Государственное регулирование внешней торговли

Методы государственного регулирования внешней торговли товарами

Государственное регулирование внешней торговли товарамипредполагает участие публичной власти в процессе установления правил перемещения через таможенную границу товаров. Оно строится на принципах, определённых в ст. 4 ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:

– защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

– единство таможенной территории;

– взаимность в отношении другого государства;

– обеспечение выполнения обязательств по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба участникам внешнеторговой деятельности;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение права на обжалование в судебном или ином порядке незаконных действий государственных органов, а также права на оспаривание нормативных правовых актов, ущемляющих права участника внешнеторговой деятельности;

– единство системы регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Таможенного союза.

К товарам, перемещаемым через таможенную границу, применяется два основных метода: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей; регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. Оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин при перемещении товаров через границу. В соответствии со ст. 50 ТК ТС для осуществления мер регулирования применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Нетарифное регулирование – метод, заключающийся в установлении в законе и использовании государствами-членами союза средств воздействия на внешнеторговую деятельность и установление конкретных мер по запрету и ограничению. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных изменений в экономике.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли можно классифицировать на меры экономического, административного и технического характера:

1. Меры экономического характера непосредственно влияют на цену товара как денежную сумму, которую намерен получать продавец и готов заплатить покупатель. Только они в полном объёме зачисляются в казну государства и способствуют эффективному осуществлению фискальной функции таможенными органами:

а) К ним в соответствии с ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» относятся:

– специальные пошлины – применяются в случае возможности причинения серьёзного ущерба национальной экономике, который трудно будет устранить впоследствии;

– антидемпинговые пошлины – применяются при наличии демпингового оборота и обусловленного этим ущерба отрасли национальной экономике в целях предотвращения этого ущерба;

– компенсационные пошлины – применяются при наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба в целях предотвращения этого ущерба.

Введению данных мер предшествует расследование, проводимое с целью установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию и сопровождение этим ввозом нанесения существенного вреда отечественному производству либо его угрозой.

б) НДС и акцизы, взимаемые при ввозе на таможенную территорию, одновременно включаются в систему таможенных платежей.

в) Таможенные сборы – разновидность таможенных платежей. Они уплачиваются за юридически значимые действия таможенных органов, выразившихся в совершении таможенных операций и хранении товара, перемещаемого через границу.

2. Меры нетарифного регулирования административного характеране содержат в своей основе экономических рычагов и не ведут к повышению затрат и цен на импортируемые товары, способствуя сохранению и даже увеличению потребительского спроса на них. Для них необходим специальный акт, адресованный определённому лицу и дающий возможность перемещать тот или иной товар.

а) Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется разрешение, выдаваемое компетентными органами. В настоящее время в законодательстве отсутствует единый перечень товаров, на которые распространяется действие разрешительной системы. Анализ нормативных документов позволяет выделить ряд товаров, для которых требуются специальные разрешения. Это:

– оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

– наркотические средства и психотропные вещества;

– сильнодействующие и ядовитые вещества;

– медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в уполномоченных органах;

– радиоактивные вещества;

– драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

– семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения;

– представители флоры и фауны, занесённые в Красную книгу (рога оленей, сайгаков, маралов);

– произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

б) Лицензированиекак исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров является разновидностью предыдущей меры, т.к. требует специального разрешения. Лицензирование экспорта и импорта служит следующим целям: количественному регулированию международной торговли (когда предоставляются квоты); реализации разрешительного порядка осуществления внешнеторговых операций с определёнными категориями продукции, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; выполнению международных обязательств; предоставлению исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. К ним относятся лекарственные средства, крепкие спиртные напитки, опасные отходы, осетровые виды рыб, средства защиты информации, лесоматериалы ценных пород и др.

в) Квотированиеозначает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Квота — это разрешенное, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется. Однако все, что перемещается сверх этой квоты, облагается обычной или повышенной пошлиной, либо вообще запрещается. Наибольшее распространение в мире получило импортное квотирование. Современные национальные интересы России, а именно поддержка отечественного производителя предопределило необходимость квотирования мяса крупного рогатого скота, свинины и домашней птицы.

3. К мерам нетарифного регулирования технического характера относятсяэкспортный контрольи сертификация.Эти меры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности качества.

а) Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат две группы товаров: отдельные виды сырья, материалов оборудования, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, военных технологий; товары «двойного» назначения (металлические сплавы, возбудители заболеваний и другие товары).

В Российской Федерации межведомственным координационным органом является Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ. Экспорт подконтрольных товаров осуществляется только при наличии лицензий, которые выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, подведомственному Министерству обороны РФ.

б) Сертификация как защитная мера регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой форму осуществления органом по сертификации, независимого от изготовителя и потребителя подтверждения соответствия объектов требованиям технического регламента, положениям стандартов или условиям договоров. Орган по сертификации удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует санитарно-карантийным, ветеринарным, фитосанитарным требованиям.

Среди мер нетарифного регулирования внешней торговли в мировой практике выделяют и меры политического характера. К ним относят эмбарго и таможенная блокада. Эмбарго – запрещение ввоза или вывоза товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Данная мера является вынужденной и применяется в исключительных случаях как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокадасостоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. Цель такой меры – нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применение таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в условиях разбалансированности внутреннего рынка в РФ представляется оправданным и необходимым. Важнейшая их задача – способствовать развитию позитивных процессов в международной торговле.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие товары считаются прошедшими таможенную «очистку»?

2.Назовите особые предметы таможенных правоотношений и порядок их перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

3. В чём заключается таможенно-тарифное регулирование?

ТЕСТЫ К МОДУЛЮ 1

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такая классификация этих инструментов впервые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 1960-х гг. Принятым тогда соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми — в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто — экспортные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различаются:

  • • адвалорные пошлины;
  • • специфические пошлины;
  • • комбинированные пошлины.

Наиболее распространены в международной торговле адвалорные пошлины. Они устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара.

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

  • 1) паратарифные методы;
  • 2) меры контроля за ценами;
  • 3) финансовые меры;
  • 4) меры количественного контроля;
  • 5) меры автоматического лицензирования;
  • 6) монополистические меры;
  • 7) технические меры.
  • 1. Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы. НДС (value added tax — VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции. В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Австрии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при ввозе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам — в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.
  • 2. Меры контроля за ценами — это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).
  • 3. Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части выручки, полученной от внешнеторговых операций).
  • 4. Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.
  • 5. Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Неслучайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию). Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).
  • 6. Установление монополии государства. Суть этого метода состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья, нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий (которые фактически связаны с монополистическими мерами во внешней торговле). Так, в соответствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 1990-е гг. в Австрии три государственных предприятия вели всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Финляндии — два (алкоголь, зерновые), в Исландии — пять (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии — шесть (алкоголь, зерновые, сливочное масло, молочный порошок, соль, шелк), в Мексике — одно (молочный порошок), в Новой Зеландии — одно (фрукты), в Норвегии — три (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции — одно (алкоголь), во Франции — одно (спички), в Греции — одно (спички), в Швейцарии — два (сливочное масло, алкоголь).

7. Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов — обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

Основные методы регулирования внешней торговли

Во всех странах регулирование внешней торговли — основной формы экономического сотрудничества между странами — осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

— односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с её торговыми партнёрами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

— двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические ребования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.;

— многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран — членов Европейского союза (ЕС) и др.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

— инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

— свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

— конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Виды таможенных пошлин

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина (cиstoms dиty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

— фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

— протекционистскую (защитную),относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

— балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, уста новленным с целью предотвращенния нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

— адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

— специфические — начисляются в установленном размере за единицу оолагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

— комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу н применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамкаходной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товарa на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Посколькy цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотблениям . Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортныхцен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

— импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

— экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

— транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

— сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

— антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

— компенсационные — пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

— автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается ввиде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются оответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

— конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;

— преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

— постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственнoй власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

— переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственнoi. власти случаях (при изменении уровня мировых или внугренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление.

По способу вычисления:

— номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представленне об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

— эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Нетарифные методы регулирования международной торговли.

В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы — количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отедльные из них или какую-нибудь их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом. Количественные ограничения (quantative restrictions)- административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могyг применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера; Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определен ный промежуток времени.

Тесно связан с квотированием другой вид регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или ипорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Добровольное ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Наряду с количественными методами существенную роль играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и местной власти.

В их числе: технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.

Валютные рынки. Виды валютных операций.

Поскольку при расчетах возникают необходимость оплачивать счета в валюте других стран, ее нужно купить. Покупка и продажа валюты происходят на валютных рынках. Валютный рынок – это совокупность всех отношений, которые возникают по поводу валютной сделки. Это официально установленный центр, где происходит купля – продажа иностранной валюты. На валютном рынке действует множество организаций и отдельных посредников.

Различают мировые, региональные и национальные валютные рынки. Они отличаются количеством используемых валют, объема продаж и характером валютных операций. Мировые валютные рынки находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Токио, Сингапуре. На них производятся операции наиболее распространенными в мировом обороте коммерческие банки, небанковские дилеры и брокеры. Основная часть обращающейся на рынке валюты продается и покупается в безналичной форме, и только незначительная часть приходится на долю наличного оборота.валютами, и независимо от надежности практики не совершают операции с местной валютной. На региональных рынках совершают операции с валютой, которая наиболее распространенна на данной территории. Национальный валютный рынок есть практически в каждой стране. Валютный рынок является частью финансового рынка страны

Основные участники торговых сделок на валютном рынке — это крупные коммерческие банки, во многих случаях выполняющие функции дилеров в рыночном процессе. В этом качестве они поддерживают позицию двух или более валют, т.е. обладают вкладами, выраженными в этих валютах. Например, «Чейз Манхетген Банк» имеет отделения в Лондоне и Нью-Йорке. Отделение в Нью-Йорке располагает депозитами в фунтах стерлингов в лондонском отделении, а отделение в Лондоне — депозитами в долларах в Нью-Йорке. Каждое из этих отделений может предоставить вкладчику иностранную валюту в обмен на местный вклад. На осуществлении этой операции банк получает прибыль как дилер, продавая иностранную валюту по «цене продавца», которая немного выше «цены покупателя», по которой банк приобретает валюту. Конкуренция между банками удерживает разрыв между «ценой покупателя» и «ценой продавца» на уровне 1 процента для больших международных деловых операций.

Иногда коммерческие банки выступают в роли брокеров. В этом качестве они не «поддерживают позицию» по определенным валютам, но только сводят вместе продавцов и покупателей. Так, например, какая-либо английская фирма может попросить лондонский банк выступить в роли брокера при необходимой ей организации обмена долларов на евро.

Кроме коммерческих банков на внешнем валютном рынке существует небольшое количество небанковских дилеров и брокеров. Коммерческие банки используют независимых брокеров как посредников при заключении значительных оптовых сделок между собой.

Текущий валютный рынок

Поскольку большинство валютных сделок происходит с участием торговцев иностранными валютами, курсы объявляются торговцами, работающими на валютные брокерские фирмы или коммерческие банки. Поэтому, курсы объявляются торговцем, а не покупающей или продающей стороной. Как бы торговцы ни объявляли цены на текущем или срочном рынках, они всегда называют курс покупки и курс продажи. Курс покупки — тот, по которому торговец согласен приобрести иностранную валюту, а курс продажи — тот, но которому торговец согласен ее продать. Разница, или спред (spread), на текущем рынке — это разница между курсами покупки и продажи, то есть прибыль, или маржа, торговца от своих операций в целом. Так, объявляемый торговцем курс британского фута по отношению к доллару США может быть 1,9420/10. Это означает, что торговец согласен покупать фунты по цене 1,9410 долл., а продавать их — по цене 1,9420 долл. Вполне понятно, что торговец заинтересован покупать подешевле и продавать — подороже.

В большинстве стран курсы иностранных валют выражаются в национальной валюте. Это так называемая система прямых котировок. К примеру, в России один доллар США ($) будет приравнен к определенному количеству рублей , а в Нью-Йорке один рубль будет приравнен к определенному количеству центов. Прямой котировкой называется котировка, показывающая, какое количество национальной валюты содержится в одном долларе США. Обратной котировкой называется котировка, показывающая, какое количество долларов США содержится в единице национальной валюты.

И наконец, последним важным термином текущего рынка с немедленной оплатой (спот-рынка) является кросс-курс (cross rate), то есть валютный курс, рассчитанный из двух других курсов. Поскольку большинство валютных операций выражается в долларах США, зачастую две недолларовые валюты соотносят посредством кросс-курса.

Срочный (форвардный) рынок

Как уже отмечалось выше, текущий рынок, или спот-рынок, связан с торговлей валютой в течение двух последовательных рабочих дней. Вместе с тем некоторые сделки или операции могут начаться в данный момент, а завершиться лишь в будущем. Например, французский экспортер парфюмерии может продать духи американскому импортеру с немедленной поставкой и требованием оплаты в течение 30 дней. Американский импортер принял обязательство уплатить евро в течение этих 30 дней, и поэтому он может заключить контракт с торговцем валютой на доставку долларов за евро через 30 дней по срочному, или форвардному, курсу, то есть по сегодняшнему курсу для поставки в будущем.

Итак, форвардный курс — это курс, называемый торговцами валютой для покупки или продажи иностранной валюты в будущем. Разница между текущим (слот) и форвардным курсом, называемая на форвардном рынке сирэдом. Чтобы понять, как именно определяются текущий и форвардный курсы, надо знать, как рассчитывать спред между текущим и форвардным валютными курсами.

Международная торговля основана на использовании различных валют. Так как во многих международных сделках день заключения контракта и платежа происходят не в один день — существует валютный риск при изменении валютных курсов. Поэтому все большее распространение получат форвардные валютные контракты. Они позволяют торговцу, который знает, что в будущем ему потребуется купить или продать иностранную валюту, выполнить покупку или продажу по предопределенному обменному курсу.

Торговец будет знать заранее, сколько местной валюты он должен получить (если он продает иностранную валюту банку) или выплатить (если он покупает иностранную валюту у банка).

Таким образом, он защищает себя от риска колебаний валютных курсов на период между моментом заключения форвардного контракта и моментом покупки или продажи иностранной валюты некоторое время спустя.

Защита от неблагоприятных изменений валютных курсов — реальное преимущество форвардных валютных контрактов над сделками «слот».

Таким образом валютный рынок представляет собой сложную, динамично развивающуюся многофакторную систему. Знание закономерностей его функционирования позволяет эффективно управлять многонациональной компанией, существенно повысить эффективность финансовой деятельности предприятия.

В своем развитии валютный рынок прошел ряд этапов. . В процессе развития внешнеэкономических связей сформировалась мировая валютная система как форма организации валютных отношений, регулируемых национальным законодательством и международными соглашениями. Национальная валютная система находится в

процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система России формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы , поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство и вступила в июне 1992 года в МВФ.

Основные виды операций на валютном рынке — арбитражные(спекулятивные).Как бы ни были различны мнения по поводу валютной спекуляции: от того, что даже нужно запретить спекуляции до мнения, что валютный рынок является рынком совершенной конкуренции, к которому экономисты стремились со времен Адама Смита. Но реалии таковы- валютный рынок существует и множество людей реально извлекают выгоду из колебаний валютных курсов, рынке можно не только спекулировать, но и строить систему защиты от рисков.

Срочный рынок очень важен, без него валютный рынок выглядит незаконченным. Поэтому России необходимо приложить максимум усилий для развития нормального, функционирующего без перебоев и предоставляющего реальную защиту участникам валютного рынка.

В каждом рынке существует определенный товар, так и на валютном рынке эту роль выполняют валюта, цена на которую выражается через денежную единицу другой страны. Как и на каждый товар валютам присущ спрос и предложение, которые постоянно меняются. Изучив факторы воздействующие на валютные курсы можно сделать вывод, что на курс валют воздействуют множество как экономических, так и политических и социальных факторов. Которые в совокупности определяют спрос и предложение на ту или иную вшпоту. Хотя элемент государственного воздействия на курс остается. И поэтому в последнее время все более актуальнее встает вопрос об эффективности либерализации валютного рынка.

Валютный рынок РФ в настоящее время находится в стадии формирования, он далеко не совершенен. Тем не менее, существуют предпосылки и условия его быстрого развития, что в ближайшее время станет одним из мощных факторов экономического прогресса России.

Список литературы

1.) Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Маркетинг, 2000.

2.) Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1997.

3.) Киреев А.П. Международная экономика. — М.: Междунар. отношения, 1998.

4.) Мировая экономика/под ред. И.П. Николаева — М.: ЮНИТИ, 2000.

5.) Хабулатов Р.И. Мировая экономика. — М.: Инсан, 1994.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Дата добавления: 05.07.2007

25. Внешняя торговля и методы ее регулирования

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений.

Можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию), валютно-финансовые.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить следующие формы регулирования:

— административные (методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.):

— экономические (воздействие на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер — налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.)

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли. Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается.

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность. Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Таможенная пошлина — разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Функции пошлины: фискальную — пополнение госбюджета; протекционистскую — защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Классификации таможенных пошлин:

— по объекту обложения — выделяются импортные, экспортные, транзитные;

— по способу взимания — адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Нетарифные барьеры — ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

· совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

· финансовые меры, регулирующие импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры — разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

— внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

— различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

— декретированая таможенная оценка — установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений. Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Направления государственного воздействия:

· иностранные инвестиции в национальной экономике:

— налоговые и таможенные льготы;

— гарантии против национализации иностранной собственности;

— возможность репатриации прибыли;

— предоставление концессий.

· инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения):

— ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

— определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

— применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

— установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

Могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций:

Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса «пионера»).

Финансовые — получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

Нефинансовые — позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон.

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала — процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме — в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов — содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций — участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу,

Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов.

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется международными договорами, международными обычаями, актами международных организаций. Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет конкретного определения понятия «внешнеэкономическая деятельность».

Под внешнеэкономическими сделками следует понимать операции, обладающие следующими признаками:

— в сделке должны участвовать субъекты различной национальной принадлежности,

— должен быть четко очерчен круг отношений, в сфере которых заключаются такого рода сделки (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.).

К внешнеэкономическим сделкам следует относить договора подряда, мены, договора на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов, а также договор внешнеторговой купли-продажи товара.

Принимая во внимание то, что внешнеторговая деятельность, согласно ст.2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», подразумевает осуществление сделок в области внешней торговли, предложив признаки внешнеторговых сделок, следует сформулировать понятие «внешнеторговая сделка» следующим образом: внешнеторговая сделка – соглашение граждан и юридических лиц, одним из которых является нерезидент Российской Федерации, по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей в сфере осуществления внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Согласно федеральному закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. С юридической точки зрения внешнеэкономическая деятельность осуществляется посредством внешнеэкономических сделок.

Одним из источников определений внешнеторговой и внешнеэкономической сделки является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст. 1).

В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

Конвенция регулирует случаи, когда заключение договоров МКПТ происходит путем обмена оферты и акцепта. Далеко не в меньших случаях заключение договора происходит путем подписания сторонами международного контракта. В связи с этим следует обратить внимание на то, что при составлении договоров, подписываемых сторонами в виде единого документа, их заключение будет регулироваться нормами национального права. Что касается остальных вопросов (регулирование самой купли-продажи: обязательств покупателя, продавца, принятие поставки и т.п.), то они будут регулироваться соответствующими нормами Конвенции, при условии, конечно, что заключенные договоры входят в сферу действия Конвенции.

Одним из основных положений Конвенции является определение момента заключения договора МКПТ: договор считается заключенным с момента получения акцепта оферентом. Данное положение является важным, поскольку правовые системы государств континентального и англо-американского права придерживались разных позиций в этом вопросе: первые — «теории получения» (вступление акцепта в силу связывалось с получением его оферентом), вторые — «теории почтового ящика» (для вступления акцепта в силу достаточно было его только отправить).

Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен и другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран — участников соглашения.

В соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Также, существует ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешнеэкономических сделок. Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих контрактов», который также может быть использован при заключении контрактов. Принципы УНИДРУА могут использоваться сторонами при заключении международного контракта путем указания на их применение в его тексте. В них содержатся основополагающие правила о порядке заключения договора, его действительности, содержании и толковании, а также исполнении и последствиях неисполнения договора.

Существенное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований — «Инкотермс» в 1953 г. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер. Правила ИНКОТЕРМС применяются по соглашению сторон в одной из существующих редакций. ИНКОТЕРМС регулирует определенные обязательства сторон, например, обязанность продавца передать товар в распоряжение покупателя, передать его перевозчику или доставить в пункт назначения, распределение риска между сторонами. Правила регламентируют также обязанности сторон по таможенной очистке товара, его упаковке, обязанность покупателя принять поставку и подтвердить выполнение обязательств продавца. Правила содержат базис поставки, оформленный тринадцатью видами договоров. Специфика этого документа состоит в том, что они не имеют обязательного характера и будут применяться только в том случае, если стороны прямо согласовали его применение.

Тенденция международной унификации правового регулирования внешнеэкономических операций ведёт к закреплению в международных нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономических связей и влечёт за собой всё большее обособление правового режима этих договоров. Но и независимо от унификационных процессов можно констатировать растущее количество принимаемых в различных странах специальных норм, затрагивающих международные экономические отношения.

В указанной сфере тесно переплетаются интересы различных государств, субъекты права которого вступают в договорные отношения, к такого рода сделкам не может применяться только национальное право данной страны по всем вопросам заключения и исполнения контрактов между физическими и юридическими лицами из этой страны и иностранными партнёрами.

Поэтому в национальном законодательстве в тех или иных пределах допускается возможность выбора сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностранных судах и арбитражах, включаются коллизионные нормы правового режима договоров в области внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях на отношения сторон в области внешнеэкономической деятельности все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, валютного, таможенного, налогового и иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что при осуществлении внешнеэкономических операций применяется комплексный характер регулирования .

В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как правило, происходит «пересечение» товарами и услугами границ одного государства. Поэтому стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могу не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз товара, его таможенного оформления, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям, а также определенным техническим стандартам и параметрам. При направлении на основе договора специалистов за границу следует принимать во внимание действующие в соответствующем государстве нормативные акты относительно порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории .

Договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм иной отраслевой принадлежности.

Поскольку нормы гражданского законодательства не исчерпывают всех юридических аспектов внешнеэкономической операции, договор в этой области может быть всесторонне изучен лишь при анализе не только гражданско-правовых предписаний, но и соответствующих норм других отраслей права.

Для регулирования формы и порядка подписания внешнеэкономических сделок, законодательство устанавливает особые правила. Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального законодательства относительно её формы и порядка подписания. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку порядок многих иностранных государств признаёт действительной для торговых сделок устную форму .

В соответствии с нормами международного частного права многих стран партнёрам разрешается выбирать по согласованию между собой применимое право. В праве некоторых государств вместе с тем устанавливаются определённые ограничения на такой выбор. Если стороны не выбирают применимое право сами, то оно определяется на основе норм коллизионного права.

В настоящее время все более широкое распространение получают нормы международного коммерческого права — система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, основу которой составляют резолюции и рекомендации международных организаций по вопросам внешней торговли (общие условия поставок, договоры присоединения, типовые контракты, регламенты и т.д.)

Договор финансового лизинга. В законодательстве отдельных стран лизинг традиционно рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (либо за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателя) с целью его передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) и извлечение доходов от этой деятельности в виде получения арендных платежей. Правовые нормы, регулирующие отношения по договору финансового лизинга, содержатся в Конвенции о международном финансовом лизинге, принятой в Оттаве 1988 г.

Согласно Конвенции финансовый лизинг опосредуется путем заключения двух соглашений: договора лизингодателя с поставщиком (или продавцом соответствующего оборудования) и договора лизингодателя с пользователем. При этом подразумевается связь двух договоров, то есть пользователь должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен быть информирован о заключении второго договора. В России действует Закон о лизинге 1998 г. , согласно которому вопрос о применимом праве решается по соглашению сторон в соответствии с Конвенцией о международном финансовом лизинге.

В настоящее время широкое распространение получили договоры подряда, то есть договоры о выполнении строительных работ иностранными подрядчиками по возведению крупных промышленных и бытовых объектов или по их капитальному ремонту. Коллизионное регулирование договора подряда осуществляется (в случае отсутствия автономии воли) законодательством подрядчика, в договоре строительного подряда — правом страны, где в основном создаются предусмотренные договором результаты (п. 4 ст. 1211 ГК РФ).

Под договором имущественного найма понимают соглашение, по которому одна сторона (наймодатель или арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю или арендатору) имущество во временное пользование за установленное вознаграждение, которое другая сторона обязана уплатить.

Согласно ГК РФ к арендным отношениям, осложненным иностранным элементом, применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности арендодателя, если стороны в своем соглашении не указали иное право (нет автономии воли).

В международной практике применяются различные виды страхования, которое осуществляется на основании договора, заключенного гражданином или юридическим лицом со страховой организацией.

В страховом деле получили широкое распространение типовые (стандартные) формы договоров, в которых содержатся основные права и обязанности сторон. Коллизионное регулирование предусматривает применение права страны страховщика, в отсутствии соглашения сторон о применимом праве. В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать лишь юридические лица, имеющие соответствующие лицензии (ст. 938 ГК РФ).

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 // Система КонсультантПлюс

2. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федеральный закон № 164 – ФЗ: принят ГД ФС 21 ноября 2003 г.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая : федеральный закон № 14 – ФЗ: принят ГД ФС 26 января 1996г.

4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть третья : федеральный закон № 146 – ФЗ: принят ГД ФС 26 ноября 2001г.

5. Батычко, В.Т. Международное частное право : учебное пособие / В.Т. Батычко – Таганрог.: ТТИ ЮФУ, 2011. – 270 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *