О войсках национальной гвардии

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

3 июля 2016 года N 226-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 391-ФЗ, от 07.03.2018 N 40-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 11.10.2018 N 364-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 404-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение
    • Статья 2. Задачи войск национальной гвардии
    • Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии
    • Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии
    • Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии
    • Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии
    • Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии
  • Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии
    • Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии
    • Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии
    • Статья 10. Задержание
    • Статья 11. Вскрытие транспортного средства
    • Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)
    • Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов
    • Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах
    • Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции
    • Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач
    • Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии
  • Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
    • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения
    • Статья 19. Применение физической силы
    • Статья 20. Применение специальных средств
    • Статья 21. Применение оружия
    • Статья 22. Применение боевой и специальной техники
    • Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей
  • Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии
    • Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом
    • Статья 24.1. Меры по обеспечению собственной безопасности войск национальной гвардии
    • Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии
  • Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии
    • Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач
    • Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений
    • Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)
    • Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд
  • Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
    • Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии
    • Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
    • Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков
  • Глава 7. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии
    • Статья 33. Прокурорский надзор
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 34. Заключительные положения
    • Статья 35. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4159; 2017, N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1575) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 32 следующего содержания:

«32) осуществлять доставление плавучих средств (судов) и орудий совершения административного правонарушения в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.»;

2) часть 8 статьи 16 признать утратившей силу.

Статья 2

1) статью 23.1 дополнить частью 1.3 следующего содержания:

«1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.»;

2) в части 1 статьи 23.85 слова «, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21» исключить;

3) в части 1 статьи 27.2:

а) в пункте 2 слова «подразделения воинской части либо органа управления» исключить;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.27 (в случае непосредственного обнаружения либо обращения граждан или организаций), частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9 — 17.13, 18.2 — 18.4, 19.3, 19.7, 19.13, 19.20, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8 — 20.24, частями 1, 2 и 5 статьи 20.25, статьями 20.30 — 20.32, 20.34 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;»;

4) в статье 28.3:

а) в части 2:

пункт 78 признать утратившим силу;

пункт 103 изложить в следующей редакции:

б) абзац первый части 3 после слов «статьей 19.20» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.8».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Обзор 226 федерального закона о войсках национальной гвардии

Любое государство должно в первую очередь защищать своих граждан от внутренних и внешних угроз. В РФ эта функция исполняется войсками национальной гвардии. Законодательно этот вопрос регламентируется законом №226-ФЗ.

Кратко суть

Закон №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» приводит описание прав и обязанностей военнослужащих в Росгвардии, ее состав, какие органы осуществляют надзор над этой службой.

Общие положения закона говорят о задачах гвардии, ее обязанностях и правах. Также указаны правовые основания для ее деятельности. Кроме того, присутствует описание принципов руководства Росгвардией, а также в каком порядке происходит передислокация воинских частей.

В других главах и статьях закона указывается на полномочия, которые предоставляются национальной гвардии. Указывается на право применения служащими силовых методов, а также на обязанности государственных структур в содействии Росгвардии при выполнении обязанностей, возложенных на службу.

Законом предусмотрены гарантии сотрудниками Росгвардии, а также их семьям, которые касаются их правовой, социальной и физической защиты.

Государственная Дума приняла закон в июне 2016 года. В силу он вступил уже 3 июля того же года. После принятия закона никакие изменения в него не вносились.

Закон включает в себя 8 глав и 35 статей. Некоторые из них вступили в силу только с начала 2020 года. В большинстве случаев это касается некоторых пунктов 9 статьи настоящего законодательного акта.

В этих пунктах описываются полномочия службы, которые касаются хранения, незаконной покупки или изъятия огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Кроме того, упоминается о выдачи оружия и взрывчатки физическим или юридическим лицам на основаниях, предусмотренных законодательством, в том числе статьей №226-ФЗ.

Последние изменения

Российское законодательство из года в год изменяется и улучшается. Это касается любого законодательного акта, так как со временем некоторые пункты или положения могут становиться неактуальными или недейственными. Не менее важным фактором является социальная и правовая обстановка на территории Российской Федерации.

С момента принятия закона 226-ФЗ никакие правки в него не вносились. Однако некоторых из норм и правил, прописанных в нем, вступили в силу через несколько месяцев или даже лет после введения в действие самого закона.

Статья 9 подробно описывает полномочия войск Росгвардии. Некоторые из пунктов данной статьи вступили в силу только с 1 января 2020 года, поэтому введенные нормы можно считать нововведениями.

К полномочиям военнослужащих включают:

  • возможность требования у обычных граждан соблюдения общественного правопорядка;
  • противодействие совершению актов, которые противоречат законодательству;
  • проверка документов для подтверждения личности;
  • применение необходимых мер для охраны места преступления до того, как прибудет полиция;
  • доставка нарушителей порядка в полицию;
  • осмотр транспортных средств;
  • возможность выдвигать требования во время проведения контрольно-пропускного досмотра;
  • хранение, прием и ликвидация огнестрельного оружия, которое было сдано добровольно или в принудительном порядке;
  • другие полномочия, которые предусмотрены данной статьей.

В статье 18 описаны принципы, по которым военнослужащие могут применять огнестрельное оружие. Нормы законодательства требуют от военнослужащего сводить к минимуму наносимый им ущерб в случае применения силовых методов.

Одной из самых важных является статья 19 настоящего закона. В ней определяются нормы применения физической силы.

Служащему Росгвардии разрешается применение силовых методов в таких случаях:

  • для пресечения нарушений административного или уголовного характера;
  • во время ареста преступников, а также для транспортирования их в полицейские участки;
  • в том случае, если со стороны правонарушителя наблюдаются агрессивные действия.

Статья 21 указывает на случаи, когда сотрудникам Росгвардии разрешается применять огнестрельное оружие. Это:

  • преступником совершается агрессивное нападение на рядовых граждан, которых необходимо защитить;
  • нарушитель пытается завладеть огнестрельным оружием;
  • необходимо защитить или увести в безопасное место заложников;
  • чтобы осуществить сигнал тревоги или выстрел в воздух (для предупреждения);
  • преступник пытается проникнуть на территорию, которая находится под охраной или пограничные земли;
  • есть необходимость обезвредить животное, которое несет в себе угрозу жизни и здоровью людей;
  • применять оружие против детей, инвалидов и беременных женщин категорически запрещается.

Статья 23 гарантирует сотрудникам Росгвардии личную безопасность. Для обеспечения этого права служащему позволяется держать при себе табельное оружие. В то же время использовать его он может, только опираясь на статью 21 этого закона. Для повышения безопасности место нахождения военных частей остается в тайне.

Видео: Специальный репортаж

Обзор основных статей с комментариями

В статье 2 Федерального закона определяются главнее задачи Росгвардии. К ним относят:

  • охрана общественного правопорядка;
  • охрана государственных учреждений, грузов особой важности, на основании утвержденных перечней;
  • борьба с террористическими и экстремистскими организациями;
  • обеспечение режима чрезвычайного положения;
  • помощь пограничным службам в осуществлении их обязанностей;
  • контроль над оборотом оружия;
  • охрана режимных объектов, а также тех сооружений, которые обладают особой важностью.

Для получения возможности осуществлять возложенные на нее обязанности, сотрудники национальной гвардии имеют такие полномочия:

  • общие, которые указаны в статье 9 настоящего закона;
  • специальные, указанные в статьях 10-14, а именно: задержание, проникновение в любые жилые помещения, осмотр любого средства передвижения, блокирование и оцепление территорий, а также помещений любого типа, ведение баз данных о гражданах, которые привлекались из-за нарушений правопорядка;
  • полномочия, которые необходимы для обеспечения чрезвычайного режима (статья 15), которые связаны с противодействием террористическим организациям.

Войска Росгвардии не создавались, как отдельная структура с нуля. Национальная гвардия была создана путем преобразования таких служб:

  • внутренних войск;
  • органов МВД, обязанностью которых было наблюдение за сферой оборота оружия, а также за частным охранным сектором;
  • отряды быстрого реагирования;
  • отряды особого назначения МВД;
  • ФГУП «Охрана»;
  • силы специального назначения.

Как правопреемник, Российская гвардия получает органы управления, спецотряды, воинские части и пр. от расформированных, объединенных и соединенных структур.

Комплектация войск Росгвардии осуществляется на основании норм российского законодательства:

  • военнослужащими;
  • сотрудниками, которые добровольно согласились работать на службе в Росгвардии;
  • федеральные служащие;
  • работники.

Военнослужащие отбираются в Национальную гвардию путем призыва и добровольного поступления лиц на службу. Все они должны иметь профессиональную подготовку, быть физически готовыми и знать нормы правового урегулирования. Военнослужащие должны умело владеть оружием и другими специальными средствами или техникой, если такая имеется.

Все служащие в национальной гвардии должны пройти обязательную дактилоскопию, после чего их данные будут внесены в специальный реестр на основании законодательных норм.

Гвардейские войска имеют право самостоятельно выбирать лиц, которые поступают к ним на службу по контракту. В число их полномочий входит проверка кандидатов, предъявление им соответствующих требований, проведение психологических экспертиз, если это не вредит здоровью людей и окружающей среде.

Перед назначением на службу, кандидат проходит медицинское исследование в структурах Росгвардии за средства, выделенные для этого из федерального бюджета.

Комментарии к статье 6 закона №226-ФЗ объясняют, каким образом формируется руководство Росгвардии. Основным руководителем службы является Президент РФ, которые имеет такие полномочия:

  • ставить перед гражданами определенные задачи;
  • изменять и ратифицировать состав и структуру войск;
  • назначать главнокомандующего и увольнять его с должности;
  • ратифицировать устав, а также любые официальные знаки службы;
  • определять необходимое число должностей, а также офицерский состав;
  • назначать программу развития войск;
  • любые другие полномочия, которые определены нормами Конституции РФ.

В то же время Правительство РФ должно всячески поддерживать структуры Росгвардии, осуществлять финансирование, а также контроль над выполнением обязанностей.

О задержании

В статье 10 настоящего закона регламентируется порядок задержания преступников сотрудниками Национальной гвардии.

Военнослужащие могут задерживать и отправлять в правоохранительные органы таких лиц:

  • подозреваемых в осуществлении противоправных действий;
  • тех, которые совершили побег из-под стражи;
  • граждан, которые уклоняются от админнаказания;
  • разыскиваемых лиц;
  • граждан, которые незаконно проникли на охраняемые территории.

Задержанные сотрудниками Росгвардии лица доставляются в отделение полиции. В этом случае обязательно соблюдаются условия по обеспечению им безопасности. Доставить задержанных лиц в участок следует на протяжении 3 часов после ареста.

Скачать

Скачать полный текст закона №226-ФЗ можно по ссылке.

Полномочия войск национальной гвардии

ТЕМА 4. ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

План

Понятие и законодательное обеспечение деятельности войск национальной гвардии РФ.

Задачи войск национальной гвардии

Полномочия войск национальной гвардии

Понятие и законодательное обеспечение деятельности войск национальной гвардии РФ

Национальная гвардия РФ представляет собой орган исполнительной власти, сформированный на базе внутренних войск МВД РФ. Национальная гвардия призвана обеспечивать надлежащий уровень государственной и общественной безопасности, стоять на страже правопорядка, законности и конституционного строя. Президентский Указ N 157, в котором содержалось постановление о формировании войск Национальной гвардии РФ, вступил в силу 5 апреля 2016 г.

В России национальная гвардия как таковая никогда не существовала. Первое упоминание о возможности ее образования возникло в 2002 г. Тогда было сказано, что национальная гвардия должна стать правопреемницей внутренних войск МВД. В 2012 г. в печати появилась информация, что в Минобороны уже началось обсуждение концепции создания национальной гвардии и планируется, что в ее состав будут входить войска МВД, ВДВ, ВВС, ВМФ и МЧС.

В состав войск национальной гвардии входят:

1) органы управления;

2) объединения, соединения и воинские части;

3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее — подразделения);

4) образовательные организации высшего образования и иные организации.

Руководство и управление войсками национальной гвардии

1. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации

3. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, являющийся главнокомандующим войсками национальной гвардии.

На сегодняшний день Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации Золотов Виктор Васильевич. Командующий Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковник Виктор Николаевич Стригунов

Задачи войск национальной гвардии

На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

1) Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. Чаще всего проблемы в обеспечении общественного порядка возникают во время проведения массовых мероприятий. В этих условиях органам внутренних дел, а теперь и национальной гвардии приходится принимать дополнительные меры для обеспечения на должном уровне охраны общественного порядка и общественной безопасности. Каждое массовое мероприятие должно быть организовано таким образом, чтобы не допустить нарушения законности. При этом не должны ограничиваться и законные права и интересы граждан.

Охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Основным элементом системы охраны являются караулы (гарнизоны), заставы.

Для проведения специальной операции по пресечению захвата важных объектов решением руководителя операции может создаваться следующая группировка сил и средств.

Группа усиления. Ее задача — усилить караулы на участке проникновения нарушителя.

Группа блокирования выполняет задачу по изоляции преступников, а также пресекает их попытки скрыться.

Группа поиска решает задачу обнаружения и задержания нарушителей, проникших на охраняемый объект.

Группа оцепления совместно с сотрудниками ОВД и ФСБ выполняет задачу по изоляции района проведения операции.

Группа захвата, которая вооружается специальным вооружением, обеспечивается средствами индивидуальной бронезащиты, специальными переговорными устройствами, средствами наблюдения и проникновения в помещения и сооружения охраняемого объекта (лестницы, трапы, фалы, специальные взрывные устройства).

Группа прикрытия, которая выполняет задачу прикрытия огнем, создания в нужном направлении серий отвлекающих взрывов, при необходимости — ведения стрельбы холостыми патронами. По решению руководителя операции группа уничтожает преступников с помощью снайперов.

Группа применения специальных средств выполняет задачу по обеспечению действий всех элементов группировки путем подачи специальных сигналов, постановки дымов и использования специальных химических средств.

Группы организационно-аналитическая, связи, тылового и технического обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий выполнения задач в специальной операции.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и оказания помощи любому элементу группировки сил и средств обеспечения, медицинского обеспечения.

Подводя итог, необходимо заметить, что на каждый элемент группировки возлагается задача, от выполнения которой будет зависеть результат проведенной операции. Отсутствие хотя бы одного элемента или невыполнение возложенных на него задач может привести к необратимым последствиям, в частности к потере жизней военнослужащих, выполняющих задачи по охране общественного порядка.

3) Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности работы государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма и терроризма.

Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О прокуратуре Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

В зоне проведения контртеррористической операции войска национальной гвардии, участвующие в операции, имеют право:

— принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в т.ч. транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

— проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

— задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

— беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

— производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в т.ч. с применением технических средств;

— использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

— использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

В первую очередь контртеррористические операции проводятся силами Федеральной службы безопасности РФ. Однако для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4) Участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции.Чрезвычайность ситуации независимо от ее основы (природная, социальная, техногенная, война или угроза войны) предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшее разрешение. Приемы и методы управления, оптимальные в спокойное время, могут оказаться бесполезными перед лицом серьезного кризиса. При урегулировании любой чрезвычайной ситуации должно происходить устранение не только основы ее возникновения, но и — одновременно, а возможно, и раньше — тех негативных явлений, которые порождены в обществе самим фактом возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе и передачей на утверждение Совета Федерации. Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» не имеет значения, вводится ли чрезвычайное положение на всей территории нашей страны или в отдельных местностях: механизм его введения един независимо от того, какую территорию оно охватывает.

Военное положениеПод военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Так же как и режим чрезвычайного положения, режим военного положения определяется особым федеральным конституционным законом — в настоящее время это Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 12.03.2014), ст. 5 которого гласит, что режим военного положения включает комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

5) Участие в территориальной обороне Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.

Возлагаются следующие задачи:

— охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

— участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях, на коммуникациях;

— участие в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на территории охраняемых объектов и сооружений или покинувших их;

— охрана складов и военных баз окружных управлений материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

6) Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии, иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничным органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

7) Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия войск национальной гвардии

В целях реализации возложенных на войска национальной гвардии задач они осуществляют следующие полномочия (ст. 8 Закона о нацгвардии):

1) общие полномочия;

2) специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах;

3) полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;

4) иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, Законом о нацгвардии, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст. 9 Закона о нацгвардии к общим полномочиям относятся:

— требование от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения противоправных действий;

— пресечение преступлений, административных правонарушений и противоправных действий;

— проверка документов, удостоверяющих личность, при наличии определенных оснований (например, если имеются основания подозревать лицо в совершении преступления);

— осуществление производства по делам об административных правонарушениях (ст. 23.85 КоАП РФ);

— принятие необходимых мер по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требование от граждан покинуть место происшествия;

— доставление граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в установленных целях (например, для решения вопроса о задержании гражданина);

— производство досмотра транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;

— производство в пунктах пропуска личного досмотра работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;

— требование от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;

— беспрепятственный вход в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осмотр их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;

— осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;

— при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производство досмотра плавучих средств (судов);

— ведение разведки в районах выполнения служебно-боевых задач;

— выдача гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; ведение в соответствии с федеральным законом учета оружия и патронов к нему;

— контроль оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранности и технического состояния боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдения гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия;

— выдача юридическим лицам и гражданам Российской Федерации направления на проведение контрольного отстрела гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом;

— выдача при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ, лицензии на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности; выдача для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника и удостоверения частного детектива; периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств;

— выдача в соответствии с законодательством РФ во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельных видов, типов и моделей оружия и патронов к нему, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ;

— осуществление контроля за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов, а также участие в осуществлении контроля за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством РФ;

— охрана на договорной основе особо важных и режимных объектов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, имущества граждан и организаций;

— осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

— осуществление в порядке, установленном Правительством РФ, контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;

— проверка мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверка объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; проверка у граждан документов, подтверждающих законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласование требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; установление порядка проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством РФ, и участие в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проверка мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдача гражданам и должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изъятие в случаях, предусмотренных законодательством РФ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей к ним и специальных средств; ограничение в установленном законодательством РФ порядке деятельности соответствующих объектов и применение иных мер, предусмотренных федеральным законодательством; участие в соответствии с законодательством РФ в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов;

— установление достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных п. п. 15 и 18 ст. 9 Закона о нацгвардии, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы, а также организации; продление срока действия и переоформление выданных лицензий и разрешений, отказ в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ; при выявлении нарушений принятие мер по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иных мер, предусмотренных федеральным законом; продление срока действия, принятие решения о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

— беспрепятственный вход по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей;

— исполнение решений суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;

— ношение гражданской одежды, а также формы одежды и знаков различия сотрудников федеральных органов исполнительной власти, работников организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

— остановка транспортных средств, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством РФ;

— пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

— получение на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации.

К специальным полномочиям нацгвардии относится:

— осуществление задержания лиц до передачи их полиции (например, находящихся в розыске или подозреваемых в совершении преступления);

— производство вскрытия транспортных средств (например, для спасения граждан или пресечения преступления);

— вхождение (проникновение) с соблюдением правил и требований, указанных в ст. 13 Закона о нацгвардии, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан и юридических лиц (исключение: территории дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций) при несении боевой службы, а также при реализации своих общих полномочий (например, для задержания лиц, для пресечения преступлений);

— оцепление (блокирование) участков местности, а также жилых и иных помещений, строений и иных объектов (например, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера);

— обработка данных о гражданах (получивших удостоверение частного охранника, о лицах, владеющих оружием, а также о лицах, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности) с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (ст. 14 Закона о нацгвардии).

Отдельно необходимо отметить полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также связанные с этим полномочия, предусмотренные ст. 15 Закона о нацгвардии:

— временное запрещение движения транспортных средств (в том числе плавучих), их досмотр;

— использование в неотложных нуждах транспортных средств граждан и организаций (кроме принадлежащих консульским и дипломатическим учреждениям, а также за исключением транспортных средств специального назначения);

— недопущение граждан на отдельные участки местности или объекты;

— использование в служебных целях линий, каналов и средств связи;

— безвозмездное получение информации от организаций;

— осуществление проверки документов, удостоверяющих личность граждан, при поступлении информации о наличии оружия, боеприпасов, спецсредств;

— задержание граждан, нарушивших правило комендантского часа;

— принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, обеспечение охраны общественного порядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *