Контроль над исполнением бюджета

Бюджетирование как механизм регулирования деятельности компании тесты

1. Технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей – это:

а) финансовое планирование;

б) бюджетирование;

г) бизнес-планирование;

д) финансовое прогнозирование.

2. С помощью сравнения фактических показателей деятельности с запланированными на предприятии реализуется … функция бюджета.

а) контрольная;

б) функция делегирования полномочий;

в) координационная;

г) прогнозная.

3. Принцип единства в системе бюджетирования предполагает:

а) необходимость создания финансовой структуры, согласно которой подразделения могут быть объединены в единый финансовый центр учета;

б) для контроля за использованием средств и экономии ресурсов все значительные расходы должны быть едиными;

в) разработку единого планового стандарта для всей группы предприятий холдинга и центров финансовой ответственности предприятия;

г) обязательность исполнения бюджета всеми структурными подразделениями предприятия.

4. Используя скользящий бюджет, предприятие может:

а) усилить контроль за исполнением бюджета;

б) обеспечить доступ к бюджетам каждого центра учета;

в) получить информацию о причинах, вызвавших существенное отклонение показателей деятельности;

г) учитывать внешние изменения, изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов.

5. Целью внедрения системы бюджетирования является:

а) возможность оценки инвестиционной привлекательности отдельных сфер хозяйственной деятельности;

б) повышение эффективности деятельности предприятия;

в) повышение финансовой обоснованности принимаемых менеджерами решений на всех уровнях управления;

г) укрепление финансовой дисциплины персонала компании.

6. В результате внедрения системы бюджетирования эффективность деятельности предприятия повышается за счет:

а) сбалансированности финансовых потоков;

б) теоретического подхода к планированию со стороны плановиков;

в) мнения об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;

г) изменения управленческого менталитета и повышения финансовой культуры менеджеров.

7. Закрепление бюджетов за подразделениями переносит значительную часть ответственности за уровень заработной платы работников…

а) с руководителей низшего уровня на руководителей среднего звена;

б) с руководителей этих подразделений на директора предприятия;

в) с директора предприятия на руководителей этих подразделений.

8. Концентрация управленческих функций в головной компании (вплоть до того, что все бюджеты дочерних компаний холдинга разрабатываются головной компанией) характерна для:

а) управленческих холдингов;

б) директивных корпораций;

в) инвестиционных корпораций;

г) индикативных корпораций.

9. При внедрении бюджетирования в крупных компаниях методология системы бюджетного планирования должна быть сопоставимой с существующими в компании принципами …:

а) материальной заинтересованности всего персонала предприятия;

б) эффективной реализации финансовой политики;

в) комплексного управления предприятием;

г) бухгалтерского учета и формами отчетности.

10. Контроль за выполнением бюджетов заключается в:

а) формировании графиков составления бюджетов;

б) анализе отклонений фактических значений бюджетных статей от запланированных;

в) мониторинге процесса бюджетирования;

г) корректировка планов в зависимости от уже достигнутых результатов.

11. Постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность корпорации – это:

а) бюджетная комиссия;

б) бюджетный комитет;

в) центр финансовой ответственности;

г) бюджетная инспекция.

12. Бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс или направление бизнеса – это:

а) операционный бюджет;

б) финансовый бюджет;

в) сводный бюджет;

г) гибкий бюджет.

13. Причинами медленного и сложного «приживания» бюджетирования в российских условиях являются:

а) наследие прежней госплановской системы;

б) неадекватность бюджетирования требованиям рыночной экономики;

в) нечеткие или даже неверные целевые установки руководства предприятия;

г) высокая зависимость предприятий от государственного бюджета.

14. Вовлечение в процесс бюджетирования всего персонала позволяет:

а) построить эффективную систему мотивации, связанную с финансовыми планами компании;

б) определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство предприятия;

в) оценить результаты деятельности по каждому направлению деятельности;

г) усилить контроль за исполнением бюджета.

15. Бюджетирование тесно связано с финансовой структурой компании, которая строится на основе:

а) децентрализации управления;

б) организационной структуры предприятия;

в) делегирования полномочий.

Ответы на тесты:

1. б

2. а

3. в

4. г

5. б

6. а

7. в

8. б

9. г

Регламент проведения платежей

Согласование платежей.

Любой бизнес нуждается в контроле за расходованием средств. Недостаток денежных ресурсов на счетах компании или, наоборот, их избыток, может привести к серьезным проблемам:

  • нарушениям сроков оплаты по счетам;
  • ухудшению отношений с контрагентами;
  • нехватке ликвидности;
  • использованию заемных средств и т.д.

Поэтому так важно организовать грамотное управление денежными потоками.

Этапы планирования

  1. Бюджетирование.
  2. Оперативное планирование.

На первом этапе составляют бюджет движения денежных средств (БДДС) на квартал, полугодие или на год. Именно утвержденный БДДС используется затем на втором этапе для контроля заявок на расходование денежных средств.

Сложность в том, что на деле БДДС требуется составлять, как минимум, в разрезе Центров финансовой ответственности (ЦФО), а как максимум использовать достаточно большой набор управленческих аналитик.

В программном продукте БИТ.ФИНАНС данная проблема решается наличием широкого предопределенного набора аналитик, а также возможностью легко добавить любую произвольную аналитику.

И что очень важно, в разрезе данных аналитик осуществляется не только планирование, но и автоматический сбор факта.

Вторая сложность состоит в том, что сам процесс формирования, согласования и корректировок бюджетов внутри компании достаточно сложный и может занимать большое количество времени.

Также БИТ.ФИНАНС позволяет автоматизировать бюджетный процесс и значительно сократить количество времени и ошибок. В БИТ.ФИНАНС реализовано:

  1. Автоматическое создание задач и оповещений (по почте и Telegram) пользователям о необходимости заполнить бюджеты
  2. Автоматическое создание форм для заполнения БДДС и рассылка их пользователям
  3. Настройка любых алгоритмов и этапов согласования и корректировки бюджетов.

Второй этап – оперативное планирование – ставит задачу синхронизации поступления и выплат, а также контроля расходования средств. Осуществляется контроль текущих потребностей компании и прогнозируются поступления средств вплоть до дня.

Один из важных документов оперативного планирования – платежный календарь. Он формирует график денежных потоков на определенный период, что дает гарантию своевременной оплаты платежей и позволяет избежать кассовых разрывов.

Создание регламента проведения платежей

Регламент платежей содержит:

  • запрос на платеж;
  • проверка заявленных расходов в счете с запланированными расходами в БДДС;
  • контроль корректности составления первичных документов к данной заявке;
  • согласование платежа за рамками бюджета (при необходимости);
  • определение приоритетов платежей;
  • проведение платежей по банку;
  • учет проведенных платежей.

Процедура согласования платежей

В регламенте обязательно прописывается процедура согласования платежей, сроки и конкретные действия ответственных лиц.

Необходимо сформулировать и закрепить обязанности и полномочия для каждого сотрудника, который участвует в процедуре согласования платежей. Здесь же прописать их полномочия. Рассмотрим пример в таблице.

Участник согласования платежа

Обязанности ответственного

Сотрудник центра финансовой ответственности (ЦФО)

Формирование заявки

Руководитель ЦФО

Согласование заявки согласно БДДС

Руководитель функциональной службы

Определение лимита в рамках бюджета

Финансовый контролер

Проверка заявки и документов на корректность составления и соответствия бюджету

Финансовый директор

Согласование платежей с руководителями ЦФР и генеральным директором

Как внедрить в компании процедуру согласования платежей

  1. Разработать внутренний регламент.
  2. Закрепить в нем правила согласования заявок платежей.
  3. Утвердить дату начала действия новых правил.
  4. Подписать регламент приказом генерального директора.
  5. Подготовить краткие инструкции по новым правилам для каждого сотрудника, который будет участвовать в согласовании.
  6. Ознакомить с правилами сотрудников, которые будут участвовать в согласовании.
  7. Протестируйте положение о согласовании платежей.

Согласование, контроль и оплата платежей в программе БИТ.ФИНАНС

Рассмотрим подробно процесс согласования платежей в программе БИТ.ФИНАНС.

Этап 1. Формирование заявки

Исполнители формируют «Заявки на расходование денежных средств», в которых указывают всю необходимую управленческую аналитику.

Этап 2. Прикрепление к заявке внешних файлов

В программе есть возможность прикрепить к заявкам любые файлы, в том числе отсканированные документы — основания платежа.

Этап 3. Контроль заявок по бюджету

При проведении заявки на расходование денежных средств контролируются на соответствие утвержденному БДДС.

При превышении заявки запланированной в бюджете суммы, документ не проводится, а пользователь получает информационное сообщение с подробным описанием причин:

В том случае, если пользователь хочет, чтобы все-таки заявка была проведена и оплачена, он может выбрать один из трех вариантов действий:

  1. Скорректировать сумму в заявке до соответствующей остатку лимита
  2. Нажать на кнопку «Оплатить за счет» и выбрать статью с доступным лимитом, за счет которой будет проведена оплата.
  3. Установить флаг «Сверх бюджета». В этом случае заявка проведется, но она будет согласовываться по особому маршруту.

Этап 4. Согласование заявок

В программе БИТ.ФИНАНС. можно настраивать произвольные маршруты согласования заявок на расходование денежных средств и реестров платежей.

В продукте имеется Рабочее место визирования для группового согласования документов.

Обратите внимание, что у вас есть возможность визировать документы с помощью мобильного устройства из любой точки мира. Для этого предназначено бесплатное мобильное приложение БИТ.ФИНАНС.

Этот удобный инструмент позволит:

  • визировать документы непосредственно на мобильном устройстве;
  • просматривать детали визируемого документа;
  • оставлять комментарии к принятому решению;
  • ставить задачи пользователям.

Этап 5. Оплата заявок

В БИТ.ФИНАНС можно формировать Платежный календарь и ежедневные Реестры платежей.

На основании реестров платежей казначей или бухгалтер может автоматически создавать платежные документы, значительно экономя своё время.

Если у вас возникают вопросы как организовать казначейство в 1С, настроить бюджетирование в программах 1С, просто звоните в офисы Первого Бита, наши специалисты проконсультируют и на опыте внедрения в других компаниях покажут как это можно реализовать.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения местного бюджета.

Ключевые слова:бюджет, оценка эффективности, уровень жизни, методика, расходы бюджета, доходы.

Одним из важнейших принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности пользования бюджетных средств. Особую актуальность он приобретает в настоящее время, когда на практике происходит расширение самостоятельности бюджетов муниципальных образований, повышение их роли в решении социально — экономических задач регионов, модернизации и реструктуризации экономики, обеспечении достаточного уровня жизни людей. В настоящее время рост расходных полномочий на местном уровне не обеспечивается соответствующим увеличением источников финансирования; актуализируется задача повышения эффективности управления их доходами и расходами.

Как показывает практика, лучших результатов добиваются те муниципальные образования, где администрации удается обеспечить единство финансовой, промышленной и социальной политики, выбрать оптимальные методы повышения эффективности управления собственностью и финансами, организовать взаимодействие с предпринимателями и другими активными слоями населения для повышения качества жизни населения.

Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему уникально. Различны возможные масштабы преобразований, имеющиеся ресурсы и ключевые сферы экономики.

При оценке степени эффективности управления муниципальными финансами и собственностью необходимо исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Поскольку основной целью деятельности органов управления муниципальными образованиями является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на данной территории, и обеспечение его основных, жизненных потребностей, нельзя прямо использовать обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т. д.). В данном случае необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, насколько в результате реализации принятых управленческих решений возросло качество жизни населения, насколько динамично развивается муниципальное образование.

Как показывает практика, наиболее эффективны те управленческие решения муниципальных руководителей, при разработке и обосновании которых они осуществляются с трех точек зрения. Они должны отражать, прежде всего:

— размеры получаемого дохода;

— возможность получения общественной пользы (например — снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов, рост продолжительности жизни при улучшении финансирования системы здравоохранения);

— рациональную экономию бюджетных средств.

Динамика изменения качества жизни населения является одним из индикаторов эффективности управления территорией. Вопрос определения адекватных индикаторов качества жизни, отражающих социальное развитие территории, является крайне важным. Индикативные показатели призваны не столько объективно отражать развитие системы, сколько определять вектор воздействия на нее. В основу оценки эффективности муниципальных финансов предлагается взять методику оценки, предполагающую использование матричного подхода к оценке эффективности социально-экономического развития территорий через рассмотрение интегральных показателей качества жизни как индикаторов целей развития муниципального и приведенных показателей бюджетных расходов как индикаторов средств, расходуемых для достижения этих показателей. Данная методика позволяет использовать графическое представление в двумерной системе координат, по оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, по оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие. При этом угол, образующийся между продолжением линии вектора и осью абсцисс, является аналитически значимым. Тангенс данного угла показывает баланс между динамикой вложенных средств на развитие того или иного направления экономической деятельности и динамикой отдачи от этих вложений, то есть социального развития данного направления. В таблице 1 приведены значения углов, их тангенсов и соответствующие им экономические оценки эффективности бюджетной политики.

Таблица 1

Эффективность бюджетной политики по тангенсу угла

*Примечание: — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития возросли; ↓ — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития снизились; const — постоянная величина.

В соответствии с указанным подходом для оценки влияния расходов бюджета на социальное развитие целесообразно на первом этапе проанализировать показатели качества жизни населения по следующим направлениям:

Уровень жизни

Уровень развития физкультуры и спорта

Качество образования

Уровень развития культурной сферы

Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства

Интегральный показатель качества жизни

На втором этапе необходимо проанализировать показатели расходов бюджетов муниципального образования. Для этого необходимо рассчитать абсолютные показатели расходов бюджета на душу населения за соответствующие периоды, а затем преобразовать их в относительные показатели:

1) Общегосударственные вопросы

2) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3) Национальная экономика

4) Жилищно-коммунальное хозяйство

5) Образование

6) Культура, кинематография и средства массовой информации

7) Здравоохранение, физическая культура и спорт

8) Социальная политика

9) Всего расходов

Помимо анализа влияния общей величины расходов бюджета на интегральный показатель качества жизни населения возможно проанализировать влияние отдельных направлений бюджетных расходов на социальное развитие этих направлений. Целесообразно проведение анализа по следующим направлениям:

— здравоохранение;

— физкультура и спорт;

— образование;

— культура;

— жилищно-коммунальное хозяйство.

Осуществив вышеуказанные расчеты в целом по расходам и по отдельным направлениям расходов, будут получены результаты по следующим направлениям:

— Интегральный показатель качества жизни

— Расходы бюджета

— Уровень развития физкультуры и спорта

— Расходы бюджета на физическую культуру и спорт

— Качество образования

— Расходы бюджета на образование

— Уровень развития культурной сферы

— Расходы бюджета на культуру

— Состояние сферы ЖКХ

— Расходы бюджета на ЖКХ

Совокупность полученных результатов можно будет отображать графически в виде соотношения «Качество жизни / Расходы бюджета».

Аналогичные результаты можно получить на основе анализа тангенсов углов, образуемых продолжением полученных в графиках векторов развития с осью абсцисс.

tg α = ∆ Социальное развитие / ∆ Расходы бюджета (1)

где tg α — тангенс угла, образуемого продолжением вектора развития с осью абсцисс;

∆ Социальное развитие — разница между значениями интегрального показателя качества жизни за рассматриваемые периоды;

∆ Расходы бюджета — разница между значениями приведенного показателя расходов бюджета на душу населения за рассматриваемые периоды.

Представляется, что такой подход к оценке эффективности бюджетной политики будет способствовать наилучшему отражению критерия эффективности как степени достижения социально-экономических целей муниципального образования при минимизации объема средств.

Таким образом, предлагается проводить оценку эффективности финансов муниципального образования по вышеуказанной методике, в графическом представлении которой на оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, на оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие.

Литература:

2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 2003;

3. Алъвианская Н. В. Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования // Финансы. 2011. № 9.

4. Зайцева М. О социально-экономической эффективности управления муниципальными финансами // Самоуправление. 2012. № 6–7.

Понятия бюджетирования и бюджетного контроля

Определение 1

Бюджетирование – это единая система финансового планирования, а также управления деятельностью предприятия с помощью различных показателей. Расчет этих показателей помогает определить вклад каждого подразделения и сотрудника в достижении целей.

Бюджетирование является не только инструментом планирования, но и контроля над состоянием и изменением финансовых результатов.

Чтобы проконтролировать исполнение бюджета, необходимо выявить отклонения текущих результатов деятельности от запланированных. Таким образом, в систему бюджетов включаются не только запланированные, но и отчетные (фактические) данные. Контролирование бюджета может производиться еженедельно, ежемесячно или ежеквартально в зависимости от того, какие цели преследует предприятие.

Определение 2

Бюджетный контроль — это процесс сравнения текущих результатов с бюджетными (запланированными), анализ получившихся отклонений и внесение необходимых поправок в бюджеты будущих периодов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этапы исполнения бюджета

Контроль исполнения бюджета состоит из трех этапов:

  • Предварительный контроль – подразумевает собой профилактику возможных нарушений бюджета;
  • Текущий контроль – это есть ни что иное, как регулярная проверка функционирования центров ответственности для выявления отклонений текущих показателей их деятельности от заложенных в бюджет;
  • Заключительный контроль – подразумевает собой анализ выполнения планов по окончанию отчетного периода, оценку финансово-хозяйственной деятельности по центрам ответственности.

Последние два вида контроля проводятся с использованием составленной отчетности. Процедуру ведения двух последних этапов можно разбить на подгруппы: сбор информации об исполнении плановых показателей по факту и формирование отчетности, далее выявление и анализ причин отклонений, далее принятие решений о корректировке деятельности структурных подразделений компании, или компании в целом.

Методы контроля исполнения бюджета

Методы контроля исполнения бюджета должны осуществляться на самом нижнем уровне управления предприятия, где были сформированы доходы и понесены затраты. Методы контроля также должны быть легко применимыми и доступными в любое время, а также регулярными. Под регулярностью подразумевается неукоснительное соблюдение установленных в организации сроков формирования и предоставления управленческой отчетности заинтересованным лицам.

Теорема 1

Главная цель контроля бюджета фирмы дать реальную картину его финансового состояния.

Для этого используются следующие методы:

  • Горизонтальный (временной) – сравнение показателей отчетности с этими же параметрами базисных периодов, то есть сравнение показателей отчетности по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения одних статей отчетности по сравнению с колебаниями других. Может применяться как для отдельных бюджетов (операционных и/или функциональных), так и для компании в целом;
  • Вертикальный (структурный) – применяется с целью определения удельного веса отдельных статей отчета в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными базисного периода;
  • Сравнительный (пространственный) – проводят на основе показателей похожих фирм (конкуренты, а также просто компании, имеющие аналогичные схемы ведения бизнеса);
  • Факторный – изучение влияния отдельных факторов на показатель результата;
  • Метод финансовых коэффициентов – расчет отношений показателей отчетности, определение их взаимосвязи и их правильное толкование.

Статья 47. Основания уточнения бюджета. 1. Уточнение бюджета, пересмотр утвержденных ассигнований и состава финансируемых программ происходит путем принятия Советом депутатов решения об уточнении бюджета. Основаниями для представления главой муниципального образования на утверждение Совета проекта решения об уточнении бюджета являются:

— изменения утвержденных программ после принятия решения об утверждении бюджета;
— невыполнение по итогам части финансового года (квартала, полугодия, 9 месяцев) утвержденного плана доходов, следствием чего может явиться невыполнение доходной части бюджета в целом за год;
— превышение по итогам части финансового года (квартала, полугодия, 9 месяцев) запланированного уровня доходов, следствием чего может явиться превышение запланированного остатка бюджетных средств на конец года при необходимости финансирования расходов, не включенных в первоначально утвержденный бюджет.
2. В процессе исполнения бюджета Совет депутатов, администрация муниципального образования имеют право вносить изменения по доходам и расходам бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.
В ходе исполнения бюджета администрация муниципального образования вправе принять решение о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Совет депутатов вправе предложить администрации в указанных Советом случаях, вызванных необходимостью срочного внесения изменений в бюджет, внести соответствующие изменения с последующим их утверждением Советом депутатов в установленные им сроки.
3. В случае если в ходе исполнения бюджета Советом депутатов принимаются решения, предусматривающие увеличение расходной части бюджета, одновременно должны быть предусмотрены источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников.
Решение Совета депутатов о санкционировании дополнительных бюджетных расходов является основой для выделения бюджетных ассигнований.
Проекты решений Совета депутатов, принятые вне бюджетного процесса, влекущие за собой уменьшение доходной части бюджета либо увеличение его расходной части в течение финансового года, принимаются только в случае положительного заключения администрации о возможности и целесообразности введения их в действие.

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *