Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков

Содержание

Как добиться исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков

Включение в реестр недобросовестных поставщиков (далее – реестр) – это мера ответственности, которая применяется к участникам государственных (муниципальных) закупок.

С данными реестра может ознакомиться любое заинтересованное лицо. С 2016 года он размещен на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для компании (предпринимателя) включение в реестр имеет самые негативные последствия. Однако в определенных ситуациях лицо, попавшее в реестр, может добиться исключения информации из него.

Для этого нужно соблюсти установленный порядок и не ошибиться с основаниями для оспаривания.

См. также:

  • Исключение из реестра недобросовестных поставщиков. С какими трудностями может столкнуться компания;
  • Работа с госзаказом по-новому. Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Какой порядок нужно соблюсти, чтобы добиться исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков

Поставщик вправе оспорить решение ФАС России о включении в реестр в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Для этого ему необходимо подать в арбитражный суд заявление:

  • о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении в реестр;
  • об обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из реестра.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает специального срока для обжалования решения антимонопольного органа. Поэтому необходимо руководствоваться общим сроком, который установлен для оспаривания ненормативного правового акта. Он составляет три месяца со дня, когда победителю закупки стало известно о том, что его включили в реестр.

Если заявитель пропустил срок, то он может ходатайствовать перед судом о его восстановлении при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если их нет, то в иске будет отказано.

Пример из практики: суд не признал незначительный пропуск срока уважительной причиной для его восстановления

Государственное учреждение «У.» (далее – учреждение) провело электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по таксации лесов. ООО «В.» было признано победителем.

В качестве обеспечения исполнения контракта оно представило учреждению банковскую гарантию, выданную ОАО «Н.».

В ответ на запрос учреждения указанный гарант сообщил, что не выдавало банковской гарантии ООО «В.».

Учреждение признало победителя уклонившимся от заключения контракта и заключило контракт с подателем заявки, которой был присвоен второй номер. Одновременно учреждение обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении ООО «В.» в реестр недобросовестных поставщиков.

По итогам рассмотрения обращения антимонопольный орган принял решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «В.» обратилось в суд.

При этом исковое заявление туда поступило 25 августа 2014 года, а срок на обжалование истек 8 июля 2014 года.

Победитель сослался на то, что просрочка была незначительной.

Суд отказал в удовлетворении заявления. Он отметил, что закон не предусматривает возможность восстановления пропущенного срока на том основании, что он нарушен незначительно (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г. № 13АП-2095/2015 по делу № А21-7345/2014).

В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика. Важно указать, какие нормы Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062; далее – Правила № 1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в реестр. Это может быть неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, неучет при вынесении решения тех или иных обстоятельств.

Совет: Одновременно с заявлением иска об отмене решения антимонопольного органа стоит заявить ходатайство о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения. Правда, это имеет смысл сделать, если решение еще не исполнено, то есть истец пока не включен в реестр. Исполненное решение приостановить нельзя (постановления ФАС Дальневосточного округа от 6 марта 2012 г. № Ф03-321/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2015 г. № Ф06-23670/270).

В качестве обоснования ходатайства нужно указать, что непринятие испрашиваемой меры приведет к ограничению прав заявителя на осуществление основного вида хозяйственной деятельности. Ведь, находясь в реестре, он будет не вправе участвовать в новых закупках, что может повлечь причинение ему ущерба. Помимо этого также необходимо указать на умаление его деловой репутации перед потенциальными клиентами. Ведь они, полагаясь на достоверность публичных данных реестра, будут учитывать наличие информации о поставщике при принятии решения о возможном сотрудничестве.

Если основанием для включения в реестр послужил отказ заказчика от контракта и поставщик его оспорил, то к ходатайству о принятии обеспечительной меры нужно приложить определение суда о принятии иска к рассмотрению. Это серьезный аргумент для удовлетворения ходатайства, поскольку включение в реестр – это санкция за недобросовестность поставщика. Если же само основание для включения в реестр оспорено, применять такую санкцию преждевременно.

Если суд откажется удовлетворить ходатайство, заявителю не следует рассчитывать на возмещение:

  • реального ущерба (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 апреля 2013 г. № Ф03-742/2013);
  • упущенной выгоды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2013 г. по делу № А79-10866/2011);
  • нематериального (репутационного) вреда в связи с причинением ущерба деловой репутации (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 сентября 2014 г. по делу № А12-31385/2012).

Ситуация 1. Лицо признано уклонившимся от заключения контракта

Победитель торгов при подписании проекта контракта должен соблюсти требования закона и уложиться в установленные сроки. Однако это не всегда получается, в том числе и по независящим от победителя обстоятельствам.

Основание для оспаривания 1. Победитель торгов действовал добросовестно

Включение в реестр представляет собой санкцию за недобросовестное поведение победителя торгов. Суды при рассмотрении споров о включении в реестр опираются на выводы Конституционного суда РФ о том, что применяемые санкции должны быть соразмерными допущенным нарушениям (постановления от 30 июля 2001 г. № 13-П, от 21 ноября 2002 г. № 15-П, определения от 7 июня 2001 г. № 139-О, от 7 февраля 2002 г. № 16-О).

Поэтому при оспаривании в суде включения в реестр необходимо доказать, что:

  • поведение победителя торгов было добросовестным;
  • в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона № 44-ФЗ.

Примеры обстоятельств, при которых суд решил, что поставщик не может быть признан уклонившимся от заключения контракта

1. Победитель был лишен технической возможности своевременно подписать контракт, поскольку электронная цифровая подпись не работала. Это подтверждается письмами оператора связи. Однако победитель передал все документы заказчику на бумажных носителях вместе с объяснительным письмом (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 сентября 2011 г. № Ф03-4060/2011).

2. Победитель направил заказчику подписанный контракт и договор поручительства, однако по ошибке не приложил дополнительные документы. Эти документы ему пришлось отправлять почтой в связи с отсутствием технической возможности отправить их оператору электронной площадки (постановление ФАС Московского округа от 23 августа 2011 г. по делу № А40-6025/11-147-67).

3. Победитель допустил просрочку в заключении контракта на 1 час 52 минуты (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2011 г. по делу № А27-2747/2011).

4. Победитель несвоевременно подписал документы в связи с техническим сбоем в программном обеспечении. При этом он представил доказательства обращения в сервисный центр для устранения неполадок и уведомил заказчика о произошедшем (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 4 июля 2012 г. по делу № А38-4526/2011, от 28 февраля 2012 г. по делу № А29-3639/2011).

5. У победителя отсутствовал технический доступ в Интернет. Контракт был подписан, как только доступ появился (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2015 г. по делу № А40-169147/2014).

6. Победитель допустил ошибкупостановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2015 г. по делу № А33-26219/2014 при расчете суммы обеспечения по контракту. Позже он ее исправил (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2015 г. по делу № А33-26219/2014).

Пример из практики: суд обязал антимонопольный орган исключить общество из реестра недобросовестных поставщиков, поскольку не усмотрел в действиях общества злонамеренного уклонения от подписания контракта

ФКУ «У.» провело открытый конкурс на выполнение работ по разработке проектной документации. Победителем конкурса было признано ЗАО «С.».

ФКУ «У.» направило ему проект контракта. Однако победитель подписал контракт с опозданием на три дня, то есть по истечении установленного законом срока.

Посчитав, что ЗАО «С.» уклонилось от подписания контракта, ФГУ «У.» обратилось в антимонопольный орган. Изучив предоставленные материалы, антимонопольный орган включил сведения о победителе в реестр недобросовестных поставщиков.

ЗАО «С.» с включением в реестр не согласилось и обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что в действиях победителя отсутствуют признаки недобросовестности.

ЗАО «С.» сразу после опубликования протокола рассмотрения заявок приступило к получению банковской гарантии. Первый банк в выдаче гарантии отказал. ЗАО «С.» обратилось во второй банк. Однако, предполагая отказ, оно направило запрос и в третий банк. В день получения банковской гарантии от третьего банка проект контракта был подписан и направлен ФГУ «У.». Помимо этого ЗАО «С.» путем телефонных переговоров поддерживало связь с уполномоченным представителем ФГУ «У.», уведомляло о своих действиях, в том числе и о ходе получения банковской гарантии.

Все это позволило суду прийти к выводу, что в действиях победителя не было недобросовестности и злонамеренного уклонения от подписания контракта (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июля 2015 г. № Ф02-3167/2015 по делу № А19-14294/2014,оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 22 сентября 2015 г. № 302-КГ15-11139).

Совет: Если победитель не может по уважительным причинам подписать контракт в установленные сроки, он должен держать заказчика в курсе проблем, с которыми столкнулся. Ему необходимо незамедлительно сообщать обо всех действиях, которые предпринимает победитель, и о результатах, которые получает, использовать альтернативные средства связи, если предусмотренные законом не доступны (не работают).

При этом поставщику нужно фиксировать свои обращения к заказчику (опись вложения отправления с почтовой квитанцией, уведомление о вручении, расписка в получении тех или иных документов, доказательства отправки корреспонденции по электронной почте или по факсу и др.).

Только так в случае, если дело дойдет до оспаривания решения о включении в реестр, победитель торгов сможет доказать свою добросовестность и стремление к заключению контракта.

Основание для оспаривания 2. Контракт не заключен по вине заказчика

Если контракт не заключен по вине заказчика, то сведения о победителе торгов не подлежат включению в реестр.

Примеры обстоятельств, при которых суд решил, что контракт не заключен по вине заказчика

1. Заказчик направил участнику скан-копию проекта договора на поставку до того, как определил победителя запроса котировок. Отсчет срока подписания контракта вел именно с момента отправки. Суд указал, что при таких обстоятельствах у антимонопольного органа не было оснований для включения победителя запроса котировок в реестр как уклонившегося от подписания контракта (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. № 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015).

2. Заказчик вопреки требованиям конкурсной документации направил победителю проект контракта по электронной почте. Однако победитель письмо не получил. Исходя из этого, антимонопольный орган отказался внести сведения о победителе в реестр. Суд решение антимонопольного органа поддержал, сославшись на следующее. Электронная почта – это такое средство связи, которое не позволяет заказчику получить подтверждение о вручении контракта (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2015 г. № Ф05-15911/2014 по делу № А40-62415/14).

Ситуация 2. Контракт расторгнут по решению суда

Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта. При этом он должен соблюсти два условия:

  • основанием расторжения контракта являются существенные нарушения со стороны поставщика (постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2014 г. № Ф05-13323/2014 по делу № А41-6363/14, оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 16 апреля 2015 г. № 305-ЭС15-2669);
  • заказчик должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Суд признает нарушение существенным, если оно влечет для заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта является безусловным основанием для включения в реестр. Это означает, что добиться исключения из реестра практически невозможно.

Пример из практики: суд отказал в отмене приказа антимонопольного органа о включении в реестр, поскольку основанием для включения стало расторжение муниципального контракта судом

Казенное учреждение «М.» и ООО «Н.» заключили муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству эвакуационных выходов. ООО «Н.» в установленный срок работы не выполнило.

По иску учреждения суд расторг контракт. После этого учреждение обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении ООО «Н.» в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольный орган заявление удовлетворил и издал приказ о включении в реестр.

ООО «Н.» обжаловало приказ в суде.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд свое решение мотивировал следующим. Антимонопольный орган проводит разбирательство с участием представителей сторон в случае, если основанием для включения в реестр являются уклонение от подписания контракта или отказ от исполнения контракта заказчиком (п. 12 Правил № 1062). При наличии вступившего в законную силу решения суда антимонопольный орган издает приказ о включении в реестр, поскольку такое решение есть безусловное основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2015 г. по делу № А42-2368/2014).

Исключение составляют два случая. Так, поставщик может оспорить приказ и выиграть дело, если:

  • суд не расторг контракт, а признал его недействительным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2013 г. по делу № А10-2199/2012);
  • докажет, что действовал добросовестно, а нарушение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком (например, заказчик не выплатил аванс или выплатил с нарушением срока, не предоставил рабочую документацию и др.).

Пример из практики: несмотря на наличие вступившего в законную силу решения о расторжении контракта, суд отменил приказ антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не усмотрел в действиях общества недобросовестности

Государственное бюджетное учреждение «Г.» провело открытый аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту первого этажа поликлиники. Победителем было признано ООО «С.», с которым и был заключен контракт.

В нарушение условий контракта ООО «С.» в установленные сроки работы не сдало и акты выполненных работ не представило.

Учреждение обратилось с иском о расторжении контракта в связи с неисполнением обязательств, который был судом удовлетворен.

В свою очередь ООО «С.» обратилось с иском к ГБУ «Г.» о взыскании долга за выполненные работы по контракту. Сумма долга составила половину общей стоимости контракта. До вынесения решения учреждение долг погасило. Стороны заключили мировое соглашение.

На основании судебного решения о расторжении контракта антимонопольный орган включил ООО «С.» в реестр недобросовестных поставщиков.

Оно с приказом о включении не согласилось и обжаловало его в суд.

Отменяя приказ, суд исходил из следующего. Основанием для включения в реестр является только такое уклонение от исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий.

При вынесении решения о включении в реестр антимонопольный орган должен был изучить все обстоятельства дела, а не ограничиваться формальной констатацией ненадлежащего исполнения ООО «С.» своих обязательств по контракту.

Победитель аукциона в рамках контракта действовал добросовестно, прекратив его исполнение в связи с неоплатой ГБУ «Г.» выполненных работ. С учетом таких обстоятельств у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «С.» в реестр (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г. по делу № А11-7858/2014).

Ситуация 3. Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке

Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр, если соблюдены следующие условия:

  • контракт предусматривает возможность такого отказа;
  • нарушения, которые послужили основанием для отказа, носят существенный характер;
  • заказчик уведомил поставщика об отказе от исполнения и имеет доказательства такого уведомления (например, расписку в получении заявления, если оно передавалось нарочным, квитанцию об отправке почтой с приложением описи вложения и оттиском почтового штемпеля, уведомление о вручении и др.).

Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, поставщик вправе требовать исключения сведений из реестра. Суды при рассмотрении таких споров исходят из существенности нарушения, степени вины поставщика, ущерба, нанесенного заказчику.

Для того чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается поставщик и которые препятствуют ему в выполнении обязательств, он должен незамедлительно поставить в известность заказчика.

О том, что уклонения от исполнения контракта не было и нет оснований для включения в реестр, свидетельствуют:

  • доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т. д.) (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2015 г. по делу № А58-7016/2014);

  • нарушения заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ носят встречный характер (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г. по делу № А11-7858/2014).

Если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в реестр (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2007 г. № Ф08-2205/2007 по делу № А53-18111/2006-С6-47).

Ситуация 4. Решение о включении в реестр принято с процессуальными нарушениями

Оспаривая решение антимонопольного органа, стоит проверить, были ли при его вынесении соблюдены процессуальные требования.

Например, антимонопольный орган должен рассматривать вопрос о включении в реестр с участием лица, информация о котором представлена для включения (п. 12 Правил № 1062). Это значит, что такое лицо должно быть извещено о разбирательстве и извещено заблаговременно. Если же этого не было сделано, то решение подлежит отмене по процессуальным основаниям (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2015 г. № Ф09-2797/15 по делу № А34-2965/2014).

Причем попробовать оспорить внесение в реестр сведений с процессуальными нарушениями можно даже в том случае, если основанием для внесения стало вступившее в законную силу решение суда. Ведь в практике нет единой позиции о том, подлежат ли исключению сведения, внесенные при таких обстоятельствах.

Позиция 1. Вступившее в законную силу решение суда – безусловное основание для внесения сведений о поставщике в реестр.

Суды, которые придерживаются этой позиции, указывают, что процессуальные нарушения, допущенные при таком внесении, не могут служить причиной для исключения сведений из реестра (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2015 г. по делу № А42-2368/2014).

Позиция 2. Если антимонопольный орган допустил процессуальные нарушения при внесении сведений о поставщике в реестр, то такие сведения подлежат исключению. При этом не имеет значения, что основанием внесения стало вступившее в законную силу решение суда.

Так, Арбитражный суд Центрального округа столкнулся со следующей ситуацией. Антимонопольный орган, получив от заказчика вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта:

  • вопреки установленным правилам не провел разбирательство и не принял решение по итогам, а издал приказ;
  • внес в реестр сведения о поставщике через два с половиной месяца с даты окончания срока, который установлен для такого внесения.

Допущенные нарушения суд счел существенными и постановил отменить приказ антимонопольного органа и исключить сведения о поставщике из реестра (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2016 г. № Ф10-5203/2015 по делу № А48-2255/2015).

Примерная форма заявления в ФАС о включении сведений в реестр недобросовестных участников аукциона (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии с Земельным кодексом РФ, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.04.2015 N 247/15 «О порядке ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра»

В Управления ФАС по

заявитель:

Заявление в ФАС
о включении сведений в реестр недобросовестных участников аукциона

на официальном сайте в сети интернет — www. torgi.gov.ru было размещено извещение N о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков:

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с адресным ориентиром: от на участие в аукционе поступили две заявки от и . Обе заявки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от победителем аукциона признано , как участник, сделавший последнее предложение о цене предмета аукциона в размере рублей.

в адрес в трех экземплярах были направлены проекты договоров аренды земельного участка N от , полученные представителем , о чем свидетельствует отметка на почтовом штемпеле.

Согласно протоколу заседания комиссии на право заключения договора аренды земельного участка с адресным ориентиром: от в течение 30 дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка N от не представило в адрес подписанные им договоры. В соответствии с этим аукционная комиссия приняла решение — признать уклонившимся от заключения договора земельного участка с адресным ориентиром: .

Пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) установлено, что в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 статьи 39.12 ЗК РФ, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 29 статьи 39.12 ЗК РФ, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.04.2015 N 247/15 «О порядке ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра»,

прошу:

1. Включить в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности сведения в отношении (ИНН/ОГРН , юридический адрес: ), в связи с уклонением от подписания договора N от по итогам проведения аукциона (извещение N ).

Приложения:

1) Копия протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

2) Копия протокола о результатах аукциона.

3) Копия документа, подтверждающего передачу (направление) победителю аукциона проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для его подписания.

4) Документы, свидетельствующие об уклонении победителя аукциона или иного лица, указанного в пунктах 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ, от заключения договора купли-продажи либо договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также договора о комплексном освоении территории в случае предоставления земельного участка в аренду для указанной цели (например, составленный организатором аукциона протокол об уклонении победителя аукциона от заключения договора, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления).

5) .

М. П.

Подготовка формы 2 для аукциона по 44-ФЗ: все, что нужно знать поставщику о подготовке первой части заявки

В настоящее время аукцион в электронной форме стал самой распространенной формой проведения закупки по 44-ФЗ (по данным ЕИС). Как участнику правильно подготовить первую часть заявки и быть гарантированно допущенным к аукциону? В статье мы поговорим о правилах заполнения Формы 2. Именно подготовка первой части заявки вызывает наибольшее количество вопросов у поставщиков. Однако если разобраться, ничего сложного здесь нет.

Заказчики используют первую часть заявки как механизм для продвижения «своего» поставщика. Техническое задание готовится таким образом, чтобы запутать участника и ограничить конкуренцию. Тем самым, к закупке будут допущены всего лишь 1-2 участника. Эта проблема весьма актуальна, поэтому в ней стоит разобраться.

О термине «Форма 2»

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей (ч.2 ст.66 44-ФЗ).

Понятие «Форма 2» прижилось в профессиональных кругах, но это не совсем правильно: первая часть заявки – это совокупность «Формы 1» и «Формы 2»:

Форма 1 – согласие участника на поставку товара, выполнение работы (услуги).

Форма 2 – конкретные показатели продукции для будущей поставки в рамках госконтракта.

Подача «Формы 1» ограничивается установкой галочки на электронной торговой площадке (ЭТП). Так, первую часть заявки стали называть «Формой 2» (или Ф2).

Встречается и такое название: «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара».

Заявка на ЭА
1-я часть (проверяется до аукциона) 2-я часть (проверяется после аукциона)
Ф1 Ф2 — сведения об участнике;

— декларация соответствия;

— лицензии и др. документы, подтверждающие соответствие требованиям;

— документы, дающие участникам преимущества;

— одобрение крупной сделки.

согласие на поставку товара, выполнение работы (услуги) с использованием либо без использования товара конкретные характеристики товаров и материалов, подлежащие поставке либо использованию в работе

Законодательство обезличило первую часть заявки, в ней не нужно указывать сведения об участнике. Эта мера делает закупку более объективной и исключает коррупционный аспект. Но на практике все выглядит иначе. Организаторы торгов формально подходят к проверке заявок на соответствие требованиям и отклоняют их, например, за отсутствие запятой. А информация о поставщиках нелегально передается операторами ЭТП как заказчикам, так и потенциальным конкурентам.

С чего начать заполнение Формы 2?

Новичкам следует знать, что для участия в торгах необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП). С помощью нее подписываются все документы, направляемые заказчику электронным способом. Она имеет такую же силу, что и обычная подпись. Без нее невозможно участие в аукционе. Заказать ее можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Перечень таких центров постоянно меняется, поэтому необходимо проверять его актуальность в интернете.

Для внесения обеспечения заявки необходимо наличие специального банковского счета.

Самым важным этапом является регистрация в Единой информационной системе. После нее произойдет автоматическая авторизация на 8-ми электронных площадках.

Перед непосредственным составлением Формы 2 для аукциона следует тщательно изучить требования заказчика, изложенные в документации. Если заявка будет не соответствовать этим требованиям, то ее отклонят.

Необходимо знать список документации, которую предлагает заказчик:

  1. Аукционная документация.
  2. Извещение.
  3. Обоснование максимальной цены контракта (НМЦК).
  4. Техническое задание (ТЗ).

В названных документах должны быть отражены:

  1. Время подачи заявок на ЭТП.
  2. Точные сроки.
  3. Наименование и реквизиты заказчика.
  4. Контактная информация (телефоны и адреса).
  5. Суммы обеспечения контракта и заявок.
  6. Информация об ЭТП, на которой будут торги

Структура первой части заявки по 44-ФЗ

Состав первой части заявки зависит от объекта закупки (товара, работы или услуги), а также от наличия требования в аукционной документации указывать товарный знак. Требования к содержанию первой части заявки утверждены положениями ч.3 и ч.4 ст.66 44-ФЗ.

В ч.3 ст.66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна иметь следующий состав.

При поставке товара:

  1. Согласие на поставку товара или его эквивалента на условиях, указанных в документации. Такое согласие дается участником с помощью функционала ЭТП.
  2. Конкретные характеристики объекта контракта согласно техническому заданию заказчика. Они указываются в 2-х случаях:
  • в ТЗ нет указания на товарный знак;
  • поставщик предлагает эквивалент с другим товарным знаком.
  1. Товарный знак – указывается при наличии. Если у товара он не предусмотрен, то пишется формулировка «Товарный знак отсутствует».
  2. Наименование страны происхождения товара– с 1 января 2020 года страна происхождения должна указываться в заявке всегда.

При выполнении работ (оказании услуг) на условиях, указанных в документации:

Если закупка осуществляется без использования товара, т.е. ее объектом является выполнение работ (услуг), то участнику необходимо всего лишь дать согласие на электронной площадке с использованием ее функционала. Иных документов прикладывать не нужно.

При выполнении работ (оказании услуг) с использованием товара:

  1. Согласие на выполнение работ (услуг) согласно документации. Дается участником на ЭТП с использованием ее функционала.
  2. Конкретные характеристики товара, которые будут применяться при выполнении работ (услуг) и которые соответствуют показателям в техническом задании. Требования к конкретным показателям аналогичны, что и при поставке товара.
  3. Товарный знак.
  4. Наименование страны происхождения товара. Требования к его указанию аналогичны, что и при поставке товара.

Первая часть заявки также может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фото, либо иное изображение товара, являющегося предметом контракта (ч.4 ст.66 44-ФЗ).

Важный момент! Первые части заявок рассматриваются в течение 3 рабочих дней с момента окончания срока их подачи (ч.2 ст.67 44-ФЗ). А при НМЦК менее 3 млн. руб., срок рассмотрения не должен быть более 1 рабочего дня.

Образец Формы 2

Форма 2 имеет вид таблицы, которая состоит из нескольких столбцов, чаще всего, это: наименование товара, единица измерения, значения, установленные документацией и значения, предлагаемые участником. Однако строго регламентированного образца законодательством не установлено.

Каждый заказчик в составе документации к аукциону вправе рекомендовать образец формы. Эти формы носят именно рекомендательный характер, а не обязательный. Аукционная документация не может содержать требования к оформлению и форме заявки (ч.2 ст.64 44-ФЗ)..

Но практика показывает, если заказчик рекомендовал форму заполнения, то лучше воспользоваться именно ей. Так вы покажете уважительное отношение к его труду. Согласитесь, что легче проверять заявки, подготовленные по общим правилам, а не когда они имеют разный вид.

Сведения о товарах лучше предоставлять в виде таблицы, а не обычного текста. Для этого есть ряд причин:

  • Наглядный вид информации.
  • Системность в подаче сведений.
  • Скорость при подготовке и проверке заявки.
  • Малая вероятность ошибок.
  • Увеличение шанса допуска заявки к участию в аукционе.

Из-за отсутствия шаблона Формы 2 образцов достаточно много. Ниже приведены наиболее распространенные варианты:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Описание объекта закупки

Практически каждая документация к электронному аукциону имеет раздел «Техническое задание». Здесь организатор торгов предлагает к изучению описание объекта закупки (товара, работы или услуги). При описании он руководствуется:

  • положениями ст.33 44-ФЗ;
  • 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»;
  • законодательством о техническом регулировании.

В описании при необходимости указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели объекта закупки (п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ).

Запрещается в описание объекта включать требования в отношении:

  • товарных знаков,
  • знаков обслуживания,
  • фирменных наименований,
  • патентов,
  • полезных моделей,
  • промышленных образцов,
  • наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования или указания ограничивают количество участников аукциона.

Разрешается использование в описании указания на товарный знак только с указанием формулировки «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходников к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Уловки заказчиков

Чтобы вывести «своего» поставщика в победители торгов, заказчики могут пойти на некоторые хитрости, чтобы ограничить конкурентную борьбу. Такие уловки можно найти в закупочной документации и в техническом задании. Виды уловок:

  1. Зрительные (на внимательность);
  2. Понятийные;
  3. Технические.

Зрительные уловки (на внимательность) – эта разновидность самая простая, она рассчитана на невнимательность участника. В качестве примера можно привести нечитабельный вид ТЗ (сплошной текст), указание чисел прописью, опечатки, неточности и т.д.

Понятийные уловки – относятся к следующей по сложности разновидности. Рассчитаны на ошибки участников на соответствие требованиям документации. Это могут быть запутанные инструкции, различные союзы, предлоги, знаки препинания, диапазонные значения и т.д.

Технические уловки – самая сложная разновидность, рассчитанная на указание участником неверной информации, такой как неактуальный ГОСТ, арифметические ошибки, сложное многоступенчатое ТЗ и избыточные требования к товарам, недостающие документы, включение в одну позицию нескольких взаимосвязанных и т.д.

Отклонение заявок

Законодательством предусмотрены случаи отклонения заявок участника электронного аукциона (ч.4 ст.67 44-ФЗ):

  1. Непредоставление необходимых сведений (ч.3 ст.66 44-ФЗ) или предоставление ложных сведений. Например, не указание конкретных характеристик, производителя, товарного знака и т.д.;
  2. Несоответствие сведений, предусмотренных ч.3 ст.66 44-ФЗ, требованиям документации.

Важный момент! Если заказчик намерен отклонить заявку, то он обязан сослаться на пункт закона, иначе отклонение будет являться безосновательным. В этом случае участник может подавать жалобу в ФАС.

Рекомендации

1. Внимательно изучите предложенную заказчиком документацию об аукционе.

Изучить только техническое задание недостаточно, иначе можно не заметить важные моменты и требования заказчика.

2. При подготовке заявки пользуйтесь инструкцией.

Помимо требований к содержанию, составу заявки аукционная документация должна содержать инструкцию по ее заполнению (п.2 ч.1 ст.64 44-ФЗ). В инструкции говорится о том, как исполнитель должен трактовать требования заказчика (знаки препинания, союзы, предлоги и диапазоны). Если же инструкция не размещена в аукционной документации, то это повод для подачи жалобы в ФАС.

3. Запрашивайте разъяснение положений аукционной документации.

При возникновении каких-либо вопросов или сомнений по положениям документации направьте заказчику запрос на разъяснение. Это можно сделать за 3 дня до окончания подачи заявок.

Важный момент! Участнику разрешается направлять не более 3-х запросов на разъяснение положений документации. Поэтому внимательно изучите документы и составьте максимально возможный перечень неясных моментов и вопросов.

4. При подготовке заявки указывайте реальные характеристики продукции и реальных производителей.

Не нужно хитрить при заполнении Формы 2 и указывать несуществующие показатели или параметры, не характерные для заявленного производителя. Такая заявка может пройти, но потом возникнут проблемы во время приемки товара.

Важный момент! Обязательно указывайте в Форме 2 наименование страны происхождения товара.

5. Следите за изменениями и разъяснениями документации на сайте.

Организаторы торгов вправе вносить изменения в документацию пока до окончания срока подачи заявок не останется 2 дня (ч.6 ст.65 44-ФЗ). На сайте ЕИС публикуются не только изменения, но и разъяснения запросов от других участников. Поэтому отслеживайте всю информацию на сайте, чтобы учесть все требования в своей заявке и не быть отклоненным.

6. Проверьте заявку несколько раз перед тем, как отправить ее.

Лучше всего это сделать 2-3 раза, чтобы ничего не упустить. Особенно это касается больших заявок.

7. Обжалуйте в ФАС незаконное отклонение вашей заявки.

Не бойтесь направить жалобу в ФАС, если вы уверены в своей правоте. Иногда заказчики отклоняют заявки неправомерно, рассчитывая, что участники недостаточно компетентны в знании своих прав либо участник – новичок, и он безропотно согласится с таким положением дел.

8. Тренируйтесь на практике.

Не нужно сразу участвовать в дорогостоящих закупках. Найдите наиболее подходящую вам закупку по финансам и месту выполнения. Вполне может получиться, что ваша заявка будет единственной, и вы сможете заключить контракт. ЭТП присылают уведомление о допуске вашей заявки, либо о допущенной ошибке.

Подготовка Формы 2 требует определенных знаний, умений и навыков. Отклонение заявки автоматически обнулит ваши труды на подготовку документа и время на изучение информации.

Заявку можно готовить как самостоятельно, так и с помощью специалистов в этой сфере. Если хотите научиться готовить Форму 2 грамотно, тогда вам сюда.

Стоимость подготовки Формы 2 для участия в электронном аукционе зависит от объема и сложности ТЗ и начинается от 3 тыс. руб. Чем объемнее и сложнее ТЗ, тем цена услуги будет дороже. Если вам нужна наша помощь в подготовке Формы 2, то оставляйте свою заявку .

Справочная информация по вопросу включения организаций в реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Музей ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
  • Коллегиальные органы
    • Коллегия ФАС России
    • Биржевой комитет
    • Правление ФАС России
    • Апелляционная инстанция
    • Методический совет
    • Методический совет по тарифному регулированию
    • Комиссия по товарным рынкам
    • Президиум ФАС
    • Новости
  • База решений
  • Документы
    • Нормативные правовые акты
    • Разъяснения Президиума ФАС
    • Разъяснения
    • Информационное письмо
    • Аналитические материалы
    • Доклады
    • Планы деятельности
    • Отчетность
    • Сведения о полезном отпуске
    • Статистика
    • Бюджет ФАС России
    • Архив
  • Открытое ведомство
    • Концепция открытости ФОИВ
    • Публичные декларации ФАС России
    • Открытые данные
    • Белая и черная книги
    • Опросы
    • ФАС детям
    • Работа с референтными группами
    • Наука и образование
    • Пресс-служба
    • Медиа-архив
    • Буклеты
    • Новости
    • Публичные мероприятия ФАС России
    • Инициативные проекты
  • Международное сотрудничество
    • Международные организации
    • Международные рабочие группы
    • Двустороннее сотрудничество
    • Международные мероприятия
    • Архив
  • Территориальные органы
    • Положение о ТО ФАС России
    • Контакты
    • Задачи и функции территориальных органов ФАС
    • История создания территориальных органов ФАС России
    • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
    • Стандарт развития конкуренции
    • Новости ТО ФАС России
  • Общественный совет при ФАС России
  • Экспертные советы при ФАС России
  • Обратиться в ФАС
    • Порядок обращения
    • Написать в ФАС России
    • Общественная приемная ФАС России
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
    • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов

Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться

Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми. Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.

Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.

Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками. Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки. В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.

Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.

Заключаем контракт

К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе). К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено. Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.

Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ. Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию. В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.

Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек. Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки. Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд. В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен. Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе. Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.

Исполняем контракт

Преодолев все выше перечисленные стадии и трудности, исполнитель достиг желаемого результата и выиграл контракт. Теперь перед ним возникает задача его выполнить. В данном случае основной проблемой может являться не столько техническое исполнение предмета контракта, а то, что заказчик может всячески мешать его исполнению. Например, госзаказчик может не оказывать содействие исполнителю при исполнении контракта, как косвенно, так и напрямую. Так, для выполнения определенного вида работ исполнителю нужно получить те или иные документы или доступ на объект. В таком случае, заказчик может затягивать сроки предоставления необходимой информации или доступа на объект, что часто приводит к срыву сроков исполнения контракта в целом.

В подобных случаях исполнителю контракта обязательно нужно зафиксировать недобросовестные действия заказчика. В дальнейшем, при возникновении спора в суде, добросовестному исполнителю будет гораздо легче доказывать свою позицию, ссылаясь на положения ст.ст. 718-719 ГК РФ.

Зачастую заказчик прибегает к неявному нарушению положений контракта и действующего законодательства. Например, заказчик может специально направлять документацию Почтой России, затягивая тем самым сроки получения информации, несмотря на то, что контрактом предусмотрена возможность обмена документами в электронном виде. Приведем ещё один пример недобросовестных действий заказчика при исполнении контракта на выполнение подрядных работ. При составлении документации закупки на проведении ремонтных работ заказчик произвел осмотр объекта и оценил объемы, стоимость ремонта, но преднамеренно или неумышленно не указал о скрытых работах, без выполнения которых невозможно вообще произвести ремонт.

В итоге, приступая к исполнению своих обязательств, подрядчик непременно обнаруживает скрытые работы, которые предстоит ему выполнить. Их стоимость может составлять более 10 % от цены контракта, а игнорирование данного порога как правило не допустимо. Таким образом, между подрядчиком и госзаказчиком возникает конфликт: заказчик говорит о том, что данные работы нужно выполнить без подписания дополнительного соглашения или подписания его на минимальную сумму, а подрядчик небезосновательно заявляет о том, что эти работы не предусмотрены контрактом. Как правило, заказчик первым находит выход из спорной ситуации и заявляет односторонний отказ от исполнения контракта.

Последствия недобросовестных действий заказчика

Односторонний отказ от исполнения контракта влечет наступление крайне нежелательных последствий для добросовестного исполнителя.

Одним из таких последствий является отсутствие оплаты за выполненные работы. Заказчик при одностороннем отказе от исполнения контракта не будет оплачивать выполненные работы до тех пор, пока эта обязанность не будет установлена судом. Именно в суде, при наличии всех доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, добросовестная компания может отстоять своё право на оплату выполненных работ. Еще одним нежелательным последствием является включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков. При расторжении контракта в одностороннем порядке ФАС зачастую встает на сторону «пострадавшего» от действий исполнителя заказчика. Как действовать в случае, если вашу компанию включили в РНП, мы рассматривали в этой статье.

Предупрежден — значит вооружен

Рынок госзакупок развивается с каждым годом, а вместе с ним и увеличиваются случаи недобросовестных действий госзаказчиков. Накопленный опыт наших клиентов и юридической практики юристов компании позволяют повысить грамотность участников закупок, а также предотвратить наступление неблагоприятных последствий.

Мы надеемся, что настоящая статья поможет добросовестным участникам рынка госзакупок в борьбе с незаконными действиями госзаказчиков. Если же ваша ситуация уникальна и требует неординарного подхода, обращайтесь к нашим специалистам. Мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем снизить риски наступления неблагоприятных последствий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *