Нормы труда в учреждениях культуры

Министерство культуры Российской Федерации в целях оказания методической помощи направляет рекомендации по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа с разъяснениями по применению приказов Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа», от 30.12.2015 № 3453 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики».

Указанные приказы размещены на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах «Главная», «Министерство», «Департаменты», «Департамент экономики и финансов», «Приказы»/»Методические рекомендации» и могут быть использованы в работе.

Обращаем внимание на необходимость внедрения типовых отраслевых норм труда в учреждениях и указания соответствующей информации в рамках отчета по мониторингу Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р.

Одновременно сообщаем, что в целях организации управления процессами планирования и контроля формирования штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда Минкультуры России разработан интерактивный электронный сервис, который обеспечивает:

расчет трудозатрат по видам деятельности и операциям;

расчет оптимальной штатной численности учреждения;

распределение видов деятельности и расчет трудозатрат, штатной численности по категориям: административно-управленческий персонал, основной персонал и вспомогательный персонал;

формирование штатного расписания учреждений с учетом определенной нормативной численности в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ.

Сервис позволяет проанализировать деятельность учреждения в разрезе видов и трудовых операций, рассчитать нормативную штатную численность и сформировать штатное расписания в соответствии с принятыми нормами труда, времени и численности.

В настоящее время данный сервис доступен для библиотек, музеев, зоопарков. В IV квартале 2016 г. также будет доступен для культурно-досуговых учреждений.

Доступ в указанный сервис предоставляется всем учреждениям в соответствии с поступившими запросами. Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты support@intellectr.ru, далее следовать присылаемым рекомендациям.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

Н.А. Малаков

Приложение

Рекомендации
по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее — Рекомендации)

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи по введению типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее — нормы труда КДУ), утвержденных приказом Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40938) (далее — приказ № 3448) и в дополнение к Методическим рекомендациям по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (далее — Учреждение), утвержденным приказом Минкультуры России от 30.12.2015 № 3453 (далее — Методические рекомендации № 3453).

2. Рекомендации могут быть использованы при введении норм труда КДУ в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа любых форм собственности и организационно-правовых форм.

3. Нормы труда КДУ разработаны на основе расчетов результатов исследований и их апробаций в учреждениях.

4. Нормы труда КДУ характеризуют оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг) по основной деятельности.

5. Введение в действие норм труда и штатной численности персонала, а также их пересмотр осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) с учетом мнения представительного органа работников.

6. При внедрении норм труда КДУ в Учреждениях проводится оценка потребности в квалификационных работах согласно государственному заданию, на основе которых вводятся соответствующие должности и профессии.

Содержание

II. Разработка нормирования труда в Учреждении

7. Процесс нормирования труда в Учреждении основан на определении норм затрат труда, под которыми понимается установленный для работника объем работы в час, день (смену), неделю, месяц, год, который он обязан выполнить при нормальных условиях работы. Нормы затрат труда являются исходной базой для осуществляемой в учреждении работы по организации труда. С их помощью определяются эффективные (требующие наименьших затрат рабочего времени) варианты технологии оказания услуг, наиболее рациональные формы разделения и кооперации труда, эффективные приемы и способы выполнения работы.

8. При внедрении норм затрат труда устанавливается предусмотренный регламент работы, который должен соблюдаться каждым работником на его индивидуальном или коллективном рабочем месте.

9. Разработка нормирования труда в Учреждении осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 (далее — Методические рекомендации № 504).

10. На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в Учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям № 504.

11. Согласно Методическим рекомендациям № 504:

1) при создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в Учреждении.

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в приложении № 2 к Методическим рекомендациям № 504;

2) при планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;

при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в Учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке;

3) при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в Учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке;

4) содержанием работы по определению норм труда являются:

анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов;

5) наряду с нормами труда, установленными в Учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Срок действия временных норм труда, определяемых Учреждением, рекомендуется устанавливать не более 3 месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

III. Установление системы нормирования труда в Учреждении

12. Систему нормирования труда в Учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее — Положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

13. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

14. В Положение рекомендуется включать следующие разделы:

1) «Применяемые в учреждении нормы труда», в котором приводятся:

ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

2) «Порядок внедрения норм труда»;

3) «Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

4) «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

15. При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

16. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее, чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).

С учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

17. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.

18. Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

19. При проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.

При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.

20. Рекомендуется предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).

Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

21. Работодателю рекомендуется осуществлять меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, относятся:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

IV. Особенности введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа

22. Штатная численность работников Учреждения рассчитывается на основе показателей трудозатрат и нормативной численности по видам норм, установленных приказом № 3448, с учетом порядка определения штатной численности работников, установленного в разделе II Методических рекомендаций № 3453.

23. На основе госзадания в первую очередь следует определить общие трудозатраты на объем работ руководителей коллективов планируемого периода (Тобщ.) по следующей формуле:

Тобщ = N x m где

N — количество занятий в неделю, согласно графику занятий, но не реже двух раз в неделю;

m — продолжительность одного занятия в количестве учебных часов (не менее трех учебных часов) с учетом времени на отдых по 15 минут на занятие.

Так, например, занятия в коллективе проводятся 2 раза в неделю (N) по 3 учебных часа (т) каждое занятие (60 мин. с учетом 15 мин. времени отдыха):

Тобщ. = 2 х 3 час. = 6 час.

Далее определяем нормы численности руководителя одного клубного формирования (Чн):

Чн = Тобщ./Фрв, где

Фрв — фонд рабочего времени на планируемый период, час;

Например: фонд времени руководителя 1 клубного формирования за неделю, предназначенный для проведения занятий (Фрв), составляет 18 часов в неделю, норма численности руководителя одного клубного формирования за неделю (Чн) = 6 часов/18 часов = 0,33 шт. ед.

Затем определяем плановый коэффициент невыходов работников в Учреждении (Кн):

Например, работник отсутствовал на работе 38 дней, из которых:

28 дней — оплачиваемый отпуск;

10 дней — отсутствие по уважительной причине (больничные, административные отпуска и т.п.);

247 дней — количество рабочих дней в году согласно производственному календарю на 2016 год.

При этом определяем % невыходов:

Итого коэффициент невыходов составляет:

С учетом коэффициента невыходов рассчитывается штатная численность руководителя 1 клубного формирования (Чш), которая определяется по следующей формуле:

Чш = Чн х Кн

В данном примере Чш = 0,33 х 1,15 = 0,38 (= 0,5 шт. ед. на 1 клубное формирование).

По необходимости руководители могут приглашать коллективы на репетиции чаще, предусмотренного расписанием времени, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям. При этом время расписания занятий должно быть согласовано с администрацией Учреждения и заранее сообщено участникам коллектива.

Фонд рабочего времени руководителя клубного формирования в соответствии со статьей 91 ТК РФ определяется исходя из 40 — часовой рабочей недели.

24. С учетом штатной численности руководителя клубного формирования определяются нормы численности творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, студий, кружков в процентном отношении от численности руководителя (таблица 1 приказа № 3448).

В случае, если в соответствии с установленным государственным заданием и графиком занятий в (детском) коллективе самодеятельного искусства несколько (возрастных) групп занимающихся в одно и то же время, но в разных репетиционных помещениях, нормы численности творческих работников для проведения таких занятий умножаются на количество необходимых групп.

25. Расчет штатной численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, определяется на основе показателей укрупненных норм трудоемкости (количество культурно-массовых мероприятий, количество посетителей на 1 мероприятие, количество залов, классов, сценических площадок и других показателей), установленных приказом № 3448.

Одним из наиболее важных показателей трудоемкости указанной категории работников является показатель «Количество культурно-массовых мероприятий».

Так, например, (таблицы 4, 7 приказа № 3448) государственным заданием установлено количество культурно-массовых мероприятий общей направленности на год — 75 мероприятий с общим количеством посетителей культурно-массовых мероприятий — 16 500 чел., при этом в расчет штатной численности включаются:

режиссер — 1 шт. ед.;

режиссер массовых представлений — 0,75 шт. ед.;

методист — 1,25 шт. ед.;

билетный кассир = 16 500 / 75 = 220 чел. (количество посетителей на 1 мероприятие) — 1,75 шт. ед.;

контролер билетов (220 чел. — количество посетителей на 1 мероприятие) 3,5 шт. ед.

В нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий и художественно-постановочной части с учетом постановочных требований могут быть включены дополнительные должности, необходимые для выполнения поставленных задач, установленных государственным заданием (например, таблицы 3 и 8 приказа № 3448).

26. По тем работам, на которые в таблицах 18 и 19 отсутствуют нормы, применяются нормы таблиц 1-17 с учетом требований к введению должностей, согласно установленному государственному заданию.

27. Должностное категорирование (главный, ведущий, старший, 1 категории, 2 категории) устанавливается с учетом квалификационных требований, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, тарифные разряды — с учетом требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

28. При отличии организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в нормах труда КДУ, Учреждение самостоятельно вносит изменения в показатели норм труда, исходя из установленных целей и задач.

29. При отсутствии в приказе № 3448 показателей норм труда на работы, которые выполняются в Учреждении согласно установленному государственному заданию, по ним разрабатываются нормы труда, в порядке, установленном приказом № 3448 и Методическими рекомендациями № 3453, и утверждаются локальными нормативными актами учреждения.

30. Формирование штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала производится на основе типовых сборников норм труда, утверждаемых Минтрудом России.

Уведомление работника о введении норм труда образец

Нужны несколько образцов уведомлений работников об изменении условий оплаты, системы оплаты труда, введении нового положения по оплате труда.Заранее благодарна.

Предлагать сотруднику нужно только вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях следует, только если это предусмотрено коллективным, трудовым договором, иными соглашениями. Такой порядок закреплен в части 3 статьи 74 Трудового кодекса РФ. Если работник откажется от работы в новых условиях или в организации не будет подходящих вакансий, то трудовой договор можно прекратить в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ с в размере двухнедельного среднего заработка (ч.

3 ст. 178 ТК РФ). Образцы уведомлений см. в Прилагаемых материалах. Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

Ситуация: Как внести изменения трудовой договор, если они вызваны сменой организационных или технологических условий труда в организации К изменениям трудового договора по причинам, которые связаны

Внедрение системы нормирования труда в учреждении

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.11.2002 № 804. Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Если нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса, то нормативы по труду устанавливаются к различным

Изменение условий трудового договора из-за изменения организационных или технологических условий труда

; — структурную реорганизацию производства (например, изменение режимов труда и отдыха, введение и пересмотр норм труда).

Причем эти изменения не должны влечь за собой изменение трудовой функции работника. Пленум ВС РФ в Постановлении N 2 указал, что и совершенствование рабочих мест на основе аттестации относится к таким изменениям условий труда.

Кроме того, работодателю следует помнить, что изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями. ——————————— Постановление от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Действия работодателя Первым делом работодатель должен издать приказ или распоряжение, в котором будет обосновано внедрение изменений организационных или технологических условий труда, перечислены работники, которых коснутся изменения, и указано, что необходимо сделать в связи с этим.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.11.2002 № 804. Если нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса, то нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных

Образец уведомления об изменении оплаты труда в 2020 году

А изменяя пункты этого документа, руководитель не имеет права корректировать трудовые функции работников компании.

Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Сокращение оплаты труда обязательно оформляют документально.

И предварительно сотрудник предприятия должен получить уведомление об изменении оклада в меньшую сторону. Такое документальное извещение он должен получить на руки минимум за 2 месяца до вступления в силу изменений. Во время данного срока в компании не могут происходить перемены в части условий труда, ухудшающие положение сотрудника. Также см. «». Действующим законодательством не закреплена обязательная форма уведомления об изменении оплаты труда. Образец 2020 года этого документа составляют на фирменном бланке компании в свободном изложении.

В нём обязательно указывают: вежливое обращение к сотруднику – с именем и отчеством (если есть); сообщение об изменении величины оклада; дату возможного начала действия новых условий трудовых отношений;

Уведомление об изменении условий трудового договора

В уведомлении обязательно должны быть отражены:

  1. какие условия трудового договора подлежат изменению;
  2. срок, в который работнику необходимо принять решение о согласии либо несогласии с новыми условиями договора;
  3. последствия отказа работника от внесения изменений в трудовой договор. Последствиями отказа являются предложение другой вакантной работы (должности), в том числе с более низкой оплатой либо соответствующей более низкой должности, а при её отсутствии или отказе работника от неё – увольнение по .
  4. причины вводимых изменений (например, результаты проведения специальной оценки труда; изменение законодательства; оптимизация технологических процессов, реорганизация юридического лица и пр.);

Приведем образец уведомления об изменении условий трудового договора. образец уведомления об изменении условий трудового договора Отсутствие в уведомлении

Уведомление работника о введении изменений условий труда в связи с введением круглосуточного режима работы (образец заполнения)

—- ——— — Начальник службы персонала Шишкина Н.Г. Шишкина ————————— ———- ——————— (наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи) ————————————————————————- Решение работника: на продолжение работы в новых условиях ————————————————— (на продолжение работы в новых условиях не согласен ———————————————————————— согласен(-на)/не согласен(-на) Алексеев Н.Г.

Алексеев —————— ——————— (подпись работника) (расшифровка подписи) «07» августа 2009 г. — ——- —

  1. (Rich Text Format)

Договоры по группам Договоры по тегам Цитата на века Скажем прямо: счастливо живет в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души.

Как предупреждать работников учреждения о впервые вводимой системе нормирования труда?

При проведении работы по определению норм труда также рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г.

(Н. Шамфор) © 2020 Все-документы.ру.

№ 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда. Систему нормирования труда рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда в учреждении. В него можно включить следующие разделы: 1.

Применяемые в учреждении нормы труда; 2. Порядок внедрения норм труда; 3. Порядок организации замены и пересмотра норм труда; 4.

Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда. Положение о системе нормирования труда утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор. При этом сотрудников,

При этом если в первом случае все более-менее понятно, начальство может либо принять, либо отклонить предложение сотрудника, то во втором случае все несколько сложнее.

Если руководство приняло решение о том, чтобы сделать некоторые изменения в работе сотрудников, оно имеет право произвести их в одностороннем порядке. Но вместе с этим оно обязано известить подчиненных о них в письменном виде в установленный в законодательстве срок.

В уведомлении обязательно должна быть указана причина, по которой необходимо внедрение изменений, а также ссылка на статью закона, который имеет к ним прямое отношение. И только после этого информация обо всех переменах включается в действующий трудовой договор, посредством составления с работником дополнительного соглашения.

Со дня его подписания сторонами сотрудник приступает к исполнению своих функций уже на новых условиях.

Введение, замена и пересмотр норм труда

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Введение, замена и пересмотр норм труда

Нормирование труда по своей сути представляет собой оценку существующих в данной организации, предприятии условий, в которых осуществляется трудовой процесс.

Этапы процесса нормирования труда

Нормирование труда по своей сути представляет собой оценку существующих в данной организации, предприятии условий, в которых осуществляется трудовой процесс. Происходит изучение новых методов и приемов с целью их дальнейшего введения в организацию труда. Этот процесс способствует получению развитой научной организации труда с установлением рационального порядка, необходимого для управления производством. Другими словами, ведется поиск наиболее приемлемых условий для правильной организации своей работы.

Процесс нормирования труда должен проходить несколько этапов. Во-первых, необходимо проанализировать и выявить существующие нормативные установки по труду, касающиеся всех категорий работников. Во-вторых, разрабатываются нормы труда для тех работников, для которых они пока не установлены. В-третьих, проверяется целесообразность и эффективность принятых прежде и ныне внедренных норм труда, фактически происходит переоценка норм труда. В ходе этого обследования производится наиболее тщательный анализ устаревших и содержащих ошибки норм труда. В-четвертых, проводится системный анализ состояния норм труда в организации, совершенствуется процесс нормирования.

Установление норм труда и локальные нормативные акты

В учреждениях и на предприятиях, в качестве базовых показателей для расчета всех значимых технических составляющих, при выработке новых и совершенствовании старых норм труда становятся нормативные материалы, представляющие собой межотраслевые, отраслевые и местные нормы труда. Особая роль здесь принадлежит местным или локальным нормативным актам, поскольку они разрабатываются и учреждаются в самой организации.

Поскольку производственные мощности и другие значимые показатели учреждения или предприятия, его цели и назначение наиболее реально учитываются работодателем, то замена старых, установление и введение новых локальных нормативных актов является его абсолютной прерогативой. При этом реализовать это свое право работодатель должен с учетом мнения профсоюза, поскольку именно он является представительным органом работников.

Проект нового локального нормативного акта представляется руководителем на рассмотрение профсоюзного органа, который и выносит свое мотивированное мнение. При несогласии профсоюза по вопросу о введении нового локального акта в виде условия для производимых работ, проводятся дополнительные консультации. Серьезные разногласия решаются в процессе коллективного трудового спора.

Введение норм труда

Новые нормы взамен ошибочных и устаревших вводит в действие своим приказом руководитель. Издание такого приказа должно быть согласовано с профсоюзным органом. Статья 160 ТК РФ обусловливает пересмотр норм труда увеличением производительности труда, совершенствованием и введением новых технологий, наличием устаревшего и негодного оборудования.

Для успешного внедрения и освоения новых нормативных разработок в организации, следует провести соответствующую подготовительную работу.

Она должна включать в себя проверку организационной и технической подготовленности рабочих мест к введению новых норм, разработку и реализацию мероприятий, устраняющих обнаруженные недостатки, а также извещение работников, проведение разъяснений и инструктажа работников с целью ознакомления с новыми условиями труда. При проведении данной подготовительной работы может выясниться факт наличия в учреждении более развитых организационно-технических условий, чем предложенные. В такой ситуации новые нормативы и нормы не подлежат внедрению.

Условия, требуемые для введения, замены и пересмотра норм труда

Процесс внедрения новых и замена старых нормативов должен быть осуществлен в организации, предприятии, учреждении в соответствии с областью их применения согласно приказу руководителя. Для того, чтобы организовать эффективное введение и освоение нормативных материалов, необходимо прежде всего проверить состояние рабочих мест и участков, их готовность работать в новых условиях.

Нужно спланировать и провести организационно-технические процедуры, нацеленные на удаление недостатков и недочетов, а также создание нормальной обстановки для труда.

Всех работников, которые намерены работать с новыми нормативами, необходимо ознакомить, а в нужных случаях и обучить их работе по новым правилам. Так, ознакомить работника с локальным актом работодатель обязан за 2 месяца до его введения.

Обязанностью администрации является также создание соответствующих условий для исполнения норм выработки. Сюда входят: обеспечение технической документацией, предоставление надлежащих производственных помещений, снабжение работника качественным инструментом или принадлежностями для работы, создание условий труда, максимально безопасных для здоровья и жизни работника.

Классификация нормативных материалов по труду

Введению в трудовой процесс подлежат различные нормативные материалы, которые существуют как в виде норм, так и в виде нормативов. Единые (типовые) нормы показывают соотношение между величиной норм времени, выработки, обслуживания и воздействующих на них обстоятельств.

Нормативы представляют собой соотношение составных частей:

  • норм времени;
  • норм численности.

Нормативы по труду складываются из нормативов:

  • времени обслуживания;
  • темпа работ;
  • численности сотрудников.

Для эффективного внедрения рассматриваемых элементов в трудовой процесс, необходимо разграничивать их друг от друга. Так, например, норма выражает факторы, которые определяют ее величину в конкретном производственном процессе. В отличие от нее, норматив отражает множество значений факторов. Норматив используется неоднократно для введения различных норм во многие работы. При этом норма предназначена для одной конкретной работы.

Нормативы рассчитаны на длительное время, в то время, как норма подлежит пересмотру при всяком изменении существующих условий, в частности, при достижении высокой эффективности и производительности труда (ст. 160 ТК).

Основные принципы нормирования труда

Пересмотр норм труда, а также внедрение их в трудовой процесс происходит на основе общепринятых принципов, среди которых особо выделяются:

  • принцип эффективности, заключающийся в необходимости замены старых и введения таких новых норм, которые наиболее действенны для данного вида работы и будет способствовать наилучшему результату;
  • принцип объективности, включающий создание равных возможностей и равных условий для всех без исключения работников;
  • принцип конкретности, означающий соответствие параметров изготовляемой продукции, продуктов, предметов и средств труда типу производства и другим характеристикам, оказывающим влияние на размер необходимых затрат и ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *