Налоговая политика предприятия

Оценка эффективности налоговой политики

Эффективность выбранной налоговой политики заключается в оптимальном сочетании фискальной и социально-экономической функции налогов, и базируется на следующих принципах:

1. Стабильность, понятность и прозрачность налоговой политики, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства.

С этой целью, в процессе проведения налоговой реформы следует предусмотреть мораторий на внесение изменений в законодательные акты по вопросам налогообложения. К примеру, в Закон «О налоге на добавленную стоимость», на сегодняшний день внесены изменения через 114 законодательных актов. Такое количество только прямых изменений в этом законе не могло не повлиять на отсутствие согласованности между его отдельными положениями, в свою очередь привело к необходимости налоговых разъяснений отдельных положений Закона органами налоговой службы. Законодательная неопределенность привела к многочисленным злоупотреблениям при взимании и возмещении налога на добавленную стоимость, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны чиновников, призванных его администрировать, что стало базой коррумпированности налоговой системы.

Стабильности налогового законодательства будет способствовать также и законодательное ограничение обратного действия изменений в законах, которые могут быть приняты после окончания моратория.

Понятность положений и норм налогового законодательства должна базироваться на общепринятом и одинаковом для всех налоговых законов определении специфических терминов, используемых в законодательстве, касающемся механизма налогообложения. С этой целью следует проанализировать на предмет соответствия научно-теоретическим основам экономической науки такие отдельные, часто используемые в налоговом законодательстве термины, как «валовой доход», «валовые расходы», «выручка», и тому подобное. Целесообразно осуществить унификацию терминов и принципов построения налогового и бухгалтерского законодательства, что позволит не только существенно сэкономить на администрировании налогов, но и приведет к новому качеству финансовой отчетности, на базе которой формируются статистические данные о состоянии экономики страны .

2. Установление равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков и отмены необоснованных льгот по налогообложению.

Положения налогового законодательства должны одинаково распространяться на все категории налогоплательщиков независимо от их принадлежности к той или иной отрасли промышленности или сферы деятельности. Применение налоговых льгот для отдельных предприятий или финансовых групп вне системы общегосударственных приоритетов нецелесообразно и способствует развитию теневой экономики и создает основы для коррупции. Этот мощный инструмент налоговой политики используется не столько для стимулирования предпринимательской деятельности в целом, сколько для реализации интересов узкого круга лиц. В связи с этим принципом налоговой политики должна стать отмена необоснованных и неоправданных льгот, при условии реализации льготного налогообложения для тех субъектов хозяйственной деятельности, где реализуются общенациональные интересы. Такой подход позволяет повысить деловую активность субъектов хозяйствования, не нарушая при этом рыночного равновесия и сохраняя конкурентную среду. Следствием отмены узконаправленных корпоративных льгот является значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет. Однако, при этом следует учесть негативный опыт ограничения льгот в налогообложении, что приводит к значительному оттоку иностранных инвестиций и падению темпов инвестирования и экономику. Взвешенный подход к решению вопроса о льготах в налогообложении, предоставленных иностранным инвесторам, их обновление путем внесения изменений в законодательство о режиме иностранного инвестирования, приводит к усилению позиций экономики страны в международной конкурентной борьбе за средства инвестора. Предоставляемые инвесторам и отечественным предприятиям льготы должны носить стимулирующий характер, быть прозрачными, четко определенными, а средства, которые освобождаются в результате получения этих льгот должны иметь определенную Законом направленность .

3. Создание эффективной налоговой системы, которая обеспечит сбалансированность общегосударственных и частных интересов, будет способствовать развитию предпринимательства и наращиванию национального богатства РФ.

Реализация этого принципа налоговой политики в процессе реформирования налоговой системы заключается в том, что рост объемов налоговых поступлений обеспечивается путем ускорения оборачиваемости капитала и повышения деловой активности субъектов хозяйствования. Баланс между фискальной и регулирующей функцией налогов может быть достигнут путем установления рационального соотношения между прямыми и косвенными налогами, входящими в налоговую систему, отказа от политики финансирования бюджетного дефицита за счет расширения налоговой базы и увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Об эффективности такого сочетания указанных функций должен свидетельствовать процесс легализации теневой экономики, переток капиталов, задействованных в ней, в легальный сектор .

4. Обеспечение социальных гарантий и защиты в отношении малообеспеченных слоев населения.

Следует отказаться от налогообложения доходов, которые не превышают уровня черты малообеспеченности, поскольку они являются незначительными, и расходы на их администрирование превышают бюджетные поступления от их налогообложения. Поэтому необходимым условием введения действенного механизма налогообложения доходов физических лиц считается повышение уровня необлагаемого минимума официальной черты малообеспеченности, а также переход к прогрессивной шкале налогообложения доходов, определяется значительной дифференциацией последних в РФ .

5. Стимулирование переоснащения предприятиями основных фондов и обновления материально-технической базы.

Реформирование прямых налогов должно исходить из того факта, что основные фонды на большинстве предприятий морально и физически устарели и требуют немедленного обновления. В связи с этим, следует вывести из-под налогообложения налогом на прибыль средства, направляемые предприятиями на инновационную деятельность, расходы на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, фундаментальные исследования. Кроме того, не должны облагаться налогом на прибыль, по крайней мере, на начальном этапе своей деятельности, венчурные предприятия, созданные с целью исследования и промышленного внедрения новейших технологий, апробации прикладных исследований. Ставки амортизационных отчислений, которые устанавливаются налоговым законодательством, должны базироваться на современных подходах к амортизации основных фондов, в основе которых лежит не физический, а моральный износ основных средств, что, в условиях быстрого развития науки, вполне обоснованно и своевременно .

6. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.

Создание благоприятной среды для развития и расширения деятельности малых предприятий требует сохранения упрощенной системы налогообложения, позволяет уменьшить налоговое давление на предприятия малого бизнеса на начальном этапе их функционирования. Кроме того, упрощенная система налогообложения позволяет существенно уменьшить расходы на администрирование налогов с малого бизнеса, освобождает его представителей от обязанности подробного ведения учета затрат. В конечном счете, это приводит к созданию дополнительных рабочих мест за счет высвобожденных средств, возможности реинвестирования полученной прибыли в развитие производства и перехода субъекта предпринимательства с упрощенной системы налогообложения на общую. С социальной точки зрения, это, в первую очередь — рост прослойки среднего класса и общая стабилизации экономики страны .

7. Социальное партнерство, как основа нового механизма налогового администрирования.

Для построения эффективной системы взыскания налогов и гарантии прав и законных интересов плательщиков налогов (сборов) решения дел о выполнении налоговых обязательств и взыскания неуплаченных сумм налогов, пени и штрафных санкций должна проводиться только в судебном порядке. В налоговое законодательство необходимо ввести такое понятие, по которому будет установлена ??относительная величина воздействия совершенного правонарушения в сфере налогообложения, в случае превышения которой налогоплательщик будет освобожден от ответственности за такое незначительное правонарушение и должен лишь выполнить свое налоговое обязательство. Кроме этого, в случае возникновения разночтений в налоговом законодательстве, подобные коллизии должны толковаться исключительно в пользу налогоплательщика. Частично эта проблема решена понятием «конфликт интересов», введенным Законом «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», однако на практике это понятие используется крайне редко. Налоговая политика, которая реализует указанные принципы, носит характер социальной направленности и определяет стратегические перспективы экономического развития РФ. Эффективность налоговой политики, ее возможность влиять на развитие рыночного механизма определяется тем, насколько она реализует интересы всех субъектов хозяйственной деятельности финансовой системы РФ.

Оценки эффективности бюджетно-налоговой политики

Формирование бюджетно-налоговой политики как самостоятельного направления государственного регулирования экономики связано с кейсианскими рецептами влияния государства на экономику. C точки зрения кейнсианцев, бюджетноналоговая политика играет решающую роль в формировании эффективной экономики.

Но с конца 70-х гг. прошлого столетия бюджетно-налоговая политика утратила свое лидирующее положение и уступила первенство кредитно-денежной политике. Она была объявлена одной из причин потери эффективности экономикой. Однако в 90-е гг. XX в. было восстановлено ее значение, и теперь и кредитно-денежная, и бюджетно-налоговая политика являются равнозначными.

Положительными эффектами бюджетно-налоговой политики являются:

• позитивное влияние государства на динамику ВВП во время спада экономики;

• возможность решить социальные проблемы, особенно проблему обеспечения занятости населения;

• наличие возможности через закупки товаров и услуг стимулировать развитие инвестиционного спроса, который во время спада оказывается на нулевой отметке.

Тем не менее существуют причины для обоснования неэффективности бюджетно-налоговой политики.

Государству всегда требуются денежные ресурсы для решения каких-либо важных задач в экономике. Самым простым способом обеспечения денежной базы является повышение налогов, есть и оборотная сторона такого решения. Согласно кривой Лаффера повышение ставок налогов на определенном этапе приводит к уменьшению налоговых поступлений, так как у налогоплательщиков снижаются стимулы к предпринимательской деятельности. В условиях экономического роста, возможно, такая позиция может быть оправданна, но в условиях спада она приводит к негативным явлениям. Примером отрицательного эффекта повышения налогового бремени может служить Россия. Высокие ставки налогов привели в конце 90-х гг. XX в. к тому, что в экономике существовали “черная” и “белая” бухгалтерия, позволяя налогоплательщикам минимизировать уплату налогов в бюджет или вовсе не платить их. В результате недоимки достигали половины запланированных налоговых поступлений в государственный бюджет. Не менее негативный эффект имеют завышенные налоги на рынке труда. Слишком значительные налоговые платежи снижают заинтересованность работников в результатах труда. Таким образом, можно сделать вывод, что:

• в условиях высоких налогов снижаются стимулы к предпринимательской деятельности;

• в условиях высоких подоходных налогов снижаются стимулы к труду.

Современное государство значительную часть средств использует для выплаты социальных трансфертов. В этом случае также появляются негативные эффекты. Значительные размеры пособий по безработице формируют институциональную безработицу, или людей, которые могут позволить себе не работать, живя на пособие.

Стремление государства решить экономические проблемы за счет роста государственных закупок товаров и услуг приводит к вытеснению частных инвестиций из экономики. C активизацией деятельности государства как предпринимателя объем частных инвестиций становится меньше по сравнению с государственными. Но, как известно, эффективность государственных инвестиций гораздо ниже эффективности частных. Государственные предприятия не всегда ставят своей целью получение прибыли. Они как бы существуют вне конкурентной борьбы, позволяя себе покрывать любые издержки за счет государственных денежных средств. Неэффективность государственных предприятий привела к процессам их приватизации в странах с рыночной экономикой в 80-е гг. XX в.

Увеличение государственных расходов может провоцировать инфляционные процессы в экономике. Как правило, такое явление характерно для долгосрочного периода (рис. 20.3).

Рис. 20.3. Влияние изменения государственных расходов на уровень цен в долгосрочном периоде

Рост COBOKJTiHbix расходов за счет звеличення автономных государственных расходов приводит в условиях потенциального ВВП к росту уровня цен в экономике. Например, государство Зтоеличивает расходы, чтобы профинансировать решение некоторых экономических проблем (звеличить субсидии фирмам). Так как ресурсов доходной части не хватает, оно прибегает к эмиссии. Экономика наполняется необеспеченными деньгами, что приводит к увеличению уровня цен, таким образом государство вновь в следующем году становится перед проблемой финансирования увеличившихся расходов. Недостаток средств в доходной части бюджета ведет к тому, что приходится опять прибегать к эмиссионным способам финансирования расходов и т. д.

Значительная часть государственных расходов идет на погашение государственного долга и носит непроизводительный характер. Например, в расходах государственного бюджета РФ в конце 1980-х гг. платежи по государственным заимствованиям составляли от 28 до 30% всех текущих расходов бюджета.

Правительственные решения по поводу размера государственных расходов могут приниматься под влиянием политической конъюнктуры. Существует значительный временной лаг между временем принятия решения об изменении объемов государственных расходов и налогов и эффектом принятого решения.

Бюджетно-налоговая политика сопровождается непредсказуемым поведением государственного долга и дефицита или профицита государственного бюджета.

Основные понятия и термины

Бюджетно-налоговая политика, налоговый мультипликатор, мультипликатор государственных расходов, мультипликатор государственных трансфертов, дискретная бюджетно-налоговая политика, сдерживающая бюджетно-налоговая политика, эффект вытеснения, дефицит бюджета, профицит бюджета, инструменты бюджетно-налоговой политики, встроенные стабилизаторы, структурный дефицит, циклический дефицит, модель накопления государственного долга, межвременные накопления государственного долга, теорема Д. Рикардо о нейтральности долга (тождество Рикардо), модель перекрывающихся поколений, эффект чистого экспорта, “эффект Танзи”, методы балансирования бюджета.

Формирование налоговой политики организации

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Составной частью финансовой политики является налоговая политика организаций. Она обеспечивает гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач посредством безусловного выполнения требований налогового законодательства. Налоговая политика формируется на основе финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств, остающихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики юридического лица заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства.

Целью налоговой политики может являться максимизация прибыли при минимизации издержек, в которые входят налоговые платежи.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово — хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами.

Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики можно принять плановую величину налоговых платежей. В рамках этой суммы платежей оценивается эффективность деятельности организации с помощью показателей, характеризующих финансовое положение: рентабельности, фондоотдачи, оборачиваемости, ликвидности. В свою очередь, эти показатели оказывают влияние на величину расчетного периода освоения ресурсов, на соотношение темпов роста объемов реализации и темпов роста капитальных вложений.

На стадии разработки налоговой политики важно определить, какие структурные подразделения организации способны объективно и компетентно решить данную задачу. Разработку налоговой политики с выделением самостоятельного раздела о ведении налогового учета целесообразно возлагать на финансовые службы. На наш взгляд, лишь они могут определить наиболее приемлемые (с точки зрения оптимизации финансовых затрат) способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Приоритет финансовой службы в выработке и реализации налоговой политики объясняется тем, что бухгалтерия обычно использует те методы налогообложения, которые ей привычны и менее трудоемки. Бухгалтерия, как правило, при расчете налогов не учитывает интегральную, экономическую выгоду организации. Она не способна предвидеть всесторонний финансовый результат деятельности организации.

Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении.

Налоговая политика организации, на наш взгляд, должна прежде всего обеспечивать минимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

Так, при разработке налоговой политики для минимизации налога на имущество проводятся:

проверка соответствия бухгалтерских операций, связанных с удорожанием имущества, условиям договоров;

проверка правильности списания износа материальных и нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

переоценка основных средств с учетом мероприятий по уменьшению их остаточной стоимости;

оценка правильности формирования запасов товарно — материальных ценностей и незавершенного производства;

проверка формирования расходов будущих периодов.

Налоговая политика организации зависит от особенностей производственных процессов. Чем длиннее производственный цикл, тем больше объем незавершенного производства. Это влечет за собой не только увеличение сроков оборачиваемости оборотных средств, но и увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Чем быстрее снабженческие службы осуществляют процесс получения материальных ценностей, чем короче срок между датой произведенной оплаты и датой оприходования ценностей на складе, тем меньше, например, сумма налога на добавленную стоимость, вносимая организацией в бюджет.

Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым планированием и налоговым учетом.

Налоговое планирование начинается с определения налогового поля.

Налоговое поле — это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего периода зависит от срока, в течение которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых платежей целесообразно проводить на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать.

Элементами налогового планирования являются также:

налоговый календарь — он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более четырех месяцев;

налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющие получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;

механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности;

рациональное размещение активов и прибылей организации.

Оптимизацию финансовых отношений коммерческой организации с бюджетом с помощью формирования налогового поля и составления плана налоговых выплат покажем на примере одной из действующих организаций.

Коммерческая организация исходит из следующих предпосылок:

среднемесячная инфляция составляет 7%;

организация предоставляет свои услуги в кредит (стоимость услуг определяется в условных единицах и оплачивается по курсу ЦБ на день платежа);

конкретные авансовые платежи по налогу на прибыль, налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилого фонда законодательством не установлены.

План налоговых выплат представлен в таблице. Величина налоговых выплат указана в долларах, в связи с тем что стоимостные обязательства, доходы и затраты на 98% оформлены в условных единицах (перерасчет производится по курсу ЦБ РФ на день платежа).

Таблица

План налоговых выплат коммерческой организации на 1999 год

На основе плана налоговых выплат коммерческая организация разрабатывает налогово — платежный календарь. Анализ показал, что введение в финансовую практику платежного календаря позволяет высвободить оборотные средства на сумму, эквивалентную 4 млн долл. США (36% годового дохода), уменьшить общую величину налоговых выплат на сумму 2,6 млн долл. и таким образом уменьшить налоговое бремя с 31,8% до 25% от выручки.

Одним из важных элементов налогового планирования, по нашему мнению, является мониторинг действующих льгот по налогам, одновременно целесообразно вести анализ возможностей их применения на данном этапе развития организации.

Необходимость проведения мониторинга действующих льгот рассмотрим на примерах наиболее важных из них. Это льготы по налогообложению прибыли в части капитальных вложений, льготы по налогу на имущество, а также льготы, устанавливаемые органами субъектов Федерации для стимулирования развития отдельных сфер экономики и решения социальных задач.

Порядок применения льгот по налогам, связанным с капитальными вложениями, предусматривает уменьшение облагаемой прибыли на суммы фактически произведенных затрат и расходов, направленных на финансирование капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций. При этом учитываются фактически произведенные затраты за вычетом сумм износа. При использовании данной льготы следует учитывать, что в соответствии с п.7 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» эта льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Кроме того, если в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, организация реализовала или безвозмездно передала основные средства и объекты, не завершенные строительством, при приобретении и сооружении которых предприятию была предоставлена льгота по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств или произведенных затрат по объектам незавершенного строительства в пределах сумм предоставленной льготы. Это положение не действует при ликвидации или списании основных средств в связи с экономической нецелесообразностью их дальнейшего использования.

По этим причинам возникает необходимость постоянно вести оценку правильности применения льгот и обоснованности их использования в течение длительного времени. Оценка выгод от реализации имущества, состоящих в получении дополнительных доходов и уменьшении налога на имущество, должна производиться в увязке с учетом потерь от уменьшения амортизационных отчислении, а также потерь, связанных с восполнением льготы.

Современное производство не может существовать без развития инфраструктуры. Зачастую организации несут значительные расходы на уличное освещение, очистные сооружения, оборудование по обслуживанию жилищно — коммунального хозяйства, подъездные пути и автодороги, объекты пожарной безопасности, линии связи и т.д.

В современной практике сложился стереотип о необходимости «избавления» от этих капиталоемких фондов, поскольку их содержание требует определенных эксплуатационных затрат. При этом не учитывается целый ряд выгод от наличия этих средств на балансе организации. К ним относятся льготы по налогу на имущество, наличие амортизационных отчислений как источника капитальных вложений, сохранение привлекательности организации для инвесторов с точки зрения инфраструктуры и размеров активов организации. Для эффективного использования льгот целесообразно обеспечить раздельный учет указанного имущества.

Учитывая специфику организации, финансовая служба, осуществляющая налоговое планирование, на основе комплексного анализа основных финансовых параметров вырабатывает оптимальный график приобретения оборудования и ввода его в эксплуатацию. Процесс выработки решения о приобретении оборудования и ввода его в эксплуатацию осуществляется с учетом ключевых финансовых показателей деятельности организации прошлых лет. Рассчитываются варианты ожидаемой выручки, величины активов, оборачиваемости.

Таким образом формируются критерии разработки инвестиционной политики с точки зрения ее соответствия налоговой политике: соответствие темпов роста объема реализации темпам роста капитальных вложений, период освоения капитальных вложений, возможность использования льготы по налогу на прибыль.

Налоговый учет, являющийся составной частью налоговой политики, обеспечивает ее реализацию. По нашему мнению, налоговый учет — это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации налоговых обязательств. Из этого определения следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между государством и организацией. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на изменения в законодательстве. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения.

Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы. Например, объектом исчисления НДС являются обороты по реализации товаров, услуг. В то же время в налогооблагаемую базу по НДС включаются суммы, полученные от других организаций: авансы, штрафы, пени и т.п.

Балансовые счета и бухгалтерские регистры не предназначены, например, для расчета такого комплексного показателя, как НДС. Это, естественно, создает трудности при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет.

Ведение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.

Н.В.Щеглова

ЗАО «МТК — Телеком»

г. Москва

ООО «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА» (ОГРН 1047796393721 ИНН 7724513480)

Компания ООО «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА» указала в ЕГРЮЛ следующие виды экономической деятельности

68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом

68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе Эта группировка включает: — деятельность учреждений по сбору арендной платы Эта группировка не включает: — деятельность в области права, см. 69.10; — деятельность служб коммунальной поддержки (сочетание услуг, таких как уборка, содержание и проведение мелких ремонтных работ, вывоз мусора, охрана помещений и обеспечение безопасности), см. 81.10; — управление объектами, такими как военные базы, тюрьмы и прочие объекты (кроме компьютерного управления объектами), см. 81.10

62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая Эта группировка включает: — прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения Эта группировка не включает: — установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20; — разработку компьютерного программного обеспечения, см. 62.01; — консультирование в области компьютерных систем, см. 62.02; — управление компьютерными техническими средствами, см. 62.03; — обработку данных и хостинг, см. 63.11

70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления Эта группировка включает: — предоставление консультационных услуг; — выдачу рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством Предоставление этих услуг компаниям или иным организациям может включать консультирование, выдачу рекомендаций или оказание помощи по следующим направлениям: — разработка процедур и методов бухгалтерского учета, программ учета затрат, бюджетирования; — консультирование и оказание помощи компаниям и иным организациям в сфере планирования, организации, эффективности и контроля управленческой информации и т.п. Эта группировка не включает: — разработку систем бухгалтерского программного обеспечения, см. 62.01; — юридические консультации и посредничество, см. 69.10; — бухгалтерский учет и аудит, консультирование по вопросам налогообложения, см. 69.20; — консультирование по строительству и архитектуре, см. 71.11, 71.12; — консультирование в области экологии, агрономии, безопасности и прочую подобную деятельность по консультированию, см. 74.90; — консультирование по размещению или найму персонала, см. 78.10; — консультирование по вопросам образования, см. 85.60

Посмотреть все дополнительные виды экономической деятельности (9)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *