КоАП 14 43

Содержание

Статья 14.43 КоАП

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43-1, 14.44, 14.46, 14.46-1, 20.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46-2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6-2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Последние изменения

30 июля 2017 г., в соответствии с Федеральным Законом № 175-ФЗ от 18.07.2017 г., примечание к настоящей статье изложено в новой редакции.

Статья 14.43.1. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020)

Статья 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определенные пунктами 4.1 — 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и приложениями 2 — 7 к нему.

3. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.

Декларирование и сертификация: с чувством, с толком, с расстановкой

Если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, то вывести ее на рынок, не пройдя процедуру сертификации или декларирования, не удастся. Первый вопрос, который встает перед ответственным бизнесом: как не стать жертвой лжесертифакаторов и тем самым не испортить репутацию своей компании?

«Черные» сертификаторы и лаборатории-фантомы

Как известно, спрос рождает предложение. Вот и спрос на фальсифицированные сертификаты, к сожалению, пока достаточно высок. Соответственно, и предложений на рынке достаточно.
Усугубляет ситуацию тот факт, что в течение нескольких предыдущих десятилетий серьезных мер противодействия этому негативному явлению не предпринималось. Это, в свою очередь, привело к формированию в обществе некоего нигилизма по отношению к процедуре сертификации.

Росаккредитация намерена изменить ситуацию. Уже несколько лет служба ведет серьезную борьбу с «черными» сертификаторами, фантомными испытательными лабораториями и органами по сертификации, нелегальными дилерскими сетями по продаже сертификатов.

В 2017 году Росаккредитация последовательно и неоднократно предупреждала, что нужно тщательно выбирать орган по сертификации, не обращаться к посредникам.

Стало в порядке вещей заказывать услугу сертификации у посредников. Притом что это неаккредитованные лица и их деятельность неподконтрольна службе

Инициативу поддержали и другие органы исполнительной власти. Например, ФТС. И это закономерно. От 60 до 80 процентов фальсифицированных сертификатов оформляются на импорт.

Под угрозой оказываются известные торговые марки и их репутация. Причем, как правило, топ-менеджмент компаний даже не подозревает, что на их продукцию сертификаты оформляют с нарушениями. Этим занимаются специалисты более низкого звена, отвечающие за логистику и заинтересованные в ускоренном выводе продукции на рынок.

Начиная с 2018 года Росаккредитация к режиму предупреждения подключила формат name and shame. Этот принцип широко применяется во всем мире и подразумевает публичное оглашение названий компаний, которые сознательно нарушили закон. В нашем случае – осознанно решили приобрести сертификат без проведения испытаний, подтверждающих соблюдение обязательных требований к безопасности выпускаемой продукции. На сайте Росаккредитации регулярно публикуются сводки о результатах проверочных мероприятий и перечень заявителей, обратившихся за услугами к сомнительным контрагентам.

Часть нарушений со стороны бизнеса объясняется незнанием законодательства в части ответственности за нарушение требований сертификации. Для повышения уровня грамотности таких заявителей разберем конкретные ситуации и определим, кто прав и виноват в каждой из них.

Итак, заявителю нужно сертифицировать продукцию. Он обратился в орган по сертификации, который включен в реестр аккредитованных лиц.

  • Ситуация 1: заявитель не передал образцы для испытаний. В этом случае ответственность ложится как на заявителя, так и на орган по сертификации.
  • Ситуация 2: заявитель передал образцы в орган по сертификации, но испытания так и не были проведены. В этом случае заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы – налицо факт мошенничества. Ответственность на органе по сертификации.

На момент создания Росаккредитации в национальном реестре аккредитованных лиц находилось 1800 органов по сертификации. Сейчас их число сократилось до 1000. Но из них реально работает порядка 300 органов. В принципе этого достаточно. Например, в Германии их 350. Что же делают остальные органы по сертификации? Можно предположить, что регистрируют декларации о соответствии.

Так как процесс не требует специальной компетенции, Росаккредитация не так давно создала общедоступный электронный сервис по регистрации деклараций. Он позволяет производителям и поставщикам самостоятельно пройти данную процедуру. Причем бесплатно.

Сегодня порядка 5–7 процентов деклараций (всего в стране регистрируется около 1 млн деклараций в год) зарегистрированы именно таким образом. Почему так мало? Вероятно, производитель надеется, что, обратившись в орган по сертификации с целью регистрации декларации, он передает ему ответственность за безопасность продукции. Но это не так.

Орган выполняет исключительно учетную функцию. По закону только заявитель несет ответственность за недостоверное декларирование

Стоит сказать, что регистрация декларации в органах по сертификации создает серьезные препятствия для очистки рынка от небезопасной продукции. Так, в случае отзыва аттестата аккредитации у органа действие зарегистрированной им декларации может приостановить только заявитель.

Однако зачастую в такие недобросовестные органы обращаются фирмы-однодневки, которые просто исчезают к моменту закрытия органа. А декларация остается в реестре. И удалить ее никто не вправе. Так же как и инициировать проверку в отношении декларируемой продукции: доказательств того, что она опасна, нет.

Уголовная ответственность за сертификацию не по правилам

Еще одна болевая точка для бизнеса – контрольно-надзорная деятельность службы. В случае выявления нарушений в работе органа по сертификации Росаккредитация обязывает органы по сертификации принимать меры в отношении выданных ими документов. Параллельно Росаккредитация информирует об этом смежные органы надзора с просьбой проверить продукцию, на которую органом-нарушителем был выдан сертификат.

Если ведомство подтверждает, что продукция опасна, у Росаккредитации есть все основания обратиться в правоохранительные органы, в том числе на основании статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности в части неправомерных выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие небезопасных для жизни или здоровья потребителей товаров требованиям безопасности».

Ранее эта статья применялась только в отношении алкогольной продукции. Однако в этом году Росаккредитация совместно с правоохранительными органами будет формировать правоприменительную практику в отношении более широкой номенклатуры продукции. Например, сейчас дается уголовно-правовая оценка ряду сертификатов на цемент и автокомпоненты. Напоминаю, что ответственность будет распространяться на эксперта, подписавшего сертификат.

Справка

В первом полугодии 2018 года Росаккредитацией было составлено протоколов об административных правонарушениях на более чем 301 млн руб. К выплате судами назначено более 243 млн руб. (с учетом дел, возбужденных по заявлениям с 2017 года).

В практике Росаккредитации были такие случаи, когда аккредитованные лица не пускали представителей службы для проверки их деятельности. Для решения этой проблемы в конце 2016 года Росаккредитация подписала соглашение о взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Теперь в особенно тяжелых случаях мы можем наносить внезапный визит с силовым сопровождением.

Это позволяет зафиксировать уклонение организации от правомерной проверки, получить объяснения такого поведения от собственников помещения. Зачастую причина агрессии – отсутствие испытательной лаборатории или органа по сертификации по месту осуществления деятельности. Данный факт фиксируется в акте проверки. А это – нарушение критериев аккредитации и основание для приостановки аттестата аккредитации.

Правда, до такого развития событий редко доходит. Недобросовестные организации, поняв, что пахнет жареным, в экстренном порядке ликвидируют юридическое лицо, оставляя «в наследие» рынку напечатанные ими сертификаты соответствия и декларации.

Отмечу, что с 30 июля 2018 года вступили в силу поправки в закон об аккредитации. В соответствии с ними Росаккредитация имеет право приостановить действие аккредитации в случаях невозможности выездной проверки:

  • из-за отсутствия аккредитованного лица по месту осуществления деятельности;
  • из-за фактического неосуществления аккредитованным лицом деятельности.

Это существенно повысит дисциплину тех, кто намеренно препятствует проверкам Росаккредитации.

Несколько лет назад Росаккредитация подготовила законопроект о признании недействительными деклараций и сертификатов, выданных органами по сертификации, аттестат аккредитации которых был аннулирован.

Добросовестным заявителям таких органов не стоит бояться утверждения документа: по законопроекту им будет предоставлена возможность передать «дело сертификата» в любой другой выбранный заявителем орган с соответствующей областью аккредитации. Зачем загонять бизнес в затраты, если «дело сертификата» существует. Это лишь создаст предпосылки для обращения бизнесменов к следующим жуликам.

Смысл изменений в том, чтобы дать возможность добросовестным бизнесменам реабилитироваться

Автоматически будут аннулироваться только сертификаты в строго описанных и урегулированных случаях. Например, в тех, когда в установленные сроки не был проведен инспекционный контроль.

Решая перечисленные выше проблемы, Росаккредитация плотно взаимодействует с другими органами власти. И хотя проблема недостаточной скоординированности действий остается, прогресс есть.

Так, в результате плотного сотрудничества с ФТС налажен один из лучших межведомственных электронных документооборотов. Принцип работы таков: ФТС в отношении каждого сертификата, предоставляемого на границе, делает запрос в базу данных Росаккредитации.

В ответ в автоматическом режиме в таможенную службу приходит информация, выдавался документ или нет. Отсутствие документа в базе – профиль риска. В свою очередь, Росаккредитация, выявляя не проводящие испытания лаборатории, передает информацию о них в ФТС. Это значит, что все протоколы этой лаборатории становятся «профилем риска». Таким образом удалось создать систему управления рисками: сигнал с профилем риска – повод для дополнительной проверки.

Число таможенных деклараций на пробы и образцы за 7 месяцев 2018 года увеличилось на 36 процентов по отношению к аналогичному периоду 2017 года. В отношении плодоовощной продукции за тот же период зафиксирован рост в 6,3 раза

В конце 2017 года Росаккредитацией и ФТС были подготовлены разъяснения. В них в том числе обозначено, что образцы, пересекающие границу для проведения испытаний, должны декларироваться на таможне определенным образом. Это позволяет создать цепочку прослеживаемости.
Сейчас в пилотном режиме отрабатываем формат в отношении организаций, где инициированы проверочные мероприятия. Если выясняем, что в истории сертификации нет информации о перемещении образцов через границу, используем это как дополнительную доказательную базу нарушения.

Система межведомственного электронного документооборота будет совершенствоваться. С этой целью Росаккредитация консультируется с участниками ВЭД, с ТПП РФ. Это позволяет службе удостовериться, что решения взвешенны и не оказывают негативного влияния на добросовестных участников бизнес-сообщества. Здесь включается объективный фактор – зачастую наши нормативные документы не позволяют однозначно трактовать требования.
Приведу два примера.

Лаборатория проводит сертификационные испытания. Получает результат с соблюдением всех установленных процедур, но допускает техническую ошибку при оформлении протокола испытаний. Выявив ошибку, лаборатория исправляет ее, изменив номер итогового документа согласно требованиям своей системы менеджмента.

Поскольку номер протокола указывается в сертификате соответствия, необходимо внести изменения и в него. Но процедура внесения в сертификат изменений не предусмотрена действующим законодательством. Значит, нужно выпускать новый сертификат. Чтобы его выпустить, формально нужно провести новые испытания и повторный анализ производства. Это экономически бессмысленно. Выйти из этой вполне рабочей ситуации в рамках правового поля затруднительно.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган для принятия решения по сертификации должен назначить минимум одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания. Данный сотрудник не должен принимать участия в оценке заявителя.

При этом единой формой сертификата Евразийского экономического союза предусмотрено, что сертификат подписывается руководителем органа по сертификации и экспертом (экспертом-аудитором). Это не соответствует международной практике и приводит к неправильной трактовке положений стандарта органами по сертификации.

Большим достижением Евразийской экономической комиссии стал выпуск новой редакции типовых схем оценки соответствия. Теперь сертификат соответствия продукции не может подписываться экспертами (экспертами-аудиторами), заверившими акт о результатах анализа состояния производства, где данная продукция была изготовлена.

Служба осознает сложность соблюдения наднационального законодательства Евразийской экономической комиссии. Поэтому мы выступаем с инициативой создать разъяснения на национальном уровне, детально описывающие правила подтверждения соответствия продукции. В Беларуси и Казахстане такой документ есть. Не так давно Минпромторг поддержал инициативу Росаккредитации. Сейчас проект такого документа готовится. В нем будут детально прописаны:

  • правила отбора образцов;
  • процедура анализа состояния производства и инспекционного контроля;
  • процедура переоформления сертификатов, например, в случае смены юридического адреса заявителя или других технических деталей.

Создание регламента станет серьезным подспорьем для добросовестного бизнеса в части четкого исполнения законодательства.

В заключение еще раз напомним российским производителям и поставщикам продукции две простые истины:

  1. Не обращайтесь к посредникам услуг по сертификации.
  2. Обязательно передавайте образцы на испытания.

А Росаккредитация позаботится, чтобы испытания действительно были проведены и сертификаты имели законную силу.

CЕРГЕЙ МИГИН

заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации

Охрана жизни и здоровья граждан является основной задачей государства в области безопасности. Поэтому разрабатываются специальные нормативные документы – технические регламенты, устанавливающие требования к продукции, которую используют потребители. Соответствие продукции этим критериям обязательно для всех производителей и продавцов, за нарушение требований технических регламентов для организаций и предпринимателей предусмотрена административная ответственность.

Для чего нужны технические регламенты

Принципы технического регулирования установлены Законом 184-ФЗ. В нем определены порядок разработки, утверждения и применения регламентирующих документов, внесения при необходимости изменений.

Технический регламент устанавливает четкие требования к продукции и процессу ее изготовления, реализации и использованию, хранению и транспортировке, а также утилизации.

Разрабатывают и принимают их с конкретными целями, которые приведены в ст. 6 Закона 184-ФЗ, а именно:

  • защитить здоровье и жизнь граждан, имущество физических и юридических лиц;
  • охранять растения, животных и окружающую среду от возможного вреда;
  • обеспечить энергетическую эффективность продукции;
  • исключить возможность введения потребителей в заблуждение.

Этот перечень является исчерпывающим. Таким образом, обеспечиваются безопасные условия для приобретателей продукции.

Как контролируют соблюдение техрегламентов

За выполнением условий технических регламентов следит специализированное агентство Росстандарт. Проверяют, насколько продукция соответствует требованиям, только в процессе ее обращения. Причем изготовители и продавцы тоже обязаны следить за этим и предотвращать возможность нанесения вреда.

В случае, когда изготовитель или продавец получили сообщение о несоответствии продукции критериям регламентов или обнаружили это сами, необходимо придерживаться определенной последовательности действий:

  1. Сообщить о факте в местное отделение Росстандарта в течение 10 дней.
  2. Провести проверку полученной информации и довести результат до сведения контролирующего органа.
  3. Если информация о несоответствии подтвердилась, составить план мероприятий по предотвращению вреда и согласовать его с Росстандартом. К таким мероприятиям относятся оповещение приобретателей о недостатках продукции, ее отзыв и возмещение убытков.

Если несоответствие продукции требованиям регламентов обнаружил потребитель, ему следует сообщить об этом в Росстандарт. Контролирующий орган обязан на основании полученной информации провести проверку, уведомить изготовителя об обнаруженных недостатках и выдать предписание устранить нарушения.

Комментарии к статье 14.43 КоАП РФ, судебная практика применения

О применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018 года приведена следующая правовая позиция:

Алкогольная продукция, не соответствующая стандартам подлежит изъятию независимо от вины в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, подлежит изъятию независимо от установления факта наличия либо отсутствия вины лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

… Хранимая обществом алкогольная продукция по основаниям, предусмотренным абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», находится в незаконном обороте и подлежит изъятию и направлению на уничтожение независимо от установления факта наличия либо отсутствия вины лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (см. подробнее п. 10 Обзора).

В п. 22 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года приведена следующая правовая позиция:

Нарушение техрегламента при выполнении по госконтракту работ по содержанию автомобильных дорог является правонарушением по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ст. 12.34 КоАП РФ

«Несоблюдение лицом требований технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта в качестве подрядчика работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 12.34 КоАП РФ.

… Общественные отношения, связанные с содержанием автомобильных дорог, являются составной частью данного объекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ. Нарушив требования технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог, акционерное общество совершило два административных правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 12.34 КоАП РФ, вследствие чего, применительно к части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, возможно привлечение к ответственности как по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, так и по статье 12.34 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении в отношении совершенных акционерным обществом деяний составлен не должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации как органов по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункт 2 постановления Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения») в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, а управлением.

Поэтому акционерное общество в данном случае подлежит привлечению к административной ответственности только по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ» (см. подробнее п. 22 Обзора).

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47″О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» содержатся следующие разъяснения:

Статья 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов» является специальной по отношению к статье 14.17 КоАП РФ «Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

При рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу Закона производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований.

Вместе с тем ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП РФ, а согласно статье 14.43 КоАП РФ, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17 и устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.

В п. 40 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):

«Субъектом ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.

Постановлением уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде взыскания штрафа.

Основанием для привлечения общества к ответственности послужили выводы уполномоченного органа о том, что общество при организации питания детей использовало сливочное масло, состав которого не соответствовал требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, ГОСТ-32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия» (далее — технические регламенты).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления и об его отмене.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оставила названные судебные акты без изменения по следующим основаниям.

… Объективная сторона правонарушения, описанного в ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

То обстоятельство, что общество при организации питания использовало масло, не соответствующее требованиям технических регламентов Таможенного союза по микробиологическим показателям, является недостаточным для квалификации его действий по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Несоответствие использованной в процессе организации общественного питания продукции требованиям технических регламентов заключается в микробиологических показателях, то есть фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении масла, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции».

В п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года приведена следующая правовая позиция:

«Нарушение обществом требований технических регламентов, выразившихся в хранении и реализации продукции с истекшим сроком годности, может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Административный орган привлек общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, за нарушение требований ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административного органа незаконным.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое постановление признано незаконным.

Суды исходили из того, что, поскольку ответственность за нарушение правил реализации продуктов животноводства установлена ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ и такое деяние исключено из диспозиции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, допущенного обществом.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановления арбитражного суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

В ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в периоде совершения рассматриваемого нарушения) установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КлАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, в силу ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, заключается в нарушении ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Ни в акте, ни в протоколе об административном правонарушении не указывалось на нарушение обществом ветеринарно-санитарных правил либо правил хранения или реализации продуктов животноводства. Предметом проверок являлось соблюдение обществом технических регламентов, а не норм ветеринарного законодательства.

Таким образом, несмотря на то, что в Техническом регламенте ТР ТС 021/2011 действительно содержатся требования к пищевой продукции, являющиеся ветеринарными, однако их нарушение обществу не вменялось и, исходя из полномочий административного органа, не могло вменяться, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для переквалификации действий общества на ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ и прекращения производства по делу. При этом выводы судов апелляционной инстанции и округа не свидетельствуют о том, что нарушение технических регламентов, допущенное обществом, не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ».

Ответственность за отсутствие сертификатов

Любая продукция, которая производится для широкого потребления и реализуется в России, должна быть качественной и безопасной.

Государство в лице контрольно-надзорных органов следит, чтобы производители, импортеры и продавцы соблюдали законодательно предусмотренный порядок обращения продукции на рынке, включая условие о наличии обязательных сертификатов.

Сертификат/декларация – это документ, который выдается по итогам процедуры проверки соответствия продукции законодательно установленным нормативам: отечественным «ГОСТ» или международным техническим регламентам (ТР ТС), действующим в странах Таможенного Союза (России, Армении, Казахстане, Киргизии, Белоруссии).

Отсутствие декларации соответствия и других обязательных сертификатов наказывается административными штрафами. Товар могут конфисковать, а предпринимателю выписать запрет на ведение деятельность на срок до 3 месяцев. За фальсификацию документов предусмотрена уголовная ответственность.

Подробно об актуальных санкциях читайте далее.

Требования и основные нормативы

Термин «сертификация» является общим и может подразумевать как непосредственно сертификацию, так и декларирование соответствия. Это схожие процедуры, которые отличаются субъектом ответственности и тем, как выглядит итоговый разрешительный документ.

Декларирование и сертификация, в свою очередь, могут проходить в двух разных системах оценки соответствия: системе ГОСТ Р и системе ТР ТС. Следовательно, типов обязательных документов всего 4: декларация ГОСТ Р, декларация ТР ТС, сертификат ГОСТ Р, сертификат ТР ТС. Есть нюанс: декларация всегда обязательна, сертификат может быть как обязательным, так и добровольным.

О том, какие конкретно товары подлежат обязательной оценке соответствия, говорится в нормативных документах. Соответствующие списки продукции содержатся в перечнях ТР ТС и в Постановлении № 982.

Вот основные нормативы, касающиеся порядка сертификации и ответственности за отсутствие разрешений:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ.
  • Закон РФ «О защите прав потребителей».
  • КоАП РФ (№ 195-ФЗ).
  • Профильные регламенты ТР ТС.

Какие санкции предусмотрены?

За нарушение правил сертификации, обязательных требований предусмотрены наказания в виде штрафов. В том случае, если нарушение допущено повторно, в результате производства, распространения продукции ненадлежащего качества пострадали потребители, нанесен вред окружающей среде, в отношении нарушителя могут быть применены санкции в виде «удвоенных» штрафов, конфискации товара, компенсации морального вреда, уголовной ответственности.

За что и в каком размере предусмотрены административные штрафы?

Ответственность за торговлю с нарушениями

Санкции за реализацию товаров ненадлежащего качества или с нарушением установленных законом требований (ст. 14.4 КоАП):

Гражданин:

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • За повторное правонарушение (2000-5000 рублей)

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение (3000-10000 рублей)
  • За повторное правонарушение (7000-15000 рублей)

Индивидуальный предприниматель:

  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • За повторное правонарушение (15000-30000 рублей (+возможна конфискация товара))

Компания (юр. лицо)

  • За однократное правонарушение ( 20000-30000 рублей)
  • За повторное правонарушение ( 30000-50000 рублей (+возможна конфискация товара))

Ответственность за нарушение техрегламентов

Санкции за нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП):

Гражданин:

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 2000-4000 рублей (+возможна конфискация)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 4000-5000 рублей (+конфискация)

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 20000-30000 рублей
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей

Индивидуальный предприниматель:

  • За однократное правонарушение (20000-30000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 40000-50000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 300 000-600 000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 700000-1000000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Ответственность за недостоверное декларирование

Санкции за недостоверное декларирование соответствия (ст. 14.44 КоАП):

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение ( 15000-25000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 25000-35000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 35000-50000 рублей

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение ( 100000-300000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 300 000-500 000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 700000-1000000 рублей

Ответственность за нарушение порядка реализации

Санкции за нарушение порядка реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию (ст. 14.45 КоАП):

Должностное лицо:

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (20000-40000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (100 000-300 000 рублей)

Ответственность за нарушение правил маркировки

Санкции за нарушение правил маркировки товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия (ст. 14.46 КоАП):

Должностное лицо:

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию( 15000-25000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (30000-50000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (700 000-1000 000 рублей)

Ввоз продукции в Россию без сертификатов

Товар без надлежаще оформленных разрешительных документов, если они обязательны для данной продукции, не пройдет таможенный контроль. В любых спорных ситуациях будут значительные по времени простои груза, и предприниматель понесет материальные потери.

Допускается лишь ввоз образцов для проведения лабораторных исследований и последующего оформления разрешительных документов. При этом предприниматель обязан иметь на руках договор с органом по сертификации или испытательной лабораторией, в котором должно быть указано необходимое количество ввозимой продукции (в штуках, единицах массы или объема).

Уголовная ответственность за подделку документов

Фальсификация – это уголовно наказуемое преступление. Максимально возможное наказание по статье 327 УК РФ – два года лишения свободы.

Какие действия могут подпадать под уголовную статью? Занесение в бланк сертификата реквизитов продукции, не прошедшей испытания, подделка печатей органа по сертификации; внесение в подлинник информации о несертифицированном товаре путем дописок, подчисток, исправлений и т. д.

Куда обратиться, чтобы избежать штрафных санкций?

Оперативно заказать нужные сертификаты вы можете прямо сейчас в нашем центре сертификации:

  1. Вы подаете заявку в сертификационный центр «МосТест».

Далее наши специалисты:

  1. Проверят представленные документы на полноту комплектности и актуальность;
  2. Порекомендуют оптимальную схему оценки;
  3. Организуют лабораторные испытания, анализ производства (если необходимо);
  4. Заполнят разрешение по образцу или согласованному шаблону;
  5. Пройдут регистрацию в реестре Росаккредитации;
  6. Отдадут вам в срок готовые разрешения.

Какие документы потребуются:

  • устав, ОГРН, ИНН;
  • сведения о комплектующих;
  • протокол лабораторных испытаний (если исследования уже проводились);
  • ГОСТы, ТУ, регламенты (для резидентов ЕАЭС);
  • договор с производителем (для поставщика) и т. д.

Какие документы необходимы в вашем случае, узнайте у специалистов «МосТест». Даже в случае, если каких-то бумаг не хватает, вы сможете начать процедуру сертификации, а наши эксперты соберут недостающие документы самостоятельно.

Получите бесплатную консультацию уже сейчас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *