Лицензия на отходы

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона – 100 000 – 250 000 рублей.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

  1. На какие виды деятельности нужна лицензия по отходам?
  2. Что НЕ подлежит лицензированию?
  3. Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?
  4. Ответственность за отсутствие лицензии по отходам
  5. Требования для оформления лицензии
  6. Этапы получения лицензии
  7. Сроки получения и действия лицензии
  8. Список требуемых документов для лицензии
  9. Комментарии по отдельным требованиям
  10. Переоформление лицензии
  11. Лицензирование транспортирования отходов
  12. Пример лицензии на отходы
  13. Словарь терминов

Получить лицензию на обращение с отходами

Содержание

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015

С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.

  1. Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
  3. Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
  4. Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
  5. Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
  6. Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.

Лицензия на транспортировку отходов

Лицензия на деятельность по транспортированию отходов – это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.

Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?

  • Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
  • Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)

Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?

Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:

  • собираете отходы у сторонних организаций;
  • транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
  • утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
  • размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.

Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 “О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности” (вместе с “Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”).

Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток

КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
  • Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
  • Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет

Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

Получение лицензии

Требования для оформления лицензии

Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов

Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.

Этапы получения лицензии

  1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
  2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
  3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
  4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.

Сроки получения и действия лицензии

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.

Список требуемых документов для лицензии

Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

  1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
  2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
  3. Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
  5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
  6. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
  7. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
  8. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
  9. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
  10. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
  11. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
  12. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение;
  13. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
  14. Экологическая документация:
    • Инструкции по обращению с отходами;
    • Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
    • Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • Паспорта отходов I-IV классов опасности;
    • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
  15. Санитарная документация:
    • Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
    • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.
    • Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»;
    • Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
  16. Ситуационный план расположения площадки
  17. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  18. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  19. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)

Обратите внимание, что нигде в законодательстве не установлены термины «паспорт токсичности отхода» или «расчет классов опасности для здоровья человека», кроме указанных СП. Регламентов разработки и согласования паспортов токсичности так же нет. Паспорта чаще всего предлагается разработать в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на платной основе и там же получить экспертное заключение на них (даже не СЭЗ). Так что данное требование является достаточно спорным.

Кроме того Северо-Западное управление Роспотребнадзора может выдвигать дополнительные требования по материалам к предоставлению, иногда законом не обоснованные.

Получение экспертного заключения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ)

Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов.

Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное. Мы приведем ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе.

Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность. Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.

Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии

Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2017 год размер пошлины составляет:

предоставление лицензии 7500 рублей
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведениях об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности 3500 рублей
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях 750 рублей
предоставление (выдача) дубликата лицензии 750 рублей

Последний этап. Необходимые сведения и документы для получения лицензии в Росприроднадзоре

  • документы о праве собственности или аренды на здания, сооружения, транспортные средства, объекты размещения отходов;
  • документы на оборудование и установки, на которых планируется осуществлять обращение с отходами;
  • копии трудовых договоров или книжек, подтверждающие наличие в штате лиц, ответственных за обращение с отходами и за допуск работников к нему;
  • документы о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств для перевозки отходов;
  • для работ по размещению отходов I – IV классов опасности – проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов;
  • положительное заключение государственной экологической экспертизы документации объектов капитального строительства, на которых планируется обезвреживать и размещать отходы;
  • разрешение на строительство и/или ввод в эксплуатацию объекта обезвреживания или размещения отходов;
  • документ об уплате государственной пошлины на выдачу лицензии;
  • сертификаты (свидетельства) о прохождении дополнительного обучения (образования) по курсам обращения с отходами по специальной программе, одобренной Минобразования и Минприроды.

Комментарии по отдельным требованиям

Обучение по курсам обращения с отходами

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (из Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления):

Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.

Порядок прохождения такой подготовки должен быть утвержден Минобразования РФ, однако на сегодняшний день его нет, поэтому рекомендовано руководствоваться при проведении таких обучающих программ приказом Минприроды РФ от 18.12.2002 N 868, согласованной с Минобразования.

По-прежнему необходимы ПО, ППЭК, программа мониторинга

В новом Положении о лицензировании исключены такие лицензионные требования, как наличие паспортов отходов, наличие программы мониторинга объектов размещения отходов, программы производственного экологического контроля негативного воздействия на окружающую среду.

Однако данные требования в соответствии с законодательством предъявляются ко всем лицам, осуществляющим обращение с отходами, даже если они не получают лицензию, и необходимость их соблюдения и наличия перечисленной документации данное Положение не отменяет.

К тому же здесь кроется «подводный камень» – все эти документы понадобятся на этапе получения СЭЗ в Роспотребнадзоре.

Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением

Это относительно новое требование установлено Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228. В нем утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение с которыми подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ; а также предоставлять в Минприроды ежегодную отчетность об обращении с озоноразрушающими веществами.

Государственная экологическая экспертиза

К объектам экспертизы относится проектная документация объектов размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности. Согласно ГК РФ проектная документация разрабатывается для объектов капитального строительства.

Градостроительный кодекс дает определение:

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Если объект не является таковым, то и требовать с него государственную экологическую экспертизу его проектной документации нельзя. Все, что с него требуется – соответствие установленным правилам и нормам. Если, конечно, этот объект не относится к новой технике и технологии, впервые предлагаемой к использованию на территории России (согласно письму Минприроды России от 13.05.2011 N 05-12-44/7250). Если же объект (например, мобильная установка) требует объекта капитального строительства, то данный объект строительства и будет подвергаться экспертизе.

Установки и оборудование экспертизе не подлежат, однако должны соответствовать санитарным и экологическим нормам.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности

Место осуществления лицензируемого вида деятельности – это объект (помещение, здание, сооружение), предназначенный для лицензируемой деятельности и имеющий адрес или иные характеристики, по которым объект идентифицируется. Таким образом, местом осуществления деятельности не может быть город, область и т.д. Из этого следует, что лицензия на обращение с отходами для конкретного лицензиата действует на всей территории РФ. Если деятельность ведется на мобильных установках или транспортных средствах, место осуществления деятельности привязывается к месту нахождения соискателя лицензии (как правило, адрес офиса).

Если планируется осуществлять деятельность по обращению с отходами по нескольким адресам в пределах одного субъекта РФ, необходимо указать это в заявлении на получение лицензии. Лицензия будет выдана территориальным отделением Росприроднадзора данного субъекта. Если деятельность будет вестись в нескольких субъектах РФ, все документы подаются через одно из территориальных отделений в Центральный аппарат Росприроднадзора, который впоследствии делегирует полномочия по выдаче лицензии в отделение Росприроднадзора одного из данных субъектов.

Лицензия на конкретное юридическое лицо/индивидуального предпринимателя выдается одна на всю территорию РФ.

Переоформление лицензии

Лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ при изменении реквизитов предприятия-лицензиата, адресов осуществления деятельности либо перечня услуг согласно требованиям п. 77 Положения о лицензировании. Переоформление лицензии не требует получения нового СЭЗ, при условии, что не было изменений в технологии обращения с отходами. Для переоформления нужно заявление о переоформлении, копии документов на здания, сооружения, оборудования и установок, если у предприятия, например, сменился адрес деятельности. Если же используется новое оборудование, техника, объекты, либо добавился новый вид деятельности по обращению с отходами – нужно получать новое СЭЗ, проходит государственную экологическую экспертизу, получать разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию объектов. Помимо этого, нужно приложить копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I – IV классов опасности.

Лицензирование транспортирования отходов

В целом, получить лицензию на сбор и транспортирование отходов намного легче и быстрее, чем на прочие виды, так как государственная экологическая экспертиза в данном случае не проводится, и требования вообще намного лояльнее. Требования к транспортировке определены в Федеральном законе 3 89:

Извлечение из Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

Статья 16. Требования к транспортированию отходов

Согласно данному закону порядок транспортирования отходов в зависимости от вида отходов устанавливается Минтрансом РФ, однако на сегодняшний день такого документа не существует. При проверке соискателя лицензии Росприроднадзор руководствуется следующими документами:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 “Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом”;
  • приказ Минтранса России от 08.08.1995 N 73 “Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”;
  • приказ Минтранса России от 04.07.2011 N 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”;
  • приказ Минтранса России от 05.09.2008 N 141 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации”;
  • протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
  • ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”.

Что делать дальше?

Вариант 1

Самостоятельно, обращаясь поэтапно во все инстанции, получая санэпид-заключения. Никакой гарантии сроков и результата.

Вариант 2

Обратиться в проектную организацию, такую как ЭкоПромЦентр и получить:

  • Бесплатную консультацию по вашей ситуации
  • Бесплатный выезд специалиста, если это необходимо для актуализации данных
  • Оптимальное предложение по срокам и ценам согласования
  • Качественно составленный и согласованный “под ключ” набор документов
  • Надежного консультанта по экологии на долгие годы вперед

Пример лицензии на отходы

Образцы заявлений на получение лицензии, на переоформление, на выдачу дубликата или копии бланка лицензии содержатся в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132 “Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”.

В среднем, вопросом лицензий нужно озаботиться за 8 месяцев. А Вы уже задумались о лицензии на отходы?

Словарь терминов по лицензированию отходов

(Согласно Федеральному закону 3 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.)

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Кто выдает лицензию на вывоз мусора, и что нужно для ее оформления?

Организации, которые намереваются осуществлять сбор и вывоз мусора, обязаны получить соответствующую лицензию. Без ее оформления их деятельность будет признана незаконной, облагаться штрафами и прочими санкциями.

Ранее документы требовались исключительно для полигонов и свалок, складирующих отходы. Нововведение направлено на улучшение контроля потоков твердых бытовых отходов (ТБО), а также снижение образования несанкционированных свалок.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Законодательно утвержденное постановление о государственном регулировании процесса по обращению с отходами (пункты 2-3 Федерального закона №458-Ф 3) подразумевает лицензирование следующих видов деятельности:

  • Сбор твердых коммунальных и бытовых отходов.
  • Перевозка ТБО и ТКО.
  • Их сортировка, подготовка и очистка.
  • Утилизация мусора или деятельность, направленная на его переработку, повторное, полное либо частичное использование.
  • Обезвреживание ТБО и ТКО.
  • Размещение и складирование мусора.

Существуют законодательные нормы для организаций, занимающихся сбором и вывозом ТБО, согласно которым, лицензирование компании возможно только в случае их полного соблюдения. Для начала, на рабочем месте требуется проведение ежедневного развернутого инструктажа с работниками. Кроме того, понадобится наличие инвентаря: мешков, контейнеров, лопат и прочее. Наконец, потребуется специализированный транспорт для погрузки и вывоза мусора.

Следует отметить, что значительную роль в обеспечении надлежащей работы компании играют классы отходов, которых существует 5 видов. Первые 4 группы считаются опасными для экологии и здоровья, поэтому требуют обезвреживания до утилизации способами, которые прописаны в соответствующих нормативных документах. К вредным отходам может относиться как промышленный, так и бытовой мусор.

Некоторые нюансы данного вида деятельности вы можете узнать из следующего видео:

Требования и условия получения

Профессиональный подход к делу, способность заинтересовать потенциальных клиентов – это начальный этап на пути формирования организации по вывозу мусора и получения соответствующей лицензии. Кроме того, потребуется разрешение местных властей, знание нормативных документов, по которым регулируется сбор, вывоз и хранение бытовых отходов.

Для получения документа необходимо пройти следующие этапы:

  1. Пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Активировать расчетный счет в банковском учреждении.
  3. Выбрать удобную и доступную систему налогообложения.
  4. Получить разрешение.

Для выполнения последнего пункта нужно оформить в Роспотребнадзоре заключение на обращение с отходами. Затем согласовать режим контроля вывоза потребительского и промышленного мусора и собрать соответствующий пакет документации.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Что собой представляет и как получить лицензию на реставрацию — читайте в этой статье.

Все нюансы получения лицензии на медицинскую деятельность рассмотрены .

Куда их подавать?

Документы на получение следует направлять в лицензирующий орган по месту регистрации ИП или юридического адреса фирмы через 5 дней после подачи запроса. Время рассмотрения документации и принятия положительного либо отрицательного решения в среднем составляет от 60 до 90 дней.

При правильном оформлении муниципальные и государственные органы идут навстречу желающим заняться сбором и транспортировкой мусора, соответственно, процесс отказов довольно невысокий.

После получения лицензии, в случае изменения классности отходов либо размещения объектов, предприниматель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом лицензирующий орган в письменном виде.

Плановые проверки лицензиата проходят 1 раз в год. Информация об этом отсылается проверяемому предпринимателю за 10 дней до ее начала. Срок проведения контрольно-проверочных операций не может превышать 1 месяц. Результаты оформляются в специальном акте с подписями всех участников комиссии. Если лицензиат не согласен с выводами проверяющих особ, он имеет право отразить этот момент в акте.

В случае, если предприниматель не устранил выявленные нарушения в указанные сроки, лицензирующий орган способен приостановить действие разрешения или подать иск в суд об его аннулировании. Лицензия теряет силу в случае ликвидации предприятия. Кроме того, она может быть аннулирована без судового рассмотрения, если в течение трех месяцев не производилась уплата лицензионного сбора.

Срок действия и стоимость

Документ выдается сроком на 5 лет. По окончании указанного периода после соблюдения всех правил и повторной подачи документации его действие может быть продлено бессрочно при условии, что соискатель будет выполнять исключительно подтвержденную разрешением деятельность. Цена его составит порядка 300 тысяч рублей.

Несоблюдение санитарных норм и правил по сбору, транспортировке и хранению мусора может привести к штрафным и административным взысканиям. Должностным лицам это может обойтись в 10-30 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 50 000 с приостановлением деятельности на срок до 90 дней. Юридические организации могут быть оштрафованы на сумму до 200 тыс. руб. с блокированием деятельности на 3 месяца.

Здравствуйте!

В действующем законодательстве имеется четкая формулировка понятий:

«отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом» — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция);

«сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.» — «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

Но, в современных законодательных актах нет четкого обозначения преемственности этих понятий, разграничения и представления сведений о том, когда «отход» становится «стоком» и/или наоборот.

В Письме Минприроды России от 13.07.2015 N 12-59/16226 «О рассмотрении обращения» отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

Акцентируем: «от способа их удаления».

Таким образом, транспортируемое содержимое выгребных ям «причисляется»: к «сточным водам» уже при передаче на очистные сооружения, или к «отходам» при передаче на объекты размещения отходов.

При принятии у населения, откачке, транспортировке к месту удаления – содержимое выгребных ям считается отходом и требует соблюдения законодательства в области обращения с отходами, в том числе в области лицензирования обращения с отходами.

Сотрудники Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу подготовили памятку по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Государственная пошлина

Письмо Росприроднадзора от 22 февраля 2018 г. № РН-10−02−28/3366 «Об уплате государственной пошлины».

При повторном обращении после отказа — государственная пошлина оплачивается повторно.

— Реклама —

Размер государственной пошлины — ст. 333 Налогового кодекса РФ:

  • предоставление лицензии — 7 500 рублей;
  • переоформление лицензии — 3 500 рублей/ 750 рублей (зависит от причины переоформления);
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей.

Лицензирование

Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Заявление на предоставление лицензии на деятельность по обращению с отходами оформляется в соответствии с приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

Согласно этому Положению, лицензионными требованиями, которые предъявляются к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям — для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Право собственности или иное законное основание:

  • свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений;
  • договор аренды на здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения;
  • разрешение на строительство;
  • акт ввода в эксплуатацию.

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям — для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

  • договор купли-продажи оборудования или специальных установок;
  • договор аренды оборудования или специальных установок;
  • транспортные накладные;
  • заключение ГЭЭ на технику в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе».

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

  • ПТС на автотранспорт;
  • Договора аренды.

Статья 16 Закона № 89-ФЗ. Требования к транспортированию отходов.

Примечание

Письмо Росприроднадзора от 27.02.2019 № СР-08−02−31/6025:

требование о наличии свидетельств о перевозке опасных грузов при намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов на территории России отсутствует, требование наличие ДОПОГ на транспортные средства, является неправомерным.

С 01.01.2018 года одним из требований, предъявляемых к специальному оборудованию транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, является оснащение их аппаратурой спутниковой навигации. Следует из п. 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Транспортные, технические средства и системы, которые должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641):

автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

Письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12−50/189-ОГ «Об обращении с ТКО»:

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 Положения о лицензировании.

  • Копии свидетельств (сертификатов)
  • Трудовые договоры
  • Должностные инструкции

Приказ МПР России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»:

  • не менее 112 часов профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами (по необходимости актуализировать);
  • Свидетельство (сертификат) о повышении квалификации по обращению с отходами должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами.

Порядок проведения лицензирования указан на схеме

Порядок проведения лицензирования

Порядок лицензионного контроля указан на схеме

Порядок лицензионного контроля

Переоформление лицензий

Лицензии переоформляют в следующих случаях:

  1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования;
  2. Изменение наименования юридического лица;
  3. Изменение адреса места нахождения юридического лица;
  4. Изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  5. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
  6. Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Сроки предоставления, переоформления лицензии

Предоставление лицензии — 45 рабочих дней.

Переоформление лицензии (в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 30 рабочих дней.

Переоформление лицензии (в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения наименования юридического лица, адреса места нахождения юридического лица, изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 10 рабочих дней.

Дополнительная информация

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещен (Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 № 1589-р). Перечень включает:

Лицензия на сортировку ТБО

Стоимость лицензии и сроки оформления

Оформление лицензии на сортировку ТБО

Если вы решили заниматься коммерческой деятельностью по сортировке мусора (например, бизнес по очистке улиц), вам потребуется лицензия на обработку отходов. Вышеуказанное требование к получению лицензии относится как к самостоятельным организациям по сортировки мусора (сортировочные линии стационарные и мобильные), так и к дополнительным линиям сортировки отходов, размещающимся на территории полигонов.

Для чего нужно государственное лицензирование деятельности по обращению с отходами?

Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, требуют правильного сбора, хранения, размещения и переработки, в противном случае они могут нанести значительный ущерб здоровью человека. Именно забота о безопасности окружающей среды привела к введению обязательного лицензирования бизнеса, который связан с утилизацией, сортировкой, размещением и транспортированием ТБО.

Лицензия на обработку отходов: особенности оформления лицензии

Согласно законодательству Российской Федерации, лицензия на сортировку ТБО требуется в том случае, если вы планируете работать с отходами, относящимися к 1-4 классам опасности.

Сам факт организации подобного рода предприятия по сортировки отходов может вызвать ряд волнений и недовольства у граждан, проживающих на близлежащих территориях, именно поэтому важным моментом перед дальнейшими этапами является общественное слушание, который без предварительной подготовки и административной поддержки со стороны муниципальной и/или районной администрации будет пройти довольно сложно.

Что такое классы опасности?

Все отходы делятся на пять обширных классов, в зависимости от степени их опасности для здоровья человека и уровня воздействия на окружающую природную среду.

5 — практически неопасные отходы, не подлежат лицензированию (незагрязненная стальная стружка, лом черных и цветных металлов)

4 — малоопасные отходы (кирпичная, гипсовая и бетонная пыль, жилищные отходы, бумажные и картонные отходы, бытовой мусор)

3 — умеренная степень опасности (авиационные, автомобильные и моторные масла, медные провода, покрытые никелем, ацетон, цементная пыль)

2 — высокая степень опасности (свинцовые аккумуляторы, медные освинцованные кабели, аккумуляторные щелочи и кислоты, остатки рафинирования нефтепродуктов)

1 — чрезвычайная степень опасности (синтетические и минеральные масла, соли мышьяка, ртутьсодержащие изделия, отходы асбеста)

Кому нужна лицензия на сортировку ТБО?

Лицензия на обработку твердых бытовых отходов нужна каждой коммерческой организации, которая планирует заниматься сортировкой мусора. Ее оформление — это требование государства, поэтому получение лицензии является обязательным условием ведения законной деятельности по сортировке мусора.

Требования для получения лицензии на сортировку ТБО

Оформить лицензию на обработку отходов может как юридическое лицо, так и ИП. Последний этап оформления лицензии на обращение с отходами — обращение в Росприроднадзор, именно он является главным лицензирующий органом. Срок рассмотрения заявления может доходить до месяца (без учета согласования документов, организации выездной проверки и т.д.), в течение этого времени контролирующие органы вправе выехать на объекты организации для их проверки. Будущий штат сотрудников также проверяется на соответствие всем требованиям лицензии на сортировку отходов. К обязательным требованиям также относятся:

  • Наличие на площадке территории для временного накопления отходов. Сама площадка, где в дальнейшем организация планирует осуществлять деятельность по обращению с отходами, должна находиться вдали от жилых сооружений и иметь бетонное основание.
  • Спецтехника. Транспорт организации должен иметь отличительные знаки.
  • Обученный персонал. К сортировке отходов допускаются только лица, имеющие документ, подтверждающий их квалификации в данной деятельности.
  • Наличие паспортов на собственные отходы.

Оформление лицензии на сортировку отходов с юридическим центром Нева Консалт.

Мы можем предложить вам два варианта оформления лицензии, в зависимости от того, есть ли у вас в наличие площадка и спецтехника, отвечающие требованиям лицензии на обработку отходов.

Первый вариант: получение лицензии на сортировку ТБО с вашей площадкой

  • Мы заявляем площадку вашей организации (место хранения спецтехники), получаем акт ФБУЗа в местном территориальном управлении Роспотребнадзора и СЭЗ Роспотребнадзора.
  • Далее проектировщики разрабатывают экологические документы, основываясь на информации, которую вы предоставили в анкете, и согласовываем и в Росприроднадзоре.
  • Обучаем мы заказчиков наших в специализированном обучающем центре.
  • Последним этапом мы подаем документы в Росприроднадзор, согласовываем их, проходим выездную лицензионную проверку и получаем бланк лицензии.

Этот вариант удобен в том случае, если у организации есть необходимая спецтехника и асфальтированная или бетонированная площадка для ее хранения, отвечающая санитарным требованиям соответствующего региона.

Второй вариант: получение лицензии на сортировку отходов с площадкой юридического центра «Нева Консалт»

  • Мы предоставляем организациям в аренду площадку, соответствующую всем требованиям лицензии на обращение с отходами, заявляем нашу технику и заключаем все необходимые договоры сопровождения. Такой вариант предполагает упрощенную процедуру получения согласия Росприроднадзора.
  • Разработка и согласование экологической документации проходит так же, как и при получении лицензии на отходы с вашей площадкой.
  • Документы на лицензию будут подаваться в региональное управление Росприроднадзора по месту нахождения заявляемой производственной площадки.
  • Стоимость получения лицензии в этом случае существенно не изменится, лишь добавится ежемесячная арендная плата в размере 18 000 — 25 000 рублей в зависимости от перечня отходов.

Воспользоваться вторым вариантом разумно, если вы планируете минимизировать свое участие в процессе получения лицензии на отходы, или у вас нет площадки, отвечающей требованиям лицензии на сортировку ТБО.

Преимущества работы с нами

  • Вы гарантированно получаете лицензию на сортировку ТБО в самый короткий срок;
  • предоставляем необходимое оборудование и площадку, полностью готовим организацию для получения лицензии на обработку отходов;
  • берем на себя оформление пакета документов в соответствии со стандартами, готовим недостающую документы;
  • проводим экспертизу специалистов, спецтехники, оборудования и помещения организации, предоставляем конкретные рекомендации по устранению возможных нарушений;
  • проконсультируем в любое время по телефону +7 (812) 6666-808: расскажем, как проходит работа, какая цена лицензия, какие детали оформления документа.

Если у организации не хватает времени на оформление лицензии, предлагаем купить готовую фирму с лицензией на обращение с отходами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *