Бюджетные и денежные обязательства

1C в бюджетном учете

Бюджетное обязательство возникает на основании, например, хозяйственного договора, заключенного государственным учреждением и другой организацией (либо физическим лицом) и отражает планируемые расходы на определенный срок в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Денежное же обязательство, согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации — это «обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения». Таким образом из вышесказанного следует, что такое обязательство надо ставить на учет, когда по условиям договора мы уже должны уплатить какую-то сумму, то есть уже после фактического совершения какой-либо «гражданско-правовой сделки». Также из этого определения видно, что денежные, как и бюджетные, обязательства могут возникать как при расчетах с физическими и юридическими лицами, так и с бюджетом.

Понятие бюджета как публично-правового образования

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

Понятие бюджета как публично-правового образования

Виды бюджетов

Бюджетное право

Бюджетное устройство (бюджетная система и ее принципы)

Бюджетный процесс

Понятие бюджета возникло одновременно с понятием налогов. Оно связано с развитием парламентаризма в рамках капиталистической формации, в результате укрепления буржуазии и защиты прав и свобод человека и гражданина.

С этим периодом (с формированием промышленного капитала и с перераспределения средств из частных публичных фондов в публичные денежные фонды) связано возникновение и понятие налога, и понятие бюджета. Причем первым появилось понятие налога. Налоги и бюджет являются установления парламента.

Парламент сначала устанавливает налоги, и потом уже разрабатывает понятие бюджета (budget — кожаный мешок).

Это, прежде всего, связано с ограничением власти короля, а также феодального строя.

Бюджет — это основной финансовый план образования, распределения, перераспределения и организации использования централизованных публичных денежных фондов публичных образований, утверждаемый представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в форме закона либо акта представительного органа МСУ для обеспечения расходных обязательств публичного образования.

Определение бюджета имеет три составляющих:

1.С экономической точки зрения (экономический аспект бюджета), бюджет — это система экономических отношений, связанных с легальным перераспределением средств из частых денежных фондов в публичные денежные фоны, между государством и субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования основного публичного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения приоритетных на определенном этапе развития потребностей общественного воспроизводства. Это процесс получения и распределения денежных ресурсов, необходимых публичному образованию для реализации своих функций.

** Экономический аспект бюджета — это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций власти и управления соответствующими органами.

2.С материальной точки зрения, бюджет — это публичный централизованный денежный фонд (аккумулируте финансовые ресурсы для выполнения задач и функций государства)

3.С правовой точки зрения, бюджет — это финансовый план страны на очередной финансовый год и плановый период, принимаемый в форме закона как акта парламента.

Профицит государственного бюджета — это… Дефицит и профицит бюджета

Баланс государственного бюджета – явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно — рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета – это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление – дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета – это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход – это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета – это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • налоговая нагрузка действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

  • в недавнем времени в национальной экономике возникали кризисные явления;
  • текущее правительство не имеет должной способности регулировать внутренние финансовые потоки государства;
  • внутри страны ведутся войны, революции, происходят стихийные бедствия;
  • слишком большое количество национальных ресурсов выделяется на укрепление оборонной системы в мирное время;
  • темпы роста расходов социального характера превышают темпы роста валового дохода государства;
  • происходит реструктуризация производственной сетки страны в целом.

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% — профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ – явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

Пояснительная записка к уточнению бюджета Надвоицкого городского поселения

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

к уточнению бюджета Надвоицкого городского поселения

на 2015 год

от 01.01.01 года

Доходы бюджета

Доходная часть бюджета Надвоицкого городского поселения уменьшается на 35,1 тыс. рублей за счет возврата остатков субсидий, неиспользованных на 1 января 2015 года на счет бюджета Сегежского муниципального района.

Прогнозируемые поступления по видам доходов предлагается уточнить следующим образом:

тыс. рублей

Наименование доходов

Утверждено

в бюджете на 2015 год

Уточненный прогноз

на 2015 год

Отклонение

(+,-)

Налог на доходы физических лиц

14 502,0

14 502,0

0,0

Доходы от уплаты акцизов

2 087,2

2 087,2

0,0

Налог на имущество физических лиц

329,0

329,0

0,0

Земельный налог

2 140,0

2 140,0

0,0

Доходы от аренды земельных участков

1 600,0

1 600,0

0,0

Доходы от сдачи в аренду имущества

110,0

110,0

0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

300,0

300,0

0,0

Дотации

2 212,0

2 212,0

0,0

Субвенции

198,0

198,0

0,0

Возврат остатков субсидий прошлых лет из бюджета городского поселения

0,0

-35,1

-35,1

Итого

23 458,2

23 423,1

-35,1

С учетом уточнения доходная часть бюджета Надвоицкого городского поселения составит 23 423,1 тыс. рублей.

Расходы бюджета

Расходы бюджета Надвоицкого городского поселения предлагается увеличить на 252,1 тыс. рублей за счет остатков средств на счете бюджета поселения, неиспользованных по состоянию на 01 января 2015 года.

Кроме того, в соответствии с ходатайствами администрации поселения, с целью наиболее эффективного использования бюджетных средств и оперативного решения первоочередных задач, произведено уточнение бюджетных ассигнований путем перераспределения их в разрезе разделов и подразделов бюджета, целевых статей и видов расходов, не приводящее к изменению общего объема расходов бюджета.

С учетом уточнения расходная часть бюджета составит 23 710,3 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования в разрезе разделов бюджетной классификации предлагается уточнить следующим образом:

тыс. рублей

Наименование

Утверждено в бюджете на 2015 год

Проект бюджета

Уточнение

(+,-)

(тыс. рублей)

Общегосударственные вопросы

5 952,5

6 180,3

+ 227,8

Национальная оборона

196,0

196,0

0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

400,0

0,0

— 400,0

Национальная экономика

4 000,0

3 806,3

-193,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

4 923,3

5 541,3

+ 618,0

Культура и кинематография

7 982,0

7 982,0

0,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

4,4

4,4

0,0

Итого

23 458,2

23 710,3

+ 252,1

Раздел 01 «Общегосударственные вопросы»

По разделу «Общегосударственные вопросы» расходы предлагается увеличить на 227,8 тыс. рублей с целью оплаты административных штрафов, кредиторской задолженности за проведение аукциона, приобретение лицензии на сдачу отчетности.

Раздел 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

В целом по разделу расходы предлагается сократить на 400,0 тыс. рублей с целью перераспределения бюджетных ассигнования на раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» подраздел 0503 «Благоустройство» с целью заключения договоров на уборку несанкционированных свалок – 100,0 тыс. рублей, спиливание аварийных деревьев – 100,0 тыс. рублей, уличное освещение – 200,0 тыс. рублей.

Раздел 04 «Национальная экономика»

По разделу «Национальная экономика» подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» расходы предлагается сократить на 193,7 тыс. рублей, в том числе за счет собственных средств бюджета расходы предлагается сократить на 281,9 тыс. рублей в связи с образовавшейся экономией после заключения муниципального контракта на обслуживание автомобильных дорог на 2015 год с целью их перераспределения на раздел 01 «Общегосударственные вопросы» и раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство». За счет остатка неиспользованных по состоянию на 01 января 2015 года средств, полученных от уплаты акцизов, расходы предлагается увеличить на 88,2 тыс. рублей.

Раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство»

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы предлагается увеличить на 618,0 тыс. рублей, в том числе по подразделам:

1) по подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» расходы предлагается увеличить на 170,3 тыс. рублей, в том числе за счет остатка на 01 января 2015 года средств, поступивших от использования имущества (плата за социальный найм) – 131,0 тыс. рублей (заключение договоров на ремонт жилищного фонда), за счет собственных средств бюджета поселения – 39,3 тыс. рублей (технологическое присоединение);

2) по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» расходы в целом предлагается сократить на 67,0 тыс. рублей, в том числе за счет остатка неиспользованных на 01 января 2015 года средств бюджета расходы предлагается увеличить на 33,0 тыс. рублей (разработка схем теплоснабжения), за счет собственных средств бюджета поселения расходы предлагается сократить на 100,0 тыс. рублей с целью перераспределения на раздел 01 «Общегосударственные расходы» (оплата административного штрафа);

3) по подразделу 0503 «Благоустройство» расходы предлагается увеличить на 514,7 тыс. рублей, в том числе с целью заключения договоров на поставку электроэнергии для уличного освещения – 283,4 тыс. рублей, на содержание мест захоронения – 31,3 тыс. рублей, на уборку несанкционированных свалок – 100,0 тыс. рублей, на спиливание аварийных деревьев – 100,0 тыс. рублей.

Дефицит бюджета

В результате доходы и расходы местного бюджета составят 23 423,1 тыс. рублей и 23 710,3 тыс. рублей соответственно.

тыс. рублей

Дефицит бюджета составит 287,2 тыс. рублей или 1,36 процента к объему доходов бюджета Надвоицкого городского поселения без учета финансовой помощи от других бюджетов бюджетной системы.

Источником погашения дефицита бюджета является изменение остатков средств на счете бюджета Надвоицкого городского поселения по учету средств местного бюджета в течение текущего финансового года. Остаток средств на счете бюджета по состоянию на 01 января 2015 года составил 562,1 тыс. рублей (собственные средства бюджета поселения).

Руководитель финансового управления

,

БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Смотреть что такое «БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:

  • Бюджетная дисциплина — обязательный для всех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований. См. также: Государственная дисциплина Платежи Государственный бюджет Финансовый словарь… … Финансовый словарь

  • БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА — обязательный для всех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований … Юридический словарь

  • БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА — обязательный для всех предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований … Юридическая энциклопедия

  • БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА — обязательный для всех предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований … Энциклопедический словарь экономики и права

  • бюджетная дисциплина — обязательный для всех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований … Большой юридический словарь

  • БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА — – состоит в своевременном и точном выполнении всеми органами государственной власти и управления, предприятиями и учреждениями финансовых обязательств перед бюджетом, в расходовании бюджетных средств только на определённые цели, в точном… … Советский юридический словарь

  • ДИСЦИПЛИНА БЮДЖЕТНАЯ — (см. БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ДИСЦИПЛИНА ФИНАНСОВАЯ — – определённый, строгий и точный порядок хранения денежной наличности, выполнения финансовых обязательств (налог с оборота, отчисления от прибыли и т. д.) перед государством и расходования государственных средств в строгом соответствии с их… … Советский юридический словарь

  • Дисциплина Бюджетная — обязательный для всех организаций и должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • дисциплина бюджетная — Обязательный для всех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц порядок перечисления платежей в бюджет и расходования бюджетных ассигнований. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *