Экспертная комиссия

ЦЭК

Смотреть что такое «ЦЭК» в других словарях:

  • ЦЭК — Центр экономической конъюнктуры (при правительстве РФ) Центр экономической конъюнктуры … Словарь сокращений русского языка

  • ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ (ЭК) — согласно параграфу 2.2.2 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, – комиссия, которая создается для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ГОДОВОЙ РАЗДЕЛ СВОДНОЙ ОПИСИ ДЕЛ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ ОРГАНИЗАЦИИ — – сводная опись дел по личному составу, имеющая установленную форму в приложении № 3 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) Порядок заполнения граф, формы описи, нумерации заголовков дел… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ГОДОВОЙ РАЗДЕЛ СВОДНОЙ ОПИСИ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО И ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ — согласно параграфам 3.7.5–3.7.7 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, – архивная опись дел, составляемая на основе описей дел структурных подразделений, разрабатываемая архивом… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ — согласно параграфу 2.4 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, – составление описи дел постоянного, временного (свыше десяти лет) хранения, по личному составу (включая описи электронных… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • АКТ О ВЫДЕЛЕНИИ К УНИЧТОЖЕНИЮ ДЕЛ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ХРАНЕНИЮ — согласно параграфу 2.4 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, – документ, составленный центральной экспертной комиссией (экспертной комиссией) для подтверждения факта отбора дел,… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ — согласно параграфу 3.4.7 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, номенклатура дел составляется на основе изучения состава и содержания документов, образующихся в деятельности организации.… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • АЦП — аналого цифровой преобразователь аналогово цифровой преобразователь Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь… … Словарь сокращений и аббревиатур

Досье на проект

Пояснительная записка

1. Утвердить прилагаемое типовое положение о центральной экспертной комиссии государственного органа.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной архивной службы России от 17 марта 1998 г. N 19 «Об утверждении примерного положении о ЦЭК министерства (ведомства) Российской Федерации».

Руководитель А.Н. Артизов

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального архивного агентства
от 2017 г. N

Типовое положение о центральной экспертной комиссии государственного органа

1. Типовое положение о центральной экспертной комиссии государственного органа (далее ? Типовое положение) разработано в соответствии с подпунктом 9 пункта 6 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 N 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4034).

2. Центральная экспертная комиссия государственного органа (далее — ЦЭК) создается в целях организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, образовавшихся в деятельности государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных ему организаций (при их наличии); отбора и подготовки к передаче на постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации; осуществления методического руководства и координации деятельности экспертных комиссий (ЭК) территориальных органов и подведомственных организаций (при их наличии).

3. ЦЭК является совещательным органом при руководителе государственного органа, создается приказом государственного органа и действует на основании положения, разработанного на основе Типового положения, и утвержденного руководителем государственного органа.

4. Положение о ЦЭК федерального органа государственной власти, иного государственного органа Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства*(1).

5. Положение о ЦЭК государственного органа субъекта Российской Федерации полежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела либо с государственным архивом субъекта Российской Федерации в соответствии с предоставленными им полномочиями.

6. Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя государственного органа.

В состав ЦЭК включаются: председатель комиссии, его заместитель, секретарь комиссии, представители делопроизводственной службы и архива, основных структурных подразделений центрального аппарата государственного органа, федерального государственного архива или государственного архива субъекта Российской Федерации (далее — соответствующий государственный архив), источником комплектования которого является государственный орган.

Председателем ЦЭК назначается один из заместителей руководителя государственного органа.

В качестве экспертов и консультантов к работе комиссии могут привлекаться специалисты научных, общественных и иных организаций.

7. В своей работе ЦЭК руководствуется Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; N 20, ст. 4034; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст.4196; 2013, N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 10, ст. 1317, N 22, ст. 3097; 2017, N 25, ст. 3596), законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях*(2), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области архивного дела, нормативными правовыми актами государственного органа, положением о центральной экспертной комиссии государственного органа.

II. Функции ЦЭК

8. ЦЭК осуществляет следующие функции:

8.1. Разрабатывает предложения и рекомендации по оптимизации состава документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов, образующихся в деятельности государственного органа, его территориальных органов и подведомственных ему организаций (при их наличии).

8.2. Организует ежегодный отбор дел, образующихся в деятельности государственного органа, для хранения и уничтожения.

8.3. Рассматривает и принимает решения о согласовании:

а) описей дел постоянного хранения управленческой и иных видов документации;

б) перечней проектов, проблем (тем), научно-технической документации, подлежащей передаче на постоянное хранение;

в) описей дел по личному составу;

г) описей дел временных (свыше 10 лет) сроков хранения;

д) номенклатуры дел;

е) актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению;

ж) актов об утрате документов;

з) актов о неисправимом повреждении архивных документов;

и) предложений об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями, об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями;

к) проектов нормативных и методических документов по проведению экспертизы ценности документов;

л) перечня документов, образующихся в деятельности федерального органа государственной власти, иного государственного органа Российской Федерации и подведомственных ему организаций с указанием сроков хранения, примерных и типовых номенклатур дел для территориальных органов и подведомственных организаций (при их наличии).

8.4. Представляет на утверждение Экспертно-проверочной комиссии федерального государственного архива или Экспертно-проверочной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела (далее — ЭПК архивного учреждения) согласованные ЦЭК описи дел постоянного хранения управленческой и иных видов документации, перечней проектов, проблем (тем), научно-технической документации, подлежащей передаче на постоянное хранение.

8.5. Представляет на согласование ЭПК архивного учреждения или в государственный архив субъекта Российской Федерации в соответствии с предоставленными им полномочиями согласованные ЦЭК:

а) номенклатуру дел;

б) описи дел по личному составу;

в) акты об утрате документов;

г) акты о неисправимых повреждениях архивных документов.

8.6. После рассмотрения ЦЭК на согласование Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве (далее ЦЭПК при Росархиве) представляются:

а) перечень документов, образующихся в деятельности федерального органа государственной власти, иного государственного органа Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций (при их наличии) с указанием сроков хранения, примерные и типовые номенклатуры дел территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации и подведомственных им организаций (при их наличии);

б) предложения ЦЭК об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями, об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, предусмотренных перечнями.

8.7. Организует и координирует работу по подготовке проектов методических документов по экспертизе ценности и отбору в состав Архивного фонда Российской Федерации документов, образующихся в деятельности государственного органа, его территориальных органов и подведомственных ему организаций (при их наличии).

8.8. Оказывает содействие и методическую помощь работникам структурных подразделений:

а) по выявлению владельцев личных архивов, по возможной передаче ими дневников, записей воспоминаний, других документов для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации;

б) по инициативному документированию знаменательных событий и фактов в истории государственного органа.

8.9. Совместно с архивной, делопроизводственной и кадровой службами организует для работников государственного органа консультации по вопросам работы с документами, оказывает им методическую помощь, участвует в подготовке и проведении мероприятий по повышению их квалификации.

III. Права ЦЭК

9. ЦЭК имеет право:

9.1. Давать рекомендации в пределах своей компетенции структурным подразделениям государственного органа, его территориальным органам и подведомственным организациям (при их наличии) по вопросам разработки номенклатуры дел и формирования дел в делопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел постоянного хранения и дел по личному составу, упорядочения и оформления документов для передачи в Центральный архив государственного органа.

9.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений:

а) письменные объяснения о причинах утраты, порчи или несанкционированного уничтожения документов постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе документов по личному составу;

б) предложения и заключения, необходимые для определения сроков хранения документов.

9.3. Заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подразделений о ходе подготовки документов к передаче на хранение в Центральный архив государственного органа, об условиях хранения и обеспечения сохранности документов, в том числе Архивного фонда Российской Федерации, о причинах утраты документов.

9.4. Приглашать на заседания комиссии в качестве консультантов и экспертов специалистов структурных подразделений, представителей архивных учреждений, научных и иных организаций.

9.5. Не принимать к рассмотрению и возвращать на доработку документы, подготовленные с нарушением правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях.

9.6. Информировать руководство государственного органа по вопросам, относящимся к компетенции ЦЭК.

IV. Организация работы ЦЭК

10. ЦЭК взаимодействует с ЭПК архивных учреждений, ЦЭПК при Росархиве и соответствующим государственным архивом.

11. Вопросы, относящиеся к компетенции ЦЭК, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере необходимости. Все заседания ЦЭК протоколируются. Решения ЦЭК вступают в силу после утверждения протоколов ЦЭК руководителем государственного органа.

12. Заседание ЦЭК и принятые решения считаются правомочными, если на заседании присутствует более половины ее состава.

13. Решения ЦЭК принимаются по каждому вопросу (документу) отдельно большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При разделении голосов поровну решение принимает председатель ЦЭК.

Право решающего голоса имеют только члены ЦЭК. Приглашенные консультанты и эксперты имеют право совещательного голоса и в голосовании не участвуют.

14. Ведение делопроизводства ЦЭК, хранение и использование ее документов, ответственность за их сохранность возлагаются на секретаря ЦЭК.

*(1) Подпункт 4 пункта 9 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 N 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4034).

*(2) Подпункт 2 пункта 6 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 N 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 4034).

Экспертиза научной и практической ценности документов (стр. 3 из 6)

При проведении экспертизы ценности научно-технической документации независимо от вида носителя составляется аннотированный , «Перечень проектов (проблем, тем), документация по которым подлежит передаче на государственное хранение». В графе «Обоснование отбора» определяется степень важности конкретного объекта, разработки согласно существующим критериям отбора научно-технической документации на государственное хранение. «Перечень» согласовывается с экспертной комиссией организации-разработчика и утверждается экспертно-проверочной комиссией профильного учреждения государственной архивной службы (им в настоящее время является БелНИЦЭД).

Для определения исторической и практической ценности научно-технической документации существует целый ряд критериев, основными из которых являются:

принципиальная новизна, уникальность, оригинальность решения проблемы, конструкции, технологии, проекта;

степень отражения уровня науки и техники, производства в опре­деленный период развития общества. Государственному хранению подлежит научно-техническая документация на разработки и исследования, которые превосходят мировой уровень, осуществлены впервые в мире, в Республике Беларусь, в отрасли и т. д.;

значимость проблемы, проекта, модели, конструкции, технологии на момент внедрения для развития конкретных отраслей и народного хозяйства в целом;

экономическая эффективность внедрения результатов исследования или технической идеи;

социальная эффективность исследования или разработки.

Экспертиза ценности так называемых информационных ресурсов (базы и банки данных, кадастры, регистры, ресурсы для сети Интернет), которые выполняются только в электронном виде, проводится на основании следующих критериев: для баз данных — степень новизны, уникальности информации и ее социальная значимость, коммерческая ценность, историческое значение;

для Интернет-публикаций (сайтов, онлайновых каталогов) статус организации-создателя, содержание, графическое оформление, историческое значение.

Заседания экспертной комиссии организации протоколируются. Экспертная комиссия организации работает в непосредственном контакте с экспертно-проверочной комиссией БелНИЦЭД.

На заседаниях экспертной комиссии рассматриваются графики передачи электронных документов на государственное хранение, перечни электронных документов, описи и сопроводительные документы (удостоверяющий лист, информационно-поисковая характеристика, ведомость машинного носителя с записью) на электронные документы, передаваемые на государственное хранение.

Заседания экспертной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Организация работы по экспертизе ценности документов и контроль результатов возлагается на экспертные комиссии организаций, а также на экспертные комиссии учреждений Государственной архивной службы.

ГЛАВА 3. СИСТЕМА ЭКСПЕРТНЫХ СЛУЖБ

Различная ценность информации, зафиксированная в документах, обусловливает необходимость ее внимательной оценки. Содержание документной информации является главным критерием определения научной и практической ценности документов и в связи с этим — сроков хранения документов (постоянный и временный). Документы постоянного хранения являются основным источником пополнения НАФ: по истечении срока хранения в организациях (так называемый ведомственный срок хранения) они передаются на хранение в государственный архив, документы временного хранения — уничтожаются.

В министерствах и других республиканских органах государственного управления, в организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК). ЦЭК осуществляет координацию и руководство деятельностью экспертных служб структурных подразделений (при их наличии) подведомственных организаций, с целью контроля за их деятельностью заслушивают на своих заседаниях отчеты председателей экспертных комиссий этих организаций, принимают соответствующие меры. Если организации, входящие в подведомственную сеть по действующим правилам, не передают документы на государственное хранение, то ЦЭК утверждает представляемые ими описи дел по личному составу, один раз в пять лет согласовывает их номенклатуры дел.

Право отбора документов на хранение и уничтожение в организациях предоставлено действующим в них экспертным комиссиям (ЭК). Основные документы, которыми руководствуются ЭК при выполнении этой работы, — перечни документов с указанием сроков хра­нения

В государственных архивах работа по экспертизе ценности документов, а также контроль за ее результатами в организациях возложена на экспертно-проверочиые комиссии (ЭПК) или экспертно-методические комиссии (ЭМК).

ЭПК (ЭМК) государственных архивных учреждений на заседаниях рассматривают описи дел постоянного хранения, временного хранения, срок хранения которых свыше 10 лет, в том числе и по личному составу, акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения, номенклатуры дел и другие нормативно-методические документы по работе делопроизводственных и архивных служб организаций, принимают соответствующие решения об их утверждении или согласовании.

В Комитете по архивам и делопроизводству при Совете Министров, Республики Беларусь функционирует Центральная экспертно-методическая комиссия (ЦЭМК). ЦЭМК является центром теоретического и методического разрешения вопросов экспертизы ценности документов.

На заседаниях ЦЭМК рассматриваются и утверждаются основные нормативно-методические документы, определяющие организацию и методику проведения экспертизы. Решения ЦЭМК обязательны для всех архивных органов, государственных и ведомственных архивов, архивов негосударственных организаций страны.

ЦЭК (ЭК) является постоянно действующим совещательным органом, а не создаются каждый раз, когда возникает вопрос об уничтожении документов и рассмотрении акта о выделении документов к уничтожению.

ЦЭК (ЭК) организации осуществляет следующие функции:участие в подготовке и рассмотрение проектов номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, проектов перечней документов;определение порядка ежегодного отбора документов на хранение и уничтожение (совместно со службой ДОУ и архивом);рассмотрение описей дел постоянного хранения и дел по личному составу, принятие решения о предоставлении описей на утверждение ЭМК (ЭПК) государственного архивного учреждения;рассмотрение актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих дальнейшему хранению, принятие решения о предоставлении их на утверждение ЭМК (ЭПК, ЦЭМК) государственного архивного учреждения;подготовка и внесение на рассмотрение ЭМК (ЭПК, ЦЭМК) предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, определенных действующими перечнями, или установлении сроков хранения документов, отсутствующих в перечнях;осуществление методического руководства и контроля за работой ЭК структурных подразделений и подведомственных организаций;принятие решений по совершенствованию делопроизводства и работы архива организации (организаций) в рамках своей компетенции.

Экспертная комиссия должна быть создана в каждой организации независимо от формы собственности. ЦЭК (ЭК) создается приказом руководителя организации.

Образец приказа о создании экспертной комиссии

Наименование организации

ПРИКАЗ

05.01.2006 № 4

г. Пинск

О создании экспертной комиссии

В целях обеспечения качественного отбора на хранение и уничтожение документов и дел, образующихся в деятельности (наименование организации)

ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Общему отделу (Н.В. Сорокин) разработать положение об экспертной комиссии и представить на утверждение директору до 27.01.2006.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Н.А.Кириковича.

Наименование должности

руководителя организации Подпись И.О.Ф.

Визы

В состав ЦЭК (ЭК) включаются наиболее квалифицированные работники организации (не менее 3-5 человек). Членами ЭК обязательно являются руководитель службы ДОУ, заведующий архивом (лицо, ответственное за архив), работник кадровой службы, главный бухгалтер. В состав ЦЭК (ЭК) организаций, передающих документы на хранение в государственный архив, включаются представители этого государственного архива.

ЦЭК (ЭК) является постоянно действующей комиссией. Но с течением времени в ее составе происходят изменения: убывают старые и включаются новые члены. В таком случае ЦЭК (ЭК) не создается вновь, а приказом руководителя в ее состав вносятся изменения.

Образец приказа о внесении изменений в состав экспертной комиссии

Наименование организации

ПРИКАЗ

____________№__________

Г. Пинск

О внесении изменений в состав

и положение об экспертной комиссии

В целях совершенствования организации работы экспертной комиссии

(наименование организации) и в связи с введением в штатное расписание должности заведующего архивом

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в состав экспертной комиссии (наименование организации) следующие изменения:

1.1. Заместителя директора Васильева В.С. назначить председателем экспертной комиссии.

1.2. Заведующего архивом Новикову П.А. назначить секретарем экспертной комиссии.

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2012, N 12

ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

В практике деятельности любого предприятия из года в год формируется огромный массив документации, требующий проведения оценки ее содержания с точки зрения будущего применения. Рано или поздно руководство приходит к необходимости проведения экспертизы ценности документации, особенно той ее части, которая напрямую затрагивает права и законные интересы граждан. В статье идет речь о том, как грамотно следует организовать и провести экспертизу ценности документации по личному составу.

Экспертиза ценности документов — неотъемлемая часть работы по делопроизводству, ведь в ходе экспертизы изучается каждый документ на основании критериев его ценности в целях определения сроков хранения и отбора на постоянное хранение.

Словарь кадрового делопроизводства. Экспертиза ценности документов — это отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев.

Так, Основные правила работы архивов организации (одобрены Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) называют несколько критериев оценки:

1. К критериям происхождения относятся: роль и место организации в системе государственного управления или конкретной отрасли, значимость выполняемых ею функций, значение физического лица в жизни общества, время и место образования документа.

2. К критериям содержания относятся: значимость события (явления), отраженного в документе, значение имеющейся в документе информации, повторение информации документа в других документах, вид документа, подлинность документа.

3. К критериям внешних особенностей относятся: форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения, оформления документа, его физическое состояние.

С чего начать?

Экспертизу ценности документов должна предварять организационная работа. Экспертиза ценности документов проводится на основе:

— действующего законодательства и правовых актов Российской Федерации по архивному делу и документационному обеспечению управления;

— типовых и ведомственных перечней документов с указанием сроков их хранения, типовых и примерных номенклатур дел;

— нормативно-методических документов Федеральной архивной службы России и органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

Деятельность по проведению экспертизы ценности документов лучше всего начать с изучения нормативно-правовой базы.

Однако любой законодательный акт дает лишь ориентиры, на которые следует опираться. Для учета нюансов, особенностей подобной работы в рамках предприятия целесообразно разработать локальный нормативный акт, пример которого мы рассмотрим ниже.

Следует определить оптимальное время для проведения экспертизы ценности документов в организации. Так, чаще всего экспертиза ценности проводится:

— в делопроизводстве — при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел и при подготовке дел к передаче в архив;

— в архиве — в процессе подготовки к передаче дел на постоянное хранение.

Формирование экспертной комиссии

Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов в архив создается экспертная комиссия. Причем для экспертизы ценности и отбора на постоянное хранение научно-технической и другой специальной документации может быть создана отдельная экспертная комиссия, состоящая из специалистов по этой документации.

Если ваше предприятие имеет разветвленную организационную структуру, то можно создать в головной (управляющей) компании центральную экспертную комиссию плюс — создать экспертные комиссии «на местах», в регионах.

Важный вопрос — кого включить в состав экспертной комиссии? Полагаем, что в нее должны войти сотрудники, сведущие в вопросах делопроизводства. Причем если речь идет о документах по личному составу, то большую часть комиссии должны составлять лица, хорошо разбирающиеся именно в кадровом делопроизводстве. Если таких специалистов недостаточно, то всегда имеется возможность пригласить к участию внешних экспертов, специалистов из сторонних компаний.

Среди членов комиссии избирается председатель и его заместитель. Председателем центральной экспертной комиссии назначается один из руководящих работников организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива. Председателем региональной экспертной комиссии можно назначить руководителя службы, в чьем ведении находятся вопросы делопроизводства.

Также целесообразно определить лицо, которое будет вести протоколы заседаний, внутреннюю переписку и т. п., одним словом секретаря комиссии. В состав экспертной комиссии организации в обязательном порядке включается руководитель архива или лицо, ответственное за архив. Также не должны находиться в стороне от дел работники службы документационного обеспечения управления, специалисты кадровой службы. Нередко в состав центральной экспертной комиссии включают представителя архивного учреждения, для которого данная организация является источником комплектования.

Состав членов комиссии утверждается приказом руководителя организации.

Что поручить экспертной комиссии?

До начала деятельности комиссии важно определить ее назначение, функции, основные задачи, которые она призвана решать.

Основными задачами экспертной комиссии являются:

— организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и в процессе формирования дел;

— организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к передаче в архив организации;

— организация и проведение отбора и подготовки документов к передаче на постоянное хранение в архив.

Основными функциями экспертной комиссии являются:

— организация ежегодного отбора дел для хранения и уничтожения;

— рассмотрение и вынесение на утверждение и согласование с экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения проектов номенклатур дел организации, описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению;

— подготовка и вынесение на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии архивного учреждения предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями;

— участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методических документов по вопросам работы с документами в организации.

Порядок работы экспертной комиссии

Порядок работы новой службы, процедуры, периодичность проведения мероприятий и их продолжительность можно зафиксировать в локальном нормативном акте. Поскольку работу в экспертной комиссии сотрудники будут совмещать со своей основной деятельностью, то для регламентации их занятости вырабатывается план работы на квартал, полгода, год. Вместе с тем заседания не должны проходить редко: рекомендуется их проводить в периодичностью хотя бы два раза в год.

Экспертная комиссия проводит заседания в соответствии с планом работы. Однако ни один план не может предусмотреть и заседания, проводимые по мере необходимости.

Все мероприятия, проводимые экспертной комиссией, должны протоколироваться.

Протоколы подписываются председателем и секретарем комиссии. Во избежание рабочих конфликтов следует определить порядок голосования и принятия решений членами комиссии. Поскольку экспертные комиссии являются совещательными органами, то их решения утверждаются руководителями организации. То есть решения, принятые экспертной комиссией, вступают в силу после утверждения руководителем организации.

Протоколы экспертной комиссии, содержащие решения об одобрении проектов типовых и примерных номенклатур дел, об изменении сроков хранения документов, установленных типовыми и ведомственными перечнями документов с указанием сроков их хранения, а также типовыми и примерными номенклатурами дел, утверждаются руководителем организации только после их рассмотрения экспертно-проверочной комиссией соответствующего архивного учреждения.

Порядок проведения экспертизы ценности документов

Экспертиза ценности документов должна осуществляться ежегодно работниками службы документационного обеспечения управления совместно с центральной экспертной комиссией или экспертной комиссией организации под методическим руководством архива.

При проведении экспертизы ценности документов в структурных подразделениях осуществляется отбор дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив; отбор дел с временными сроками хранения, подлежащих хранению в структурных подразделениях; выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли. При этом одновременно проверяются качество и полнота номенклатуры дел организации, правильность определения сроков хранения дел.

Отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения проводится путем полистного просмотра дел. Не допускается отбор документов для хранения и уничтожения только на основании заголовков дел.

На некоторых документах потребуется проставить специальную отметку, предупреждающую о необходимости согласования их с экспертно-проверочной комиссией архивной службой, куда в перспективе будут сданы документы. Для этого можно использовать штамп «ЭПК».

Дела с отметкой «ЭПК» подвергаются полистному просмотру с целью определения и выделения из их состава документов, подлежащих постоянному хранению. Кроме того, дела с отметкой «ЭПК», содержащие документы постоянного хранения, подлежат переформированию. Выделенные из их состава документы постоянного хранения присоединяются к однородным делам или оформляются в самостоятельные дела.

Сроки хранения дел, содержащих оставшиеся документы временного хранения, определяются по перечню документов с указанием сроков их хранения или по номенклатуре дел организации.

Подшивка вновь сформированных дел производится только после завершения экспертизы ценности документов.

Архив проводит экспертизу ценности документов при отборе их на постоянное хранение под методическим руководством соответствующего государственного или муниципального архива.

Особенности экспертизы электронных документов

Если на предприятии внедрен электронный документооборот, то требуется увеличить трудовые и временные затраты вдвое, ведь экспертиза ценности электронного документа имеет значительные особенности.

Отбор электронных документов на архивное хранение осуществляется в результате экспертизы ценности, которая проводится экспертной комиссией организации.

На первом этапе экспертизы архивная служба совместно с делопроизводителями и службой, отвечающей за функционирование информационных технологий в организации, определяет перечень систем, тем и проектов, документы которых могут иметь ценность в соответствии с общими критериями экспертизы. В рамках перечня проводится отбор электронных документов на постоянное и временное хранение; перечень утверждается экспертной комиссией организации.

Экспертиза электронных документов проводится экспертной комиссией во взаимосвязи с документацией организации на традиционных носителях (применяется в комплексе система общих и специальных критериев: значимость, полнота (завершенность) документа; аутентичность документа; отсутствие дублирующей информации в документах, принятых на архивное хранение).

При приеме электронных документов на хранение в архив учитываются факторы:

— ограничения на прием электронных документов;

— завершенность процесса создания электронного документа;

— стоимость возможного перевода электронного документа в другой формат при приеме в архив;

— наличие законодательных актов, препятствующих передаче электронного документа;

— наличие необходимой сопроводительной документации;

— соответствие типа электронного оборудования различным режимам хранения электронного документа;

— затраты на обеспечение хранения.

Подготовка электронных документов к передаче в архив организации состоит из следующих этапов:

— проверка физического состояния машинных носителей, предназначенных для передачи в архив;

— запись электронного документа на машинные носители;

— проверка качества записи;

— описание электронного документа;

— проставление архивных шифров на единицах хранения (на футлярах) в соответствии с архивной описью (описями) электронных документов постоянного хранения и по личному составу;

— подготовка комплекта сопроводительной документации.

Сопроводительная документация электронного документооборота должна быть достаточной для обеспечения их сохранности и использования. В ней отражается следующая информация: название документа, дата его создания, характеристика содержания (аннотация), электронный формат, физическая и логическая структура (для баз данных, сайтов и т. п.), объем документа (для баз данных также — количество записей).

Оформление результатов экспертизы ценности документов

По результатам экспертизы ценности документов в организации составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

В архиве организации в зависимости от состава и объема электронных документов, отнесенных к составу Архивного фонда РФ, составляются описи электронных документов постоянного хранения, описи дел по личному составу. Управленческая, научно-техническая документация, отдельные комплексы электронных документов включаются в самостоятельные описи.

Составление описей дел

Описи дел являются первичным учетным документом для учета дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.

Описи составляются в четырех экземплярах. Учетный номер присваивается описи по листу фонда в валовом порядке.

Если документы фонда уже поступали на хранение в государственный архив, то номер описи согласовывается с этим архивом.

Количество единиц хранения в одной описи, как правило, не должно превышать четырехзначную цифру — 9999. Последующие единицы хранения фонда учитываются в новой описи, которой по листу фонда присваивается новый, следующий учетный номер.

При выбытии всех дел по какой-либо законченной описи ее номер другим описям не присваивается. В графе «Примечание» против каждой выбывающей единицы хранения (единицы учета) ставится штамп «Выбыло».

Поединичный учет осуществляется путем закрепления за каждым делом (единицей хранения) самостоятельного номера.

Суммарный учет дел в описях достигается составлением итоговой записи к описям. В итоговой записи указывается количество единиц хранения (цифрами и в круглых скобках — прописью), первый и последний номера единиц хранения по описи, оговариваются имеющиеся пропуски номеров, единицы хранения с литерными номерами, выбывшие единицы хранения.

Законченные описи дел комплектующихся и некомплектующихся фондов, состоящие из годовых разделов, должны иметь общую итоговую запись ко всей описи в целом.

Если опись состоит из нескольких томов (частей), в конце каждого тома (части) составляется как итоговая запись к соответствующему тому (части), так и суммарная итоговая запись, данные в которой указываются с нарастающим итогом. К последнему тому (части) составляется общая итоговая запись ко всей описи (ко всем томам).

Каждое изменение объема дел в описи, связанное с выбытием, поступлением, объединением или расформированием дел, на основании соответствующих документов отражается в итоговой записи к описи.

Описи дел структурных подразделений служат учетными документами до составления соответствующего годового раздела сводной описи дел постоянного хранения организации, утверждения на экспертно-проверочной комиссии соответствующего архивного учреждения, после чего подлежат хранению в деле фонда до передачи документов за эти годы на постоянное хранение.

Описи дел структурных подразделений по личному составу хранятся до согласования годового раздела сводной описи дел организации по личному составу с экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения.

Сдаточным описям структурных подразделений учетные номера присваиваются по реестру описей. Номер описи структурного подразделения состоит из номера структурного подразделения с добавлением индекса «сп» (то есть структурное подразделение) и указанием через дефис двух последних цифр календарного года, в течение которого образовались дела, включенные в опись.

При наличии двух и более описей в архиве организации ведется реестр описей. Описи вносятся в реестр описей в хронологической последовательности их поступления, под соответствующими порядковыми номерами.

В реестре описей фиксируются основные данные по составу каждой поступившей в архив организации описи: номер фонда, номер описи, количество описанных в ней дел, количество листов в описи и ее экземпляров.

После формирования описей экспертно-проверочная комиссия архивного учреждения утверждает описи дел постоянного хранения и согласовывает описи дел по личному составу (включая описи дел электронного документооборота).

Указанные описи и акты рассматриваются на заседании экспертной комиссии организации одновременно. Одобренные экспертной комиссией акты и описи утверждаются руководителем организации только после утверждения экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения описей дел постоянного хранения; после этого организация имеет право уничтожать дела, включенные в данные акты.

Дела включаются в акт, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, в котором составляется акт. Например, законченные дела с 5-летним сроком хранения в 2012 г. могут быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 2018 г.

Отбор документов на уничтожение и составление на них акта производится после подготовки описей дел постоянного и долговременного хранения за этот же период; акты о выделении документов и дел к уничтожению рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии одновременно с описями дел. Для организаций, сдающих документы на государственное хранение, акты утверждаются руководителем организации после утверждения описей дел постоянного хранения экспертно-проверочной комиссией учреждения государственной архивной службы.

Акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, составляется на дела всей организации. Если в акте указаны дела нескольких подразделений, то название каждого подразделения указывается перед группой заголовков дел этого подразделения. Заголовки однородных дел, отобранных к уничтожению, вносятся в акт под общим заголовком с указанием количества дел, отнесенных к данной группе.

Архивные учреждения проверяют правильность отбора дел на постоянное хранение и при необходимости имеют право потребовать включить в опись дел постоянного хранения дела, отобранные на временное хранение или к уничтожению.

Далее приведено положение об экспертной комиссии — оно может как быть разработано самостоятельно предприятием, так и основываться на типовых положениях, утверждаемых Росархивом. Положение согласовывается с учреждением архивной службы, куда сдает документы организация.

Примерный образец

УТВЕРЖДЕНО

приказом генерального директора

ООО «Ваша защита»

от 01.12.2002 N 4

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертной комиссии ООО «Ваша защита»

Раздел 1. Общие положения

1.1. Постоянно действующая экспертная комиссия создается в ООО «Ваша защита» (далее — Компания) для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на государственное хранение документов в архив, включая управленческую и другую специальную документацию, образующуюся в процессе деятельности Компании.

1.2. Постоянно действующая ЭК является совещательным органом при заместителе генерального директора по общим вопросам.

Решения комиссии вступают в силу после их утверждения генеральным директором Компании. В необходимых случаях решения экспертной комиссии утверждаются после их предварительного согласования с соответствующим учреждением архивной службы.

1.3. В своей работе экспертная комиссия руководствуется законодательством об архивах, распорядительными документами отраслевого федерального органа управления, приказами генерального директора Компании, нормативно-методическими документами Росархива и архивного органа субъекта Российской Федерации, курирующего деятельность архивов, типовыми и ведомственными перечнями документов со сроками хранения, настоящим Положением.

1.4. Экспертная комиссия возглавляется заместителем генерального директора Компании; секретарем является заведующий архивом Компании или лицо, ответственное за архив Компании.

Персональный состав экспертной комиссии назначается приказом генерального директора Компании из числа наиболее квалифицированных сотрудников ведущих структурных подразделений, представителя делопроизводственной службы и других сотрудников, имеющих опыт работы в сфере делопроизводства и специальное образование.

В качестве экспертов к работе комиссии могут привлекаться представители любых сторонних организаций.

1.5. На основе настоящего Положения филиалы и другие структурные подразделения Компании разрабатывают положение о работе своей экспертной комиссии, которое после согласования с руководством генеральным директором Компании утверждается и вводится в действие.

Раздел 2. Основные задачи экспертной комиссии

Основными задачами экспертной комиссии являются:

2.1. Организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и формировании дел.

2.2. Организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к архивному хранению.

2.3. Организация и проведение отбора и подготовки документов к передаче на государственное хранение, в том числе научно-технической, аудиовизуальной и другой специальной документации.

Раздел 3. Основные функции экспертной комиссии

В соответствии с возложенными на нее задачами экспертная комиссия выполняет в Компании следующие функции:

3.1. Организует и проводит совместно с делопроизводственной и архивной службами работу по ежегодному отбору документов учреждения (в том числе научно-технической и специальной документации) для дальнейшего хранения и к уничтожению.

3.2. Осуществляет методическое руководство работой по экспертизе ценности документов Компании и по подготовке их к архивному хранению, по разработке номенклатуры дел, дает экспертную оценку проектам нормативно-методических документов по названным вопросам.

3.3. Оказывает содействие и методическую помощь специалистам Компании по правильному ведению делопроизводства, составлению и оформлению документации по профилю деятельности подразделений.

3.4. Рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет:

3.4.1. На утверждение экспертно-проверочной комиссии архивного учреждения, а затем на утверждение руководителя своего учреждения:

— описи дел постоянного хранения управленческой и специальной документации;

— перечни проектов, проблем (тем), научно-техническая документация по которым подлежит передаче на государственное хранение;

— акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения: документов со сроками хранения 10 лет и более, с отметкой «ЭПК» в перечне.

3.4.2. На согласование экспертно-проверочной комиссии архивного учреждения, а затем на утверждение генерального директора Компании:

— сводную номенклатуру дел учреждения;

— описи дел по личному составу;

— акты об утрате или неисправимом повреждении документов постоянного хранения.

3.4.3. На рассмотрение экспертно-проверочной комиссии архивного учреждения:

— предложения об изменении сроков хранения категорий документов, установленных перечнем, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнем.

3.4.4. На утверждение генерального директора Компании:

— акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения;

— акты об утрате или неисправимом повреждении документов по личному составу.

3.5. Совместно со службами делопроизводства и отдела кадров проводит для сотрудников учреждения консультации по вопросам работы с документами, участвует в проведении мероприятий по повышению их деловой квалификации.

Раздел 4. Права экспертной комиссии

Экспертная комиссия имеет право:

4.1. В пределах своей компетенции давать рекомендации структурным подразделениям и отдельным сотрудникам Компании по вопросам разработки номенклатуры дел и формирования дел в делопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел постоянного срока хранения и дел по личному составу, упорядочения и оформления документов.

4.2. Запрашивать от руководителей структурных подразделений:

— письменные объяснения о причинах утраты, порчи или незаконного уничтожения документов постоянного и долговременного сроков хранения, в том числе документов по личному составу;

— предложения и заключения, необходимые для определения сроков хранения документов.

4.3. Заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подразделений о ходе подготовки документов к архивному хранению, об условиях хранения и обеспечения сохранности документов, о причинах утраты документов.

4.4. Приглашать на заседания комиссии в качестве консультантов и экспертов специалистов структурных подразделений, представителей и экспертов сторонних организаций.

4.5. Экспертная комиссия в лице ее председателя, его заместителя и секретаря комиссии имеет право не принимать к рассмотрению и возвращать для доработки некачественно и небрежно подготовленные документы.

4.6. Информировать руководство Компании по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

4.7. В установленном порядке представлять свое учреждение в архивных службах России.

Раздел 5. Организация работы экспертной комиссии

5.1. Экспертная комиссия учреждения работает в тесном контакте с экспертно-проверочными комиссиями учреждений Росархива, с центральной экспертной комиссией отраслевого органа управления, получает от них соответствующие организационно-методические указания.

5.2. Экспертная комиссия работает по годовому плану, утвержденному руководством.

5.3. Вопросы, относящиеся к компетенции экспертной комиссии, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Все заседания комиссии протоколируются. Поступающие на рассмотрение экспертной комиссии документы рассматриваются на ее заседании не позднее чем через 10 дней.

5.4. Заседание экспертной комиссии и принятые на нем решения считаются правомочными, если в голосовании приняли участие не менее половины присутствующих на заседании членов экспертной комиссии. Право решающего голоса имеют только члены экспертной комиссии. Приглашенные консультанты и эксперты имеют право совещательного голоса, в голосовании не участвуют.

Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. При разделении голосов поровну решение принимает председатель экспертной комиссии.

5.5. Ведение делопроизводства экспертной комиссии, хранение и использование ее документов, ответственность за их сохранность, а также контроль за исполнением принятых экспертной комиссией решений возлагаются на секретаря комиссии.

Библиографический список

1. Доронина Л. Сроки и способы хранения кадровой документации // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2008. N 3.

2. Кузнецова Т. Организация делопроизводства требует профессиональных знаний // Делопроизводство. 2010. N 1.

О. Бегалова

Инспектор отдела кадров

ООО «Электронные системы АР»

Подписано в печать

Товароведная документальная экспертиза

Документальная экспертиза – оценка экспертом товароведных характеристик товаров, основанная на информации товаросопроводительных, технологических и иных документов.

Объектамидокументальной экспертизы являются документы (товаросопроводительные, технические, технологические, эксплуатационные и т.п.).

Документ– материальный объект (бумага, картон и подобное), на котором языковыми знаками (письменами либо символами) запечатлены сведения о фактах.

Подлинный документ– это документ, подготовленный определенными должностными лицами, содержание которого соответствует действительности.

Подложный документ– надлежаще изготовленный документ, но содержащий ложные сведения.

Поддельный документ– документ, целиком имитирующий подлинный (полная подделка), либо содержащий изменения (частичная подделка).

Субъектамидокументальной экспертизы являются эксперты-товароведы, а в случае судебной экспертизы – эксперты-криминалисты. Данный вид экспертизы чаще всего применяется в качестве обязательного элемента других видов товароведной экспертизы, поскольку эксперты обязательно проверяют соответствие количества, качества, наименования объекта экспертизы документальным данным.

Самостоятельно документальная экспертиза применяется в случае отсутствия товара (например, вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств – пожара, наводнений и т.п.), а также вследствие возникновения количественных и качественных потерь.

При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует имеющиеся товаросопроводительные документы: накладные, сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, эксплуатационные документы, а также объяснительные записки и докладные работников торговой организации, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом (графики, журналы и т.п.), отчеты и другую внутреннюю документацию.

При анализе документов эксперт обязан:

· установить их подлинность по наличию печати торговой организации (производителя) и подписей уполномоченных лиц, дат заполнения, необходимых реквизитов;

· проверить соответствие данных, указанных в разных товаросопроводительных документах (в товарно-транспортной накладной, сертификате соответствия или в удостоверении о качестве);

· особое внимание уделить наличию в документах различных исправлений и пометок, которые должны заверяться подписью ответственных лиц и печатью.

Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при отсутствии товара эксперту приходится полагаться на достоверность сведений в технических документах. Однако иногда такие документы могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы зависят в таком случае от компетентности эксперта, его умения сопоставлять данные различных товаро-сопроводительных документов, других документов внутренней отчетности с внешней информацией (справочными и научными данными, практическим опытом других торговых организаций и т.п.).

Самая распространенная подделка документов – изменение их первоначального содержания. Можно подделать текст документа, обозначения цифр, дат, фамилий, имен, отчеств, содержание оттисков печатей и штампов и т.д. Обычно содержание документов изменяют путем подчистки и дописки.

Подчистка – это механическое удаление штрихов или какого-либо обозначения в целях изменения содержания текста. Подчисткой могут быть удалены отдельные элементы цифр, букв и других обозначений в документе, фрагменте текста, оттиске печатей и штампов, подписи.

Дописка – изменение первоначального содержания документа, при котором новые записи или отдельные штрихи (элементы букв, цифр и других обозначений) вносятся на свободные места документа, между строками, словами и отдельными письменными знаками.

Разновидностью дописки является дорисовка и вставка. Дорисовка – это изменение содержания документа путем дополнения отдельных штрихов, изменяющих прежние буквы или цифры (3 на 9 или 1 на 4, а на д). Вставкой называется добавление слова или цифры над строкой, под строкой или на свободном месте в строке.

Как правило, лица, производящие дописку, стараются сделать ее незаметной. Для этого используется тот же или аналогичный печатающий прибор, те же или такого же цвета чернила. Записи размещаются так, чтобы дописка не бросалась в глаза. Несмотря на это, признаки дописки в большинстве случаев удается обнаружить, так как воспроизвести первоначальные условия документа очень трудно.

В настоящее время зачастую подделываются сертификаты соответствия на товары. Существует несколько способов подделки сертификатов:

· подделка сертификата с использованием подлинного бланка установленной формы и внесением всех реквизитов фальсифицированного или не прошедшего сертификационные испытания товара, при этом используются фальшивые печати органов по сертификации;

· подделка подлинной копии сертификата с подлинными печатями путем удаления некоторых записей (наименования фирмы-изготовителя, срока действия, даты выдачи и др.) и внесения новых реквизитов, характеризующих фальсифицированный товар;

· отбор образцов для проведения сертификации из других партий с аналогичными наименованиями товара и изготовителя, под которых подделывается фальсификат, при этом фальсификаторы получают подлинные сертификаты.

Эксперт, проводя экспертизу подлинности сертификата соответствия, сопоставляет данные, представленные в сертификате соответствия и данные маркировки товара. Затем проверяются коды ОКП и ТН ВЭД. По правильности заполнения бланка сертификата и сведениям, указанным в нем, эксперт может определить факт несоответствия сертификата партии товара.

К документальной экспертизе следует отнести оценку качества инструкций по употреблению товаров. В ТНПА изложены практические рекомендации и методика экспертной оценки с учетом общих критериев. В зависимости от сложности изделия и значения информации, сообщаемой потребителю. По его безопасности и правильной эксплуатации оценка инструкций проводится путем лабораторных испытаний или группового опроса потребителей.

Документальная экспертиза проводится для оценки соответствия технологических процессов требованиям, предъявляемым к ним (правила хранения, продажи товаров и т.д.). В ходе такой экспертизы исследуются следующие документы:

· законодательные и нормативные документы на процесс;

· технологические карты (регламенты);

· рецептуры;

· сертификаты соответствия, паспорта безопасности;

· должностные инструкции, документы по информации потребителя.

Экспертиза может считаться документальной, если представлен достаточно полный комплект документов. Если сведений недостаточно, то эксперту для доказательности необходимо провести анализ процесса путем его обследования.

Еще одна разновидность документальной экспертизы заключается в экспертизе договоров поставки (контрактов) на продукцию (товар). Товаровед-эксперт может проводить экспертизу условий договора по качеству, ассортименту, приемке товара. В случае решения спорных вопросов в суде может возникнуть необходимость в почерковедческой экспертизе.

Почерковедческая экспертиза – один из видов идентификации личности. Она основана на исследовании признаков почерка, текста, отобразившихся в рукописных документах. Потребность в проведении почерковедческой экспертизы возникает при наличии основания сомневаться в выполнении подписи лицом, от имени которого она значится, при необходимости установления факта выполнения записи с подражанием почерку другого лица и т.д. В качестве объектов исследования в данном случае выступают договора поставки. Почерковедческая экспертиза, прежде всего, нацелена на идентификацию личности исполнителя подписей в договоре и других документах.

Документальная экспертиза проводится на основании письменного заявления заказчика, по окончании экспертизы выдается экспертное заключение, которое является официальным документом и может быть использовано в суде.

Таким образом, документальная экспертиза связана с детальным изучением информации товаросопроводительных документов, других технических и учетных документов, их перекрестной проверкой и сопоставлением со справочными и научными данными, может быть самостоятельным видом или входить в состав других экспертиз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *