязнений;

  • проверка защитных покрытий, а при необходимости – их нанесение;

  • проверка герметичности.

Порядок планирования ТО

Для технического обслуживания составляется специальный график с указанием дней для каждой отдельной единицы техники. ТО-2 на год разрабатывается отделом ПТ, проходит согласование с отделом службы и подготовки, утверждается начальником УГПС, ОГПС. ТО-1 на год разрабатывается начальником ТС, проходит согласование со службой пожаротушения, утверждается начальником гарнизона. В некоторых случаях допускается составление единого плана для обоих видов технического обслуживания.

Порядок планирования ремонтов

Разработкой графика занимается отдел ПТ УГПС, ОГПС. В нём прописывается число ремонтов на год, а также трудозатраты. Утверждается начальником УГПС, ОГПС. Разрешено составлять один график для ТО и для ремонта.

Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

Категорически запрещено:

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;

  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;

  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;

  • осуществлять любые работы со станками без заземления;

  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;

  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;

  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;

  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;

  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;

  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;

  • оставлять открытыми баки для горючего;

  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;

  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.

Виды ремонтов

Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.

Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:

  • текущий;

  • средний;

  • капитальный.

Текущий ремонт (ТР)

Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:

  • регулировка отдельных элементов;

  • улучшение крепёжа;

  • сварка;

  • слесарные работы;

  • механические работы.

Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.

Средний ремонт (СР)

В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.

Капитальный ремонт (КР)

Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:

  • кузов;

  • кабина;

  • резервуар;

  • насос;

  • более 2 элементов шасси.

В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:

  • члены технической службы гарнизона;

  • начальник подразделения;

  • отделы технической службы;

  • старший водитель;

  • прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.

После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.

Нормы потребления топлива

Они были введены МЧС России, чтобы обеспечить постоянное наличие и контроль над использованием горючего. Есть 2 вида учёта его потребления:

  • массовое выражение (кг, тонн) – планирование и поступление в подразделения;

  • объёмное (литры) – расход в подразделениях, кроме консистентных смазок.

Для современных ПА существуют 3 типа норм:

  • работа двигателя при полной нагрузке на каждые 100 км;

  • работа агрегатов в стационарном режиме;

  • работа двигателя без нагрузки.

Полный перечень норм расхода топлива представлен в приложении №7 к приказу МВД №549 от 20.12.93 г. Они являются базовыми, то есть используются в качестве основы при расчётах, но дополнительно к ним могут применяться и различные коэффициенты увеличения:

Существует коэффициент понижения, если ПА эксплуатируется за чертой города на дорогах с улучшенным покрытием – до 15%. В случае, если требуется применить несколько надбавок, то берётся их итоговая сумма. Расчёт расхода производится водителем каждый раз после выезда, с учётом конкретных условий, с которыми он столкнулся.

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами! Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *