На каком счете учитываются субсидии

Проводки по субсидиям

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

Что такое субсидия

Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.

Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

  • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
  • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).

Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.

Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.

Субсидии в учете

Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют бухгалтерский счет 86.

Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.

Государственная помощь при финансировании капитальных расходов

Пример:

ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов. Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015.

Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат.

Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
76 86 Отражение задолженности по субсидии 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка
51 76 Зачисление средств из бюджета 5 670 000 руб. банковская выписка
08 60 Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка
01 08 Принятие земельного участка к учету 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка
86 98/2 Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов 5 670 000 руб. соглашение о предоставлении субсидии
98/2 91/1 Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб : 11 мес.) 515 455 руб. соглашение о предоставлении субсидии

Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах

Управляющей организацией «Монолит» были получены средства на оплату работ по ремонту и содержанию имущества в многоквартирном доме (4 740 000 руб.):

  • 2 320 000 руб. — материалы;

  • 2 420 000 руб. — зарплата рабочим.

В учете ООО «Монолит» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
51 86 Зачислена сумма субсидии 4 740 000 руб. банковская выписка
10 60 Оприходованы материалы для ремонта 2 320 000 руб. товарная накладная
86 98/2 Стоимость материалов включена в состав расходов будущих периодов 2 320 000 руб. соглашение о предоставлении субсидии
20 10 Материалы списаны в производство 2 320 000 руб накладная на отпуск материала
98/2 90/1 Субсидия на приобретение материалов, учтена в составе выручки 2 320 000 руб соглашение о предоставлении субсидии
20 70 Начислена зарплата рабочим 2 420 000 руб зарплатная ведомость
86 98/2 Субсидия на выплату зарплаты, включена в состав расходов будущих периодов 2 420 000 руб соглашение о предоставлении субсидии
98/2 90/1 Субсидия на выплату зарплаты, учтена в составе выручки 2 420 000 руб соглашение о предоставлении субсидии

Возврат субсидии

ООО «Стахановец» в мае 2014 принял к учету основное средство (срок полезного использования — 8 лет), стоимость которого в ноябре 2014 компенсируется государственной субсидией (320 000 руб.). В июле 2015 было выявлено нарушение целевого использование дотации, в связи с чем сумма субсидии была возвращена.

Сумма ежемесячной амортизации 3333 руб. (320 000 / 8 лет / 12 мес.)

Начислена амортизация с июня по октябрь 2014 16 667 руб. (3333 * 5 мес.)

Дт Кт Описание Сумма Документ
86 76 Задолженность по возврату субсидии 320 000 руб. Акт о нарушении целевого использования субсидии
91/2 86 Восстановление суммы целевого финансирования, отраженной в доходах (16 667 + 3333 * 7 мес.) 39 998 руб. Акт о нарушении целевого использования субсидии
98/2 86 Восстановление суммы целевого финансирования несписанных доходов будущих периодов (320 000 — 39 998) 280 002 руб. Акт о нарушении целевого использования субсидии

Макет пояснительной записки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КОДЫ

К БАЛАНСУ УЧРЕЖДЕНИЯ

Форма по ОКУД

на 01 октября 2015 года

Дата

Учреждение

Наименование учреждения

по ОКПО

Ваш ОКПО

Учредитель

по ОКТМО

Ваш ОКТМО

Наименование органа, осуществляющего

По ОКПО

Ваш ОКПО

полномочия учредителя

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Глава по БК

Периодичность:

квартальная

Единица измерения

руб.

по ОКЕИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение (далее по тексту – краткое наименование), учредителем которого является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.12.2011 г. № 80-р, создано для осуществления основных видов деятельности, действует на основании Устава о федеральном государственном бюджетном учреждении – краткое наименование учреждения, утвержденного № от 00.00.0000 г., зарегистрировано регистрационной палатой 00.00.0000 г. за № 000000000 , в Единый государственный реестр юридических лиц включено 00.00.0000 г. за № 0000000000000, является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в органе федерального казначейства, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Место нахождения (юридический / фактический адрес).

ФИО директора, приказ о назначении (номер, дата).

Лица, ответственные за составление бухгалтерской отчетности (ФИО, должность, телефон, адрес эл. почты).

Цели создания учреждения.

Функции и задачи.

Основные виды деятельности.

В отчетном периоде деятельность краткое наименование учреждения осуществлялась на основе исполнения норм бюджетного, гражданского и налогового законодательств, нормативных актов и документов федеральных органов исполнительной власти, приказов Росгидромета, нормативных актов, изданных учреждением.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности краткое наименование учреждения осуществляются через лицевые счета, открытые в федеральных органах казначейства.

Краткое наименование учреждения открыты следующие:

— лицевые счета:

– № 20000Х00000 в УФК (ОФК) по ……………………..;

– № 21000Х00000 в УФК (ОФК) по ……………………….

— расчетные счета в кредитных учреждениях:

– № 00000000000 в ..………………………………………..;

– № 00000000000 в ………………… ……………………….

Заверенные копии указанных счетов по состоянию на отчетную дату прилагаются по единому государственному регистру предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРН) краткое наименование учреждения присвоены следующие коды:

ОКПО – 00000000

ОКОГУ – 0000000

ОКАТО – 00000000000

ОКФС – 00

ОКОПФ – 00000

ОКВЭД – 00.00

ОКТМО – 000000000000

Раздел 1 «Организационная структура учреждения»

Численность сотрудников краткое наименование учреждения составляет 000 человек, в том числе по обособленным подразделениям (филиалам):

Филиал № 1 – 000 человек;

Филиал № N – 000 человек.

Далее необходимо привести пояснения о причинах изменения фактической штатной численности в течение отчетного периода и сравнение с аналогичным периодом прошлого года. Информация о штатной численности представлена в форме 0503761.

Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»

Отразить основные результаты деятельности учреждения за отчетный период.

Кроме этого, отразить иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности учреждения за отчетный период, не нашедшую отражения в приложениях, включаемых в раздел, в том числе:

о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов учреждения;

о ресурсах (численность работников, стоимость имущества, расходы, объемы закупок и т.д.);

о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений(филиалов)), основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов, реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристика комплектности;

иная информация о результатах деятельности учреждения.

Земельные участки, числящиеся на балансе. Указать балансовую стоимость на начало отчетного года и конец отчетного периода. Наличие земельных участков и недвижимого имущества с неоформленным правом собственности и мероприятия, проводимые по оформлению. Указать необходимые условия для оформления (финансирование, обращение учредителей и т.д.).

Особо ценное имущество, числящееся на балансе, его структура и состав (сколько и какая недвижимость, транспорт). Указать изменения в составе ОЦИ: приобретено (получено), выбрано (списано, передано), на каком основании.

Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»

ф. 0503737 КФО 2 = Расшифровка ФХД колонка 7+8

ф. 0503737 КФО 4 = Расшифровка ФХД колонка 4

ф. 0503737 КФО 5 = Расшифровка ФХД колонка 6

ф. 0503737 КФО 6 = Расшифровка ФХД колонка 5

Указать объем предоставленной субсидии на государственное задание с реквизитами соглашений. Предоставлялись ли субсидии на иные цели и капитальный ремонт (по каким ФЦП + реквизиты соглашений). Реализованы ли данные мероприятия.

Необходимо привести подробный анализ исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности в разрезе видов финансового обеспечения (КФО 2, 4, 5, 6, 7) и кодов КОСГУ в структуре Отчета ф. 0503737, в случае если исполнение менее 20% — для квартальной отчетности, 45% — для полугодия, 70% — 9 месяцев.

Подлежит раскрытию информация о расхождениях между Отчетами ф. 0503737 и Отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения № 20, Отчетом о состоянии отдельного лицевого счета бюджетного учреждения № 21 по КОСГУ.

Кроме этого, отразить иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения учреждением утвержденного плана, не отраженную в приложениях, в том числе информацию о принимаемых, принятых обязательствах (денежных обязательствах) учреждения, подлежащих исполнению в текущем финансовом году в разрезе видов финансового обеспечения (КФО 2, 4, 5, 6, 7) и кодов КОСГУ в структуре Отчета ф. 0503738. Информация о заключенных договорах и их исполнении представлена в отчете о договорной работе.

Подлежит раскрытию информация об обязательствах финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, отраженная в разделе 3 Отчета ф. 0503738.

Анализ исполнения доходов учреждения: по всем источникам, включая укрупненную раскладку по договорам по предмету контрактов.

Наличие согласований учредителя при сдаче в аренду имущества с указанием реквизитов документов и сведений об объектах собственности.

Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»

Пояснения к ф. 0503738 «Отчет об обязательствах» (далее –ф.738).

Если колонка 5 ф.738 пустая, т.е. на отчетную дачу извещений на сайте гос. закупок не размещено, необходимо написать об этом в пояснительной записке с указанием причин.

Если колонка 7 ф.738 пустая, т.е. нет договоров, заключенных конкурентным способом, необходимо написать об этом в пояснительной записке с указанием причин.

Если в колонке 6 по КОСГУ сумма больше 3 000 000 рублей (кроме КОСГУ 211, 212, 213), ее необходимо укрупненно расписать в пояснительной записке. Указывается предмет договора и сумма. Если договор на несколько лет – расписывается по годам.

Пояснения к ф. 0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (далее – Сведения ф. 0503769).

Дебиторская задолженность: не может быть 302 и 304 счетов

Кредиторская задолженность: не может быть суммы с минусом и счета 206.

Привести пояснения о причинах образования, а также увеличения доли долгосрочной и просроченной дебиторской, кредиторской задолженности в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности соответственно в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности): КФО 2, КФО 3, КФО 4, КФО 5, КФО 6, КФО 7. Кроме этого указать меры, принятые (принимаемые) для ее урегулирования (саму ф. 0503769 включать не надо, она распечатывается и прикладывается после Пояснительной записки). Отдельно описываются суммы просроченной и долгосрочной кредиторской и дебиторской задолженности с указанием причин образования и мер по погашению (с указанием ссылок на документы).

Таблица 5 – Проверки Росфиннадзора – Расписать в пояснительной записке о выявленных нарушениях и мерах по их устранению. Указать реквизиты документов:

1. утвержденного плана устранения замечаний;

2. направления акта в Росгидромет и о результатах устранения замечаний на отчетную дату. Если проверок не было, также указать об этом в пояснительной записке («Таблица 5 — «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» — проверок не проводилось») и в самой таблице во 2 графе («Проверок не проводилось»).

Таблица 7 – Проверка счетной платы – Расписать в пояснительной о выявленных нарушениях и мерах по их устранению. Указать реквизиты документов: утвержденного плана устранения замечаний, о направлении акта в Росгидромет и о результатах устранения замечаний на отчетную дату. Если проверок не было, также указать об этом в пояснительной («Таблица 7 — «Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля» — проверок не проводилось») и в самой таблице во 2 графе («Проверок не проводилось»).

Так же расписать проверки иных организаций и учредителей.

Пояснения к ф. 0503779 «Сведения об остатках денежных средств учреждения» (далее – Сведения ф. 0503779).

Привести пояснения о причинах образования остатков денежных средств учреждения на расчетных счетах, открытых в кредитных организациях, и лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (саму ф. 0503779 включать не надо. Ф. 0503779 распечатывается и прикладывается после Пояснительной записки). Также указать причины и необходимость остатков по КФО 4, 5 и 6 отдельно: на какие расходы, по каким контрактам и когда планируется использование.

Расшифровать показатели и изменения по забалансовым счетам.

Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения»

Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н, и Учетной политикой, утвержденной приказом краткое наименование учреждения от 00 месяца 0000 г. № 00 (на какой период), бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 № 33н.

Указать, проводились ли учреждением в текущем периоде крупные сделки. При наличии таковых указать предмет контракта, контрагента и реквизиты документа, согласовывающего право заключения контракта и результат крупных сделок.

В краткое наименование учреждения бухгалтерский учет ведется с применением программы «Наименование».

Кроме того, в данном разделе необходимо привести перечень форм отчетности, не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения в виду отсутствия числовых значений показателей.

Руководитель И.О. Фамилия

Главный бухгалтер И.О. Фамилия

Руководитель планово-

экономической службы И.О. Фамилия

М.П.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу применения кодов видов финансового обеспечения (деятельности) и сообщает.

В соответствии с положениями пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — 157н), в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — КВФО) для отражения финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах (в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);

9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах (в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете).

Следует отметить, что применение КВФО финансовыми органами в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным Рабочим планом счетов бухгалтерского учета с учетом специфики порядка открытия лицевых счетов:

— если учет операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении, субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется финансовым органом в рамках реализации полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений на одном лицевом счете учреждения, то для отражения в бюджетном учете применяется КВФО 8. При этом КВФО 2, 3, 4 не применяются.

— если для операций с указанными средствами открыт отдельный лицевой счет, то такие операции в бюджетном учете финансового органа, осуществляющего кассовое обслуживание, отражаются отдельно по соответствующему КВФО (2, 3, 4). При этом КВФО 8 не применяется.

Аналогичный подход определен в отношении применения финансовыми органами КВФО 5, 6 и 9.

При этом согласно положениям статьи 220.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Учитывая изложенное, применение КВФО 2, 3, 4, 5, 6 при ведении бухгалтерского учета финансовым органом, осуществляющим полномочия по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений и иных организаций, не является нарушением Инструкции N 157н, если для операций со средствами учреждений по каждому из вышеперечисленных видов финансового обеспечения открыт отдельный лицевой счет.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Зачислены средства из бюджета

3 500 000

Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы

3 500 000

Участок принят к учету

3 500 000

Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов

3 500 000

Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок

194 444

Пример 2

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Задолженность по возврату субсидии

560 000

Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)

504 000

Дотация перечислена в бюджет

560 000

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Получена субсидия на текущий ремонт

М. О. Денисова

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2017

Управляющая компания (применяет УСНО) получила субсидию из местного бюджета на текущий ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода. Для выполнения работ за счет субсидии УК привлекла стороннюю организацию (компанию С). При этом в рамках управления домами УК имеет рамочный подрядный договор с компанией В, содержание которого аналогично содержанию договора с компанией С. Может ли УК признать в составе расходов стоимость работ компании С, уже имея договор подряда с компанией В? Если да, то как это повлияет на сумму единого налога и какие налоговые риски несет УК?

Управляющая компания (применяет УСНО) получила субсидию из местного бюджета на текущий ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода. Для выполнения работ за счет субсидии УК привлекла стороннюю организацию (компанию С). При этом в рамках управления домами УК имеет рамочный подрядный договор с компанией В, содержание которого аналогично содержанию договора с компанией С. Может ли УК признать в составе расходов стоимость работ компании С, уже имея договор подряда с компанией В? Если да, то как это повлияет на сумму единого налога и какие налоговые риски несет УК?

О возможности признания расходов.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением тех расходов, которые названы в ст. 270 НК РФ). При применении УСНО расходы (в соответствии с закрытым перечнем) также признаются при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким образом, чтобы расходы были правомерно признаны для целей налогообложения, они должны быть:

  • обоснованы (экономически оправданы);

  • подтверждены документами;

  • реально произведены;

  • не названы в ст. 270 НК РФ.

Экономическим обоснованием расходов может служить потребность МКД в текущем ремонте, зафиксированная в актах осмотра общего имущества, протоколах общих собраний собственников, на которых обсуждались и принимались решения о проведении текущего ремонта (конкретных работ), и т. д.

Документальным подтверждением расходов являются первичные документы (ст. 313 НК РФ). В данном случае это акты о приеме выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

Реальность произведенных расходов и выполнение работ именно компанией С (в случае появления соответствующих подозрений при проведении налоговой проверки) подтверждаются путем предоставления общедоступных сведений о ней, имеющихся в ЕГРЮЛ, а также информации об осуществляемых компанией С видах деятельности, наличии у нее допуска к выполнению работ определенной сложности и соответствующего персонала. Кроме того, подтвердить реальность взаимоотношений с компанией С помогут деловая переписка должностных лиц (от имени заказчика и исполнителя), совместные комиссии, созданные для передачи результатов работ собственникам помещений в МКД, и т. д. Чем больше косвенных подтверждений участия компании С в проведении работ по текущему ремонту МКД будет задокументировано, тем выше шансы заказчика подтвердить реальность выполнения спорных работ и их реального исполнителя.

Из сказанного следует, что УК вправе включить в состав расходов для налогообложения стоимость текущего ремонта МКД, выполненного компанией С, притом что УК имеет заключенный с компанией В для обслуживания жилого фонда договор подряда. Один лишь факт наличия договора на проведение аналогичных работ не дает оснований утверждать, что текущий ремонт должна выполнять исключительно компания В и что только в ее исполнении работы (а соответственно, и расходы) будут считаться экономически оправданными.

О расчете налога и налоговых рисках.

Математически финансовый результат от получения субсидии и ее использования будет равен нулю (при условии, что стоимость работ по текущему ремонту эквивалентна сумме полученных бюджетных средств). При этом нужно помнить, что операции по получению субсидии и ее расходованию обособляются в целях налогообложения, только если полученная субсидия отвечает признакам целевого финансирования и, следовательно, не подлежит включению в состав доходов организации (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Обособление достигается путем ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В описанной ситуации ведение раздельного учета не требуется, равно как не требуется отдельный расчет налога с сумм полученной субсидии за вычетом понесенных за счет нее расходов, поэтому база по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, рассчитывается исходя из общих правил, установленных в ст. 346.18 НК РФ.

Относительно имеющихся налоговых рисков на стороне УК следует отметить, что они могут быть предопределены привлечением второго подрядчика (компании С) к выполнению работ при наличии уже устоявшихся отношений с другой аналогичной организацией (компанией В). Поэтому УК должна провести самостоятельную оценку имеющихся налоговых рисков, руководствуясь:

  • общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (утверждены Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);

  • признаками, свидетельствующими о применении схемы дробления бизнеса (сформулированы в Письме ФНС РФ от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@).

* * *

Наличие взаимоотношений с несколькими аналогичными по роду деятельности компаниями еще не означает недобросовестность УК. Однако это повод для более тщательной проверки операций, совершаемых УК с данными контрагентами. Цель такой проверки – исключение действий УК по получению необоснованной налоговой выгоды. Поэтому лучше заранее подготовить доказательную базу в подтверждение реальности совершенных сделок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *